Философия западно-европейского Средневековья и Возрождения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Философия западно-европейского Средневековья и Возрождения

2017-11-28 241
Философия западно-европейского Средневековья и Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литература

Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969-1972. Т. 1,2.

Августин. Исповедь. М., 1992.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

История философии в кратком изложении. М.,1991.

Клопстон Ф.Ч. История философии. М., 1997.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.,1978.

Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник '88.

М.,1988.

Основные черты средневекового типа мысли формировались в идейной полемике с эллинистической мыслью 1 - 4 вв. В период патристики (учений «отцов церкви») складывается синтез античного философского наследия с новым христианским содержанием. Основная трудность этого процесса — совмещение античного объективизма с христианской идеей абсолютности личности.

Средневековая мысль проникнута идеей абсолютной личности. Абсолютная личность безусловно объективна, но эта объективность противостоит человеку не только как сверхчеловеческое начало, но и как человеческое лицо. Мир в целом обретает центр в лице Абсолюта, причем Абсолют, личность, Бог трансцендентен (запределен) миру и человеку. Происходит онтологический раскол мира на Творца и тварный мир. В основе средневековой онтологии лежит принцип креационизма - творения мира из ничего. Бог не только сотворил мир, но и продолжает своим всемогуществом поддерживать его бытие, тварный мир несамостоятелен. Онтологический раскол порождает трагизм средневекового миросозерцания, антиномичность мысли. Отношения между Богом и человеком, бытием и «ничто» формируют идею личности человека, ставшую впоследствии доминантой западно­европейского стиля мышления. Христианская онтология обуславливает и специфическую трактовку познания. Основой познания является откровение: в акте личной милости Бог открывает человеку тайны мира. Поэтому знание есть истолкование церковных догматов и текстов авторитетов церкви. Процесс познания - это школа истолкования (отсюда и сам термин, обозначающий средневековую философию периода расцвета - схоластика). Доминирующим принципом доказательства является принцип апелляции к словам авторитетных текстов, поэтому в средневековой мысли преобладает логика. Именно схоласты осуществили философское образование Европы и создали философскую терминологию, которой мы до сих пор пользуемся. Все сказанное и характеризует теоцентризм средневековой философии.

В целях конкретизации общей характеристики философии Средневековья следует рассмотреть полемику номинализма и реализма в средневековой схоластике, а также предложенный Фомой Аквинским синтез проблемы универсалий (общих понятий).

 


Формирование раннекапиталистической экономики в городах-республиках северной и средней Италии к концу XIV в, порождает новый тип мировоззрения, ознаменовавший эпоху Возрождения. Необходимость секуляризации прежде всего экономической и политической жизни обуславливает интерес итальянских мыслителей к гуманитарной сфере. Средневековой корпоративности (сословному традиционализму) итальянские гуманисты противопоставляют индивидуальное достоинство, самоценность личности, В средневековом представлении человеческая личность подчинен» сверхличному закону и в своей деятельности выражает не собственную уникальность, но всеобщий нравственный эталон. В эпоху Возрождения изменяется акцент в традиционном постулате христианской антропологии: человек-образ и подобие божественной творческой активности. Достоинство че­ловека - в его свободной воле, реализующейся в художественной и гражданской деятельности. Так в эпоху Возрождения формируется антропологическая ориентация философской мысли.

В целях более детального ознакомления с философией эпохи Возрожде­ния можно рассмотреть философию Николая Кузанского как наиболее богатую в философском отношении.

Философия Нового времени

Литература

Антология мировой философии. В 4 т. М,. 1969-1972. Т.2.

Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб., 1993.

Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М.,1981.

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская

философия XVIII века. М,1986.

Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII века. М., 1974.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М.,1999.

Эпоха ранних буржуазных революций приносит новые установки и требования к знанию. Знание должно отвечать практическим потребностям. В этот период происходит становление экспериментально-математического естествознания. Все это выдвигает на первый план задачу критики всего арсенала накопленного знания и проблему метода получения истинного знания. В самой новой науке содержалась методологическая двойственность, сочетавшая дедуктивный метод математики и эмпирический («собирательный») метод естествознания. Следует учесть также и философское наследие Средневековья - дилемму номинализма и реализма, которая обретает новые формы в дилемме эмпи­ризма и рационализма в философии Нового времени.

Практическим эффектом становления экспериментально-математического естествознания явилось развитие механики, моделирования механического движения. Достижения математики позволили описывать движение количественно. Все это приводит к утрате философией качественного образа природы, отношение человека к природе преобразуется в философии в отвлеченность субъект-объектных отношений.

Развитие математики и механики выразилось в философии в принципе механицизма. Природа представляется устроенной по принципу механизма, поскольку источник движения механизма находится вовне, то


 

закономерно и представление о Боге как о причине, источнике движения мира (деизм). Бог непостижим в своих замыслах, однако человек может познавать сотворенный мир, природу и ее закономерности силами собственного разума. Такая философская и мировоззренческая установка освободила разум от авторитета христианской догматики, открыла бесконечные горизонты человеческому познанию.

Философия Нового времени проникнута идеей Разума. Понятие разума употребляется в широком смысле: природа, история, человеческая деятельность движимы внутренне присущей им разумностью. Для новоевропейской философии характерна вера в совершенствование человеческого разума через прогресс науки и на этой основе вера в возможность разрешения социально-нравственных во­просов. Убежденность в позитивной роли знания в социальном развитии характерна для философии Просвещения, отсюда и само название эпохи. Основная задача философии - нести свет разума и прежде всего просветить власть имущих, монархов, чтобы юридическое право базировалось на незыблемых законах человеческой природы.

В целях конкретизации общей характеристики философии Нового времени следует рассмотреть рационалистический метод в философии Рене Декарта, а также эмпиризм и сенсуализм теории познания Джона Локка.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.