Социальные и гносеологические корни Ф., мат-ма и ид-ма. Проблема партийности в Ф. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Социальные и гносеологические корни Ф., мат-ма и ид-ма. Проблема партийности в Ф.

2017-11-28 178
Социальные и гносеологические корни Ф., мат-ма и ид-ма. Проблема партийности в Ф. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Корни: 1. общечеловеческие, 2. социально-групповые, 3. гносеологические. 1. Человек по своей природе не м. не ф-ть, он задает философские?-ы, т. к. явл-ся очень любопытным существом. Для успешной практики у чел. д.б. адекватные представления об окружающем мире. К материализму склонны люди, кот. хотят изменить что-то в своей жизни, в общ-ве. Др, кот. не хотят ничего менять, склонны к ид-му. Причина: чтобы изменить – нужно понимать, как устроено общ-во. Материализм – реалистическое мировоззрение. Если чел. хочет оставить все неизменным, то нужна иллюзия, миф: сущ-т склонность к обману – фантастическое мировоззрение. Все, что порождается сознанием – истина. К мат-му, т. е. пониманию мира таким, какой он есть, склонны те классы и слои общ-ва, кот. по своей соц. природе, положению в общ-ве, отношению к соц. прогрессу были заинтересованы в реалистическом понимании мира. Идеализм и религия, представляющие в конечном счете иллюзорное, превратное понимание мира и чел., соответствовали интересам реакционных или консервативных классов и фракций. Маркс: важнейшие интересы рабочего класса совпадают с общечеловеческими интересами, интересами глубокого и всестороннего соц. прогресса, создания наивысшего общественного строя, основанного на свободном развитии каждого индивида.

Гносеология – учение о познании. Гносеологич. корни мат-ма – здравый смысл, наука. У идеализма общий гносеологич. корень – предрассудок – миф, но он укоренен в сознании людей, материя – нечто простое, косное, пассивное по отношению к сознанию. Сознание – живое, сложное, активное. Объективный идеализм (сознание первично, материя – производная, зависимая, вторичная, активность материи приписывается сознанию): способность нашего сознания к обобщению и абстрагированию. Способность к сознанию объективна. Весь мир разнообразных предметов порожден общим (всем миром). Субъективный идеализм: основа – сенсуализм – учение, согласно кот. все, что мы знаем, познается с пом-ю чувств. Невозможно проверить истинно ли то, что мы ощущаем, как проверить истинность того, что за пределами ощущений. => К. Маркс – провести эксперимент. Практика – основа познания и критерий истины.

Принцип партийности в Ф. состоит из 3 аспектов: 1. Деление всех ф-х взглядов на 2 партии: мат-в, ид-в, это с необх-ю истекает из ОВФ. 2. Невозможность сущ-я 3 партии, стоящей над мат-м и ид-м. 3. Ф-ф д.б. последовательным в своих взглядах. Если ты идеалист, то д. б. идеалистом во всем. Надо внимательно и уважительно относиться к оппонентам, ведь у них тоже есть рациональные зерна.

Античная философия.

Соц. предпосылки: появление эксплуататорского класса, который освоб-ся от физич. труда и получает возможность заниматься духовн. деятельностью, отделение умственного труда от физического, отделение города от деревни. Источники формирования Ф.: превонач. наблюдения над природой и общ-м, мифология, религия. Сущ-ла преднаука с зачатками наук, основной была Ф., кот. носила умозрительный характер.

Первые философские школы Др. Греции (милетская школа; школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; элейская школа; атомисты) возникли в VII – V вв. до н.э.

Характерными чертами досократических философских школ являлись: ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; поиск первоначала, породившего все сущее; гилозоизм (одушевление неживой природы); доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

Милетская школа («физики») (VI в. до н.э.) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы: выступали с материалистических позиций; пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»); искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес – основатель милетской школы: первоначально всего сущего считал воду («архэ»); Анаксимандр, ученик Фалеса: первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться; Анаксимен – ученик Анаксимандра: первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

Гераклит Эфесский – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе): первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики; считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»); был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора, древнегреческого философа и математика: первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); выступали за познание мира через число; считали единицу мельчайшей частицей всего; пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

Элеаты – представители элетской философской школы (VI – V вв. до н.э.) Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский (апории – летящая стрела покоится), Ксенофан, Мелисс Самосский. Элеаты изучали проблемы познания; жестоко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое; выводили всю множественность явлений из единого первоначала; считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». В основе вещей – атомы и пустота.

Демокрит: весь материальный мир состоит из атомов; атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего; атом неделим; атомы имеют различную величину, различную форму; между атомами существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении; существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Философия софистов и Сократа (V – первая половина IV вв. до н.э.). Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий, Ликофро, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов. Критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. Свою правоту представители данной ф-й школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. «То, что не потерял, ты имеешь, ты не потерял рога; значит ты их имеешь».

Протагор: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». => в качестве критерия оценки окружающей действительности софисты выдвинули субъективное мнение человека

Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания.

Платон – основоположник идеалистического направления Ф.: материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.); весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

3. «Триада» Платона – «единое», «ум», «душа». «Единое» является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков; первоначало всего. «Ум» происходит от «единого»; противоположен «единому»; является сущностью всех вещей; «Душа» подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»; «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания

Ф. Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – ученик Платона. Произведения: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика». Арист-ль колеблется между мат-м и ид-м, склоняясь к объект. ид-му. Ар-ль доказывал, что вещи состоят из материи и формы, кот. Неразрывно связаны, Арист-ль рассматривал материю как пассивное, а форму – как активное начало, делающее вещь тем, что она есть. «Форма форм» - мировой разум, бог.

Сущ-т 4 вида причин: 1. материальная, материя; 2. формальная, форма; 3. производящая; 4. конечная, цель. Каждая вещь имеет свою изначальную внутреннюю цель (энтелехию). «Форма форм» - первый двигатель, сущ-й вне материи, который, будучи неподвижным по своей природе, приводит в движение мир вещей. Позже понятие «перводвигателя» входит в первый аргумент богословия в пользу бытия бога. Ар-ль разработал основы формальной логики. В области теории познания разработал мат-ю концепцию, основанную на принципе сенсуализма. Изучал естествознание, доказывал шарообразный характер Земли и Луны, сформулировал геоцентрическую концепцию Вселенной.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.