Раздел 1. Философия как феномен духовной культуры — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Раздел 1. Философия как феномен духовной культуры

2017-11-28 230
Раздел 1. Философия как феномен духовной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Философия как наука является всеобщим методологическим знанием. И в этом смысле, она постоянно «подпитывает» любую, в том числе и собственно профессиональную деятельность человека особой интеллектуальной энергией универсального действия – методологией теоретического и практического освоения окружающего мира, освоения духовных основ самосознания и самоопределения. Соответственно, изучение философии есть не только процесс приращения и развития интеллектуальных знаний и умений обучаемых. Это также способствует развитию у них способности к целостному самоопределению в разнообразных связях и отношениях с окружающим миром, к более целенаправленной самоорганизации своей профессиональной деятельности. Изучение философии поможет составить представление о ее проблематике и языке, средствах и методах, понятиях и категориях, об истории философии и ее современных проблемах, что позволит поступающим в аспирантуру самостоятельно ориентироваться не только в отвлеченных научно-философских понятиях, но и в не менее сложных взаимосвязях жизненной реальности, во всей их глубине и противоречивости. Изучение курса философии должно способствовать приобщению поступающих в аспирантуру к общечеловеческим ценностям, определению собственной мировоззренческой позиции, овладению основами логики и методологии научного познания, уяснению сознательно-нравственных стимулов профессиональной деятельности, повышению общего уровня философской и профессиональной культуры. Дополняя и завершая любое специальное образование, философия помогает будущему специалисту сформировать необходимые предпосылки осознанного самоопределения в жизни, дает ориентиры для самостоятельного поиска ответа на вечные вопросы бытия, стимулируя его активное участие в решении задач развития своей страны.

Цель программы: преподавание философии имеет общей целью развитие у поступающих в аспирантуру интереса и потребности к фундаментальным знаниям. Это формируется на основе изучения духовного опыта и проблем становления человека и общества, выявления и обоснования их диалектики, смысла жизнедеятельности человека, осмысления законов и тенденций общественного развития, достижений мировой и отечественной мысли, гуманистических нравственных ценностей и смыслов духовной жизни общества, мировоззрения и культуры.

Цель и задачи программы:

Целью освоения поступающими в аспирантуру дисциплины «Философия» является:

- овладение знаниями в области философии и выработка навыков интеллектуальной деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности, исходя из выработанных методологических принципов мышления и познания.

 

Учебные задачи программы:

- дать всесторонние знания о генезисе философии, о развитии ее предмета, функций, категориального аппарата, о соотношении научной, религиозной и мифологической картин мира; об историческом развитии философии, основных этапах, специфике философских учений;

- показать своеобразие философии, ее место в историческом развитии духовной культуры. Дать понимание взаимоотношения материального и духовного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе, обществу и другим людям и специфики глобальных проблем современности;

- развить у самостоятельность мышления при решении проблем формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, нравственных и правовых норм общежития;

- сформировать навыки методологических подходов при столкновении с многообразием представлений о формах человеческого знания, соотношении знания и заблуждений, знания и веры, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в человеческой деятельности;

- формирование навыков всеобщего понятийного мышления, умения понимать диалектику общего, особенного и единичного в решении конкретных проблем педагогической, научно-исследовательской, производственно-прикладной и организационно-управленческой деятельности;

- способствовать приобретению практических навыков понимания роли науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними социальные и этические проблемы, ценности научной рациональности и ее исторических типов, умению использовать знание структуры, форм и методов научного познания;

- привить навыки использования философских принципов и категориального аппарата в анализе научных и социально-политических проблем современности;

- на основе приобщения к высшим достижениям человеческого духа, формировать у них стремление к самосовершенствованию, личностному и профессиональному росту.

 

3.Требования к уровню освоения программы

При изучении философии, поступающий в аспирантуру должен:

1) знать:

- основные ее проблемы как формы духовной культуры, сущность философских категорий и особенности их применения в контексте различных подходов и направлений;

- специфику философии, ее предмет, методы, место и роль в культуре;

- этапы исторического развития философской мысли, основные направления и школы;

- сущность проблемы бытия, основные подходы к осмыслению данной проблемы в истории философии;

- специфику философского анализа общества, его структуру, философские модели социального развития, его перспективы;

- сущность проблемы человеческого бытия, антропологические подходы в истории философии, ценности и феномены бытия человека;

- структуру познавательной деятельности, специфику научного познания;

2) уметь:

- анализировать философские понятия, категории, учения, сравнивать их и давать оценку с точки зрения основных типов философствования;

- применять принципы диалектического мышления при оценке природных и духовных явлений, социальных событий, в учебной и профессиональной деятельности;

- использовать философскую методологию в учебной и научной деятельности;

- формировать собственную мировоззренческую позицию по тем или иным научным проблемам.

3) обладать:

навыками самостоятельной работы с первоисточниками, научной литературой, ведения профессиональной беседы.

Содержание разделов и тем

Раздел 2.

Тема № 9. Русская философия

Русская философия 11-12 веков. Зарождение философии на Руси. Учение о благодати и осмысление идеи богочеловечества. Агиография (жизнеописание святых) и развитие в ней нравственной проблематики. Социально-философский аспект доктрины «Третьего Рима», ее роль в формировании государственной идеологии. Развитие социально-философской проблематики в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского. Творчество Нила Сорского, Максима Грека, Юрия Крижанича.

Роль православия в духовной жизни допетровской России. Раскол. Философские проблемы в творчестве протопопа Аввакума.

«Ученая дружина» Петра Великого. Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, их мировоззренческие позиции.

Русская философия 17 века. М. В. Ломоносов: философия и естествознание, механицизм и атомизм. Своеобразие Просвещения в России. Философские искания Я. П. Козельского, Д. С. Аничкова, Н. И. Новикова, Г. С. сковороды.

А. Н. Радищев как критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора, общественно-политические идеалы. Учение о человеке.

Русская философия 19 века. П. Я. Чаадаев. Оценка исторического прошлого Россиии ее современного состояния. Философские и общественно-политические взгляды декабристов. Русские просветители 19 века (Н. В. Станкевич, Т. Н. Грановский). Религиозная историософия. Философские воззрения русских революционных демократов.

А. И. Герцен. Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Критика идеи разумности истории. «Русский социализм».

Западничество и славянофильство 30-50 годов. Разработка славянофильской идеологии: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков. Критика рационалистической культуры Запада и западной философии, рационализма и материализма. Философия истории: своеобразие исторической судьбы России.

Философия русской радикальной демократии 50-60 годов. Н. Г. Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Эстетика Н. Г. Чернышевского. Д. И. Писарев: материализм и наука. Труд как основа исторического прогресса и проблема освобождения труда.

Философская мысль народников. Народничество в России: содержание и этапы. Социально-философские позиции и концепция анархизма М. А. Бакунина. П. Л. Лавров: субъективная социология, роль личности в истории. Н. К. Михайловский: субъективный метод в социологии и проблема личности. «Герой» и «толпа».

Ф. М. Достоевский как мыслитель. Философские искания Л. Н. Толстого.

В. С. Соловьев. Философия всеединства. Философия истории и моральная философия.

Н. В. Федоров. «Философия общего дела». Проблема смерти и победы над ней.

Русская религиозная философия 20 века. Основные идеи религиозной философии в трудах С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, С. Н. Трубецкого, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка. Софиология. Тождество знания и веры. «Всеединство» и «соборность».

Экзистенциально-религиозная философия. Н. А. Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Идея свободы и персонализм. «Русская идея».

Космизм. К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский: учение о ноосфере. Философские взгляды А. Л. Чижевского.

Марксистская философия в России. Г. В. Плеханов. Основные философские труды и проблематика. В. И. Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций. «Материализм и эмпириокритицизм»: понятие материи, проблемы истины.

Специфика послеоктябрьского периода развития отечественной философской мысли. Философия и идеология. Философские дискуссии в СССР 20-50 годов, их роль в идеологизации, политизации и догматизации марксистской философии. Соотношение идеологического метода познания и преобразования действительности. Формирование новых областей и направлений философского анализа (философия естествознания, науки, материального производства, техники и технологии; развитие теории отражения, философско-исторических исследований, социологии, политологии).

Философия советского периода. Основные проблемы и дискуссии в советской философии 60-х – начала 80-х годов.

Современная философская российская мысль: идеи и направления развития.

Роль и место отечественной философской мысли в духовной культуре человечества.

 

Раздел 3.

Тема №13. Философия науки.

Научное познание, его специфические признаки. Структура научного знания. Уровни, формы и методы научного познания.

Методологические проблемы науки. Теория и эмпирия, изменение характера их соотношения в историческом развитии научного познания, относительная самостоятельность эмпирического исследования. Влияние технических средств наблюдения и эксперимента на развитие науки. Проблемы математизации и компьютеризации современной науки. Общелогические принципы научного исследования и построения научной теории. Критерии выбора теорий. Закономерности исторической смены теории, соотношение научной теории и концепции.

Сциентизм и антисциентизм. Современная наука на пороге создания новой картины мира.

Основные стороны бытия науки. Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область и сторона культуры.

Характерные черты и многообразие форм научного знания. Эмпирические и теоретические знания в различных науках. Особенности языка науки. Взаимодействие науки с другими формами познания мира. Индивидуальное познание и личностное знание.

Общая характеристика основных методов научного познания. Средства и методы эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент. Роль приборов в современном научном познании. Проблемы измерения. Средства и методы теоретического познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция. Формализация. Роль математики в развитии науки. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Роль моделей в познании, их классификация.

Взаимосвязь философии и науки. Основные исторические типы отношения философии и науки. Функции философии в научном познании. Науковедение. Философия и мировоззрение ученого. Этика научной деятельности.

Неопозитивистская модель развития науки. Концепция развития научного знания К. Поппера. Концепция смены парадигм Т. Куна. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Реконструкция истории науки П. Фейерабентом. Эволюционистская модель.

Научные революции как коренные преобразования научных понятий, концепций, теорий. Преемственность в развитии знания и проблема соотношения научных теорий друг с другом. Взаимосвязь научных и технических революций. Наука классическая и неклассическая. Мировоззренческие проблемы развития науки и техники в 20 веке.

 

Интернет - ресурсы

71. http://www.philos.msu.ru Философский факультет МГУ.

72. http://www.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование» (раздел: философия).

73. http://www.auditorium.ru Электронная библиотека (раздел: философия, журналы).

74. http://www.aboutstudy.ru/ Электронная библиотека для аспирантовов.

75. http://www.courier.com.ru/humanities/index.

76. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

77. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

Примерные вопросы к экзамену

1. Сущность философии как системы рационального постижения мира. Философия и мировоззрение.

2. Предмет и функции философии. Становление философии, ее исторические типы.

3. Структура философии как учебной дисциплины. Принципы философского познания.

4. Роль философии в культуре и профессиональной деятельности человека

5. Основные черты философии древней Индии и древнего Китая.

6. Античная философия: черты, основные исторические этапы становления и развития.

7. Демокрит и его философское атомистическое учение

8. Субъективная диалектика и этический антропологизм Сократа. Нравственный подвиг Сократа.

9. Философское учение Аристотеля.

10. Платон и его философское учение о познании, бытие и идеальном государстве.

11. Философия эпохи эллинизма (кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).

12. Теоцентризм духовной жизни эпохи Средневековья. Основные направления и идеи средневековой философии.

13. Философско-религиозное учение Августина Блаженного.

14. Проблема универсалий в средневековой философии. Учение о доказательстве бога в философии Ф. Аквинского.

15. Философия эпохи Возрождения: основные черты, идеи, представители.

16. Гуманизм философии Возрождения и особенности его проявления в социально-политической философии данной эпохи.

17. Гносеология как основная проблематика философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

18. Становление научного метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

19. Философское учение Д. Локка и Т. Гоббса.

20. Философское учение о субстанции в учении Спинозы и Лейбница.

21. Субъективная философия Дж. Беркли и Д. Юма.

22. Основные идеи и представители философии эпохи Просвещения.

23. Критическая философия И. Канта и его учение о познании.

24. Этика И. Канта. Идея должного как главный принцип этики И. Канта.

25. Диалектика философии Г. Гегеля. Противоречия между системой и методом.

26. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

27. Русская философия: истоки, черты, исторические этапы и направления развития.

28. Русская философия XIX – начала ХХ вв.

29. Философия марксизма: материалистическое понимание природы, общества и человека.

30. Иррационалистическая философия XIX – ХХ вв.: основные идеи и представители (экзистенциализм, психоанализ и неофрейдизм, феноменология).

31. Философия позитивизма: сущность, исторические ее формы и их характеристика.

32. Философское учение о бытие. Формы бытия и их диалектика.

33. Философское учение о материи, ее формах и структуре.

34. Движение как способ существования материи. Движение, развитие, диалектика.

35. Понятие детерминизма и индетерминизма. Научные, философские и религиозные картины мира.

36. Философское учение о предпосылках возникновения и сущности сознания. Структура и функции сознания. Сознание и искусственный интеллект.

37. Уровни и общественные формы сознания, их диалектика.

38. Индивидуальное и общественное сознание, их диалектика.

39. Мораль как регулятор общественных отношений. Свобода и ответственность.

40. Религиозные ценности и свобода совести.

41. Эстетическая форма сознания. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

42. Ценности права. Мораль, справедливость, право.

43. Диалектика как учение о развитии, ее формы, законы и категории.

44. Проблема истины в философии. Вера и знание. Научное и вненаучное познание, критерии научности.

45. Структура научного познания, его методы и формы.

46. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.

47. Наука как социальное явление. Наука и техника. Сциентизм и антисциентизм.

48. Философское учение о диалектике биологического, социального и духовного в человеке и его методологическое значение для деятельности педагога.

49. Природа и общество как объекты социальной философии. Человек и природа.

50. Понятие общества, его структура, диалектика ее элементов.

51. Общество как целостная саморазвивающаяся система, источники его самодвижения. Человек и исторический процесс. Личность и массы.

52. Формационная и цивилизационная концепции развития общества.

53. Проблема человека в философии. Атропосоциогенез.

54. Человек, индивид, личность. Социальная роль личности в истории.

55. Философское учение о бытие человека и ее значение для педагогической деятельности.

56. Смысл человеческого бытия. Свобода и необходимость.

57. Культура как предмет философского анализа. Философия культуры 20 века.

58. Проблема типологии культур. Культура и цивилизация. Человек и культура.

59. Философское учение о ценностях. Виды ценностей и их проявление в педагогической деятельности.

60. Будущее человека и цивилизации как проблема философии. Сценарии будущего.

 

Дидактические единицы дисциплины

Предмет философии. Становление философии, ее исторические типы. Структура философского знания. Бытие и сознание. Философское учение о материи. Пространство и время. Движение, развитие, диалектика. Научные, философские и религиозные картины мира. Философия познания. Познание, творчество, практика. Проблема истины. Вера и знание. Научное и вненаучное знание, критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Философия человека. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Социальная философия. Человек, общество, культура. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Глобальные проблемы современности. Сценарии будущего человечества.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Философия как наука является всеобщим методологическим знанием. И в этом смысле, она постоянно «подпитывает» любую, в том числе и собственно профессиональную деятельность человека особой интеллектуальной энергией универсального действия – методологией теоретического и практического освоения окружающего мира, освоения духовных основ самосознания и самоопределения. Соответственно, изучение философии есть не только процесс приращения и развития интеллектуальных знаний и умений обучаемых. Это также способствует развитию у них способности к целостному самоопределению в разнообразных связях и отношениях с окружающим миром, к более целенаправленной самоорганизации своей профессиональной деятельности. Изучение философии поможет составить представление о ее проблематике и языке, средствах и методах, понятиях и категориях, об истории философии и ее современных проблемах, что позволит поступающим в аспирантуру самостоятельно ориентироваться не только в отвлеченных научно-философских понятиях, но и в не менее сложных взаимосвязях жизненной реальности, во всей их глубине и противоречивости. Изучение курса философии должно способствовать приобщению поступающих в аспирантуру к общечеловеческим ценностям, определению собственной мировоззренческой позиции, овладению основами логики и методологии научного познания, уяснению сознательно-нравственных стимулов профессиональной деятельности, повышению общего уровня философской и профессиональной культуры. Дополняя и завершая любое специальное образование, философия помогает будущему специалисту сформировать необходимые предпосылки осознанного самоопределения в жизни, дает ориентиры для самостоятельного поиска ответа на вечные вопросы бытия, стимулируя его активное участие в решении задач развития своей страны.

Цель программы: преподавание философии имеет общей целью развитие у поступающих в аспирантуру интереса и потребности к фундаментальным знаниям. Это формируется на основе изучения духовного опыта и проблем становления человека и общества, выявления и обоснования их диалектики, смысла жизнедеятельности человека, осмысления законов и тенденций общественного развития, достижений мировой и отечественной мысли, гуманистических нравственных ценностей и смыслов духовной жизни общества, мировоззрения и культуры.

Цель и задачи программы:

Целью освоения поступающими в аспирантуру дисциплины «Философия» является:

- овладение знаниями в области философии и выработка навыков интеллектуальной деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности, исходя из выработанных методологических принципов мышления и познания.

 

Учебные задачи программы:

- дать всесторонние знания о генезисе философии, о развитии ее предмета, функций, категориального аппарата, о соотношении научной, религиозной и мифологической картин мира; об историческом развитии философии, основных этапах, специфике философских учений;

- показать своеобразие философии, ее место в историческом развитии духовной культуры. Дать понимание взаимоотношения материального и духовного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе, обществу и другим людям и специфики глобальных проблем современности;

- развить у самостоятельность мышления при решении проблем формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, нравственных и правовых норм общежития;

- сформировать навыки методологических подходов при столкновении с многообразием представлений о формах человеческого знания, соотношении знания и заблуждений, знания и веры, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в человеческой деятельности;

- формирование навыков всеобщего понятийного мышления, умения понимать диалектику общего, особенного и единичного в решении конкретных проблем педагогической, научно-исследовательской, производственно-прикладной и организационно-управленческой деятельности;

- способствовать приобретению практических навыков понимания роли науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними социальные и этические проблемы, ценности научной рациональности и ее исторических типов, умению использовать знание структуры, форм и методов научного познания;

- привить навыки использования философских принципов и категориального аппарата в анализе научных и социально-политических проблем современности;

- на основе приобщения к высшим достижениям человеческого духа, формировать у них стремление к самосовершенствованию, личностному и профессиональному росту.

 

3.Требования к уровню освоения программы

При изучении философии, поступающий в аспирантуру должен:

1) знать:

- основные ее проблемы как формы духовной культуры, сущность философских категорий и особенности их применения в контексте различных подходов и направлений;

- специфику философии, ее предмет, методы, место и роль в культуре;

- этапы исторического развития философской мысли, основные направления и школы;

- сущность проблемы бытия, основные подходы к осмыслению данной проблемы в истории философии;

- специфику философского анализа общества, его структуру, философские модели социального развития, его перспективы;

- сущность проблемы человеческого бытия, антропологические подходы в истории философии, ценности и феномены бытия человека;

- структуру познавательной деятельности, специфику научного познания;

2) уметь:

- анализировать философские понятия, категории, учения, сравнивать их и давать оценку с точки зрения основных типов философствования;

- применять принципы диалектического мышления при оценке природных и духовных явлений, социальных событий, в учебной и профессиональной деятельности;

- использовать философскую методологию в учебной и научной деятельности;

- формировать собственную мировоззренческую позицию по тем или иным научным проблемам.

3) обладать:

навыками самостоятельной работы с первоисточниками, научной литературой, ведения профессиональной беседы.

Содержание разделов и тем

Раздел 1. Философия как феномен духовной культуры

Тема № 1. Предмет и специфика философского знания.

Социально-экономические, географические, политические и духовно-теоретические предпосылки возникновения философии. Сущность философии как системы рационального постижения мира. Предмет философии. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру. Природа и специфика философских проблем. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания и его особенность. Специфика философского подхода к решению различных проблем. Функции философии. Становление философии, ее исторические типы.

Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, их виды. Принципы философского познания. Диалектика и метафизика как основные принципы и философские методы постижения действительности, их сущность и специфика.

Философия и мировоззрение. Вопрос о сущности мировоззрения. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

Философия как понятийное, теоретическое ядро мировоззрения.

Раздел 2.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.