Семинар № 1. Философия. Круг ее проблем — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семинар № 1. Философия. Круг ее проблем

2017-11-28 210
Семинар № 1. Философия. Круг ее проблем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинар № 1. ФИЛОСОФИЯ. КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ

И РОЛЬ В ОЩЕСТВЕ

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Генезис философии. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения, их специфические особенности.

2. Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения.

3. Функции философии.

4. Своеобразие философской методологии. Диалектика и метафизика.

5. Структура философии: онтология, гносеология, антропология, социология, аксиология.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М.Ф. Альбедиль. - СПб., 2002.

Бибихин В. В. Язык философии / В.В. Бибихин. - 3-е изд. - М.: Наука, 2007.

Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Волкова А.Н. Мировоззрение: структура и способы организации: учеб. пособие / А.Н. Волкова. - М., 2007.

Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе / Ф.И. Гиренок. - М., 2008.

Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Кохановский В.П. Философия: учеб. пособие для вузов / В.П.Кохановский. - М., 2008.

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М., 2008.Чанышев А.Н. Введение в любомудрие / А.Н. Чанышев. - М., 2000.

Основные понятия. Мировоззрение, мифология, религия, философия, монизм, дуализм, плюрализм, идеализм, материализм, онтология, гносеология, антропология социология, аксиология, метод, методология, метафизика, диалектика, противоречие, качество, количество, мера, отрицание.

Семинар № 2. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Происхождение и особенности античной философии.

2. Первые философские школы. Досократики (Милетская школа, Гераклит, элеаты, древнегреческая атомистика, Пифагор).

3. Софисты. Сократ. Философия Платона (теория государства) и Аристотеля.

4. Поздний этап развития античной философии (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).

Литература

Основная:

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Дополнительная:

Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М.Ф. Альбедиль. - СПб., 2002.

Антология мировой философии. Т. I. Ч. 1, 2. - М., 1962.

Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М., 1976.

Бибихин В. В. Язык философии / В.В. Бибихин. - 3-е изд. - М.: Наука, 2007.

Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. М., 1985.

Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе / Ф.И. Гиренок. - М., 2008.

Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. I. Философия древности и средневековья. - М., 1995.

Кессиди Ф.К. Сократ / Ф. К. Кессиди. - М., 1976.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию / Л.А. Сенека. - М., 2000.

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М., 2008.

Чанышев А.Н. Введение в любомудрие / А.Н. Чанышев. - М., 2000.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. - М., 1991.

Основные понятия. Первоначало, космос, логос, бытие, небытие, движение, апория, атомизм, майевтика, «теория идей», душа, материя, форма, метафизика, возможность, действительность, сущее, сущность, этика.

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки и основные черты Средневековой философии.

2. Основные идеи патристики (философия Аврелия Августина) и схоластики (философия Фомы Аквинского).

3. Спор о природе общих понятий. Номинализм и реализм.

4. Гуманизм как идейная платформа Возрожденческой мысли.

5. Натурфилософия. Пантеизм. Дж. Бруно. Н. Кузанский.

6 Социально-политические учения. Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла.

Литература

Основная:

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Дополнительная:

Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М.Ф. Альбедиль. - СПб., 2002.

Антология мировой философии. Т. I. Ч. 1, 2. - М., 1962.

Бибихин В. В. Язык философии / В.В. Бибихин. - 3-е изд. - М.: Наука, 2007.

Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе / Ф.И. Гиренок. - М., 2008.

Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. I. Философия древности и средневековья. - М., 1995.

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М., 2008.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. - М., 1991.

Штекль А. История средневековой философии /
А. Штекль. - СПб., 1996.

Основные понятия П атристика, схоластика, теология, томизм, номинализм, реализм, универсалии, телеология, теоцентризм, дух, плоть, бессмертие, гуманизм, пантеизм, деизм, сенсуализм.

Вопросы для обсуждения

1. Учение о субстанции в философии Нового времени. Монизм, дуализм, плюрализм.

2. Методология научного поиска: эмпиризм, рационализм, интуитивизм.

3. Основные принципы учения механистического материализма просветителей XVIII в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах).

4. Либеральные идеи и теории естественного права в философии Просвещения (Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо).

Литература

Основная:

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Дополнительная:

Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Грядовой Д.И. История классической философии. Новое время. Европейское Просвещение XYIII в. Книга 3: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. / В.В. Соколов. - М., 1996.

Основные понятия. Эмпиризм, анализ, индукция, дедукция, монизм, дуализм, плюрализм, субстанция, атрибут, модус, гилозоизм, детерминизм, субъективный идеализм, агностицизм, «естественное право», «общественный договор», «разумный эгоизм», «Просвещение», атеизм.

 

 

Семинар № 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. И. Кант. Учение о познании. Этика. Социально-политические взгляды.

2. Г.В. Гегель. Панлогизм. Метод и система. Законы диалектики. Философия истории.

3. Л. Фейербах. Антропологический материализм.

4. Исторические предпосылки и идейные источники марксизма. Философия диалектического материализма. Материалистическое учение об обществе. Общество как естественно-исторический процесс. Учение об общественно-экономических формациях. Теория революции.

5. Марксизм и современность.

Литература

Основная:

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

Асмус В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. - М., 1973.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук / Г. Гегель. - М., 1986.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. - М., 1978.

Ленин В.И. Государство и революция: полн. собр. соч. /
В.И. Ленин. - Т. 33.

Маркс К. К критике политической экономии / К. Маркс,
Ф. Энгельс. Соч. - 2-е изд. - Т. 13.

Рассел Б. История Западной философии/Б. Рассел. - Кн. 3. - Ч. 2. - М., 1993.

Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х т. / Дж. Реале, Д. Антисери. - Т. 3, 4. - М., 1997.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего: избр. филос. произведения / Л. Фейербах. - М., 1955.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии: соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т. 21.

Основные понятия. Априорный, апостериорный, трансцендентальный, трансцендентный, рассудок, разум, антиномия, формальная логика, антропология, отчуждение, общественное бытие, общественное сознание, общественно-экономическая формация.

 

Семинар № 6.Западная философия конца 19 века - первой половины 20 века

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Основные направления и персоналии западной философии второй половины XIX века: позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер)

2. Основные направления и персоналии западной философии второй половины XIX века: иррационализм (а Шопенгауэр, Ф. Ницше), психоанализ (З. Фрейд).

3. Новые типы философствования в западной философии ХХ века: сциентистский (эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм) и антропологический (экзистенциализм).

 

Литература.

Основная:

Философия. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н /Д, 2003. - Гл. 2, § 6, 7.

История философии. Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. - Ростов н/Д., 2003. - Разд. 2, гл. 5, 7. Раздел 3

Ремерчук В.Н. Введение в философия: учеб.пособие. – М.: МИИТ. 2009.

История философии: Учебник / Под ред. Ч.С. Кирвеля. - Мн. 2003. - Гл. 10, 11.

Дополнительная:

История философии: Запад- Россия – Восток: в 4-х кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. - Кн. 3, часть 1. Гл. 2, 7; часть 2, гл. 1. Кн.3., Ч. 2, гл. 2, 3.

История философии: Запад–Россия–Восток: в 4-х кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. - Кн. 4, гл. 1.

Зотов А.Ф. и Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1994

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х кн. - СПб, 1997. - Кн. 4.

Ницше Ф. Антихристианин // Ницше Ф Соч. в 2-х т. - М., 1990. - Т.2.

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. - М., 1989.

Основные понятия. Принцип верификации, воля, сверхчеловек, бессознательное, антропология, экзистенция, пограничная ситуация.

Семинар № 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Своеобразие русской философии.

2. Идейные истоки русской философии XI-XVII вв.

3. Русская философия XVIII в. Просвещение. А. Радищев. Идея общественного договора.

4. Русская философия XIX в. П.Я. Чаадаев. Славянофилы и западники о судьбе и путях развития Россини. Материализм А. Герцена, Н. Чернышевского. Народничество. Философия Всеединства В.С. Соловьева Учение о цельном знании. Идеал Богочеловечества.

5. Философия XIX-XX вв. Религиозная философия. Марксизм. Космизм. Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.Флоренский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.Ф.Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.

6. Современный этап развития философии в России.

Литература

Основная:

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

История русской философии / Под ред. М.А. Маслина. - М., 2002.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. - Т. 2, ч. 1, гл. 1, 2; Т. 2, ч. 2, гл. 2.

 

Дополнительная:

Герцен А. И. Соч: в 2-х т. / А.И. Герцен. - М., 1991.

Евлампиев Н. И. История русской метафизики в XIX-XX вв. Русская философия в поисках Абсолюта. Часть II / Н.И. Евлампиев. - СПб., 2000.

Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры / И.Ильин. - Т. 6. Кн. 2. - М., 1996.

Лосский И. О. История русской философии / И.О. Лосский. - М., 1991.

Самые знаменитые философы России. - М., 2001.

Основные понятия: славянофильство, западничество, почвеничество, народничество, Всеединство, цельное знание, Богочеловечество, космическая этика.

МОДУЛЬ II. Онтология и теория познания

Комплексная цель второго модуля – выработка у студентов правильного понимания основных закономерностей функционирования и познания бытия.

Семинар № 8. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

 

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Онтология как философское учение о бытии. Единство мира и его многообразие.

2. Материя и ее атрибуты - движение, пространство-время, отражение.

3. Современная научно-философская картина мира.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М.Д. Ахундов. - М., 1982.

Губин В. Д. Онтология: проблемы бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. - М., 1998.

Лобанов С.Д. Бытие и реальность / С.Д. Лобанов. - М., 1999.

Энгельс Ф. Диалектика природы: соч. / Ф. Энгельс, К. Маркс. - 2-е изд.- Т. 20.

Основные понятия: бытие, материя, онтология, движение, развитие, пространство, время, отражение, картина мира, научная картина мира.

 

 

Семинар № 9. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Материализм и идеализм о сущности сознания. Происхождение сознания.

2. Свойства сознания.

3. Сознание и мозг.

4. Проблема бессознательного в философии.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

Голубинцев В.О. Философия для технических вузов /
В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Гл. 6. - Ростов-н/Д., 2001.

Мулдашев Э. От кого мы произошли? / Э. Мулдашев. - Л., 2000.

Фахтуллин М. Ф. Человек творческий: почему? / Основы концепции биографической детерминации творческой активности человека / М.Ф.Фахтуллин. - М., 2001.

Хайзинга И. Номо Ludens — человек играющий / И. Хайзинга. - М., 2001.

Основные понятия: психическое сознание, самосознание, бессознательное, подсознание, сверхсознание.

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность познания. Субъект и объект познания.

2. Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное в познании: специфика, формы, взаимосвязь.

3. Природа истины и ее свойства.

4. Критерии истины.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

Введение в философию. Ч. 2. Гл. XII. - М., 1989.

Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев. Гл. 7. - Ростов-н/Д., 2001.

Горский Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий / Д.П. Горский. - М., 1961.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В. Ильин. - М., 1993.

Практика и познание. - М., 1983.

Философия: проблемный курс. Раздел II. - М., 2002.

Философия: учебник для вузов / под ред. Л.А. Никитич. Гл. 3. - М., 2000.

Основные понятия: субъект, объект, познание, практика, чувственное, логическое, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, достоверность, истина, заблуждение, ложь, знание,

Семинар № 11. НАУЧНОЕ ПОЗНАНЕ: СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие науки. Особенности научного знания.

2. Возникновение и эволюция науки. Исторические типы науки.

3. Наука как социальный институт, как деятельность, как знание.

4. Наука и производство: особенности современного этапа развития науки.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

Билалов М.И. Многообразие форм существования истины и проблема ее интерпретации / М.И. Билалов // Философские науки. - 1991. - № 1.

Делокаров К.X. В поисках новой парадигмы: Синергетика. Философия. Научная реальность / К.X. Делокаров, Д.В. Демидов. - М., 1999.

Естествознание в гуманитарном контексте. - М., 1999.

Ильин В.В. Философия: учебник для вузов / В.В. Ильин. Ч. 1. Эпистемология. - М., 1999.

Леглер В.А. Наука, квазинаука и лженаука / В.А. Леглер // Вопросы философии. - 1993. - № 2.

Степин В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. - М., 2000.

Философия и методология науки: учеб. пособие / под ред. З.И.Купцова. - М., 1996.

Философия: проблемный курс. Раздел 1. Гл. 3. - М., 2002.

Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В.С. Швырев. - М., 1978.

Основные понятия: наука, научно-технический прогресс, научная революция, методология, метод, эмпирический, теоретический, анализ, синтез, наблюдение, сравнение, эксперимент, аналогия, модель, моделирование, абстрактное, конкретное, гуманитарное.

Семинар № 12.Методология научного познания

 

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Метод и методология. Метод как единство объективного и субъективного.

2. Классификация методов.

3. Научные методы эмпирического и теоретического исследования. Общелогические методы.

4. Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.

 

Литература.

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

1 Философия / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д, «Феникс», 2003. - Гл. IV, §§ 5-6, гл. Х, § 2-3.

2 Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Ростов н/Д, «Феникс», 1999. - Гл. IV, V, VIII.

3 Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с. – С. 4-27, 33-37, 99-120.

4 Подкорытов Г.А. О природе научного метода. - Л., 1984. - Разд. I, гл. 1-5.

5 Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 608 с. - Гл. V, § 1-2, 5-6.

6 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с. – С. 156-163.

7. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. – Ростов н/Д, 1992.

Основные понятия: Метод, индукция, дедукция, субъективное, объективное, абстракция, синергетика.

МОДУЛЬ III. Социальная философия

Комплексная цель третьего модуля – формирование у студентов знания основных структурных компонентов и закономерностей функционирования общества и места в нем человека.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие общества. Особенности философского подхода к его изучению.

2. Основные сферы жизни общества.

3. Социально-классовая и этническая структура общества. Теория стратификации и социальной мобильности.

4. Общество как процесс. Основные концепции общественных изменений.

.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. [Текст]: монография. – М. Политиздат. 1992.

Дополнительная:

Бердяев Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. - М., 1990.

Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник для вузов / С.Э.Крапивенский. - М., 1988.

. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. - М., 1990.

Шаповалов В.Ф. Основы философии современности / В.Ф. Шаповалов / К итогам XX века. - М., 1998.

Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. - Т. 1. - М., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М., 1991.

Проблема классов в современной социологии (интервью с Э.Райтом) [Текст] // Рубеж. -1996. -№ 6.

Основные понятия: общество, общественное бытие, общественное сознание, экономика, социальная общность, социальная стратификация, политические отношения, политическое устройство, правовое общество, гражданское общество, политическое сознание, общественно-экономическая формация, цивилизация, культура, человек, индивид, личность, социализация, ценность.

Вопросы для обсуждения

1. Религиозная, эволюционная, трудовая концепции появления человека.

2. Понятие личности. Личность и ее социальные роли.

3. Личность и общество. Изменение взаимоотношения общества и индивида в ходе истории.

4. Проблема смысла жизни человека. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Вопросы для обсуждения

1. Структура духовной сферы жизни общества. Духовное производство потребности, потребление, духовные отношения.

2. Культура как мир человека, способ самоопределения и развития личности. Аксиологический, деятельный, семиотический подходы в исследовании культуры

3. Динамика культуры. Преходящее и непреходящее в культуре. Традиции и творчество, преемственность и новаторство.

4. Нравственность, правосознание, политическое сознание, религия, искусство как феномены культуры.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

Алексеев П. В. Социальная философия: учебник / П.В. Алексеев. - М.: МГУ, 2007.

Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Гобозов И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И.А. Гобозов. - М., 2007.

Гуревич П.С. Философия: учеб. пособие / П.С. Гуревич. - М., 2008.

Гуревич П.С. Культурология: учебник / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2006.

Кохановский В.П. Философия: учеб. пособие для вузов / В.П. Кохановский. - М., 2008.

Культурология: электронный учебник / под ред. А.Н.Марковой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

Культурология: электронный учебник / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. - 3-е изд., перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. М., 2008.

Философия: учебник для вузов / под ред. В.И. Лавриненко, В.П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Основные понятия: духовная, жизнь, духовность, культура, мораль, нравственность, этика, религия, искусство, эстетика, художественный образ, правосознание, обыденное сознание, теоретическое сознание, идеология, общественная психология.

Семинар № 16. ВИДЫ ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1.Массовое и специализированное, обыденное и теоретическое сознание

2. Понятие и структура общественной психологии как вида массового сознания.

3. Идеология и утопия. Иллюзорный характер идеологии.

4.Манипуляция: социально-психологическое и идеологическое воздействие.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991.

Грехнев В.С. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М.: МГУ, 1985. С. 89-132.

Дополнительная:

Алексеев П. В. Социальная философия: учебник / П.В. Алексеев. - М.: МГУ, 2007.

Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Гобозов И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И.А. Гобозов. - М., 2007.

Гуревич П.С. Философия: учеб. пособие / П.С. Гуревич. - М., 2008.

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. М., 2008.

Философия: учебник для вузов / под ред. В.И. Лавриненко, В.П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Ле Бон Густав Психология народов и масс. [Текст]: монография. - С-Пб., 1995.

С. Кара-Мурза Краткий курс манипуляции сознанием. [Текст]: монография. - М.: Алгоритм. 2002.

Основные понятия: духовная, жизнь, духовность, культура, мораль, нравственность, этика, религия, искусство, эстетика, художественный образ, правосознание, обыденное сознание, теоретическое сознание, идеология, общественная психология.

Семинар № 17. Культура и цивилизация

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие "цивилизация", цивилизация и культура.

2. Цивилизационный и формационный подход в культурно-исторических исследованиях.

3. Направленность развития истории и модели исторического прогресса.

4. Сравнительный цивилизационный анализ Востока, Запада и России.

5. Актуальные проблемы историософии России.

Литература.

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.П. Кохановского. ‑ Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – Гл. 1Х.

Дополнительная:

Данилев­ский Н.Я.. Россия и Европа. М., 1991.

Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. – Ростов н/Д: изд-во Ростовск. ун-та, 1979.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель //См. в книге: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Межуев В.М. Культура и история. М., 1979.

Новая философская энциклопедия. М., 2000.

Культурология / Под редакцией Г.В. Драча, Р/Д., 2003.

Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях. Ростов н/Д., 1993.

Формации или цивилизации? Материалы «круглого стола». //Вопросы философии. № 10, 1989.

Амелина Б.Понятие «цивилизация» вчера и сегодня.— «Общественные науки и совре­менность», 1992, № 2.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?— «Полис», 1994, № 1.

Культура и цивилизация (лекции по философии). Саранск, 1997.

Фукуяма Ф. Конец истории? [Текст] / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. -1990. -№ 3.

Основные понятия: культура,культурно-исторический тип, цивилизация, формация, базис, надстройка, история, прогресс.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «глобальная проблема».

2. Проблема войны, ядерной угрозы, терроризма.

3. Экологическая проблема.

4. Демографическая проблема.

5. Проблема сохранения человека как биологического вида (алкоголизм, наркомания, нарушения психики).

6. Вопросы стратегии выживания человечества.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

Алаев Э.Б. Экологический кризис в системе глобальных проблем современности / Э.Б. Алаев // Известия РАН. Серия. География. - 1992. - № 1. - С. 15-22.

Возняк В. Общественное развитие и экология: взаимосвязь, противоречия, кризисы / В. Возняк // Вопросы экономики. - 1995. - № 2.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.

Глобальный эволюционизм (философский анализ). - СПб., 1994.

Илларионов С.Н. Террор и антитеррор в современном мироустройстве / С.Н. Илларионов. - М., 2003.

Ильин В.В. Новыймиллениум для России: путь в будущее / В.В.Ильин. - М., 2001.

Катастрофы и общество. - М., 2000.

Петров, К. М. Общая экология. Взаимодействие общества и природы / К.М. Петров. - СПб., 1997.

Философия: проблемный курс. Разд. IV. Гл. 4. - М., 2002.

Экология и экономика природопользования / под ред. Э.В. Гирусова. -М., 2002.

Основные понятия: глобализм, антиглобализм, глобальная проблема, экология, биосфера, техносфера, ноосфера, демография, терроризм.

Литература.

1. Проблемы социально-экономических формаций. Историко-типологичские

исследования. – М., 1975.

2. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история.- М., 1977.

3. Бородай Ю.М., Келле В.Ж., Плимак Е.Г. Наследие К.Маркса и проблемы

теории общественно-экономической формации. – М., 1974.

4. Теория общественно-экономической формации. – М., 1983.

5. Скирдо М.П. Социальная философия. – М., 2000.

6. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1999.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Соч. 2-е изд. Т. 3.

8. Маркс К. Предисловие к критике политической экономии //Соч. 2-е изд. Т.

13.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

10. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

11. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Составитель

Ерасов Б.С. – М., 1998.

12. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

13. Тойнби А. Цивилизаци


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.269 с.