Мировоззрение иего структура. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Мировоззрение иего структура.

2017-11-28 162
Мировоззрение иего структура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мировоззрение иего структура.

Мир-ние – сист знаний о человеке. мире и месте чела в мире. Это знание отображ реальн в системе реальных образов. Это знание связано с регулир поведения. Мир-ние стрем. к научному знанию. Не всякий набор представлений о реальности играет роль мир-ния, а только наиб общие из них. Компоненты мир-ния хар-ся высокой степенью общности. Мир-ние постоянно меняется. М включ. в себя в качестве структур эл рационально-теор компоненты(понятия, концепции,теории, гипотезы, и т.д.) и эмоц-чувств(эмоции, традиции, обычии и т.д.)Два этих уровня во-первых взаимосвяз, а именно э-ч интерпретируются,наполняются конкретным содержанием исходя из содержания р-т;а во-вторых они относ не зав друг от друга и могут выступать в кач отдельных регуляторов чел деят.

Подсистемы мир-ния – познавательная (законы развития действительности),ценностная(значимости явлений для чела), деятельно-поведенческая(правила и нормы поведения и деят-ти).

 

Исторические типы мировоззрения:мифологическое м.

Мир-ние – сист знаний о человеке. мире и месте чела в мире. Типы мир-ния: мифологич (предст о мире, осн на фантазии и вере в сверхест силы, их сходство с чел;хар прежде всего отцуцтвием р-т ур и поэтому всё регулир повед людей основ на э-ч,но э-ч способно регул отдельные поступки,оно не может дать общую систему повед,которое позволило бы индивиду выбирать свою сис-му повед,поэтому миф выступ,какс-ма жёстких стандартов повед.Носители этого явл герои или же предки.Мифы делятся на календарные,охотические, земледел и т.д. ), религиозное,философское

Исторические типы мировоззрения:религиозное м.

Мир-ние – сист знаний о человеке. мире и месте чела в мире. Типы мир-ния: мифологич,философское, религиозное (существовании 2 миров: земного и совершенного;формулир конечные цели чел сущ;ему свойственно наличие рационального этажа,но на его основе лежит вера,некое сверхсущество,которое оправдывает,делает регитивными некоторые действия чел).

 

Исторические типы мировоззрения:религиозное м.

Мир-ние – сист знаний о человеке. мире и месте чела в мире. Типы мир-ния: мифологич,религиозное,

фил (система рацион обоснованных представл о мире; основ на разуме;постановка вопросов, осознаваемых как глав вопр. Они возник из науч исслед-й,но также и индивид и обществ-истор опыта. Они могут быть названы главными,т.к. это вопр смысложизненные.Р-т Ур формир средствами и науки,и именно понимание мира общ и чел,сложившееся в фил и науке выступает как основание для формирования э-ч комп повед)

 

Возникн филос

Философия(7-6 в до нэ в Египте,

Др Греции,Индии и Китае –наука,ставящая своей целью исследование наиболее общих проблем бытия мира,человека. Процессы, оказ. влияние: 1 уст демокр строя 2 расшир культ и хоз-эк контактов 3 сомнение в достаточности и состоятельности мифол представлений.По мере своего развития предмет ф сужается.От него отделяются науки,которые познают отдельные частисущего,а не сущее как таковое(мат, физ,мед,право и т.д. И примерно к 5-4 вв до нэ ф в свой предмет включает проблематику наиболее общих закономер-ей функционир-я развит общества и чел.

 

Основ пробл ф,области ф знания

Проблемы: чела, отношений, окр мира. Обл фил знания: онтология(учение о бытии); гносеология(познании); акси-ология (ценности); праксиология (прак-тике); социология(об-ве); антропология (челе); методология(принципах, формах, методах познания)

 

Функции фил.

Ф-ции ф: мировоззренческая (объединяет данные наук, искусств, практики, обосновывает идеал отношения к миру); методологическая(обосновывает пути и средства достижения этого идеала;разработка науч картины мира, обосн образа познания и формир обобщ модели взаимодействия науки, общ, чел)

Осн направления фил: материализм (материя первична по отнош к сознанию): идеализм(сознание первично)Соц Крит оказ-ет знач влияние на формы и причины организ соц жизни, обосновываются стратегии,цели и приоритеты развит общ икультуры.

 

 

Древнекитайская фил:даосизм

Ф Др К возн в 8-6 вв донэ,когда совершался переход от миф-их представл о мире к фил. Представл др китайцев о мире,обществе и чел излож в истор памятниках «Книга перемен» и «Книга песен». В этих кн –истоки позднейших ф уч о «первостихиях» мира,о силах «инь» и «ян», о Небе иДао.Важн понятие древнекит мысли-Дао,которое чаще всего пер как Путь.

Даосизм. Лао-Цзы. Мир постоянно движется и изменяется. Мир познаваем. Дао(путь) вечно, всеобъемлюще, закон мироздания. Чел обязан следовать принципу недеяния.Лао объясняет основу построения и сущ окр мира. Предлагает путь,по которому должны следовать чел и космос. Гл источником Д явл трактаты Даодзы и Дедзын.Дао- путь по которому должен идти сам чел и природа,это универс. И мировой закон,который обеспеч сущ мира,от которого произош весь мир и который представл собой некую обсолютн пустоту,наполн энергией.

 

Древнекитайская фил:Легизм

Ф Др К возн в 8-6 вв донэ,когда совершался переход от миф-их представл о мире к фил. Представл др китайцев о мире,обществе и чел излож в истор памятниках «Книга перемен» и «Книга песен». В этих кн –истоки позднейших ф уч о «первостихиях» мира,о силах «инь» и «ян», о Небе иДао.Важн понятие древнекит мысли-Дао,которое чаще всего пер как Путь.

Лелизм или школа закона.Он не принимает конф-го представл о гос, как о ед семье. Он отриц необходимость опори на традицию в гос и считает,что гос политика не должна хар-ся нравств порами. Гос сис-ма своей целью должна иметь не воспит, а достиж эк и полит могущ,и должна представл собой универсальный,отважный механизм. Для этого нужно чётко разделить труд между земледельцами,чиновниками и войнами,содать массовую армию,где солдат имеет толко одну обязанность-быть готовым к смерти.Негативно относится к традициям,как институту передачи культуры.Требованиям Дао не подчин правитель,по скольку он явл воплощ Дао.Он свободен от чел эмоций,он должен ориентироваться на строго рац мышление.Государь управляет законом,а закан всеми остальными.

 

 

Древнегреческая фил:Фалес

Возникла в 7-6 ввдонэ.Первоначально на побережье М.Азии,а уже позже в Афинах и Ю Италии.Гр ф-единство 3-х основных сторон:1)учение,система взглядов на мир,представл об устройстве мира и месте в нём чел,о том,что есть вышее благо и т.д.;2)особый образ жизни-«разумная» жизнь, которая предполагает,что чел долженразвивать свой разум,направл его на поиск истины и жить в соответствии с открытой истиной,жить разумно; 3)школа,т.е. спсоб сущ,цель которого-формир особого менталитета,развитие в чел особых качеств-разумности,умеренности, справедливости; это также совместный поиск истины,развитие учения.

Мил-я шк(1-ая ф шк античности,г. Милеет):Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Элеаты: Парменид, Зенон.

Фалес (1-ый представитель;к7-первая половина 6в донэ) Первовещество– вода.Пришёл к такому выводу, занимаясь изучением устр-ва Земли(плоский диск,держ на воде) и по всюду обнаруживал влажность. Природа обладает внутренним принципом движения и изменения. Все предметы одушевл.Предсказал солн затм.

 

Фил Гераклита

Гераклит: г.Эфес. Огонь. т.к.самый подвижный из всех прир в-в. Всё изменяется. Душа – есть огонь. Изменение – борьба противоположностей. Миром правит Логос(з-н порядка в мире).

 

18. Шк элеатов(Парменит и Зенон)

Парменид основатель эл шк (ок 540-470гг до нэ). Первый,кто обнаруж,что З шаровидна.Ввёл понятие бытие(неподв,едино,неделимо цельно). Мир- вещественный шар без пустот. След-но движение невозм. Истина- р-т только мышение, может противоречить органам ч-в. Простр-во заполнено эфиром. Ничего не возникает и не уничтожается. Зенон: Теории апорий. Попытка осмысления движения и изменч как абстр понятия невозм и ошибочна,когда мы движение вводим всреду рацион осмысления,мы впадаем в противоречие.

19. фил Сократа.

Сократ(470-399 донэ) гАфины..

Учился у софистов,позднее резко критиковал софистику за субъективизм и релятивизм.Он ничего не писал,считал, что только живая речь может правильно выразить мысль.В 399г. донэ против Сократа было выдвинуто обвинение в непочитании богов и в развращении молодёжи.Суд приговорил его к смерти.Он выпил кубок с ядом. Философия становится мудростью,которая указывает,как жить.какие цели в жизни наиболее достойные,что есть высшее благо.Сократ совершает переворот в традиц-й системе ценностей.Истинные ценности не те,которые обычно ценят-богатство, слава,здоровье,красота.Истинная ценность-разум,знание,без которых всё остальное может принести человеку только вред.Быть разумным с точки зрения Сократа-быть умеренным и справедливым. Разум-знание меры.Мера-закон,опред. способ сущ-ия любой вещи.Соблюдение меры даёт порядок.

 

Сократические шк(Киники)

Шк Киников: возникает в 1-ой половине 4 в до нэ. Основат-Антисвен. Отриц реал ед и считал,что сещ единичная вещь.К отдел предмету не возможно применять общие понятия.Мудрость состоит в познании блага,а благо явл достоянием отдельного чел. Благо делает чел зависимым и поэтому добродетель должен основываться на отричении от всего того,что делает чел зав.Мораль киников сводилась к идеалу простоты,к насмешкам над условностями,потребностями.

 

 

21. Философия Платона.

Платон(427-347 гг донэ) ученик Сократа. Всё имеет свою идею. Идеи первичны, вечны = бытию, не возникают и не уничтожаются. Материя ничего не порождает, она лишь воспринимает излучение от идей. Идеи пребывают в вечности. Мир вещей изменяется. Самая высшая идея – блага=бога(красота, истина, соразмерность). Источник истины – воспоминание бессмерт души о мире идей до вселения в тело чела. Сущ 2 мира: мир идей и мир вещей. В основе идеального гос-ва – разделение труда.

 

22. Философия Демокрита.

Демокрит. Атомизм. Атомы и пустота. Возможно движение. Атомы: форма, порядок, положение +величина и тяжесть. Душа состоит из атомов. Чел умирает т.к. умирает его душа. Мир познаваем. Исходное познание – ощущение. Прогресс об-ва – разделение труда. В познании придавал большое значение чувствам, но понять сущность предмета можно лишь путём рационального познания.

 

Философия Аристотеля.

Ядро фил – онтология. Мир имеет 2 начала: веществ и матер. Материя пассивна, форма – активна. Формирует систему категорий философии(10: сущность, кол-во, кач-во, отн-ия, место, время, положения, обладания, действование, страдание). Ощущение – отражение внешн мира, первичн ист нашего знания. В основе вещей лежат 4 элемента: огонь, воздух, земля и вода. Действительное бытие представляет единство материи и формы.. Выделяет 6 видов движения: возникн и гибель, увелич и уменш, перемена, изменение места. Душа присуща всем обьектам живой природы. 3 уровня души: вегетативный(растения), чувственный(животные), разумный(чел). Чел – общественное сущ-во. Различал 3 хорошие(монархия, аристократия, полития) и 3 дурные(тирания, олигархия, демократия) формы гос-ва. Во всём должна быть умеренность.

Патристика

В период борьбы христ с политеизмом возникают сочинения апологетов – защитников христ. Эти соч носят пропаганд дискус хар-р, очерчивают круг проблем, к-е становятся главн в средневек Стремились док-ть, что христ выдвигает?? кот ставила антич фил, но даёт на них более соверш ответ. Системное решение этих проблем берёт на себя патристика - соч, в кот решаются проблемы(1. Бога и док-ва его бытия, 2. бытия чела и целях его бытия, 3. соотнош веры и разума, 4. проблема универсалей).

 

Фил идаи А.Блаженного

Августин Блаженный(354-430гг). - 1й отец церкви, кот занимался фил??. Бог есть высшее бытие, в Боге нах-ся вечн неизм идеи, кот обуславливают мировой порядок. Бог творит мир по своей доброй воле. Мир разнообр. Лестница сущ-в. Особое место заним чел(наделён душой и телесн прир). Душа нематер, бессмерт и свободна(атриб Бога). Церковь – посредник м/у небом и грешным земным миром. Она есть отражение небесного мира, но т.к. она сущ на земле, где зло и насилие, она не свободна от земных грехов.

 

Схоластика,

Схоластика- наука и фил религиозно оформленная, кот преподаётся развивается в сист религ образа. 9-15в. Стремилась рац обосновать и системат христ вероучение. Для этого широко исп идеи античной фил-и. В развитии выделяют 3 подпериода: а) ранняя 9-12в, б) расцвет 13в, в) закат 14-15в. Проблематика: соотнош знания и веры, сущности и существования, природа универсалей.

 

28. Споры об универсалиях: реализм(универсалии сущ реально), номинализм(реально сущ един вещи,

общее- в сознании чела- имена вещей), концептуализм(общее сущ после един вещей как умственное обобщение признаков).

 

29. Фома Аквинский. Фил и религия отлич по методу достиж истины. Но в итоге истина принципиалньно одинаковая(источник Бог). Бог – перво- двигатель, -причина, -необходимость, -руководитель, абсолютное совершенство. Индивидуальность чела – единство души и тела. Душа нематериальна и бессмертна. Душа разная. Единство души тела. Чел общ-ое существо. Дал классификацию законов: 1.вечные – обеспеч миропорядок, 2. естествен, 3. человеческие, 4. божественные- смысл жизни. Познание начинается с чувственного опыта.

 

Фил эпохи Возр

Специфика: 1. Антропоцентризм(чел – центр и высшая цель мироздания), 2. Гуманизм(учение, признающее самоценность личности в мире. Право чела на свободное развитие и проявление своей способн). 3. Пантеизм(учение обожествляющее мир). 4.Чел –творческая личность. Круг проблем: Эстетический аспект.

 

32.Гуманизм и прабл…

Период В характ: преодоление натур способа ведения хоз-ва, расширение культ и эк связей м/у регионами Европы, развивается книгопечатание, ВГО.1) ломалась дух диктатура церкви, 2) церковь уходит на второй план(светская жизнь). 3) Внутри христ формир реформ движения оппозиционные Ватикану. 4) Формир интеллигенция(слой не связан с церковью). 5). Гуманизм – светская нецерковная образованность(в его основе лежит двойственное понимание чел. Т.к. у чел 2 предназнач,то у него и 2 блаженства.При этом чел несёт свою личную ответств за линию жизни,кат он выбир.Г конкр иторичен.Г Спартии иСр Европы не совпадают с совр.). 6) Об-во обращается к античности. Фил преобр антисхоластический хар-р. Вэтот период берёт начало развитие нового западного понимания чел личн.Личность,отмеченная индивидуализмом,светскостью,силой воли,многообразием интересов и устремлений,вскоре начала утверждаться во всей Европе,закладывая основы современного общ.

 

 

Натурфил и понтеизм В

Появ-ся натурфилософия и пантеизм(Бог растворён в природе). Николай Кузанский, Джордано Бруно. Противоположности совпадают в Боге. Мир познаваем. Три ступени познания: ощущение, рассудок и разум.

Макиавелли. Цель оправдывает средства. В основе д-ти чела лежат его эгоистич и материальн интересы. Нужно отделить церковь от гос-ва. При этом мораль выводится из политики.

Леонардо да Винчи. Считал что наука должна приносить пользу для чела. Доказывает что ис-вом познаётся мир. Для этого используется образ.

Галилео Галилей. Атомизм. Вселенная бесконечна. Чел имеет двоякую природу(смертен и бессмертен).

 

 

33. эмпиризма и рационализма и её развитие в фил Нового времени

Новое время к16-к18 веков. Бурж выд-ся из 3 сословия и стан господств классом. Период бурж рев. Религия оконч теряет господств полож, но сохр в обыденном сознании. Увеличение власти закл в получении новых знаний.

Рационализм (Рене Декарт, Платон, Демокрит,Аврелий,Кант,Спиноза,Сократ и др.) - Фил направл абсолютизирующее возможности разума и недооценив возможность чувств познания мира. Учение имеет 2 ветви: 1)онтологическая;2)гносиология. Эмпиризм(Бэкон,Гоббс,Локк и др). -фил направл абсолютизир возможности чувственного опытного знания и недооценивающее возможности теоретического познания.Они считали, что нет ничего в разуме,чего до этого не было в опыте.Это направл получило шир распростр в Англии(17-18вв), Германии, США.

 

Френсис Бэкон..

Бэкон. Эмпиризм(чувственный опыт). Высшая задача познания- завоевание природы и усоверш чел жизни. «Знание – сила.» Оптимальный метод познания – индукция(от частного к общему). Выделяет 4 идола: Идолы рода(мышление по аналогии). Идолы пещеры(Следствие материальн интересов. Судят по тому что видно из пещеры). Идолы площади(Заблуждение в рез-те общения при помощи слов.) Идолы театра(заблужд возникающ вследств авиторитетов). Систематизатор идей Бэкона Томас Гоббс. Мышление неотделимо от материи. Естеств сост чела война против всех(Гоббс). Естеств сост чела – безмятежность гармония(Локк).

 

35. Рац Декарт

Декарт. Рационализм(разум). Цель познания – усоверш чел природы. Два первоначала: дух и матер субстанция. В кач-ве истинной субстанции – Бог. Единственным источником истинных знаний яв-ся разум. «Мыслю – следовательно существ». В основу истнного метода положил истину и дедукцию(от общего к частному).

 

Фил Лейбница.

Пытается соед теор и практ.Он разрабатывает насосы для серебренных рудников.Наука призвана улучшать земледелие,промышл,торговлю.Критикует учение де Карта о субстанции,и считает,что де Карт,сводя матер-ть к движ,не даёт возможности выводить из этой субстанции физ св-ва.Субстанц дезчисл множ.По его мн все вещи обладают некой идеальной силой,не собладающ с их телесным бытиём-монада.Каждая вещ облад вещ-ом и идеальным не тел бытием.Все монады самст-ны,самодея-ры,связ между собой,в своём содерж каждая отраж весь мировой строй монад.Л показ,что движ вечно,измен в одной необрат фиксир др-ми.М не вещ-на,есть её вещ-ое оформление.Развит всеобщее.нет момента появл и уничтож.Есть процесс измен формюВ основ развит леж внутр измен монады,а в основ измен монады лежит сила предстевл.Каждая м представл в своём содерж весь строй м.Они развив от смут представл к отчётл.

 

37. Фил Иммануила Канта(докр)

Кант. Выделяют докритический и критический период. Докритический период: естественнонаучн направл и материализм. Гипотеза о происхождении солн сист из газопылевой туманности. Идея о замедлении вращения Земли вследствие притяжения Луны. Идея естественного происх человеч рас.

 

Фил Иммануила Канта(кр)

Критический: в познании принимают участи чувство и разум. Всякое познание начинается с чувственного ощущения, восприятия, переходит к рассудку и завершается разумом. Разум – генератор идей: 1)Психологическая идея или идея о душе. 2)Космологическая или идея о мире как единстве. 3) Теологическая идея или идея о Боге как безусловной причине всего сущего. Кант различал «мир вещей в себе» и «мир явлений». «Вещи в себе не познаваемы».На уровне рассудка априорным знанием яв-ся категория: кол-во, кач-во, отнош, модальность. Поступай так, чтобы правило твоего поведение могло бы стать правилом поведения для всех. Разграничивает нравственную и физическую сторону поступка.

39.Гегель. Исходное понятие – абсолютная идея – чистая мысль, абстракция содержащая в себе в неразвёрнутом виде все знания о мире. Мировое развитие – развитие духа, абсолютной идеи. 3 этапа развития: 1) логика. 2) фил природы. 3) фил духа: а) субъективный дух – знание субъекта не выходящее за границу индивидуального опыта, б) объективный дух – чел-й родовой разум. Получивший выражение в организации общ-й жизни, в) абсолютный дух – дух свободы, стремящийся познать себя. Диалектика – фил учение о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления.

 

40.Фейербах. По началу последователь Гегеля. Становится на принцип материализма. Вместо абстрактной идеи надо брать чела. Материальное сводится к физическому. Чел – исходная точка и конечная цель фил. Практическая д-ть сводится к матер-физиолог д-ти. Чел в об-ве взаимосвязан с др людьми. У Фейербаха всё сводится к половой активности.

 

 

Диалектический материализм

Диалект материализм: Материя первична, сознание вторично. Атрибуты материи: бескон, вечн, неуничтожимость, движение, структ многообразие, сущ в пр-ве и времени. Движение имеет абсолютный характер. Формы сущ материи: простр и время. Сознание – отражение объект реальности, имеет соц прир. Идеальное – продукт сознания. Материя познаваема, на каждом ист этапе её познаваемость ограничена. Основа познания – практ д-ть. 2 этапа познания: чувств и рацион. Истина – соответствие знания явлениям и отношениям объективного мира. Развитие универсально. Источник развития – противоречие. Принципы диалектики: 1) развития, 2) материальн единства мира, 3) всеобщей связи и взаимозав-ти, 4) ед-ва истор и логич-ого, 5) восхождения от абстр к конктретному, 6) всесторонность и объективн исследования. Маркс фил применяет з-ны и принц диалектики на материалист основе.

 

45. Теория общественного развития марксистской фил.

Теория обществ развития. Движущая сила развития об-ва – взаимод-ие производительный сил(люди+средства пр-ва) и производств отн-й(отнош собств-ти). Об-во – система обществ отношений. Обществ отнош – д-ть чела. Д-ть – сод-ие процесса. Отношение – форма, в кот протекает процесс. Д-ть и отношения делятся на матер(эк отн-ия) и идеолог(полит, правовые, нравств, религ, эстетич). Общ-экон формации(по способу произв-ва):1) первобытнообщинн, 2) рабовладельч, 3) феод, 4) кап, 5) коммун(1й этап социализм).

46. Сущность и исторические формы позитивистской фил.

Позитивизм. 19в Основатель Огюст Конт. Наука должна отвечать на вопрос: «как?». Принципы: описательный и экономии (дэстриптивным(описательный пр)).П-это то,что коренным образом отлич от научного и фил знания,притиндующий на статус объяснения.Вся предшеств фил-метофизика 1позитивизм. Спенсер и дюргель-основатели органич шк в соц,которая рассмотр общ по аналогии с органикой(никогда не утверждали,что общ тождественно от организма). Фил должна обобщить и систематиз научные знания, формир наиболее общие законы.Различ между общ и орг,по мн Спенсера,более сущ чем их сходства.Выдел 3с-мы инстит:поддерж-е;распред-е;регулир-е.При дет анализе-6типов:домашние,обрядовые,полит,церковные,профессиональные,промышл.Развит общ объясн законами:1)перехода от однородного к разнордному;2)от однообраз к разному;3)закон неустойчивости однород и однообраз.

 

Фил эмпириокритицизма.

Эмпириокритицизм. Анри Поанкоре,Пет Соль,Зрнест Маг.Э М берёт 2 принципа Конте но дополняет 2.чем проще высказ,тем оно истеннее.

Исключ причинность.Наука основ-ся на наблюд.Эл мира-это ощущение,сущ без конкретного сбъекта.усиливается роль конвенции в науке,которая явл средством опред исход понятий.Материя не тождеств вещ,она расподается на вещество и поле,а следоват потеря массыознач,что она переходит в поле.

 

 

48.. Неопозитивизм(1. логич позитивизм 2. фил анализа). 1920е. ощущ не явл субъектив основой мира,а есть только материя познания,которым можно монипулировть. Фил должна изгнать из науки рассуждения, построить идеальные логические модели рассуждения.В течении вр они приходят к признанию плюрализма,а следоват признаютплюрал реал-ти.В итоге весь процесс познания они сводят к анализу имеющ конструкцый науч зн и отрывают сам процесс познания от объекта познания. Принципы: 1) верификация, 2) фальсификация. Главн задача в анализе предметного языка. Из языка устранить филос моменты.

 

49 Постпозитивизм. 1950г. Снижение интереса, проблема формальной логики. Интересует не научн знание, а его развитие. Поппер: выдвинуть множ-во гипотез, опровергать их пока не останется 1 – ст-ся рабочей.

 

 

Фил экзистенциализма.

Экзистенциализм. с1920г. В Германии, Фр, ЗЕ. Различают религиозный(Ясперс) и светский(Хайдеггер, Сартр). Центр полож – чел с крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Защищает гуманизм. Проблема места и роли чела. Э – фил утешения. Э может научить людей сохранить свободу, находясь в одиночестве и страхе. Индивид чела нельзя опис наукой. Суть чела раскрыв при выборе. Страх м приоткрыть сущность чела. Экзюпери.

 

51. Психоанализ. Фрейд метод ассоциаций. Ассоц – исключение сознания. Чел склонен к агрессии. Содержание бессознания переносится на сознание. Сод-е сознания переходит в др формы, допустимые об-вом. 3 уровня психики: бессозн(оно), сознат(я), коллект созн(сверх-я). Сублимация-переключ энергии на высшие цели. Фромм -гуманист модель психоанализа, основ на любви. В основе всякой любви лежит карыстный момент. Самая чистая любовь – отцовская.

 

 

Религиозная фил 20в

Все религ ф уч явл идеалистическими и своей основной задачей имеют доказ всеобщую знач религии для чел.К концу 20в Р Ф перестаёт быть достиж узкого круга богословов и священослуж.Она широко распростр среди различ котегорий верующих и не вер,особенно среди интеллегенции. Хр эволюционизм:

Основ Т.де.Шарден-культуролог,астролог,архиолог,биолог и р.ф. чле ордена иезуитов,который пологал,что и неотамизм и неоагустивизм дают очень огранич возможности для использования науки и ф вдел веры.Вхр мировоззрение необход ввести моменты развит диолектики,построить р.ф. на принципе эволюции.

 

54. Фил в конце 20в. Постмодернизм.

Представ.: Ж. Лакан, Ж.Деррида, Барт, Рорти.Единство предметных полей. Требование соединить науку, фил, ис-во, религию… Нет субъекта философствования. Не претендует на создание всеоблемлеющей фил теории. Ис-во – отражение Я художника, а не реальности. Творчество – бесконечное цитирование .Постм -это понятие,хар постнекласичес фил,ориентир-ся на инновациях,т.е. построении множеств картин мира,использующих обсолютно нов контексты,понятия ит.д. В отлич от модерн использует достиж семиотики и структур лингвистики и к концу 20 в выходит за пределы иск-ва.Отказ-ся от традиц прабл, катигориального аппарата,классич с-мы знч и ценностей,и ариентир на протисуальность и фил,выстраив-ей картину мира.Вводит метод радикальногоплюрализма.В рамках ф, к и мировозр принципиально не возможно сформулир какую-то матрицу,которая бы довала возможность торгфикации прабл,т.е. с-ма понятий,терминов в постмодерн постоянно находится в состоянии изменения. Поэтому они вводят множ понятий,которые класс модерн не использует(пустой знак,след,тело без органов и т.д.)

 

 

Фил идеи Достоевского

Д видел будущее Р не в капитализме и не в социализме,а в опоре на рус традиции и обычии. Глав роль в судьбе гос и чел должна играть религия.Именно на религии держится дух-ть чел,оберегает чел от грехов и зла.Особую роль в учении занимет прабл чел.Многие учёные Зап счит его 1-ым представ экзистенциализма в Р.В результате длит анализа он выд 2 вар жизни чел,2 пути по которым может идти чел:1)путь человекобожества(путь обсолют свободы чел.Чел отвергает все авторитеты,в том числе и Бога.Он счит свои возможности безгранич,а себя чел,кот может делать всё,т.о.он сам пытается стать Богом вместо Бога.Этот путь очень опасен,губителен для др людей и для него самого);2)путь богочеловека(путь следования Богу, стремление к нему во всех своих поступках,привычках и обр жизни. Наиболее верный,праведный, только он может спасти чел).

 

 

56.Славянофилы (философия тотальности, Киреевский, хомяков). Православие – фундамент мировоззр и познания. Монархия – идеальная форма социума. Крестьянская община – идеальн нравств мир. Покорность русского народа, отсутствие в его истории классового расслоения и борьбы. Осуждает крепостничество. Разрушение крестьянской общины означало крушение начал русской культуры. Критика европоцентризма. Западники (1940е, философия индивидуальности, Герцен, Белинский). Ориентация на ЗЕцивилизацию, критика православия, материализм и аскетизм. К к1940-х выд-ся 2 тенденции у западников: а) революционеры-демократы, материалисты, социалисты(Герцен, Белинский), б) либералисты, идеалисты, против революции.

 

Категор аппарат онтологии.

Категории – фил понятие ориен-ое на закон-ти развития бытия, а не на св-ва. Исходные категорией явл-ся категорией бытия.

 

67.Ос­новные формы бытия: бытие материи, сознания, природы, человека и общества

Бытие – сов-ть матер образований, их противопоставления идеальным явлениям: сов-ть всего сущего сдесь и теперь; способ сущ-ия матер и дух об-ий. Формы бытия: бытие вещей, чела, идеального(духовного), соц-ого.

 

 

68.Диалектика как философская концепция развития, её основные принципы, законы и категории. Наука о наиб общих з-нах развития природы, об-ва, мышления. Всё рассм в многообр связей и взаимодействии противопол. Виды: объективная - сов-ть закономерностей, не завис от чела; субъективная. Принципы диалектики: 1) развития, 2) материальн единства мира, 3) всеобщей связи и взаимозав-ти, 4) ед-ва истор и логич-ого, 5) восхождения от абстр к конктретному, 6) всесторонность и объективн исследования. Законы диалектки: 1) з-н единства и борьбы против-ей, 2) з-н взаимного перехода качеств и колич-х изменений, 3) з-н отрицания отрицания. Категория диалектики- фил-ие понятия, в кот универс связи бытия осмысливаются в их противоречивой динамике.

 

Категория материи

Этапы понимания материи: 1) М – реально сущ-ее вещ-ое обр-ие или природная стихия. 2) М=атом. 3) М – объективная реальность, противост сознанию. 4) М – субстанция сущего. Материя и сознание взаимосвязаны и едины. Субстрация – ТО что сущ благодаря самому себе и в самом себе. Сво-во материи – движение, вечность, недостижимость, несотворимость, сущ во времени и пр-ве, многообразие.

 

Понятие природы.

Природа – весь мир в многообразии его форм и проявлений.

 

77. Специфика философского и научного подходов к исследованию природы.

 

78.. Живая и физи­ко-химическая природа, их отличие и взаимосвязь.

Природа и материя близки по значению. Природа – материя+психические яв-ия мира животных. Отличия живого от неживого: 1) живое способно не только выделять и рассеивать тепло но и запасать в-ва, энергию, информ, может содержать сложные связи. 2) живая система сохраняется, постоянно разрушаясь, 3) живое тесно связано с природой, но не смешано с ней. 4) живое обладает опережающей реакцией. 5) саморегуляция.

 

Пробл созн в философии.

Сознание – высшая присущая лишь людям фу-я мозга, связ с речью и заключ-ся в целенапр-ом отражении дейст-ти, в разумном регул-ии поведения и самооценки чел-а. С.-особый вид биолог. Формы отражения. Под возд-ем труда и языка психика животного трансфор-лась в психику и с. чел-а. Хаар-ки С.: 1)универсальность,2)обеспеч-ет адыкват. отражение бытия в мире, 3)С.-основа твор-ва, 4)опосредованно языком, 5)индивидуальность.

 

 

Структура чел-го сознания.

С. контрол-ет часть психики и нецелесооб-но связывать психику и С.Две структуры С.: 1)Онтологическая,2)функциональная. В функ-ой ст-ре выд: 1.Когнитивную сферу – знание и ответ на вопр: Что есть что? 2)Мотивационную сферу – опред-е ценностных ориентиров и ответа на воп Во имя чего?Каких целей? 3)Нормативная с-ра – проектирование отнош-я к миру.

Ответ на воп. Как?Каким образом? В онтолог. ст-ре уровни: 1) «Осознание»-инф-ция ощущений восприятия и представления превращается в понятие суждения и умозакл-я. 2)Надсознание- создаются новые идеи, гипотезы,теории 3)Самосознание: 4 уровня: 1. Надсознание – внутренне усвоен-е индии-ом соцю нормы и запреты, 2. Сознат-ое – часть псих-ой деят-ти ч-ка,открытая для него и контрол-мая им. 3.Подсознательное – часть псих.деят. кот в опред. момент не может появиться в поле сознания ч-ка, но может произв-но всплывать в сознании. 4.Бессознательное – пласт психики, кот. никогда не появится в поле созн-я.

 

Сознание и психика

Психика – способность жив. существ создавать чувственные и обобщен. образы внешней действит. и реагировать на них в соответствии с потребностями. Психика охватывает сознат., подсозн. и бессознат. С.-особый вид биолог. Формы отражения. Под возд-ем труда и языка психика животного трансфор-лась в психику и с. чел-а. Хаар-ки С.: 1)универсальность,2)обеспеч-ет адыкват. отражение бытия в мире, 3)С.-основа твор-ва, 4)опосредованно языком, 5)индивидуальность.

 

 

Структура личности

Структура л-ти: Уровни: 1)Физическая л-ть (тело), 2)Социальная л-ть (си-ма соц. ролей) 3)Духовная л-ть(внутр. дух. сост. отраж. стремление к дух. ценностям,идеалам). Становление л-ти в 2 этапа: 1) Социализация – пр-сс усвоения инд-ом с-мы общ-х ролей и ценностей, позвол. ему дей-ать как полноправ. члену об-ва. Важные факторы: обычаи, традиции, правовые нормы. Самореализация – процесс использования свойств, сложившихся в ходе формирования личности.

Развитие Системй ценностей

Многообразие форм познания.

Формы позн деят: 1)Мифологическая 2)Религиозная 3)философская 4)Научная 5)Художественно-образная 6)Обыденно-практическая 7)Игровая.

 

Формы чувств познания.

чувственное познание – познав пр-сс, кот осущ-ся посред-ом орг чувств. Включ 4 формы:ощущение, восприятие,представление,воображение.

 

Категория истины.

Истина – это содержание знаний ч-ка, представл собой адыкватное воспроизвед-е реаль-ти, т.е. такой, какой она сущ-ет сама по себе, независимо от ч-ка. Ис-на исторична, конкретна. Виды истины: 1)Объективная – содерж. ч-го знания, кот не завис ни от ч-ка, ни от чел-ва. 2)Относительная – знание, кот при всем своем объективном содерж не обладает завершенностью и явл неполным. 3)Абсолютная – знание, кот не может быть опровергнуто ни при каких обстоятельствах.

 

Истина и заблуждение.

Заблуждение – содержан-е знания субъекта не соответствующее реаль-ти объекта но принимаемое за истину. Имеет соц, психолог, гносеолог корни.

 

126. Критерии истины: 1)Выгода, полезность, удобство(прогматизм) 2)Общепризнанность 3)Формально-логический критерий(утверждение истино если получено по логич правилам из истиных сведений) 4)Истина знания – дело условных соглашений 5)Истино то что соотв данным чувственного восприятия 6)Точность, очевидность, ясность, простота 7)Главный – практика.

 

127.Понятие Наука…

Наука - сфера чел-кой деятельности, направленной на произв. и теоретич системетизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности.Наука может выступать как:

1)сис-ма знаний. 2)Специф деят. 3)Соц институт.4)Производ сила.5)форма обществ сознания. Специфика познават деятельности: 1)направленность в идеале на произв знаний. Нередко вне конкретных представлений о возможных сферах его применения за исключением внутринаучного использов. 2)четкая выделенность предмета познавт действий(предметность) 3)прогностичность – направленнсть на предсказание будущих событий, состояний и св-в исследуемых предметов 4)использование специализир инструментария 5)Регламентированность определ совокупности методов и других видов нормативного знания.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.