Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение.

2017-11-28 177
Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение.

Мировоз-е-совок-ть представл-й о реальности,определ-х отношение к действител-ти,направленность и принципы деятел-ти отдельного чел-ка,социал-й группы или общ-ва в целом.Оно склад-тся из элементов,принадл-х науке,ф-и,искусству,религии,нравственному сознанию,правосознанию,полит-й идеологии,т.е. не имеет присущих только ему форм выражения своего содержания,а заимст-ет их у названных форм общественного сознания.Ф-я выявляется в античности,выделяясь из мифолог-о мира.В структуре м. выделяют 3 осн-х компонента: 1. Познавател-я компонента,кот-я вкл-ет представление о происхождении,строении и законах развития реальности. 2. Ценностная компонента,кот-я содержит ряд характер-к,выраж-х значимость явлений действител-ти для чел-ка. 3. Деятел-но-поведенческая компонента,кот-я содержит совокупность предписываемых чел-ку правил,норм,принципов,эталонов поведения и деятел-ти.Выдел-ют 5 осн-х типов м.: 1. Мифологич-е м.-совокупность представлений о мире,основанных на фантазии и вере в сверхъестеств-е силы,их сходство с чел-м и чел-м поведением.Данному типу м. присущ антропоморфизм(представление о мире по аналогии с чел-м и чел-ми отношениями,согласно кот-му в природе действуют те же проявления чел-х отношений и чел-й активности,но в отличии от них более масштабные и мощные). 2. Религ-е м.-совокупность представлений о мире и его происхождении,месте в нём чел-ка,основанных на вере в сверхъеств-ю силу и существование двух миров-небесного(высшего,совершенного)и земного(низшего,несовершенного).В отличии от мифолог-о м. религ-е м. лишь частично опирается на антропоморфные представления и ориентирует чел-ка на осмысление своих отличий от природного мира. 3. Повседневно-обыденное м.-совокупность представлений о природной и социал-й реал-ти в самом чел-ке,нормах и эталонах его поведения и деятел-ти,основанных на здравом смысле и повседнемном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеят-ти.Осн-е характ-ки:а)малосистемность;б)неоднородность в социал-м измерении. 4. Философское м.-система рационально обоснованных представлений о мире вместе в нём чел-ка в направленности,принципах и целях его деят-ти.Оно возникло позже названных ранее типов и во многом формировалось как средство преодоления их недостаточности. 5. Научно-философское м.-система представлений о мире,его структурной орг-и и развитии,месте и роли в нём чел-ка,кот-я строится на основе научных данных,развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на развитие науки. Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии.1ые ф-фы стремились отказ.от признания сверхъестеств.сил,и объясн.мир исходя из него сомого,но в усл-ях отсутств.возм-ти опытным или эксперемент.путем проверить те или др. предположения,господствующим методом-являлись логика и здравый смысл.

Современная европейская религиозная филофофия.

Неотомизм – течение в современной католической философии, в основе которого учение Фомы Аквинского.Представители: Жильсон, Маритен, Месснер и др. Принцип креационизма, основной «лик Божества»- единство, истина, благо, красота, Бог–тождество сущности и существования. Человек– сложная субстанция, состоящая из двух простых–души и тела. Душа–основа личности, форма,образующая по отношению к телу. Цель личности – созерцание божественного блага, творение добра и избегание зла.

Неопротестантизм. в совр буржуазной философии морали, по своей методологии относящееся к этическому иррационализму. Представители: Барт, Бруннер, Рейнхольд. Основывается на религиозном учении о боге и человеке, в к-ром определенным образом осмысляется общий кризис капиталистического об-ва. Человек по своей природе зол, неискоренимо греховен, не способен осуществлять в своей общественной жизни нравственные заповеди Христа. Расщепляют бытие человека на две несопричастные сферы Первая -это мирская жизнь, общественная практика («неподлинное» бытие, «жизнь в грехе», царство материальной зависимости и практического расчета). Вторая - «Подлинное» бытие - это обращенность человека к богу, упование на его милость, отказ от веры в собственные силы и поиск смысла жизни по ту сторону социальной практики.

 

Фил-я постмодернизма.

В 80-е гг. в западноевропейской культуре укореняется термин "постмодернизм",приобретая статус общеупотребляемого понятия. Сегодня в рамках постмодернизма на Западе работают многие философы, социологи, лингвисты, филологи, искусствоведы: Ж. Бодрийар, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар и др.

Постмодернизм, уделяя внимание описанию "игры частностями" не претендует на создание всеобъемлющей философской теории. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Первоначально они фокусировались на искусстве, позднее распространились на более широкий спектр явлений современной культуры. Основные характеристики постмодернизма: отсутствие универсального авторитета, уничтожение иерархических конструкций. Идеалом для постмодернистов выступает "единство" предметных полей. Отсюда их требование соединить науку, искусство, философию, религию, филологию и т.п. Средством для этого должен стать "тотальный критицизм", или "контрфилософский дискурс". Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодернизма — философствование без субъекта.

Логоцентризм философии постмодернисты пытаются преодолеть отношением к событию, явлению, вещи как к самодостаточным, что предполагает выход из " контекста смыслов". В результате объективность сменяется субъективностью,универсальность — воспроизводимостью, что ставит под сомнение саму возможность подлинного творчества как создания нового. Постмодернизм настаивает на понимании творчества как "открытия уже открытого", как бесконечного цитирования, игры с давно созданным.Для него характерно также ощущение исчерпанности самой истории, "проговоренности" всех смыслов, идей и ценностей.При всем различии взглядов постмодернистов отметим некоторые их общие установки: отношение к миру как к объекту осознания, результаты которого фиксируются в текстах; уподобление самосознания личности "сумме текстов", вступающих во взаимодействие с другими текстами, которые образуют культуру; придание аллегории значения кода для рефлексии современной культуры; выдвижение на первый план метода "деконструкции", предназначенного опровергнуть то, что текст обладает единственным и фиксированным значением; упразднение центра; стирание пространственных и временных границ; "цитирование" как игра с "уже бывшим".

Принципы, лежащие в основе постмодернистского образа мира, были также экстраполированы на понимание человека, сущность которого сводится к коллективному "Я", "социальному и политическому бессознательному".

 

24.Основные проблемы русской философии.Первые опыты русского философствования восходят к древнекиевской эпохе и связаны с принятием христианства на Руси.Время рождения русской национальной философии как осо­бого типа философствования, принципиально и изначаль­но опознающего себя концептуально и культурно «иным» по отношению к фил-и западной, - первая полови­на XIXв. Русская философия, начиная с П.Я. Чаадаева, изначально заявляет о себе как о философии истории с центральной проблемой концептуализации — «Россия и Запад».Русская судьба представляется уже у Ча­адаева трагической и мучительной, заблудившейся на ис­торических дорогах, что вызывает столь же мучительную рефлексию мысли.Конкретно-историческойформой,в кот-й наибо­лее четко предстала русская философия как таковая,стал спор «западников» и «славянофилов», спровоцированный П.Я. Чаадаевым в его «Философских письмах» и задавший язык, парадигму и проблемное поле русской мысли XIX-XX вв.Особое место в развитии русской философии сыграло славянофильство 1840-50-х гг., в рамках кот-го филосо­фия истории, усматривающая в православии основу своеобразия русского исторического процесса, с необходимос­тью перерастает в религиозную фил-ю.В творчестве лидеров славянофильства - А.С. Хомякова и И.В. Киреевского - была четко заявлена и обос­нована потребность русской культуры в создании самобыт­ной национальной фил-и.Среди западников формируется радикальное кры­ло(В.Г.Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев), умерен­ный центр (Т.Н. Грановский, П.В. Анненков), либералы (К.В. Кавелин, В.П. Боткин),вырабатывается широкий спектр концепций - от «русского социализма» до прогрессистских теорий развития.«Западничество» в различных его тенденциях и оттенках отнюдь не было примитивным призывом к копированию западных социальных форм.Особенно это стало очевид­ным уже в творчестве А.И. Герцена,когда,ока­завшись в эмиграции,он горько разочаровывается в Западе с его «мещанством».Линия религиозной философии связана во второй полови­не XIX в. с именами B.C.Соловьева К.М. Ле­онтьева, Н.Е.Страхова,Б.Н.Чи­черина, СИ. Трубецкого Е.Н. Тру­бецкого и др. Ключевое место в этом процессе,конечно,принадлежит метафизике всеединства великого русского мыслителя B.C. Соловьева. Доминирующими и в чем-то противоречащими друг другу являются у Соловьева два ряда идей: учение об Абсолюте (всеединстве) и учение о Богочеловечестве.Новый этап в развитии русской мысли на рубеже XIX-XXвв. часто вполне справедливо называют русским фи­л-им ренессансом,связанным с творчеством таких выдающихся мыслителей, как П.Б. Струве,П.И. Новгородцев,С.И.Булгаков, Н.А.Бердяев,СЛ.Франк,Л.И.Шестов,И.О.Лосский,П.А.Флоренский,Л.П.Карсавин,И.А.Ильин,А.Ф. Лосев и мн. др. Основ­ной мотив философии С.Н. Булгакова- оправдание мира,утверждение ценности и осмысленности здешнего бытия. Н.Бердяев отвергает традиционную онтологию,построенную на категории бытия, подчеркивая, что бытие не первично,авторично,оно есть уже конструкция мысли.Первичным,ни из чего не выводимым началом,философ объявлял сво­боду;свобода становится основной категорией его филосо­фии.Свобода и рациональность, полагает Бердяев,несов­местимы. Мир должен пройти искушение свободой,чтобы его выбор в пользу добра был не внешним принуждением,но внутренним свободным выбором.

25.Белорусская фил-я и общест-о-полит-я мысль 11-нач.21вв. История формирования фил.и общ.-истор. мысли бел.народа уходит своими корнями в глуб.древ-ность.Её зарождение связано с образованием Киевской Руси.К этому времени возникли б.города:Полоцк,Туров и др.ставшие эк.и полит.центрами княжеств.Важн. знач-е для дух.жизни Др.Руси имело христ-во(988-гос.ре-лигия):способствовало распространению образования, изданию рукописных книг,развитию лит-ры,становле-нию опред.системы фил.мысли.Задолго до нее сущ-л фольклор,оказавший бол.влияние на дух.жизнь людей и развитие бел.,русск.и украин.этноса.В 10-11в.на бел-х землях появляются 1-ые лит.памятники.Распростра-няются произведения-«слово о полку игореве»,»повесть временных лет».Выдающ-я мыслителем в расцвет Киев.Руси был Кирилл Туровский.Призывал к просвещению и «книжному почитанию».В лит-м и фил-м наследии содержатся его высказывания,свидельствующие о его интересе к логике и ораторскому искусству.Уже в эпоху К.Р.за-рождается процесс,к-ый со временем приведёт к возникновению бел.народности и формированию национ.самосозн-я(зафиксировано в летописях).В 14-16вв. формируется бел.народность со своим языком.Образо-вание бел.народности в этот период связано с благотворным влиянием эпохи Возрож-я. Распространяются работы по истории,праву,медецине,сочинения антич. авторов.Значит-я роль принадлежала и Реформации. Давала возможность индивид-у чел-у разуму решать религ.и нравст.??.Особое место в бел.Возр-и занимает Скорина -первопечатник,просветитель и мыслитель-гуманист.Хар-ное:стремление к эмансипации от традиций цер-ковно-феодальных воззрений,попытка утвердить права чел.разума,показать его значение и силу.Осн.девиз-все для науки и блага простых людей.Продолжателем Скорины во вт.пол.16в.выступил Будный.Использовал идеи реформации в борьбе за бел.культуру,распространение светских зн-й.Религиозно-фил.взгляды Будного претерпели боль и сложную эволюцию.Начав с критики дух-ва,он постепенно пришёл к отрицанию ряда догматов христ.церкви.Его идеи уже в 70г.16в.стали из-вестны далеко за пределами Речи Посполитой,в к-ую тогда входила Беларусь.Его позиция вела к атеизму,т.к. от отрицания бессмертия души недалеко и до отрицания самого Бога.Мысли Будного,направленные на под-рыв религ.мировозрения,на раскрепощение мысли от церковных путей,имели для своего времени прогрессивное значение.Имел много последователей,к-ые в к.16-н. 17вв.продолжали пропагондировать его идеи.В истории развития полит.учений в Беларуси видное место занимает Андрей Волан -ф-ф и правовед,идеолог реформационного движения.Признавал сущ-е догосударст-о общ-ва и считал,что необходимость в гос-ве возникла лишь при появлении угрозы естественным правам людей.Раз-работал ряд учений:о врожденных св-вах «чел.натуры»-считал свободу и равенство.Идея правового общ-ва и гос-ва получила обоснование в произведениях Сапеги. «предисловие» к статусу 1588г.,письмо к архиепископу,в к-ом утверждал,что церковь и дух-во обязаны оказывать помощь гос.органам в поддержании общ.порядка.17в.в Беларуси-период резкого усиления идейной борьбы в феодальном общ-ве.В ряде религиозно-полемических трактатов отстаивались идеи веротерпимости,национ.свободы,защиты культуры угнетенных народов.В 18в. в Беларуси получают распространение идеи Просвеще-ния. Взгляды боль-ва просветителей развивались в русле теории«натурального права».В 1840-1850гг.рас-тет интерес к изучению бел.фольклора,быта,истор.про- шлого Беларуси.Начинается 2-ое национальное Возр-е, связанное со становлением бел.языка и лит-ры.Подъем революционного и национально-освободит.движения в Беларуси значительно активизировал дея-сть предста-вителй революционно-демократического направления. В тв-ве Купалы,Коласа стало проявляться осозн-е необ-ходимости революционного решения осн.соц.проблем. Выдвигали требования:уничтожение самодержавия,свободное развитие национ.культур.В 20в.в общ.полит.мысли можно выделить 3 направления: 1. ре-лиг.-пол-кое. 2. марксиское; 3. нац.-возрожденческо.Начиная с 20г.в Б.развивается только марксиская ф-я,к-ая на протяжении 70лет сущ-я в кач-ве офиц-ой постепенно эволюционировала от ортодаксального марксизма с абсолюцизацией револ.диалектики к пониманию ф-и как самоценности,особого феномена культуры.20-30гг.-интерес к прогрессивным фил.напра-влениям запада.Уже в 60г.бел.ученые преступают к исследованию фил.мысли Б во главе с Лущитским.В 70г.также работали Дорошевич,Конан.В 80г.-Степан,к-ый был самым гуманным. Симеон Полоцкий полагал, что мир создан на двух началах –материальн.(земля,воздух и огонь) и духовном. В. Дудин-Марцинкевич котор-й считал, что необходимо совершенствовать чел-е отношения путем просвещения и нравственного воспитания. К.Калиновский издал «Мужицкую правду»,проповедовал идеи крестьянской революции,общинного социализма,национал-о освобождения.Также были свойствены народнические группы и газета «Гомон»,творчество Ф.Богушевича,Янки Лучины,распространение марксистских идей.В начале 20в. выступили газеты «Северо-Западный край», «Наша доля», «Наша нива», литераторы Тетка,Я.Купала,Я.Колас,сторонники идеи национал. автономии белорусского народа,его просвещения,общности и бесклассовости.

26. Метафизика и онтология как система фил-о знания.Бытие и небытие…Метафизика -отдел философии,занимающийся исследованием природы и структуры мира. Для Аристотеля метафизика – это онтология,исследование бытия как такового;наука, которая пытается выяснить общие свойства всего существующего. По И.Канту, имеется три фундаментальных понятия метафизики:чел-е Я,мир и Бог; исследованием каждого из них занимается отдельная дисциплина,соответственно психология,космология и теология. Онтология –отдел метафизики,исследующий реальность как таковую.Из какого вещества, или из какой субстанции сделан мир? Является ли она однородной,или мы имеем дело с многообразием субстанций?Категория «бытие» - одна из первых по происхождению категорий философии,мног-ие значения кот-й были заложены еще в мифологии.Она наиболее чётко выражает ориентацию философии на осмысление предельно общих свойств (атрибутов) и отношений объектов реальности. Бытие означает ,во-первых, совокупность материальных образовании(вещей,явлений, процессов)в их противопоставлениям явлениям и процессам сознания,духа, т.е. идеальному. Однако следует иметь в виду,что это очень узкий смысл термина, ведь бытие — это то,что существует,а реально существуют не только материальные,но и духовные образования. Во-вторых, бытие —это совокупность всего существующего "здесь" и "теперь".И, в-третьих, бытие —это способ существования материальных и духовных образований,составляющих богатство вещей, явлений и процессов реального мира.Совокупность проблем, детализирующих философский смысл бытия, вкпючает в себя прежде всего осмысление способа существования вещей, явлений и процессов реальности,проблема единства мира,проблема осмысления мира как реальности, независимой от чел-а и его деятел-ти.Естественно возникает вопрос о том,что такое небытие и как оно соотносится с бытием. Небытие –не полное несуществовани.Абсолютного небытия не сущ-ет,т.к.любая вещь или процесс не могут абсолютно исчузнуть,ибо одни вещи или процессы постоянно превращаются в др.вещи или процессы.Небытие стало мыслится как источник,начало бытия,связывающая бытие не только с тем,что существует «здесь»и «сейчас»,но и с тем,что было и будет. Основные формы бытия: Бытие вещей (явлений, процессов) включает в себя, во-первых бытие вещей,явлений, процессов "первой природы"и,во-вторых "второй природы"."Первая природа" — это объективная и первичная реальность,существовавшая миллиарды лет до человека (био- и геосфера, атмосфера,ближний и дальний космос)."Вторая природа»-она включает в себя созданные чел-м предметы повседневного обихода,и т.д.Бытие чел-а включает в себя, во-первых,бытие человека в мире вещей и, во-вторых,специфически чел-е бытие. Бытие человека в мире вещей— это его существование как"вещи среди вещей".Специфически чел-е бытие—это жизнедеятельность чел-а во всей полноте ее проявлений,в единстве телесного (физического),биологического и социального измерений. Бытие духовного(идеального) включает в себя бытие индивидуализированного духовного и бытие объективированного духовного.Первое-это проявления сознания индивидуального чел-а(поток осознанных влечений,побуждений,чувств,переживаний,мыслей,знаний,убеждений,ценностей,установок,стереотипов и др.),а также различные формы бессознательног.Второе—это формы материализации духовных образований(представлений о мире,Боге, добре, истине,справедливости),произведения искусства (картины, скульптуры,),технические носители информации (печатные издания). Бытие социального включает в себя бытие отдельного чел-а в обществе и истории,а также бытие общества.Первое имеет много общего с социальным измерением специфически человеческого бытия и охватывает процессы социализации (вхождения в общество)и жизнедеятельности отдельного чел-а в рамках определенного человеческого сообщества и социальной группы в конкретную историческую эпоху.Бытие общества—это совокупность проявлений его жизнедеятельности как целостного организма в единстве материально-производственной и духовной сфер,движущих сил и механизмов общественно-исторического развития,культурно-цивилизационных явлений и процессов. Бытие чел-а,кот-е вкл-ет в себя во 1 бытие чел-а в мире вещей,во 2 специфич-е чел-е бытие(жизнедеят-ть чел-а во всей полноте своих проявлений,т.е. в единстве телесного,биолог-о и социал-о измерения).

27.Материя как фил-я категория.Эволюция представлений о материи в ф… Материя- фундаментальная исходная кате-гория фил.,от того или иного ее понимания зависит реше-ние практ-и всех других проблем.От лат.-вещ-во.Это ве-ществ.знач-е удерживалось до 20в.,когда произошла револ в физике.1ой ступенью в осознании материальности мира был стих.материализм. Началом форм понятия материи явился переход от качеств-о разнообразия сущ.вещей к понятию единой,объемлющей это кач-е разнообразие основы мира-первоматерии.Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все кач.разнообр.миравыводилось из какого-либо одного тоже качеств.определенного,эмпир. воспринимаемого элта(огонь,вода.Но уже Демокрит заметил,что с помощью одного кач.определ-я в-ва невозможно объяснить происхожд-е другого,т.к.он не содержит принципа своего превращения.Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике. Атомы тоже истолковывались как вещ-во,как кирпичи всего существующего.Так зародилась дискретная картина мира.Она была очень плодотворной для ф-и и науки в целом.С этой теорией связаны многие открытия в физике(тяжесть,сохранение в-ва).Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл.и событий мира на основе взаимодей-я атомов.Казалось еще чуть-чуть и физ.картина мира получит полную завершенность.Лиргоф:“Разве осталось еще что-нибудь открывать?”Однако был открыт электрон,ядерный распад и превращеие атомов.Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.Открытие электромагн.полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту .Поле -принципиально отличное от в-ва состояние материи.Первоначально поле понималось как окруж-е какой-нибудь предмет пространство,для каждой точки кот-й можно определить величину и направл-е силы взаимодей-я м/д данным объектом и другим(поле- атрибут в-ва).Но затем было доказано,что поле не только атрибут объекта, но и самостоят.реальность,т.е. нов.вид материи,основным св-вом кот.является непрерывность.Все это привело к фил.кризису-“Материя исчезла”.Этот кризис связан с утратой представл-я о материи как о вещ-ве.Изменение массы электрона при измен-и усл-й поля или скорости,ядерные реакции-превращение в-ва в энергию.Ужас...Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к матем.моделям.Нек-ые предали при этом материю забвению-идеализм.К этому привело и то,что материализм традиционно был связан с механи-чески-вещественным пониманием материи.Был этот мир глубокой тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился Ньютон.\ Но сатана недолго ждал реванша.\Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\. Диалектико-материалист.понятие материи. Необходимо было осво-бодить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием в-ва.Ленин замечал,что исчезла не материя,а метафиз.представление о ней.Единственное св-во материи-“быть объективной реальностью,сущ-ть вне нашего созн-я.”Короче “материя есть фил.категория для обозначения объективной реальности,кот.дана челу в ощущениях,кот.копируется,фотографируется,отображает-ся нашими ощущениями,существуя независимо от них”- Гольбах.Строение материи-физич.?.А? об отн-и нашего позн-я к миру-фил.проблема.Поэтому нельзя дать опреде-ления центр.категории теории позн-я как только через ее соотнесение с др, столь же шир.категорией-созн-ем и определением того,что из них берется за первичное. При-чем противопол.материи и созн-я имеет абсол.значение только в пределах очень огранич.области:искл-но в пре-делах основного гносеолог.? о том,что признать превичным.За этими пределами относительность данного противоположения несомненна.Содержание философской категории "материя" прошло многовековую эволюцию. На первом, наиболее раннем этапе оно тяготе­ло к наглядно-чувственным представлениям. На втором этапе материя отождествлялась с атома­ми как особой формой вещества,не сводимой ни к одному из существующих в природе вещественных образований.Начался третий этап осмысления содержания фи­лософской категории "материя",в рамках которого было выработано так называемое философско-гносеологическое представление о материи. На нынешнем четвертом этапе осмысления содержа­ния данной категории,начало которого датируется серединой XX в., формируется субстанциально-аксиологическая кон­цепция материи как системы,охватывающей более широкую совокупность ее атрибутов.

 

28.Движение как способ сущест-я материи.Осн-е формы движения материи…Движение -способ существования материи,ее всеобщий атрибут,проявляющийся в непрерывном взаимодей-ии и изменении материальных образований.Выделяют основные, специфические и общие формы движения материи.Критериями их классификации явл.след.признаки:1)наличие специф.материального носителя,т.е. соотнесенность с опред.уровнем организации неорганической,живой или соц.материи;2)наличие специф.или системы специф.взаимодей-ий м/д объектами,образующими опред.уровень организации материи;3)наличие относительно замкнутой системы з-ов,уп­равляющих специф.взаимодей-ями;4)генетическая связь высших форм движения с предшествующими(высшая форма движения возникла на основе пред­шествующей и ее законы не противоречат законам последней);5)несводимость высших форм движения к предшествую­щим(лежащие в основе предшествующих форм движения вза­имодей-я и управляющие ими законы не охватывают всего содержания взаимодей-й и з-ов,присущих высшим формам движения).На основе отмеченных критериев выделяют 5 основных форм движения материи :механическую- пространственное перемещение любых материальных образований,представляющее собой внеш.форму специф.материальных процессов; физическую- охватывает взаимодей-е материальных образований и сопутствующие им изменения на субмикроэлементарном,микроэлементарном,ядерном и атомном уровнях,особо выделяются процессы кристаллизации,смены агрегат­ных состояний вещества,движения в газах, жидкостях и телах и др., носителями к-ых являются молекулы; химическую- вкл.:процессы взаимодей-я и изме­нения материальных образований на атомном и молекулярном уровнях (химические реакции-процес­сы взаимодей-я атомов и молекул).Носителями хим.формы движения являются также ионы,радикалы,макромолекулы и др.комплексные соединения; биологическую- взаимодей-я и сопутствующие им из­менения объектов,образующих уровни организации живой ма­терии.Это процессы обмена вещ-в в организмах,их самовоспроизведения и приспособляемости,образования и изменения видов и биоценозов; социальную- вкл.:процессы взаимодей-я соц.групп и институтов,изменения их структуры и фун­кций в рамках общ-ва как целостной системы.Специфические формы движения материи предполагают наличие особого материального носителя и в основном соответ­ствуют уровням организации материи.В их сов-сти вы­деляют микроэлементарную,внутриядерную,внутриатомную,молекулярную,планетарную,внутризвездную,галактическую и др.Общие формы движения материи,к числу к-ых относят механическую,тепловую,кибернети­ческую,гравитационную и электромагнитную,-общий способ бытия,общий тип функционирования ма­териальных систем.Неразрывная связь движения с материей-важн. хар-ка как движения(оно,как и материя,неуничто­жимо),так и материи(движение-способ существования ма­терии).К важн.хар-кам движения относятся также его абсолютность и противоречивость.Движение противоречиво,поск-ку оно-ед-во изменчивости и стабильности (покоя),непрерывности и прерывности,абсолют­ного и относительного.Оно абсолютно,поск-ку стабильность (покой)невозможна во всех формах движения одновременно,имея место в одной из них,она устраняется совокупным движе­нием материи.

 

29.Пространство и время.Осн-е концепции прост-ва и времени… То или иное понимание прост-ва и времени складывается в зависимости от хар-ра взаимодей-я материи и движения,движения и покоя. Демокрит:вводит понятие пустого прост-ва для движения атомов как необходимого объективного усл-я;прост-во Демокрита бесконечно и однородно,оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью,как объективной основой вечного движения;вся природа представлялась в вечном и неустанном движении.Пространство и время рассм-лись в кач-ве усл-й и при-чины её движения.Такой подход к пониманию прост-ва и времени был хар-н для мн.материалистов Др.Греции. Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное,божественное,сверхприродное,совершенное. Аристотель:отвергал существование пустого,однородного и бесконечного прост-ва.Оно у Аристотеля неоднородно и конечно.Время выражает число движений и течет равномерно. Ньютон:у него абсолютное прост-во было демакритовой пустотой,оно неподвижно,однородно,непрерывно,бесконечно,трехмерное вместилище всех материальных тел и их движений. Время -чистое,однородное,равномерное, непрерывное, вечная и неизменная длительность,оно имеет одно направление и течет от прошлого через наст.к будущему и поэтому одномерно.Прост-во и время не от чего не зависят.Такое понимание прост-ва и времени было хар-но для Лейбница,Декарта и др. Лейбниц:ни пустоты,ни чистой длительности,как самостоятельных начал бытия,-нет. Прост-во -порядок взаиморасположения тел,а время-порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел,т.е.прост-во и время у него зависят от простейших субстанций-монад,к-ые активны,абладают движением,наделены способностью самодвижения.В тесных рамках идеализма,но глубоко диалектически пытался решить эту проблему Гегель:он считал,что только в движении прост-во и время действительны,они неразделимы и определяют друг друга как ед-во противоположностей.Диалектика прост-ва,времени и движения лежит в мировом духе в потусторонней мощи божеств.духа.Субъективные идеалисты:Беркли,Юм,Кант, отчасти Мах. Кант:считали прост-во и время в качестве априорных,доопытных и врожденных св-в чел.созн-я как чистые формы созерцания,благодаря к-ым чел-к воспринимает явления внеш.мира в прост-ве и во времени.Кант считает,что тела представляются нам как имевшие опред.геометрическую форму,протяженность,потому что так устроено созн-е чела.Мах:прост-во и время-упорядоченные ряды ощущений.Диалектический материализм:прост-во и время-формы или способы существования материи.Св-ва прост-ва и времени. 1. Общие св-ва:1). Объективность;2).абсолютность–движение,как и прост-во и время,носит всеобщий хар-р;3).относительность–содер-жанием прост-ва и времени является движущаяся материя,поэтому прост-во и время меняются в разл.частях света,на разных уровнях,в движущейся материи;4).бесконечность–понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия .2. Специфические св-ва:1).непре-рывность и прерывность–св-во связано с движением прост-ва и время прерывно,поск-ку в движении осущет-ся переход от одних пространственно-временных струк-тур к другим;2).мерность–пространственно-временные отн-я,кот-е описаны при помощи 3х пространственных отн-й и одного временного отн-я;существует понятие n-мерного прост-ва,т.е.добавляются др.хар-ки:t,p.3).Время одномерно–т.е.оно необратимо,это св-во обусловлено хар-ом причинно-следственных отн-й. Прост-во - когда любой объект занимает место,т.е.обладает протяженно-стью,находится на каком-то расстоянии от др.объектов,т.е.взаимодей-ет с ними и обладает определенной конфигурацией. Время 1)длительность явления;2)следование сменяющих друг друга событий и явлений,имеющих одно измерение.

Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение.

Мировоз-е-совок-ть представл-й о реальности,определ-х отношение к действител-ти,направленность и принципы деятел-ти отдельного чел-ка,социал-й группы или общ-ва в целом.Оно склад-тся из элементов,принадл-х науке,ф-и,искусству,религии,нравственному сознанию,правосознанию,полит-й идеологии,т.е. не имеет присущих только ему форм выражения своего содержания,а заимст-ет их у названных форм общественного сознания.Ф-я выявляется в античности,выделяясь из мифолог-о мира.В структуре м. выделяют 3 осн-х компонента: 1. Познавател-я компонента,кот-я вкл-ет представление о происхождении,строении и законах развития реальности. 2. Ценностная компонента,кот-я содержит ряд характер-к,выраж-х значимость явлений действител-ти для чел-ка. 3. Деятел-но-поведенческая компонента,кот-я содержит совокупность предписываемых чел-ку правил,норм,принципов,эталонов поведения и деятел-ти.Выдел-ют 5 осн-х типов м.: 1. Мифологич-е м.-совокупность представлений о мире,основанных на фантазии и вере в сверхъестеств-е силы,их сходство с чел-м и чел-м поведением.Данному типу м. присущ антропоморфизм(представление о мире по аналогии с чел-м и чел-ми отношениями,согласно кот-му в природе действуют те же проявления чел-х отношений и чел-й активности,но в отличии от них более масштабные и мощные). 2. Религ-е м.-совокупность представлений о мире и его происхождении,месте в нём чел-ка,основанных на вере в сверхъеств-ю силу и существование двух миров-небесного(высшего,совершенного)и земного(низшего,несовершенного).В отличии от мифолог-о м. религ-е м. лишь частично опирается на антропоморфные представления и ориентирует чел-ка на осмысление своих отличий от природного мира. 3. Повседневно-обыденное м.-совокупность представлений о природной и социал-й реал-ти в самом чел-ке,нормах и эталонах его поведения и деятел-ти,основанных на здравом смысле и повседнемном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеят-ти.Осн-е характ-ки:а)малосистемность;б)неоднородность в социал-м измерении. 4. Философское м.-система рационально обоснованных представлений о мире вместе в нём чел-ка в направленности,принципах и целях его деят-ти.Оно возникло позже названных ранее типов и во многом формировалось как средство преодоления их недостаточности. 5. Научно-философское м.-система представлений о мире,его структурной орг-и и развитии,месте и роли в нём чел-ка,кот-я строится на основе научных данных,развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на развитие науки. Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии.1ые ф-фы стремились отказ.от признания сверхъестеств.сил,и объясн.мир исходя из него сомого,но в усл-ях отсутств.возм-ти опытным или эксперемент.путем проверить те или др. предположения,господствующим методом-являлись логика и здравый смысл.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.