Проблема субъекта и объекта в познании — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Проблема субъекта и объекта в познании

2017-11-28 240
Проблема субъекта и объекта в познании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Исходную структуру процесса познания представляет субъект-объектное отношение

· В самом широком смысле под субъектом познания понимается человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.)

· Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта.

· Нужно исследовать особенности «логики интеллекта», т. е. давать характеристику субъекта, осуществляющего познавательную деятельность.

· Но при этом важно понимать, что проблема объекта познания, как и другие вопросы гносеологии, обретают смысл и значение лишь постольку, поскольку они связаны с проблемой субъекта познания, соотнесены с ней.

· В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические программы:

o Наивно-реалистическая теория познания. Представлена в философии созерцательного или метафизического материализма Нового времени (Ламетри, Гольбах, Дидро). Субъект здесь – это индивид, человек, способности к познанию у которого формируются посредством эволюции

o Гносеологическая прогр. идеалистического эмпиризма (Юм). субъект познания интерпретируется как совокупность познавательных способностей. Вещь есть совок-ть ощущений.

o Программа трансцендентальной гносеологии (Кант). объекты познания существуют как результат активного их конструирования в творческой деятельности субъекта. Под субъектом Кант имеет в виду «трансцендентальный субъект» как некое чистое, доопытное и внеисторическое сознание. В структуре трансцендентального субъекта выделяются априорные формы организации познавательной деятельности.

o Социокультурная программа. Субъект познания трактуется как социально-исторический субъект (Маркс и Гегель). Таким образом, человек становится субъектом познания лишь постольку, поскольку он в процессе обучения и социализации приобщается к культурно-историческому наследию.

o В качестве важнейших программ постклассической гносеологии выделяют: экзистенциально-феноменологическую, биопсихологическую, аналитическую, герменевтическую и др.

· Особенности постклассических подходов. а) отказ от принципа субъект-объектной оппозиции как исходной гносеологической установки б) акцент на вопросе о природе субъективности как неотъемлемой характеристики всякого события, происходящего в мире; в) переосмысление проблемы истины в познании г) исследование прагматических функций языка и речи как наиболее актуальных вопросов современной эпистемологии.

 

 

36. Творческая природа и социокультурная размерность…

· идея о социокультурной размерности сознания наиболее рельефно отделяет классические и неклассические версии философии сознания. Классики исходят из гносеологич робинзонады, сознание характериз. как tabula rasa (чистая доска). Разум обозначали как зеркало рацион-но организ-ой природы.

· Преодолел классич. принц. созерцат-ти мышления Маркс, обозначив обществ сознание как идеология (у Маркса это ложное сознание). Общественное сознание задает специфичную для каждой эпохи шкалу аксиологических предпочтений.

· Герменевтик Гадамер продолжил традицию критики «чистого сознания». Гадамер предпринимает попытку реабилитации «культурных предрассудков», которые составляют ту необходимую структуру сознания, которые обеспечивают целостность всякого психического опыта и определяют возможности и границы человеческого понимания.

· о социокультурной размерности можно говорить применительно ко всем основным структурным уровням организации психики и сознания: бессознательному, чувственно-эмоциональному, интуитивно-волевому и рационально-дискурсивному.

· Сознание: возм-ть предвосхищать ситуации на основе опыта.

· Практика и деятельность фактически обусловили возникновение и функционирование сознания, где всякий мыслительный акт это «внутреннее действие». Осознанность деятельности связ с целеполаганием.

· Традиция и образование – формируют сознание, определяют те самые культурные предрассудки.

· Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс в многообразии его форм: автокоммуникации, диалога, полилога. Обеспечение коммуникации – язык и речь. Язык - система дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям. Речь - это оформленная в соответствии с принятыми в социуме правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык.

· Посредством речевых актов осуществляется непосредственное межличностное взаимодействие и корреляция «Я» с социальной действительностью.

· Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Это позволяет на языковом материале проследить отличия в мировосприятии и ментальности различных народов.

· Однако акцент на языке как исключительном средстве изучения сознания в философии ХХ в., едва ли является правомерным. Компьютеры могут успешно решать логические задачи, но мыслят они не как человек. Интуиция связана с непосредственным знанием об объекте, получаемом в результате внелогического соединения различных фрагментов опыта в целостный образ.

· Текст – феномен субъективного выражения своего сознания, контекстов, опыта.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.