Концепция философии Сократа. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Концепция философии Сократа.

2017-11-28 240
Концепция философии Сократа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем ' тенденции, или линии Платона ' в античной философии.

Сократ предпочитает умереть, защищая свои идеи:

“Но вот уже время идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога”.

Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ выпивает чашу цикуты в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью”.

 

18.Философия Платона: основные понятия и идеи

1. Общая характеристика личности и творчества Платона. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Бол-во произвед. Платона напис. в форме диалогов.

2. Платон – основоположник идеалистического направления философии. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения явл. следующие:

- материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

-окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

-реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

-чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

-любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

-весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

3. «Триада» Платона – «единое», «ум», «душа». Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

-«единого»; -«ума»; -«души».

«Единое»: - является основой всякого бытия;\

-не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);

-есть ничто;

-выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

-первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

«Ум»: - происходит от «единого»;

-разделен с «единым»;

- противоположен «единому»;

-является сущностью всех вещей;

-есть обобщение всего живого на земле.

«Душа»: - подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

-также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

-душа человека (вещи) есть часть мировой души;

-душа бессмертна;

-при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

-постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

4. Гносеология (учение о познании) Платона. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: - поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

-«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает -не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

-высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

5. Проблема государства в философии Платона. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

-монархия – справедливая власть одного человека;

-тирания – несправедливая власть одного человека;

- аристократия – справедливая власть меньшинства;

-олигархия – несправедливая власть меньшинства;

-демократия – справедливая власть большинства;

-тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, 2-мя стабильными и оптимальными формами м.б. - аристократия и монархия.

6. Платоновский проект государства. Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

-все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

-работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

-воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

-философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

-философы и воины не должны иметь частной собственности;

-жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

-не существует брака, все жены и дети общие;

-допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

7. Значение философии Платона. Историч. Знач. философии Платона в том, что

впервые философом оставлено целое собрание фундамент. Произвед.; положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»); впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.; были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.); была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

8. Академия Платона. Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии

19.Философия Аристотеля: основные понятия и идеи

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) — великий древнегреческий философ, ученый.Аристотель – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского

Аристотель является родоначальником собственно научной философии, в его учении некоторые науки получили освещение с точки зрения философии.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.