Конспект лекций по курсу «основы философии». — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Конспект лекций по курсу «основы философии».

2017-11-28 293
Конспект лекций по курсу «основы философии». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ».

ВВЕДЕНИЕ

Философия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот прикоснулись к деньгам - и они превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем в мышлении и поэтому самые разные явления становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к обладанию чем-то и т.д. Наша цель - сделать эти прикосновения физически реальными. Но когда это, в конце концов, происходит, они теряют смысл. Парадоксальность ситуации заставляет нас искать какую-то грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало, и чувствовалась легкая тяжесть в кармане.

Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность. Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни, который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия.

Философские теории, существуя в авторской, личностно-окрашенной форме, содержат универсалии культуры - характерные для нее формы выражения всеобщего. Поэтому в силу собственной жизненной позиции и социокультурного опыта, один может принимать философскую позицию непротивления злу насилием, которую излагали вслед за библейскими авторами Л. Толстой, Ганди, А. Швейцер, а другой предпочтет философию прагматизма, где истина измеряется пользой, или позицию активного переустройства мира меньшинством для большинства К. Маркса и В.И. Ленина. Осознанное понимание универсалий культуры через ее философию - путь самоопределения личности в культуре.

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ, МЕТОД, ФУНКЦИИ

Проблема методов философии. Диалектика и метафизика

Философский метод -

это система наиболее общих принципов и приёмов теоретического и практического освоения мира, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Задаёт общие принципы, ориентиры познания и деятельности (Ф. Бекон: «Философский метод - факел, освещающий путь») Философский метод выступает, как диалектический и метафизический.

Диалектика -

всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления. Историческими формами являются:

· Диалектика античности - Гераклит особое внимание уделял движению и изменению вещей, переходу противоположностей друг в друга, т.е. диалектика объективного мира («дорога в гору, является дорогой вниз», «нельзя в одну реку войти дважды»); Сократ и Платон под диалектикой понимали ведение спора, диалог с целью выяснения смысла понятий и достижения истины - диалектика мышления (субъективная диалектика).

Диалектика может быть как материалистической, так и идеалистической. Гераклит был материалистом и его диалектика создаёт существенный материалистический компонент.

· Идеалистическая диалектика. Её создали представители немецкой классической философии. Среди них выделялся Гегель, создавший систему диалектики, которая выступала и как теория и как метод (XVIII-XIXвв.);

· Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в середине XIX века (1846-1851гг.).

Метафизика -

является противоположным диалектике методом познания. Её особенность в создании однозначной, статичной картины мира, в преувеличенном рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами метафизического мышления выступают рассуждения: «либо да, либо нет», «либо белое, либо чёрное».

Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от других, имеет право на существование. Это метод абстрагирования, т.е. отвлечения от второстепенного на данном этапе исследования.

Для познания, однако, вредны преувеличение, как покоя, так и движения: «нет покоя без движения и движения без относительного покоя».

Функции философии

 

Специфика философии проявляется в её функциях. Основными функциями философии являются:

· Мировоззренческая - теоретическая функция; с помощью категорий, примеров и законов обосновывает мировоззрение той или иной эпохи, того или иного периода;

· Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком;

· Познавательная функция исследует наиболее общие стороны, связи и закономерности в системе «мир-человек». Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации людей. В этом смысле философия выступает как школа теоретического мышления и мудрости;

· Способствует формированию и развитию культуры мышления человека;

· Прогностическая функция - формулирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человечества...;

· Социокультурная функция - выступает как высшая форма самосознания культуры данной эпохи или данного народа. Она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы её развития в будущем.

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ВИД ВЕК ШКОЛЫ  
Античная философия (до н.э.) VI (1-я поло- вина)   V (2-я поло-вина) IV III   Милетская   Элейская Механистицизм, атомизм   Пифагорейская   Софизм Этические Стоицизм Гедонизм НАТУРФИЛОСОФИЯ Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Учение о первоначале Парменид, Ксенофан, Зенон. Учение о Бытии. Эмпедокл, Левкипп, Демокрит. Пифагор Протагор, Горгий.   СОКРАТ Платон. Аристотель Филон, Сенека, Марк Аврелий. Школа Эпикура. Лукреций Кар.
Философия Средних веков (схоластика) V XII XIII XIV XIII-XI   XI, XIV, XV Раннехристианская Западно-европейская   Школа номиналистов   Русская Августин Блаженный Пьер Абеляр Фома Аквинский   Дунс Скот Василий Кессарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоан Дамаскин   Кн. Вл. Мономах, Нил Сорский, Вассиан Патрикеев,
Философия эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV-XVI вв.) XV Антропоцентризм     Пантеизм   Теория гелиоцентризма Дж. Пико делла Мирандола Парацельс, Н.Кузанский   Н.Коперник, Дж. Бруно
         

 

ВИД ВЕК ШКОЛЫ  
Философия Нового времени XVII Эмпиризм Ф. Бекон – индуктивный метод Р. Декарт - субъективизм, научный метод, дуализм Т. Гоббс – метафизический материализм Б. Спиноза: ученье о субстанции (монизм) Г. Лейбниц: ученье о множественности субстанций
Философия эпохи Просвещения XVIII Эмпиризм; дуализм   Субъективный идеализм   Сенсуализм; гуманизм   Механицизм   Гносеология Дж. Локк   Дж. Беркли, Д. Юм (солипсизм)     К. Гельвицкий, Ж-Ж. Руссо, Дидро, Вольтер, Мелье     Ж. Ламетри, П. Гольбах   И. Кант  
Классическая философия XIX Идеализм   Г. Гегель   Л. Фейербах   И. Фихте, Ф. Шеллинг   Диалектический метод на основе объективного идеализма; теория познания, философия истории     Антропологический материализм, сенсуализм

 

МАРКСИЗМ

(К. Маркс, Ф. Энгельс)

Источники:

· Политэкономия (англ. А. Смит, Д. Рикардо)

· Социальная утопия (Фр. Бабеф, Сен-Симон, Фурье)

· Философия Гегеля и Фейербаха

ИТОГ:

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА

Философские учения Философские школы Философские течения Философские направления
СИСТЕМА определенных, логически связанных взглядов, оценок, мнений. Исторически преходящи. Наиболее известные авторы учений: СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ, ФОМА АКВИНСКИЙ, БЭКОН, Р.ДЕКАРТ, И.КАНТ, Г.ГЕГЕЛЬ, А.ШОПЕНГАУЭР, Ф.НИЦШЕ, К.МАРКС, ЭНГЕЛЬС, З.ФРЕЙД, Е.П.БЛАВАТСКАЯ, Л.Н.ТОЛСТОЙ, В.А.ВЕРНАДСКИЙ, Н.А.БЕРДЯЕВ СОВОКУПНОСТЬ философских учений, объединенных общими принципами. Более долговечны в истории. Наиболее известны: НЕОПЛАТОНИЗМ, НЕОТОМИЗМ, ЭМПИРИЗМ, РАЦИОНАЛИЗМ, НЕОКАНТИАНСТВО, НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО, “ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ”, МАРКСИЗМ, ФРЕЙДИЗМ, НЕОРЕЛИГИОЗНЫЙ, МИСТИЦИЗМ, РАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ, ПЕРСОНАЛИЗМ, ТЕОРИЯ НООСФЕРЫ ОБОБЩЕНИЕ одних и тех же принципов, развиваемых нередко конкурирующими школами. В истории часто возрождаются: СУБЪЕКТИВИЗМ, ТЕОЦЕНТРИЗМ, ПОЗИТИВИЗМ, ПАНТЕИЗМ, МИСТИЦИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ФИЛОСОФИЯ НЕРАЦИОНАЛЬНОГО, КОСМИЗМ СОВОКУПНОСТЬ философских течений, которые при всем расхождении друг с другом отстаивают некоторые общие принципиальные положения. Существуют длительное историческое время: МАТЕРИАЛИЗМ, ИДЕАЛИЗМ, ОПТИМИЗМ, ПЕССИМИЗМ, СЦИЕНТИЗМ, АНТИСЦИЕНТИЗМ, РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ, СВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Учение о бытии

Демокрит

Считал, что основой всего являются атомы и пустота. Атомы имеют бесконечное множество форм, они есть сущее, движение в пустоте. Пустота - это не сущее. Атомы имеют свою величину, порядок и положение, они (вместе с пустотой) являются причиной всех вещей. Атомы сами по себе неизменны, следовательно, материя неуничтожима и несотворима (всегда существовала). Новым в античном мышлении является Демокритово понимание бесконечности, неуничтожимости и несотворённости Вселенной, убеждённость в существовании бесконечного множества миров, которые возникают и гибнут.

Проблему познания Демокрит решает с материалистической точки зрения. По его убеждению от вещей отделяются образы и помещаются где-то между вещью и сетчаткой глаза, т.е. гносеологический образ у Демокрита оказывается материальным. Демокрит - сторонник строгой необходимости. Развитие вселенной, порядка мира - определено движением атомов. «Причина всякого возникновения - вихрь, и этот вихрь - необходимость».

Платон

Первый последовательный идеалист античности. Его концепция сформировалась в процессе критики Демокрита и всей материалистической традиции. Лучше всего философия Платона представлена в работе «Закон», где его онтологические, политические, этические и эстетические взгляды объединяются воедино. У Платона материальный мир, окружающий нас, является лишь тенью и производной от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи - возникают, изменяются и гибнут, поэтому не могут быть подлинно сущим. Идеи неизменны, неподвижны и вечны. Именно эти их свойства придают им подлинное, действительное бытие. Бытие идей и является единственным предметом подлинного познания.

Идея существования вне материального мира, не зависит от него и от сознания человека, т.е. объективна. Мир вещей занимает промежуточное положение между подлинным бытием (мир идей) и небытием (материя, как таковая, в себе).

Мир идей, согласно Платона, расположен на планете Гиперурания. Ядро теории познания Платона - теория воспоминаний. Душа вспоминает идеи, которые познавала, находясь в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удаётся отстраниться от телесности. Душа бестелесна, она не возникает одновременно с телом, но существует вечно. Тело подчиняется душе.

Аристотель

Если о Платоне можно сказать, что он обобщил в своих работах почти все идеалистические системы до него, то Аристотель логически завершил всю предшествующую философию. Поэтому его называют не только философом, но и энциклопедистом.

Основная группа работ Аристотеля посвящена учению о бытии. Кроме того, Аристотель создал серию работ по вопросам философии и природы, по обществознанию, а так же по логике и методологии познания.

Ядром философии Аристотеля является учение о бытии (онтология). Основой всякого бытия он считал первую материю. Она принципиально не определима, её нельзя считать даже составной частью конкретной вещи или явления. Основой всего выступают огонь, земля, вода, воздух. Сами эти вещества - суть соединения первой материи и формы. Первая материя - лишь потенциальное бытие. Форма образует из потенциального бытия действительное, реальное бытие.

Аристотель по новому решает отношение общего и единичного - как отношение двух сторон действительности. Форма имеет активный, деятельный характер, а материя пассивный.

У Аристотеля мы находим и самые общие определения движения - это реализация осуществления сущего, это переход возможности в действительность, поэтому движение -это универсальное свойство бытия.

В философии Аристотеля важное место занимает категория причинности. Он различает четыре вида причин:

· Материальная. Содержится в самой первой материи, в её характере. В этом смысле она потенциальна;

· Формальная. Соединена с формой, как активный принцип, который творит из материи истинную реальность;

· Активная (движущая) причина - то, откуда идёт начало движения, то, что оформляет материю;

· Конечная (целевая) причина - объясняет цель и смысл движения - то, ради чего происходит движение.

Для понимания и объяснения бытия необходимо познать все виды причин, ибо благодаря их воздействию существуют вещи. Познание формальной причины важнее, чем познание материальной, однако каждая вещь находит своё завершение в том назначении, в котором она возникла и существует. Таким образом, познание конечной причины выступает целью познания.

Аристотель впервые вводит в ясно осознанной форме проблему теологии (учение о целесообразности мира).

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Учение о познании

В средневековой философии человеческие знания считались неизменными, божественным откровением. Источник и хранилище всех знаний - Библия. Таким образом, процесс познания, в основном, сводился к процессу преподавания. Цель познания - перестройка души с помощью слова божьего.

Характерная черта средневековой философии - теоцентризм - обращение к богу, как к началу и причине мира. Необходимость постоянной защиты и доказательства основных христианских догм и бытия бога обусловила преимущественное развитие логики, как философской дисциплины.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

Западники и славянофилы.

После 1812 года, общественное и интеллектуальное развитие России получает новый подъём. Чувство национального достоинства и гордости выдвинуло проблему внедрения социальных и политических достижений запада, выдвигается идея оригинальности русской культуры. Тайной и основой русского духа считалось православие.

Основоположник русской религиозной философии - Иван Киреевский - первый представитель славянофильства.

Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин, Данилевский, Леонтьев...)

Утверждали, что культура запада, основанная на рационализме, хотя ещё содержит в себе резерв творческих сил, в целом идёт к своему упадку. Рационализм, по их мнению - следствие рассечения духовной целостности человека. Абстрактный разум, оторванный от жизни не способен проникнуть в глубины бытия. Только перед разумом, органически связанным с волей и чувствами, «волящему разуму и разумной волей» (А.Хомяков) раскрывается бытие. Только после первоначальной интуиции бытия, которое реализуется в вере, познание становится возможным и с помощью разума.

Мировоззренческой основой познания выступает православный дух соборности, который наполняет жизнь церкви - единственный авторитет, приемлемый для православного сознания.

Соборность - нравственный мир в его идеальной форме. Только в ней возможна личность нравственная, объединяющая в себе принцип религиозного коллективизма и индивидуализма. Соборность невозможна без свободы духа. Личность поэтому не отрицается, а утверждается в ней.

Славянофилы показали в своих работах идеальный образ церкви, предлагая решение проблемы отношения человека и общества в её церковном аспекте. В торжестве соборности они видели единственный путь утверждения идеального общества, основанного на принципах свободы, любви, братства и целостности духовного мира человека. Такое общество не будет знать никакого внешнего авторитета и никакого угнетения.

Западники (Чаадаев, Белинский, Бакунин, Герцен...)

Выступили оппонентами славянофилов, ориентируясь на достижения западной цивилизации. Как правило, они тяготели к материализму и атеизму, но одновременно продолжали традиции гуманизма XVIII века.

· Чаадаев

Центральное место занимает духовный мир человека, который формулируется, прежде всего, благодаря общественной среде. Но среда - это лишь форма, в которую передаётся свет общественного разума. В учении о бытии - бог на вершине мира, излучает творческие искры в мир. Сердце мира - всечеловеческое сознание, которое впитывает эти искры. Ниже находится человек, который в результате первородного греха утратил непосредственную связь с универсальной целостностью - Богом. Ещё ниже - дочеловеческий мир - природа.

Гносеология (теория познания) основывается у него на антропологии. Источником знания не является ни опыт, ни индивидуальное сознание. Познание - результат взаимодействия сознаний, которые формируют в своём единстве всечеловеческое универсальное сознание.

Чаадаев утверждал, что постижение истории невозможно без Христианства. Движение к царству божьему на Земле - вот тайна и сущность истории. Дальше всех по этому пути продвинулся Запад.

· Чернышевский

Представлял материалистическое направление Русской философии XIX века (Писарев, Бакунин,..). В теории познания опирался на науку. Чернышевский считал, что все стороны духовной жизни подчиняются принципам физики и химии.

Реализм Чернышевского приводит его к необходимости изменения социального строя. Он считал общину экономической, социальной и духовной основой, на которой будет возможно построить новое общество. В этике он придерживался теории разумного эгоизма. Основа всех движений человеческой души - любовь к самому себе.

Эстетика Чернышевского - самый оригинальный аспект его философии: конкретная действительность выше искусства. Искусство - искусственно, подлинным источником красоты и истины является действительность. Прекрасное - есть жизнь, а человек прекраснейшее творение природы.

· В.С.Соловьёв

Создал первую русскую философскую систему, 70 гг. XIX века. Его магистерская диссертация «Кризис западной философии против позитивизма» - посвящена эволюции западной философии. К концу XIX-го века западная философия, с одной стороны основывается на науке, а с другой - протягивает руку религии.

Осуществление синтеза науки, философии, религии - высшая цель и финальный результат развития человечества. Таким образом, он впервые формулирует идею слияния культур Запада и Востока.

Докторская диссертация Соловьёва «Критика абстрактных признаков» усугубляет понятие цельного знания. Здесь он критикует как рационализм, так и эмпиризм, который сводит познание к чувственным данным. Эти две формы познания дополняются внутренним познанием, которое сообщается нам высшим бытием, непосредственно связывающим нас с изучаемым предметом. Эта третья форма познания - интуиция. Истина, это результат эмпирического, рационального и интуитивного познания.

Оригинальнейшая часть - «Софиология» - учение о Софии (мудрость). История - путь воплощения Софии в колоссальном множестве форм и уровней. Универсальная эволюция мира - это эволюция космоса и общества. Космическая эволюция заканчивается рождением человека естественного, а после исторического процесса, предстоит рождение человека духовного. Спасение - возвращение к абсолюту и человек вовлечён в этот процесс, даже если не сознаёт этого.

Соловьёв утверждал, что судьба человечества определяется тремя силами: Европейской, Восточной цивилизацией и Славянским миром. На востоке все сферы жизни обезличены - мир Бога, лишённого человека; Европейская цивилизация выделяет индивидуальные интересы - мир человека, лишённого Бога. Мир православного славянства призван преодолеть недостатки и пороки первых двух сил.

В области эстетики Соловьёв поддерживал позицию Чернышевского, который исходил из объективного характера прекрасного. Обращаясь к формуле Шиллера-Достоевского «Красота спасёт мир», Соловьёв утверждал, что прекрасное нельзя отделить от двух других высших духовных ценностей - добра и истины. Истина - это добро, мыслимое человеческим умом, а красота - та же истина и тоже добро, воплощённое в конкретной форме. Но мир нельзя спасти насильственно. Самое главное - добровольное стремление к объединению, возможное на основе высшего духовного чувства - Любви. Любовь - это преодоление эгоизма.

· Л.Н.Толстой

Философская тематика преобладала в русской литературе и во многом предопределила философскую деятельность представителей духовного возрождения начала XX века.

Вся русская литература XIX века пронизана идеей спасения, освобождения личности, народа, человечества от трагедии жизни, от зла и страданий.

Толстой: религиозное самосовершенство, непротивление злу насилием, всеобщая любовь и братство. В данной концепции государство не имеет никакого смысла. Люди должны жить в негосударственных формациях, основанных на принципах любви к ближнему. Наука, искусство, философия не имеют смысла вне нравственности.

Сциентизм и антисциентизм

Сциентизм

Теоретическим выражением является неопозитивизм и технократические концепции.

· Неопозитивизм включает множество логико-философских школ, объединенных понятием предмета, и критикуют философию, как «метафизику», «первую философию», которая ставит и решает проблемы бытия, человека, познания. «Подлинная философия должна быть ориентированна на научные знания. Её предмет - язык, особенно предмет науки, как способ выражения знания, а так же деятельность по анализу этих знаний и способов их выражения с помощью языка;

Антисциентизм

Представлен в особенности писателями, создавшими множество антиутопий (Уэллс, Оруэлл, Стругацкие...). Антисциентизм требует слияния науки с другими формами общественного сознания - религией, мифологией, искусством. В своей крайней форме - отказ от науки и техники. Получил теоретическое оформление в рамках Франкфуртской школы, идеологии «Зелёных» и т.п.

Проблема иррационального

Иррациональное - от лат: лежащее за пределами досягаемости разума, непостижимое в рамках логического мышления. Иррационализм объединяет различные школы и системы, которые выдвигают на передний план различные стороны духовной жизни человека (волю, интуицию, эмоции, воображение...). В XX веке проявляется в таких течениях, как философия жизни, экзистенциализм, прагматизм...

А.Шопенгауэр (1786-1860) - отстаивал преимущество воли по отношению к разуму, критиковал классический рационализм за противоречие общественной жизни, превращение воли в простой придаток разума. Разум, в понимании классической философии, Шопенгауэр объявляет фикцией. На место разума он выдвигает волю. Воля не зависима от разума, не имеет ни причин не оснований, родственна неисповедимым силам Вселенной, неким её волевым порывам.

 

 

Раздел II
ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ

ПОТРЕБНОСТИ

Ставит перед собой

ЦЕЛИ

добивается целей с помощью

практической деятельности

Под индивидуальностью понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.

Индивидуальность – обладает Сознанием, Духом

 

Специфика бытия сознания:

· исключительная подвижность

· конкретное сознание конечно (смертно вместе с телом), но результаты деятельности “переживают” своего носителя

· элементы сознания локализованы в деятельность клеток головного мозга, но - по сути – они внепространственны и вневременны (мысль бесконечна и вечна)

· сознание человека является одновременно и его самосознанием

· в понятие бытия духовного входит и бессознательное

 

ЛИЧНОСТЬ, существо социальное, «включённое» в конкретную общественно-историческую среду.

«Пространство» Личности:

· собственно «Я» /самоощущение, самооценка/,

· межличностные отношения,

· «отражение» в других людях.

 

 

Микросреда личности: семья, друзья, коллектив.

Макросреда: общество в целом

 

 

Личность- это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно- практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность- это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы.

Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек- это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.

По природе своей человек является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и способности людей носят конкретно- исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности. Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он- вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве своей беcпокойной духовной и физической энергии.

Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.

Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.

Человек обладает также и рядом иных качеств. Люди умеют создавать орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь на нормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения.

 

Сущность познания.

 

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивает­ся и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Практика — это материальное освоение общественным че­ловеком окружающего мира. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующею. Практика человека исторически развивается, постепенно услож­няясь. Она дифференцируется, как бы расслаивается на различ­ные виды. Уже в начале истории зарождаются две взаимосвязан­ные сферы: производство предметов потребления и производство орудий труда. В дальнейшем происходит все более детализиро­ванное и специализированное разделение этих сфер.

Мир материальных ценностей, порожденный общественной практикой, отнюдь не является статическим собранием вещей, тем более их свалкой. Эти вещи постоянно включаются в жизнедея­тельность людей, обусловливая взаимную зависимость различных сфер общественного труда и, в конечном счете, социальную зави­симость различных профессиональных групп населения друг от друга. Практика приводит в движение весь предметный мир, заставляя его служить человеку, в практике человек постоянно свя­зывает мир вещей и свои субъективные устремления.

Из сказанного следует, что практика имеет принципиально общественный характер. Осуществляясь через усилия индивида, она объединяет в целое миллионы воль, устремлений, направляя их к реализации общественных целей. В ней интегрируются уси­лия и результаты деятельности не только живущих современни­ков, но и достижения предшествующих поколений. Возможности практики обусловлены уровнем развития общества в целом.

Именно в практике реализуется активное начало человеческой личности, ее свобода и относительная независимость от природы. Практика человека основывается на его разуме, она является це­лесообразной деятельностью. Цель предполагает мысленное пред­ставление будущей вещи, она — идеальный (духовный) образ будущего результата. Разумный характер практической деятель­ности предполагает предварительное продумывание программы действий, оценку возможных средств и условий достижения цели, построение плана деятельности. Активное целеполагающее нача­ло неустранимо из человеческой практики. Поэтому она всегда является двуединым объективно-субъективным процессом, связы­вающим объективные предпосылки (природный и надприродный материал) с человеческой целеустремленностью.

В тесной связи с практикой развивается и познание. Оно и есть процесс получения и накопления знаний обществом. Знание явля­ется человеческой информацией о мире. Эта информация сущест­вует в виде некоторой субъективной реальности. Любая практика базируется на знании о свойствах и закономерностях внешнего мира. Для того, чтобы действовать в соответствии с поставленной целью, необходимо хотя бы минимальное знание о преобразуемом в практике предмете, о возможностях получения желаемого ре­зультата. Следовательно, знание с самого начала встраивается в практическую деятельность, составляя ее необходимую предпо­сылку и условие осуществления.

Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо — означает иметь некоторое идеальное представ­ление об интересующем нас предмете.

Познание и знание различаются как процесс и его результат.

Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей скла­дывается общественно-значимый процесс познания. Индивидуаль­ное знание далеко не всегда становится общественным достоянием. Процесс превращения индивидуального знания в общезначимое, при­знаваемое обществом в качестве культурного достояния человечест­ва, подчиняется сложным социокультурным закономерностям. Интеграция индивидуальных знаний в общечеловеческое достояние осу­ществляется через общение людей, критическое усвоение и призна­ние этих знаний обществом. Передача и трансляция знаний от поко­ления к поколению и обмен знаниями между современниками воз­можны благодаря материализации субъективных образов, выраже­нию их в языке. Таким образом, познание — это общественно-исто­рический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и об­щественная практика. Во-первых, познание различается своей глу­биной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные зна­ния. Первые не являются результатом профессиональной деятель­ности и в принципе присущи в той или иной мере любому индиви­ду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специали­зированной, требующей профессиональной подготовки деятель­ности, называемой научным познанием.

Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т.д., составляю­щих в совокупности естествознание. Познание самого человека и общества обусловливает становление гуманитарных и обществен­ных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на пони­мание таинств и догматов религии.

Научное познание, будучи профессиональным видом общест­венной деятельности, осуществляется по определенным научным канонам, принимаемым научным сообществом. В нем использу­ются специальные методы исследования, а также оценивается ка­чество получаемых знаний на основе принятых научных критери­ев. Процесс научного познания включает в себя ряд взаимоорга­низованных элементов: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.

Субъект познания — это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Как уже указывалось, познает мир, в принципе, общество, удовлетворяющее свои по­требности. Однако научное познание, возникшее на определен­ном историческом этапе, осуществляется не обществом в целом, а его отдельными представителями, которые в своей совокупности образуют научное сообщество.

Научное сообщество исторически развивается, организуясь в различные социальные и профессиональные формы. Такие фор­мы многообразны: академии, университеты, лаборатории, иссле­довательские институты и т.д.

С гносеологической точки зрения можно отметить, что субъект познания является общественно-историческим существом, реали­зующим общественные цели и осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся методов на­учного исследования. Хотя цели перед научным познанием фор­мирует общество в виде социально-экономических и технических потребностей, лишь научное сообщество, отвечая на эти потреб­ности, способно поставить и сформулировать действительно науч­ную задачу перед научным исследователем, лишь оно способно осознать эту задачу как научную проблему

Объект познания — это фрагмент действительности, оказав­шийся в фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объек­том познания является то, что исследуется ученым: электрон, клет­ка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психи­ческое состояние, общественное мнение.

Наконец, объектом научного анализа могут стать как бы «вто­ричные продукты» самой интеллектуальной деятельности. Напри­мер, можно изучать художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д.

Но в любом случае объект познания существует в самостоя­тельном виде, как нечто дистанцированное и не зависящее от субъ­екта. Это значит, что ученый, даже если он изучает субъективный мир личности, всегда отдает себе отчет в том, что он должен вы­явить нечто присущее самому объекту, но не может произвольно навязывать этому объекту свои собственные мнения. В этом плане объект объективен в отличие от собственных представлен


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.