Понятие и структура мировоззрения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Понятие и структура мировоззрения

2017-11-28 184
Понятие и структура мировоззрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие и структура мировоззрения

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними. Виды: мифологическое, религиозное, философское, научное, эстетическое и др. Черты: предельность (широкие по охвату вопросы) и специфические для каждого вида.

1)Мифология - самая первая форма осознания действительности. Мифологическое мировоззрение – мировоззрение о мире первобытных людей, носит сверхъестественный характер, связано с обрядами, ритуалами. Миф - священное придание, сложенное о деянии богов. Подвиды: фитишизм (придание вещи особого статуса), анимизм (одушевление природы, вера в духов)

2)Религия - это форма общ-го сознания, смысл которой заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении (потусторонняя, запредельная реальность). Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа: сущ-ют свои книги и организац. орган.

3)Философия (с греческ. “любовь к мудрости”). Возникла 2500 лет назад в Др. Греции, Китае, Индии как ответ на повседневные вопросы людей. Черты: предельность; теоретичность; собственный язык – не эмоциональный и не психологичный; высокая степень абстрактности; не частный, а всеобщий характер; критичность; рефлективность – умственный анализ.

Осн. философские проблемы: 1.онтология (теория познания). 2. гносеология (учение о бытие). 3.методология (учение о развитии). 4.социология (соц.проблемы). 5.этика (учение о морали). 6.эстетика (учение о прекрасном). 7.антропология (учение о человеке). 8.аксиология (уч. о ценностях). 9.диалектика (уч. о действительности). 10. Метафизика (уч. о смысле жизни).

 

2. Фил как наука, ее предмет, структура и функции.

Фил зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвав­шим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее выделил - Платон.

Три раздела философии: 1. Учение о мире в целом и его категориальной структуре – мировоззренческий. 2. Учение о человеке и обществе – философская антропология и соц. философия. 3. Учение о формах и методах деятельности – методологический.

Функции философии: мировоззренческая, гуманистическая, ценностная, прогностическая, методологическая.

Предметом фил является всеобщее - свойства, связи, отношения, присущие как объективной действитель­ности, так и субъективному миру человека. Предмет фил следует отличать от философских про­блем, составляющих содержание фил. Предмет фил существует объективно, независимо от фил. Всеобщие свойства и связи (пространство и время, количество и качество, причина и следствие, возможность и действительность) существо­вали и тогда, когда никакой фил еще не было.

Философия Сократа.

Сократ великий древнегреческий философ. Внес вклад в логику своим отрицанием догматизма и использованием индуктивных доказательств. Один из родоначальников диалектики. Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии фил, впервые поставив в центр философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула «познай самого себя».Главная цель его фил - восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Сократ один из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в бога. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человека, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в гос-ве должна принадлежать «лучшим» т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством гос-ного управления.

 


6.Основные идеи философии Платона, его учение об идеальном гос-ве.

Платон стал первым греческим философом, создавшим целост­ную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что сущест­вует сверхчувственный мир, который представляет собой идеаль­ную целостность и постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя», которые находятся «поверх физического космоса». Мир идей вечен (т. е. не порожден) и неизменен (т. е. не разложим).

Материальное бытие создается Творцом, Мастером (Демиургом) наподобие того, как человек делает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, творческий ум, который и формирует материальный мир как гармоничную и прекрасную систему. Демиург создает физический мир по идеальным образцам (идеям) и тем самым приводит вещи «из беспорядка в порядок». Космос представлялся Платону в виде шара, в центре которого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, приводимые в движение их душами. Бессмерт­ной, сотворенной богом душой наделен и человек, у которого она соединена со смертным телом. И именно душа является основой разумности человека, дает ему возможность познавать окружаю­щий мир.

Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая», которыми он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, говорит Платон, следует знать смысл вещи, т. е. нужно умом созерцать идеи.

Познание осуществляется чистой душой. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осозна­ет свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эм­пирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэ­тому Платон советует напрямую обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, методом диалектики, беседы.

Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение.

Обладатели души разумной — это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу и потому главная их функция — управлять государством. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.

Таким образом, Платон выстроил структуру идеального госу­дарства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им, функции. Философы в та­ком государстве стоят на высшей ступени, управляя общ-м, в то время как воины и тем более крестьяне, торговцы, ремеслен­ники по своей душевной природе нуждаются в управлении со стороны мудрецов. Иначе говоря, Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надлежащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гар­монии в обществе.

Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, хотя предпочте­ние он отдавал монархии. Будущий правитель должен изучать фил и соединять ее принципы с реальной действительностью.

Фил Платона и особенно его представления о государст­ве, морали, праве оказали огромное влияние на последующий ход развития не только античной, но и последующей мировой куль­туры. Многочисленные ученики, среди которых, несомненно, вы­деляется Аристотель, последователи Платона развили его идеи и породили новые идеалистические направления в фил.

 

7.Фил Аристотеля и ее основные идеи.

Величайший философ Древней Греции Аристотель (384—322 гг. до н. э.) родился в полисе Стагире, неподалеку от Македонии.

Критически оценивая предшествовавшие фил взгляды, он формулирует свое представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помо­щью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая ничем не определена.

Иначе говоря, природа — это первичная реальность, которая непротиворечива и неизменна.

Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Под материей вообще Аристотель понимает возможность бытия. Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель резко критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самосто­ятельных доприродных сущностей. Аристотель полагал, что реально существующий мир постигается нашими органами чувств лишь частично, так как существует еще и сверхчувственный мир сущностей, доступный рациональному познанию.

Душа человека, как его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. Полагая, что все живое обладает душой, Аристотель выделяет три вида души.

Первая из них — растительная душа, которой обладают расте­ния. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ.

Вторая — чувственная, которой наделены животные, отлича­ющиеся от растений тем, что обладают способностью восприни­мать формы с помощью ощущений.

И, наконец, третья разновидность души — разумная, присущая человеку, она, в отличие от первых двух, уже «познает и думает».

Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. В отличие от Демокрита он утверждает, что мы познаем только форму, но не материальный субстрат. Аристотель по праву считается основателем формальной логики, которая успешно работает уже более двух тысячелетий.

Значительное место в фил Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (общест­венное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Практически отождествляя государство с общ-м, Аристотель рассматривает его как разросшуюся семью. Значительное место в фил Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов по этике она становится фактически самостоятельной фил дисциплиной.

 

8.Теоентризм фил средних веков. Учение А.Августина и Ф Аквинского.

Теоцентризм (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало.

Наибольшее влияние на формирование западноевропейской средневековой фил оказал крупнейший представитель патристики Августин Блаженный (354—430).

Первоначально Августин находился под влиянием манихейства — религиозно-фил учения, согласно которому существу­ют два вечных начала мира — свет и тьма. Свет олицетворяет божественное начало, духовное, в то время как тьма — дьявольс­кое, материальное. Противопоставляя свои взгляды христианст­ву, утверждал, что зло и тьма вечны и неистребимы.

В возрас­те 33 лет принял христианство. Вернувшись вскоре после этого на родину, он стал ревностным сторонником и виднейшим теорети­ком нового учения.

В своей знаменитой «Исповеди» Августин стремился побудить и других язычников к обращению в христианство.

Высшей целью челове­ческой жизни, по его мнению, должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Бог — исходный и конечный пункт всех помыслов и поступков человека.

Вся история человечества, считал Августин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог -— высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Фил Августина абсолютно теоцентрична.

Большое внимание Августин уделил еще одной фундаменталь­ной фил проблеме — выяснению того, что представля­ют собой вечность и время.

Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики (синтез христианского католицизма и учений аристотеля) и основатель религиозно-фил сис­темы католицизма, получившей название томизм. С конца XIX в. она стала официальной философией современного Ватикана, имену­ясь неотомизмом.

Фома родился в знатной семье на юге Италии близ местечка Аквино. В 1323 г. был причислен к лику святых, а в 1567 г. признан пятым «учителем церкви».

В своих произведениях, главными из которых считаются «Сум­ма против язычников» и «Сумма теологии», Фома Аквинский не затрагивает естественнонаучные проблемы. Тем не менее, он хорошо понимает, что церковь во избежание конфликта должна примириться с ростом и влиянием конкретных научных дисцип­лин и признать правомерность научно-фил знания.

Знания, по Аквинскому, обладают ценностью, но еще более необходима человеку вера. Он не может обойтись без нее потому, что человеческий ум слишком слаб и ограничен (в от­личие от ума божественного), чтобы постичь всю глубину миро­здания, тем более, самого Бога. Но это не означает, что недоказу­емые христианские догматы иррациональны, противоразумны. Они сверхразумны, говорит Фома, так как вполне открыты уму божественному, но не могут быть доказаны силой ума человеческого.

 

Спиноза о природе человека

Нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени.

Спиноза создал монистическое учение (мир, как нечто целое, в основе которого лежит начало) о единой субстанции, кот. он назвал Богом, или природой. Его учение - пример крайнего реализма, переходящего в пантеизм (слияние Бога и природы). Бог у Спин. - бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Пантеизм С. есть шаг на пути к материальному. Человек – часть природы или Бога. В человеке нет таких вещей, как разумение, воля, способность желания. Есть дискретные идеи мыслей, которые имеют своей причиной определенные состояния человека, в том числе как телесного существа, Спинозовское определение души как идеи человеческого тела. Весь мировой процесс, таким образом, совершается в силу абсолютной необходимости и чел. воля ничего не в состоянии здесь изменить, отсюда некий фатализм в учениях Спинозы. С. Подвергал критике Библию, за что прослыл князем атеистов, хотя стопроцентным атеистом никогда не был. В общем философия С. несла свет разума и была жизнеутверждающей.

Философия истории

Филосо́фия исто́рии — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства[1]. Философия истории исследует имманентную (неотъемлемость, внутренняя связь) логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма (взаимосвязь и взаимнобуславлимость процессов), устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий[2].

Античность Гесиод в поэме «Труды и дни» предпринял первую попытку периодизации истории. Вектор направленности истории в творении древнегреческого поэта пролегает от космоса к хаосу через пять последовательных веков: золотой век, век серебра, век меди, век героев и век железа.

Уже в античности возникли прогрессистские воззрения, согласно которым человечество шло от звериного образа жизни к цивилизованному. В частности, подобная идея прослеживается у Демокрита и Дикеарха. Но такие «естественнонаучные» предвосхищения были заведомо маргинальны для своего времени и пригодились лишь намного позже материализму позднего Просвещения при создании теории прогресса.

Средние века Идею предложило христианство. Именно оно впервые ввело понятия равенства всех людей перед Богом и тем самым — общей судьбы всех народов мира. Более того, христианство ввело понятие истории, ограниченной во времени, начинающейся с сотворения человека Богом и кончающейся его окончательным спасением.»Конкретное историческое событие может приобрести значение лишь по отношению к некоему большему событию или цели, достижение которой с необходимостью влечет за собой прекращение исторического процесса. Таким событием в христианской традиции является Судный день, который является окончательным финалом человеческой истории — именно он придает потенциальный смысл всем частным событиям.

Новое время XVII век Разложение теологического рационализма (схоластики) породило секуляризованный рационализм, преобразовавший античную онтологию в естественнонаучно-математическую метафизику законов природы. Освобожденные от власти церковной догмы историки разрушали католические догматы. Философы предоставляли в своих системах место истории и учению об обществе лишь в приложениях, где были выражены личные взгляды на жизнь, как это сделал Декарт.

XVIII век В результате географических открытий и колонизации в поле зрения европейской образованности попали «дикари», туземные народы с их «первобытным», как тогда думали, образом жизни, что побудило сравнивать их с описанными Тацитом древними германцами, геродотовскими скифами и даже с самими древними греками. Из этой обширной программы сравнения выросла просветительская философия истории (прежде всего у Вольтера и Монтескьё), позднее поставившая всемирной истории цель в качестве идеи прогресса человечества.

Параллельно этому движению и отчасти вопреки ему появилась «Новая наука» Вико, обосновавшая теорию самопонимания порождающего исторического духа.

XIX век Философия истории Герцена, важнейшие её черты — это отрицание телеологического взгляда на историю и критика исторического фатализма, взгляд на историческое развитие как на идущее (подобно развитию в природе) не по прямой линии, а по различным направлениям, как развитие многовариантное, представляющее собой процесс осуществления той или иной возможности, возникшей в результате сложившихся обстоятельств.

Основные подходы К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:

§ формационный (К. Маркс, Ф.Энгельс, В. И. Ленин и др.)

§ цивилизационный (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Ш.Айзенштадт, Б. С. Ерасов, Д. М. Бондаренко, И. В. Следзевский, С. А. Нефёдов, Г. В. Алексушин и др.)

§ мир-системный (А. Г. Франк, И.Валлерстайн, С.Амин, Дж. Арриги, М. А. Чешков, А. И. Фурсов, А. В. Коротаев, К.Чейз-Данн, Л. Е. Гринин и др.)

§ глобально-формационный (Ю. И. Семёнов)

§ синергетический (И.Пригожин, Г.Хакен, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий, С. П. Капица, Л. И. Бородкин, П. В. Турчин, А. П. Назаретян и др.)

§ новая наука истории (Школа «Анналов»: М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель).

 

Русский космизм

Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В Др.гр. ф. почти не была выражена идея о необх-сти превр. ч-ка в акт. косм. силу. Космизм антропол. хар-ра оформл. со 2й пол. 19в. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - “Фил-я общего дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осозновать, что он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею активной эволюции, в кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум ч-ка. Внутр. регуляция пр-сов внутри ч-ка и внешн. регул. прир. процессов. Воскрешение - победа над простр. и временем.

 

25.Фил позитивизма и современность.

Позитивизм (лат. positivus — положительный) — широко рас­пространенное течение западной фил второй половины XIX—XX вв.

Термин «позитивизм» был введен основателем этого течения французским философом Огюстом Контом (1798—1857), высту­пившим с идеей о неспособности «метафизики». Эта идея основывалась на учении Конта о трех стадиях развития познания: теологической; метафизической и позитивной стадией, отличающейся господством позитивных, т. е. положительных наук, научным объяснением всех явлений. Все положительные знания могут быть получены, согласно Конту, эмпирическими науками, опира­ющимися на опыт, поэтому фил с ее претензиями на исследование реальности не имеет своего предмета. Ее задача ограничивается обобщением результатов специальных наук.

Позитивизм Конта содержал материалистические положения. Он не отрицал существование внешнего мира, вместе с тем, ог­раничив научное познание областью явлений, он создал учение, характерной чертой которого является агностицизм.

В конце XIX в. возникает вторая форма позитивизма, связан­ная с методологическим кризисом в физике. Этот кризис был порожден рядом крупных открытий (открытие электрона, явле­ния радиоактивности и др.), которые привели к крушению старых представлений о строении материи и к отказу некоторых ученых от материализма. «Второй позитивизм» объединяет махизм, основателем которого является Эрнст Мах (1838—1916) и эмпириокритицизм Рихарда Авенариуса (1843—1896).

В отличие от позитивизма Конта махизм окончательно порвал с элементами материализма, реанимировав субъективный иде­ализм Беркли. Основным принципом научного познания Мах провозгласил принцип «экономии мышления». Подобный принцип у Авенариуса получил название «наименьшей траты сил», суть которого состоит в том, чтобы освободить знания от «метафизи­ческих» допущений, к которым относится прежде всего признание объективной реальности. Мыслить «экономно», с «наименьшей тратой» сил», значит, не объяснять, а описывать явления.

Неопозитивизм, или «третий позитивизм» Применив метод логического анализа к понятиям математики и убедившись в его эффективности, Рассел пришел к выводу, что он может быть применен в любой области знания, в том числе в решении философских проблем. Логика была провозглашена сущностью фил. Фил проблемы, по мнению Рас­села, сами сводят себя к проблемам логики, тах как поскольку каждая фил проблема, если ее подвергнуть необходимо­му анализу и очищению, оказывается или вовсе не фил, или фил в том смысле, в каком мы употребляем это слово, т. е. логической.

Один из основных принципов логического позитивизма — при­нцип верификации, со­гласно которому критерием истинности и осмысленности пред­ложений является их сопоставление с фактами чувственного опы­та.

«Аналитическая фил» охватывает разнообразные течения, сложившиеся в рамках аналитической традиции: «логи­ческий атомизм» Рассела и Витгенштейна, «логический позити­визм» Карнапа и др. школы неопозитивизма. Также постпозитивизм Карла Поппера (1902—1994), выдвинувшего принцип фальсификации и основанную на этом принципе концепцию кри­тического рационализма. Принцип фальсификации был введен Поппером в противополож­ность позитивистскому принципу верификации. Научная теория, согласно Попперу, не может согласовываться со всеми фактами, она должна исключать отдельные факты, несогласующиеся с ней. Чем больше фактов опровергает, фальсифицирует теория, тем более она научна.

 

Экзистенциальная философия.

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно. В Герм э. стал складываться после 1 мир войны

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию.

Э объявл предметом ф. - бытие.

Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед смертью.

Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” - страдание, борьба, смерть.

Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.

Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в понятиях, иррациональное. Свобода - это свобода выбора отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть мучительная необходимость.

Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду, мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмыслено.

Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное, одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

 

27. Феменология и герменевтика

Феноменология вооружила философское знание принципиально новым методом анализа сознания и различных его состояний. По мнению Гуссерля философия должна исследовать «чистое сознание», представляющее собой сверхчеловеческое, абсолютное бытие. Гуссерль стремится очистить сознание от эмпирического содержания, что достигается с помощью «феноменологической редукции» (т.е. воздержания от каких-либо суждений до тех пор, пока сознание не освободится от догм и аксиом). Центральное понятие феноменологии – «интенция», направленность сознания на объект, находящийся в самом сознании, и, кроме того, сами способы этой направленности. Развивая свою теорию, Гуссерль говорит и о влиянии «жизненного мира» на сознание, т.е. опосредующее значение жизни, самого существования индивида для устройства, направленности и содержания его сознания (жизненный мир, согласно Гуссерлю, это донаучное первичное сознание и вытекающие из него формы поведения).

Гуссерль считал, что философия может стать строгой наукой, но только тогда, когда сделает своим предметом структуру «чистого сознания» (феноменологию) и откажется обосновывать свои выводы с помощью опытных наук.

Феноменология на Западе стала одним из наиболее влиятельных течений современной философии и усилиями её сторонников – Р.Ингардена, А.Шютца, М.Шелера - была распространена на исследование проблем эстетики, этики, психологии и др. наук.

С самых своих истоков философская герменевтика была связана с идеями интерпретации проблемы понимания. Её прототипами можно считать искусство толкования иносказаний в древнегреческой философии, искусство толкования Священного писания в средние века.

У Гадамера герменевтика впервые превратилась в самостоятельную область знания, суть которой может рассматриваться и как учение о человеческом бытии вообще, и как основной метод гуманитарных наук. Герменевтика сконцентрировалась на изучении особенностей именно гуманитарного знания, путях его постижения, выяснении сходства и различия объяснения и понимания. Так, Гадамер полагал, что существуют разнообразные способы отношения к бытию, и науко-теоретическое освоение мира – лишь одна из многочисленных позиций человека в нем. Это означает, что научное познание не является не единственным, ни универсальным. Существуют еще философия, искусство, «историческое предание» и пр. Фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления герменевтика считает «историчность», определяющуюся через время, место и конкретную ситуацию.

По мнению философов - сторонников идей герменевтики социально-гуманитарные науки не могут и не должны копировать методологию естествознания. Этой методологией можно пользоваться, но с учетом особенностей и своеобразия изучаемого предмета. Заслугой философской герменевтики так же является изучение значения толкования, интерпретации в социально-гуманитарном знании. Сама интерпретация – процесс неоднозначный, поскольку толкование (например, текстов) совершается в контексте определенных традиций, а это значит, что интерпретатор подходит к своему предмету с «предубеждением» и вкладывает в него, по сути, новые смыслы.

Философская герменевтика рассматривает бытие как самостоятельную языковую субстанцию. Непосредственное бытие человеку недоступно, поскольку он живет в мире, запечатленном в языке. Отсюда лингвистическая природа философии, которая обнаруживается, прежде всего, в ее диалогическом характере. Таким образом, единственно доступным и ценным миром герменевтика признает мир человеческого общения, внутри которого образуется мир культуры, ценностей, смыслов и т.д. Все составляющие культуры должны быть понятны и истолкованы (проинтерпретированы)

 

28. Психоанализ и неофрейдизм.

Зигмунд Фрейд основатель психоанализа, представлявший собой медицинскую теорию для лечения невротиков, в дальнейшем же распространенную Фрейдом на явления общественной жизни. В основе всего поведения человека - инстинкт родового самосохранения (половой инстинкт). Все остальные стремления - следствие неудовлетворенного и переключенного на другие области полового влечения. Антропология: чел. - дитя природы. Если его желания подавляются, наступает конфликт, чел. обезличивается. Рассматривает псих. аппарат в 2 аспектах: топографическом (сознание, предсознание, бессознательное) и динамическом (переход от бессознат. к предсозн. и от предсозн. к созн. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. “Оно” – глубинный слой бессознательного влечения – психическая самость, основа деятельности индивидов, “Я” – сфера сознательного, посредник м/у “Оно” и “внешним миром”. “Сверх - Я” внутриличностная совесть, которая возникает как посредник м/у “Оно” и “Я” в силу постоянно возникающего конфликта м/у ними. “Сверх - Я” является как бы высшим существом в человеке. Роль культуры: мешает человеку реализовать желания, возникает противоречие между бессознательным и культурой. Культура основана на отказе от желаний бессознательного, существует за счет сублимации.

 

29.Проблема бытия в истории философии

Бытие — это философская категория, выражающая самую общую определенность мира философии. Для философии все есть бытие. Мир человека, мир природы, мир сим­волов с позиции метафилософии есть одно и то же => все явления одинаковы, или — в философском смысле — существуют, бытийствуют. Т.о., введение категории бытия имеет глу­бокий смысл. Существовать в физическом смысле значит быть участником взаимодействий. Существовать в биологическом смысле — зна­чить жить, дышать, размножаться. Существовать в социальном смысле — значит чувствовать, размышлять, говорить, подчинять­ся социальным закономерностям. Существовать в философском смысле значит иметь определенность, выражаемую философ­скими категориями. Часто под бытием понимают просто весь мир философии. Однако есть различия между миром философии (универсу­мом) и бытием. Задача философа состоит в универсальном пони­мании мира философии, всех его явлений, для обозначения к-ых философ и вводится категория бытия.

 

30.Фил учение о бытии.

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр. единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.

 

Сознание.

Самые первые представления о сознании возникли в древности.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи. Сознание связано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.