Специфика философского мышления. Проблема метода — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Специфика философского мышления. Проблема метода

2017-11-28 837
Специфика философского мышления. Проблема метода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· метод - задает совокупность и последовательность приемов и процедур по теоретическому или практическому освоению объекта

· Метод интересовал человека всегда: сначала чел. опирался на чувства и здравый смысл

· Основные в истории: диалектический метод Платона, опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, диалектико-материалистический метод К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля

· Метод философии должен перекликаться с её предметом. Т.к. много предметов, то много и методов. Нет неправильных.

· Предмет философии не может быть постигнут посредством наблюдения или эксперимента, он не воспроизводится в формах чувственного или эмпирического познания

· Рефлексия — мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных предпосылок и сущностных свойств, т.е. предметом размышлений становится само сознание

· Философское мышление эвристично и носит творч хар-р, т.е. догм устоявшихся не бывает и реальность осмысливается критически

· Два главных метод философствования: диалектич и метафизический (возник в Нов Время в эпоху интеллект революции)

· Диалектич: формируется в античности в сократовых диалогах. Точки зрения сталкиваются не для победы, а для постижения истины. Диалектика стала осн. методом философствования в Сред века, включ в себя силлогист и логику.

· Диалектика, согласно Г. Гегелю, основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей (3 правила).

Метафизический метод в философии возник в эпоху Нового времени, когда под воздействием бурно развивающегося экспери­ментального естествознания изменялась не только картина мира, но сущность и направленность философской рефлексии. Филосо­фия призвана не созер­цать природу, а разрабатывать программы и методы научного, эк­спериментального ее исследования в целях развития техники и цивилизации на благо человека.

· Проблема метода сегодня. Утратилась конкретность проблемы. Кризис рефлексивных форм философствования. Постклассика ориентируется на аллегорию и языковые методы.

· В качестве методов современного философствования говорят о: «различные формы артикуляции парадоксов» (А. Шопенгауэр), «диалогическое воображение» (Э. Левинас), «интерпретация» (Г. Гадамер), «конструирование повествовательных интриг» (П. Рикер) и проч. Сегодня особо важен субъективный выбор ориентации философа

 

 

5. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Аксиологический потенциал

Философии.

· Философия и наука.

o Ряд особенностей философии, которые роднят ее с наукой:

§ Категориально-теоретический тип знания. философия, как и наука, опирается на особые специально разработанные техники мышления

§ и философия, и наука чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный и регулятивный идеал познания

o Разница с наукой:

§ наука всегда вычленяет ее предметный аспект, абстрагируясь при этом от личностно-субъективных мнений и оценок этой реальности

§ наука отражает мир таким, как есть. философия формирует ценностные ориентации

§ философия покидает пределы опыта, а наука – нет

§ в науке просто опыт, а философия трактует опыт широко: опыт сознания, культуры, обыденный опыт

· Философия и искусство.

o Общее: искусстве одним из главных предметов изучения является человек, универсум его духовного мира.

o раскрытие сферы значений тех или иных явлений культуры

o философские трактаты так же полисемичны

o Разное: в искусстве – худож мышление, а философия – язык категориальных абстракций

o искусство - воздействует прежде всего на чувственность человека, в то время как философ апеллирует в первую очередь к человеческому разуму

· Философия и религия.

o Общее: и философия, и религия формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которых фиксированы идеи Бога

o Религия содержит в себе значительный элемент рациональности, что сближает ее с философией

o Разное: Философское мышление по сути своей критично и антидогматично, а религия – совокупность догматов

o религиозный опыт предполагает личный и глубоко интимный тип отношений человека с Богом

o являясь ярко выраженной формой духовно-практического освоения действительности, предполагает строгое соответствие религиозных догматов и символа веры реальным поступкам человека

· Мораль (лат. moralis нравственный, mores обычаи, нравы, поведение) специфический способ нормативной регуляции поведение человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения и действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества.

· Черты морального регулирования: внеинституциональность, всепроникаемость, императивность, задает критерий внутренней регламентации поведения, очерчивая грани ответственности человека. Мораль – сфера идеально должного.

Философия Востока

· Господствует миф: образы-символы + художественность

· В отличие от религии философия на Востоке развивалась в полемике идей, хотя тесная связь с религией.

· Практические задачи древней философии были связаны с разработкой представлений о природе и назначении человека, целях и смысле его жизни, с построением идеальных моделей справедливого государства, рациональным обоснованием нравственных императивов и социально-правовых норм

· Индия: зарождение философии VIII в. до н. э. (Веды) сборники гимнов, молитв, заклинаний. философские тексты - Упанишады/ (букв. - «сидеть у ног учителя»), в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных философских понятий

· Образование первых философских школ относится к VI - II вв. до н. э. Здесь сложилось шесть ортодоксальных философских учений, составивших рациональное ядро идеологии брахманизма: веданта, ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога.

· Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаята, адживика

· Черты: традиционализм, связь с религией, ценностно-мировоззр. основания.

· Ортодоксальные философские школы разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша (учение об освобождении). Неоортодоксы - дхарма, сансара, нирвана

· Буддизм: чел включается в поток бытия и обрекает себя на страдание (сансара). Нирвана – достижение покоя

· Китай: Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (XII - VIII вв. до н. э.) сложился культ Неба.

· В эпоху Восточного Чжоу (VIII - VI вв. до н. э.). Это натурфилософский период – идия об инь и ян (перемены) + Дао

· 6-3 вв до н.э. – эпоха сражающихся царств – золотой век китайской философии. Выделились 6 школ: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу «инь - ян» и школу имен

· династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) – неоконфуцианство

· Черты: иерогифичность, образность языка. категория Дао, ли, инь и ян, ци, у син, понятие пермен (и), гуманность(жэнь), принцип не-деяния (у вэй) и идея «благородного мужа» с характерным для него набором добродетелей.

· Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала.

· Консерватизм

· Благодаря неоконфуцианскому синтезу различные идеи и положения философских школ Китая были гармонизированы

 

Древняя Греция

· рабовладение, аристократия, торговля, демократия – независимость граждан

· геометрический стиль мышления, мораль и нравственность, гражданственность, объективизм, космологизм, гармония, симметрия, ритм

· Доклассический период (VII - V вв. до н. э.) – милетская школа (Анаксимен, Анаксимандр и Фалес), Пифагор (число), Гераклит. Проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Поиск первоначала – учение о стихиях.

· Классика (5-4 вв до н.э.). Атомистика Демокрита - учение о дискретном строении материи было гениальной попыткой создать первую физико-математическую модель природы. Школа элеатов (Парменид, Зенон) – рассмотрели бытие как есть, у них мысшление=бытие. Софисты – платные учителя красноречия (нет объективных моральных ценностей), ещё Протагор сказал что человек есть мера всех вещей. Сократ – как следует жить. Истина заложена в душе человека, и к истине нужно стремиться. Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни - этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследовании (идеи-парадигмы составляют царство идей). Аристотель – систематизатор, учил о сущем, возвысил философию до статуса метафизики.

· Эллинизм. Эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм – основные учения. Цель философии – обеспечение безмятежности духа.

o Эпикур. Человек стремится к атараксии=невозмутимость

o Пиррон. Скептик. Не верят в рац. обоснование моральных норм и в существование добра и зла

o Киники – за внутреннюю свободу индивида. Диоген – человек обязан жить по своим, а не по общественным – законам.

o Стоики. Логос (внутренний принцип развития Вселенной) составил сущность каждой вещи. Человек должен следовать судьбе, чтобы стать независимым (автаркия). Оказала влияние на религию (конкр. христианство)

· Римский эллинизм. Римский стоицизм (Сенека, Марк Аврелий) усиление религиозно-мистических тенденций. Природа пронизана Логосом, но теперь его понимают в приближении к Богу как Абсолюту. Космос – государство, где человек космополитичен, его родина – небесный Космополис.

· Неопифагорейцы и неоплатоники. Они разработали детальное учение о происхождении и устройстве космоса. Согласно этому учению в основании космоса находится сверхсущее Единое - непознаваемый и неописуемый духовный Абсолют, который отождествляется с Благом и уподобляется Солнцу и свету. Нравственное очищение человека – постижение Единого.

Средневековая философия

· Зарождается в 1-2 вв н.э. в связи с распространением христианства. Философия Сред Веков – 5-13 века.

· Положение философии = соотношение веры и разума

· Неприятие философии как преемницы античного рац-зма. Попытки совместить философию и Священное писание (Аврелий Августин). Философия – служанка религии.

· Пьер Абеляр: «Понимаю, чтобы верить», т.е. философия обосновывала религиозные догматы.

· Разрабатываются правила истинного толкования Библии. Апологетическая, герменевтическая и систематизаторская ф-ция.

· Этапы: Апологетика (Ориген, Тертуллиан).

· Патристика. 4-8 века. Выделяют два направления: западную патристику (Аврелий Августин); и восточную патристику (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский). Изучается теология (о Боге), христология (о богочеловеческой личности Христа), христианская антропология (судьба и душа человека).

· Схоластика. 11-14 вв. Номинализм против реализма из-за универсалий (понятий). Фома Аквинский – систематизатор. В философии вероучение должно обрести здравый смысл.

· Черты: теоцентризм (мироздание – творение Бога и оно целесообразно), креационизм, супранатурализм, символизм (Природа понималась как великая, таинственная Книга, в
которой все зримое предстоит как совокупность символов незримой,
сокровенной и неопределимой сущности Бога), принцип оппозиции духа и тела (человек сотворен по образу и
подобию Бога. Душа человека - бессмертная субстанциальная форма
тела, в котором она достигает полноты своего осуществления), идею обожения, провиденциализм и эсхатологизм.

· Обожение (богоуподобление)– высшая цель жизни.

· История понималась как проявление воли Бога, осуществление божественного плана «спасения» человечества. Главной движущей силой считалось внеисторическое божественное провидение. Люди – только актеры драмы, задуманной Богом.

 

 

Возрождение

· Эпоха Ренессанса (XIV - XVI вв.)

· возрождаются идеи и положения античного рационализма, светский характер и независ от церкви.

· Три периода: гуманистическ, неоплатоническ, натурфилософск.

· Гуманизм. Данте Алигьери, Ф. Петрарка, К Салютати, Л. Бруни, Л. Б. Альберти, Л. Валла, Эразм Роттердамский, Т. Мор. Человек – высшая ценность. Блага земной жизни – помогут творчеству.

· Неоплатонизм. М. Фичино, Д. Пико делла Мирандола и Николай Кузанский. Возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма, растворение природного универсума в Мировой душе, перенос внимания с Бога на проблему устройства Вселенной.

· Натурфилософия. Леонардо да Винчи, И. Кеплера, Парацельса, Д. Бруно и Николая Коперника. Вселенная как человеческий организм. Органицистская модель природы. да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом. Коперник – гелиоцентрическая система. Дж. Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Гармония чисел, а Космос - часовой механизм.

· Черты эпохи. гуманистич антропоцентризм. Человек – единство духа, души и тела. Бог поставил нас в центр мироздания. макс сближение человека с богом. Натурфилософский пантеизм – это Бог который переполнен благом и бытие переливается через край. Наличие Мировой души (Анима) – всепроникающее начало Космоса.

· Свобода, равенство, братство. Человек действует по своей воле, творец своей судьбы. Общество в идеале – это союз свободных и творческих личностей. Философское обоснование принципов дружбы и любви – итальянские города-государства. Философские изыскания мыслителей Возрождения послужили основанием для прогресса новоевропейской науки и дальнейшего развития философии

 

10. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.

В XVI в. государства Западной Европы одно за другим вступили в полосу радикальных перемен: развитие мануфактурного производства, национального рынка, происходит становление гражданского общества

· Страны превращаются из феодальных княжеств в централизованные буржуазные государства. Успехи в науке:

o разрабатывались принципы классической механики как науки о движении и материальных тел (Г Галилей, И. Ньютон)

o алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление (Р. Декарт, К. Гаусс, И. Ньютон, Г. Лейбниц)

o гилозоизм (универсальная одушевлённость материи) Возрождения сменился геометрико-механистической, количественной картиной мира, устройство Вселенной по аналогии с устройством гигантского часового механизма

o механика стала образцом рационального объяснения универсума, включая общество и человека

· Представители: (XVI-XVII вв.) Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс, П. Гассенди, Б. Паскаль, Б. Спиноза, И. Ньютон, Г. Лейбниц – разработали новую рационалистич. методологию

· светские, практические задачи философии, уже не религиозные

· Цели философии Нового Времени: систематизация разрозненных и беспорядочно накопленных знаний; создание методологии опытного исследования природы; определение будущих путей развития науки

· Предмет философии делили на три части: Бог, природа, человек. Главное – природа + человек, её познающий.

· Методы познания: опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона, гипотетико-дедуктивный, или математический метод Г. Галилея и рационалистический метод Р. Декарта.

· Бэкон: основой индуктивной методологии выступает научный эксперимент. Он должен быть воспроизводимым, а рассуждения – опираться на законы логики.

· Галилей: внимание к гипотезам. Гипотеза предваряет эксперимент и лежит в основе его рациональной организации, поскольку задает серию вопросов, ответы на которые ученый ищет в процессе проведения опыта. Главное математ-ски осмыслить опыт

· Декарт: дедукция. Правильно рассуждающий ум обладает огромной эвристической силой. Правила рационалистического метода:

o истинным признано только то, что познается с отчетливостью (принцип интеллектуальной интуиции)

o мысленно делим вопрос на максимально простые элементы

o последовательное движение мысли из первичных и самоочевидных принципов (методическая энумерация)

· Проблема метода истинного познания: эмпирико-сенсуалистическое (Бэкон: опыт отражает в познании объективно существующие вещи. Сенсуализм признает ощущения единств. источн. истин. знания) и рационалистическое ( интеллект – основа поведения людей ) решение. Cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую)

Просвещение

· Во второй половине XVII-XVIII вв – Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии общества, расстающегося с феодальным образом жизни. Приоритет закона

· Демократические идеалы, просветители вели борьбу против суеверий и религиозного фанатизма, дискриминации и оглупления народа, за веротерпимость, свободу слова и равенство.

· Наука и философия – основа благоденствия.

· Философия Просвещения связана с идейно-политическим течением общественной мысли конца XVII-первой половины XVIII в., которое занималось теоретическим осмыслением революционных событий в Европе + Великая французская революция. Философия стала оружием социальной критики.

· Тесное взаимодействие с политикой и идеологией. Интересы буржуазии. Англия и Голландия - Гоббс, Гроций, Спиноза, Локк

· Теории «естественных прав человека» и общественного договора. Социальные порядки и гражданское законодательство оценивались с точки зрения их соответствия «законам природы».

· Представители: Вольтер и Монтескье, Руссо, Д. Дидро, де Ламетри, Гельвеций, Гольбах – подготовили Вел Франц революцию

· Материалисты (Гольбах, Дидро, Ламетри) - представление о материи как единственной, самодостаточной, качественно разнородной субстанции, обладающей внутренней способностью к самодвижению и развитию. Против креационизма и теологии.

· Ограниченность французского материализма в вопросах истории последовательно преодолевалась в теориях немецких философов. В Германии философия Просвещения была представлена такими мыслителями, как К. Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И. Гете, Гердер.

· Основная заслуга данных концепций связана с преодолением средневекового провиденциализма в объяснении общественного развития, становлением светской философии истории. Гердер впервые стал рассматривать эту область философского знания как специальную дисциплину. Ключевым вопросом философии истории он считал проблему закономерностей исторического процесса, его движущих сил, единства и многообразия форм. Развитие общества понималось как прогрессивное движение к свободным и разумным принципам социального бытия. Достижение гуманности и счастья оценивалось как конечная цель всемирной истории

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.