ВОПРОС 26. О новой парадигме в социальной методологии. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

ВОПРОС 26. О новой парадигме в социальной методологии.

2017-11-28 465
ВОПРОС 26. О новой парадигме в социальной методологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные причины, вызывающие необходимость разработки новой методологии социального познания:

1) изменение предмета исследования (в самом широком смысле), т.е. современной социальной действительности, усиление ее динамизма, целостности, противоречивости, открытости, взаимозависимости отдельных ее сторон, связей и отношений. Сегодня широко распространена концепция информационного общества, которая главным фактором общественного развития считает производство и использование научной, технической и иной информации. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.

По убеждению многих исследователей, принципиально новые состояния общества плохо описываются старым категориальным аппаратом наук об обществе. Нужны новый категориальный аппарат и новые методологические средства социально-гуманитарных наук.

2) Развитие науки в целом и отдельных научных дисциплин, переход научного познания на качественно новый, постнеклассический этап, широкое внедрение науки во все сферы общественной жизни. Особенно бурными темпами развивается синергетика.

3) Включение в научный оборот новых литературных источников. В последние годы на русский язык переведено большое кол-во иностранных источников, в т.ч. по проблемам соц.познания и его методологии. Большой пласт неосвоенных источников представлен текстами русских религиозных философов. Получен открытый доступ к литературе на иностр. языках. Выходят свободные от идеологических шор работы российских ученых. Появились ранее запрещенные по политическим соображениям труды советских философов, историков и др. все это требует тщательного освоения и творческого использования.

4) Возрастание потребности в практической отдаче со стороны гуманитарных наук – для внедрения их рекомендаций в различные сферы общества – в экономику, практическую политику, упраление социальными процессами, в сферы культуры, образования и т.д.

Контуры, основные черты формирующейся парадигмы соц-гуманитарного знания и его методологии вырисовываются в след.виде:

1. Сближение естествознания и СГН, в т.ч. их методологическое взаимообогащение.

2. Все более тесное сближение и взаимодействие противоположных концептуально-методологических подходов: рациональных и внерациональных, научных и вненаучных, экзотерических и эзотерических и т.п.

3. Резкое расширение внутринаучной рефлексии в самих гуманитарных науках, т.е. усиление внимания к собственным гносеологическим и методологическим проблемам, стремление связать органически решение последних с решением специфически-содержательных вопросов этих наук.

4. Широкое внедрение аппарата герменевтики, культурологи, понимающих методик, что вызывает сближение объяснительного и интерпретационного подходов. Социальные науки сегодня представляют собой арену взаимодействия объяснения и интерпретации. А это значит, что такие схемы сочетают элементы естественных наук с интерпретирующими методами и ценностными подходами наук о культуре таким образом, что примиряют обе крайние позиции.

5. Активное внедрение в социальное познание идей и методов синергетики и возрастание в связи с этим статистически-вероятностных методов и приемов. Повышается внимание к случайным, неопределенным, нелинейным процессам, к нестабильным (бифуркационным) открытым системам.

Становится все более острой необходимость в формировании у представителей гуманитарных наук «нелинейного мышления». Его основные принципы должны отражать в своем содержании многовариантность, альтернативность эволюции, необратимость развития, влияние каждой личности на макросоциальные процессы и др.

6. В настоящее время происходит резкое изменение субъект-объектных отношний в сторону субъективного фактора, поворот к конкретному человеку. Все чаще центр познавательного интереса ориентируется на субъекта, на ценностно-смысловые параметры в их индивидуализирующей форме.

7. Формируются и утверждаются новые регулятивы человеческой деятельности. Если прежде среди регулятивов, определяющих ее, были ориентации на традиции, преемственность, созерцательность в отношении к внешнему миру, то в современном обществе эти регулятивы постепенно заменяются на противоположные: ценность инновации, новизны, оригинальности, нестандартности. Экстенсивное развитие сменилось на интенсивное. Происходит переход установок на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии на природу с принципами экономического сдерживания и запрета.

8. Все настоятельнее возникает необходимость в создании целостной концепции жизнедеятельности человека в единстве его социальной и биологической сторон. Сегодня нужны целостная концепция взаимодействия общества и природы, оптимальные принципы этого взаимодействия, необходимо более тесное соединение когнитивных и ценностных начал в человеческой деятельности.

9. Характерной чертой новой парадигмы социальной методологии является все усиливающееся стремление представителей гум.наук повысить концептуальный, теоретический статус последних на основе новых методологических подходов. Они пытаются насытить свой арсенал всеми атрибутами зрелого теоретического знания: понятиями, категориями, принципами и т.п. Однако при этом все больше осознается, что любая форма рациональности не может уложить в себя, пожалуй, большинство соц-культурных явлений с их загадками. Вместе с тем осознается то, что рациональное познание выступает в наше время в качестве необходимой культурной ценности.

10. Возрастание внимания к диалектике как важному методу исследования соц.жизни во всех ее проявлениях.

11. Все зримее вырисовывается ориентация современной гуманитарной методологии не только на познание, но и соц-историческую практику, т.е. теоретизация и методологизация последней.

 

Подводя итог, отметим следующее. Наиболее перспективный путь создания новой парадигмы социальных наук – синтез, целостное единство любых и всяких методологических подходов на основе принципа «все дозволено» (П.Фейерабенд). Исходя из такого понимания структура соц-гуманитарной методологии может быть представлена в следующем виде:

1. Имманентный (внутренний) уровень – совокупность методов, принципов, приемов и т.п., непосредственно обусловленных специфическим предметом гуманитарного познания, т.е. социумом во всех его многообразных проявлениях – общих, особенных, единичных (в том числе уникальных).

2. Трансцедентный (внешний) уровень, который включает в себя методы и средства: философские, общенаучные (эмпирические, теоретические, общелогические), вненаучные, методы естественных наук.

3. Единство, тесная взаимосвязь двух названных уровней, их взаимодействие в ходе применения.

При этом подчеркнем, что во-первых, методология соц.познания есть целостная, органическая система, а не случайный, произвольный, эклектический набор каких-либо ее отдельных элементов (методов, принципов и т.п.). В своем применении эта система всегда модифицируется в зависимости от конкретных условий ее реализации.

Во-вторых, решающим, определяющим уровнем данной системы, ее «ядром» является имманентный (внутр) уровень.

В-третьих, вся система соц-гуманитарной методологии (а не только ее внутренний уровень) должна соответствовать предмету соц.познания и данному, конкретному этапу ее развития. А это означает, что методологические средства естественных наук нельзя механически переносить на гуманитарные науки без учета специфики их предмета и своеобразия применения.

В-четвертых, всегда должна быть свобода выбора иледователем необходимых методов, а не навязывание каких-л. из них как единственно верных.

В-пятых, углубляя и совершенствуя уже имеющиеся методы и принципы СГП, следует искать новые методологические подход и средства, не абсолютизируя ни один (или несколько отдельно взятых) из них.

В-шестых, представляется возможным существование совершенно обособленной методологии соц.познания, не связанной, оторванной от всех других уровней и форм методологического знания.

 

ВОПРОС 27. Дисциплинарная структура социогуманитарного знания и междисциплинарные исследования

Социально-гуманитарные науки как культурный феномен.Роль социально-гуманитарных наук в социальных трансформациях. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания. Социально-гуманитарные науки и власть. Социально-гуманитарные науки и мораль. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ, перспективы их развития в современном обществе.

 

Социально-гуманитарные науки являются социально-культурным феноменом, изменяются вместе с обществом. Они являются культурным феноменом в силу следующих обстоятельств: обществоведение создано человеком, как и любой другой продукт; оно возникло из общественных потребностей; оно взаимодействует со всеми другими сферами общества; оно организовано на базе определенных принципов и моральных норм.

Социально-гуманитарные науки необходимы для разработки стратегии развития общества, для понимания человеком своего места в социальной среде. Общество, прежде всего, власть заинтересована в их развитии для выработки программ действия. Социальная политика всегда нуждается в социальной науке, так как первая – лишь «излагает определенные идеалы», а вторая – «мысленно упорядочивает факты и предлагает варианты действий» (М. Вебер). Власть разрабатывает для науки социальный заказ, финансирует исследования, поддерживает ученых. В ряде случаев власть может противодействовать определенным исследованиям. В данной ситуацииважную роль играют этические нормы поведения ученого-гуманитария. Он должен, прежде всего, служить истине, а не интересам каких-то людей, находящихся у власти.

Социально-гуманитарные науки развиваютсяв настоящее время по следующим основным направлениям:

– сближение с естественно-математическими науками;

– сближение парадигм социально-гуманитарных наук;

– появление новых методологий;

– увеличение роли социально-гуманитарных наук в управлении обществом;

– усиление значимости герменевтики;

– внедрение в социально-гуманитарные науки синергетики;

– формирование нелинейного мышления ученого-гуманитария;

– увеличение роли субъекта в социально-гуманитарные науки;

– теоретизация социально-гуманитарные науки;

– математизация, компьютеризация социально-гуманитарных наук;

– усиление практической функции социально-гуманитарных наук.

В перспективе социально-гуманитарные науки ожидает воссоединение с естественно-математическими науками, разработка четкой классификации социально-гуманитарных наук, занятие центральной роли в системе наук. Это обусловлено тем, современное естествознание гуманизуетсяи гуманитаризуется (в него включается человек), а современное обществознание – математизитуется и компьютеризуется (в него проникают методы естественных наук).

Социально-гуманитарные науки играют важную роль в процессе трансформаций общества. Они способствуют разработке программ реформирования современного общества. Каждая наука разрабатывают свою важнейшую теорию:

– экономика – теорию социально-ориентированного рыночного общества,

– социология – теорию постиндустриального, солидарного общества,

– политология – теорию демократического общества

– культурология – теорию конвергенции культур,

– история – теорию цивилизаций,

– филология – теорию интеграции языков,

– психология – теорию поведения человека,

– педагогика – теорию личностно-ориентированного обучения.

Социально-гуманитарные науки участвуют в проведении экспертиз социальных проектов. Они определяют насколько планы властей:соответствуют современной науке и этическим нормам, учитывают гуманистические аспекты развития общества.

Главная черта современных социально-гуманитарных наук – стремление построить совместно с естественно-математическими науками общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, которые обуславливают рассмотрение неживой, живой и социально-организованной материи как единого универсального эволюционного процесса. Роль социально-гуманитарных наук в развитии современного общества постоянно возрастает, так как они становятся компонентом НТР, определяют основные направления развития общества и человека в будущем.

 

ВОПРОС 28. Смена лидирующих дисциплин и появление новых областей исследования

В 19 в. СГ знание обрело дисциплинарную структуру, с которой мы имеем дело по сей день. Получение объективных знаний о социальной действительности осуществляется дисциплинарно организованным путем, путем разделения сфер общества и изучающих их дисциплин. Решающую роль в разделении сфер общества и изучающих их дисциплин сыграл либеральный принцип, отделивший государство от экономики и выделивший экономику, политику, культуру и социальные сферы и изучающие их дисциплины.

Анализируя историю СГ дисциплин, известный американский социолог И.Валлерстайн показал, что история разделения СГН также тесно связана с деятельностью университетов. Первой социальной наукой, выделившийся как дисциплина, была история. Одновременно с этим развивалась философия.

Затем появляются либеральная политэкономия и либеральные экономические теории второй пол.19 в. Экономическое поведение выводится из универсальной индивидуальной психологии – стремления к максимуму достижений и самоудовлетворений. Это положение адекватно сложившейся на западе ситуации в сфере экономических мотиваций.

На почве отделения государства от экономики и его обособленности от общества, развивающего себя как гражданское, появляется блок дисциплин, изучающих государство и право, политическая наука, а также социология как наука о социальной сфере обзества, культурология – наука о культуре как сфере общества.

Среди этих наук исторически выделяется в качестве лидера определенная научная дисциплина. С момента формирования данной системы СГН на место лидирующих дисциплин поочередно выходили история, социология, экономика, политическая наука. Часто происходит перехват лидерства, особенно в условиях быстрых социальных изменений. Так, в посткоммунистической России в практическом плане стали лидировать такие дисциплины, как экономика и юридическая наука (самые большие конкурсы в университетах, самые престижные профессии), тогда как прежде эти дисциплины были менее всего популярны. В теоретическом плане лидерство экономики и политической науки столкнулось с определенными трудностями: экономическое и политическое поведение оказалось социально-культурно нагружено, обусловлено. Быстрые социальные трансформации в мире – глобализация, появление новых угроз, в частности, терроризма, - выдвинули на лидирующую позицию культурологию, способную проследить роль факторов культуры в социальных трансформациях.

Дисциплинарная структура СГН, на первый взгляд представляющаяся вечной, является в действительности результатом сложившихся социальных условий реализации либерального проекта в западном обществе, при котором обосабливаются его различные сферы.

В настоящее время возрастает междисциплинарность, состоящая в том, что почти любая программа СГН решается посредством привлечения методов не одной, а нескольких СГН и не путем обособления в своей сфере, а посредством анализа ее места в обществе в целом.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.