Социокультурная обусловленность познания. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Социокультурная обусловленность познания.

2017-11-28 302
Социокультурная обусловленность познания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

41. Роль практики в познавательной деятельности человека. Главная особенность диалектико-материалистической теории познания, ее коренное отличие от всех предшествующих эпистемологических концепций заключается в том, что практика включена в теорию познания, стала ее важнейшей категорией, а философия в целом преодолела созерцательность, стала средством не только правильного объяснения действительности, но и орудием ее изменения.

 

Что же такое практика, как понимать эту центральную, исходную категорию познания?

 

Субъективный идеалист под практикой понимает духовную деятельность субъекта, ограничивает ее сферой переживаний либо вообще игнорирует эту категорию. Объективный же идеалист рассматривает практику тоже как духовную теоретическую деятельность, реализующую цели, относящиеся к области абсолютного (к Абсолютной идее Гегеля, например).

 

Не смогли дать верное толкование практике и метафизически мыслящие материалисты. Они противопоставляли мысль и бытие, в лучшем случае сводя практику к опытам ученого в области эмпирического познания (наблюдение, эксперимент). Между тем основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не сама природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек изменял природу.

 

Интериоризация внешнепредметной деятельности оказывается условием формирования способности мыслить, которая, в свою очередь, выступает необходимым условием дальнейшей практической деятельности человека. Мышление в конечном итоге можно рассматривать как сокращенную и обобщенную (с элементами фантазии и воображения) внешнепредметную деятельность человека.

У материалистов домарксовского периода сказывалось и отсутствие понимания того, что производство, благодаря которому человек создает необходимые ему для жизни материальные блага (жилище, пишу, одежду и т. п.), является необходимой и решающей сферой практической деятельности людей.

 

 

Практика не сводится к своей главной сфере — материальному производству, в котором, конечно же, задействуется большая часть ресурсов общества. Практической и тоже материальной, по существу, является деятельность людей, направленная на преобразование общественных отношений — социальная борьба, революционное движение и т. д. К практике относится и научный эксперимент, часто предполагающий широкое использование дорогостоящего оборудования (синхрофазотрона, ЭВМ и других сложных устройств).

 

Итак, практика представляет собой материальные действия людей, направленные на изменение внешнего мира. Структура практики сложна и многоуровневая. Практика — это не только внешнепредметная, чувственная деятельность отдельного человека, а прежде всего общественно-исторический процесс, в котором так или иначе интегрируется деятельность миллионов людей. Впрочем, и познание только первоначально, в период становления человеческого общества, было вплетено в повседневную деятельность людей, в практику. Со временем оно тоже превращалось в особый вид духовной деятельности, обретало самостоятельность, становилось многоуровневым.

В силу того, что практика есть общественно-исторический, непрерывный, целостный процесс, где субъектом выступают сменяющие друг друга поколения людей, удается преодолеть единичность, фрагментарность отдельных действий, операций и обнаружить общие и существенные моменты действительности, которые выявляются именно благодаря, а не вопреки практическому взаимодействию человека и природы. Осуществляя свои цели, человек „сталкивает" созданные им орудия деятельности с предметами внешнего мира, „заставляя" их взаимодействовать по объективным законам и тем самым раскрывать эти законы.

 

Кроме того, повторение, воспроизводство, выделение в процессе практической деятельности каких-то значимых предметных ситуаций, свойств и отношений в истории общества закрепляются, фиксируются в языке, переносятся в идеальный план (категории и нормы логики).

 

 

Практика является основой и движущей силой, а так конечной целью познания. В этом смысле она выше теории. Познание, как правило, не самоцель, оно осуществляется для последующего использования полученных знаний в практической деятельности людей. Когда у общества появляется практическая потребность, то она значительно дальше продвигает науку, чем сотня университетов. И хотя любознательное желание раскрыть тайны природы, общества, мышления придают соответствующее ускорение познанию, все же именно практика ставит задачи перед теорией, так или иначе направляя ход дальнейшего познания, является конечной целью теоретических изысканий, главной точкой приложения знаний. Короче говоря, практика является исходным пунктом и естественным завершением процесса познания. Но это завершение следует понимать как относительное, поскольку практика ставит последующие задачи познанию, придает импульс дальнейшим усилиям мысли, направленным на объяснение сущности более глубокого порядка.

 

Сложность взаимодействия познания и практики далеко не исчерпывается сказанным. Практика и познание взаимопереплетаются, взаимопроникают друг в друга на всех уровнях. Так, например, любой трудовой акт предполагает наличие каких-либо знаний, замысла. Создавая своими руками предметы, мир культуры, „опредмечивая" свои знания, человек тем самым двигается от познания к практике, к внешнепредметной деятельности путем своеобразной экстериоризации своих знаний. Наоборот, его трудовые операции переносятся в сокращенном и свернутом виде в умственный план (интериоризация). А если человек исследует, изучает предметы духовной и материальной культуры, то происходит процесс „распредмечивания", движение опять-таки в направлении субъекту познания путем наращивания его знаний. Естественно, что в молодом возрасте человек занимается больше „распредмечиванием", а в более зрелом „опредмечиванием".

 

На уровне общества мы наблюдаем ту же самую картину. Потребности практики, как известно, породили различные науки. Геометрия, например, возникла как ответ на практическую потребность земледелия; астрономия была в звана к жизни нуждами мореплавания и земледелия; кибернетика — практической необходимостью автоматизации производства и управления путем моделирования счета и логических операций; развитие здравоохранения потребовало внедрения биотехнологии, на основе которой теперь получают инсулин, гормоны роста и другие препараты, необходимые человеку, а также домашним животным, сельскохозяйственному производству.

 

В свою очередь, итоги познания, научные знания постоянно используются в практической деятельности людей. Более того, успехи наук, потребности дальнейшего развития тоже часто ставят задачи перед практикой, значительно опережая ее. Успехи атомной физики, например, необходимость осуществления управляемой термоядерной реакции (кстати, это и практическая потребность) поставили перед практикой задачу создания материала, способного выдержать огромные температуры; достижения молекулярной генетики, биологии в целом породили генную инженерию, создали возможность направленного изменения наследственности, что уже сегодня используется практикой для улучшения племенного стада, селекции культурных растений и т. д.

 

Таким образом, теория и практика постоянно „подстегивают друг друга, тесно взаимодействуют между собой, стимулируя развитие обеих противоположностей. В связи с этим очень важно добиваться их соразмерности, единства теории и практики.

Обладая внутренней логикой развития, теория не всегда и не во всех своих частях непосредственно определяется потребностями практики; ее связь с практикой часто оказывается опосредованной множеством промежуточных звеньев. Некоторые фундаментальные открытия и научные разработки вообще никакой видимой связи с практикой не имеют; тем не менее так или иначе, рано или поздно они находят свое, иногда довольно неожиданное использование в практической деятельности человека. Особенно много примеров подобного рода имеется в математике, которая чаще всего применяется в практике опосредованно, через достижения естественных и технических наук. (Теория функций комплексного переменного, например, нашла свое применение в электротехнике только спустя столетие после ее разработки.)

 

 

Хотя в итоге практика лежит в основе познания, любое практическое действие предполагает побудительный мотив, в роли которого выступают потребности и интересы, осознание которых обычно принимает форму идеи как концентрированной мысли, воплощающей единство прошлого, настоящего и будущего. Реализация идеи и соответствующей ей цели предполагает волю, убежденность, а также необходимые практические действия.

 

Практика включает в себя необходимый идеальный, духовный компонент; она не исчерпывается материальным и тем отличается от обычных материальных процессов (схема 5). Точно так же познание не исчерпывается духовными процессами, идеальным. Оно в какой-то степени всегда предполагает предметную, чувственную деятельность (при использовании технических средств и приборов в особенности)

 

Существенно, что реализацию идей, целей и планов в ходе практической деятельности людей нельзя рассматривать как буквальное превращение идеального в материальное. Воплощение идеи в действительность надо понимать как претворение в жизнь замысла субъекта по преобразованию объекта, будь то перестройка материального производства или социальные изменения в обществе. Успех практической реализации имеющих обычно большой социальный смысл, вучание идей и планов предполагает, таким образом, сплав знаний, убеждений и действий, единство слова и дела.

42. Агностицизм, скептицизм, их философское обоснование. Познание как предмет философского анализа. Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование, такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека - а если может, то каким именно образом - давно интересовал людей. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о том, познаваем ли мир. Однако существуют такие учения, как агностицизм и скептицизм. В конце IV в. до н. э. появляются признаки кризиса греческой рабовладельческой демократии. Кризис этот привел к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром Македонским. Быстрый распад этой державы после смерти завоевателя не мог остановить дальнейшее развитие кризиса, глубоко коренившегося в общественных отношениях рабовладельческого общества. Развиваясь далее, кризис этот вызвал глубокие изменения в духовной жизни древнегреческого общества и усилил созерцательный характер древнегреческой философии. В этой связи возникают три главных течения эллинистической философии: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм. Скептицизм. Скептицизм (греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий, критикующий) - философская концепция, охватившая период от IV в. до н. э. по III в. до н. э. и затем от I в. до н. э. и до II в. н. э. Скептицизм получает наибольшее распространение в те периоды развития общества, когда старые общественные идеалы уже расшатаны, а новые еще не укрепились. В качестве философской доктрины он возник в период кризиса античного общества как реакция на предшествующие философские системы, которые с помощью умозрительных рассуждений пытались объяснить чувственный мир, нередко вступая при этом в противоречия друг с другом. Основным положением античного скептицизма было требование воздержания от суждения, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу и, с точки зрения скептиков, равносильных суждений. Скептицизм сложился на основе идей, выработанных предшествующим развитием философии. Уже представители наивной диалектики первых греческих школ отмечали текучесть всех вещей и явлений, относительность качеств, воспринимаемых посредством чувств, отсутствие оснований, которые делали бы оправданным выбор между двумя противоречащими друг другу утверждениями. Идеи подобного рода развивались в учениях элеатов, софистов, в учении Платона о чувственном мире. Однако лишь в эпоху эллинизма, т. е. в условиях разложения рабовладельческого способа производства, эти идеи привели к возникновению скептицизма как особого философского течения. Продолжая традиции софистов, первые скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий (обстоятельства жизни, состояние органов чувств, влияние традиций и привычек и т. п.). Сомнение в возможности общепризнанного доказательного знания легло в основу этической концепции античного скептицизма. Античные скептики проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия (атараксии) и тем самым счастья, которое и есть цель философии. Однако сами скептики отнюдь не воздерживались от суждений и писали сочинения, где критиковались умозрительные философские догмы и выдвигались доводы (так называемые тропы) в пользу скептицизма. Родоначальником скептицизма был Пиррон (ок. 365-275 до н. э.). По учению Пиррона, философ - это тот человек, который стремится к счастью. Счастье же может состоять только в невозмутимости и в отсутствии страданий. Желающий достигнуть счастья должен ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи; 2) как мы должны к ним относиться; 3) какую выгоду получим мы из нашего к ним отношения. На первый вопрос, по Пиррону, мы нельзя дать никакого ответа: ни о чем нельзя сказать определенно, что оно существует. Поэтому о любом способе познания нельзя сказать, истинный он или ложный, так как всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Из невозможности утверждений о предметах Пиррон выводил ответ на второй вопрос: истинно философский способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Это не значит, что не существует ничего достоверного: наши чувственные восприятия, или впечатления, безусловно достоверны. Заблуждения возникают лишь в суждениях - там, где высказывающий пытается от кажущегося и являющегося заключать к тому, что существует поистине. Ответом на второй вопрос определяется, по Пиррону, и ответ на третий вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких суждений, будет невозмутимость, или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую ступень возможного для философа блаженства. Основные положения Пиррона получили свое дальнейшее развитие в учении его последователей: Тимона, Энесидема и Секста-Эмпирика - позднего представителя скептицизма, жившего во II в. н. э. Скептиками также были Диоген, Аркесилай, Карнеад и др. В целом скептицизм сыграл важную роль в опровержении догматизма средневековой идеологии. В трудах Монтеня, Шаррона, Бейля и других подвергались сомнению аргументы теологов, подготавливалась почва для усвоения материализма. С другой, стороны, скептицизм Паскаля, Юма, Канта и других ограничивал возможности разума вообще и расчищал место для религиозной веры. В современной философии традиционные аргументы скептицизм своеобразно перенял позитивизм, который считает бессмысленными любые суждения, обобщения и гипотезы, недоступные прямой проверке опытом. В диалектическом материализме скептицизм признается как элемент познания (сомнение, самокритика и т. п.), не абсолютизируемый до значения философской концепции, перерастающей в агностицизм. Агностицизм. Термин агностицизм введен английским естествоиспытателем Гексли. Агностицизм (от греческого agnostos - непознаваемый; а - отрицание и gnosis - знание) - такое течение, представители которого либо сомневались, либо полностью отрицали принципиальную возможность познания объективного мира человеком, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Агностики не отрицают сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека. Например, сводят познание мира лишь к отражению внешних явлений. Первой исторической формой агностицизма был античный скептицизм. В Новое время наиболее известными агностиками были английский философ Д. Юм, Д. Беркли, а позже и немецкий философ И. Кант, согласно которому предметы, хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе». При характеристике агностицизма следует иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя представлять его как концепцию, отрицающую сам факт существования познания, который (факт) агностицизм и не опровергает. Речь ведется не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности. Во-вторых, элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных философских системах. Поэтому, в частности, неверно отождествлять всякий идеализм с агностицизмом. Так, немецкий философ Гегель, будучи объективным идеалистом, критиковал агностицизм, признавал познаваемость мира, разработал диалектическую теорию познания, указывая на активность субъекта в этом процессе. Однако он толковал познание как развитие, самопознание мирового духа, абсолютной идеи. В-третьих, живучесть агностицизма объясняется тем, что он смог уловить некоторые реальные трудности и сложные проблемы процесса познания, которые и по сей день не получили окончательного решения. Это, в частности, неисчерпаемость, границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося бытия, его субъективное преломление в органах чувств и мышления человека - ограниченных по своим возможностям и т. п. Между тем самое решительное опровержение агностицизма содержится в чувственно-предметной деятельности людей, в практике, в научном эксперименте и материальном производстве. Если они, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводят, то «непознаваемой вещи-в-себе» не остается места. Агностицизм спекулирует на естественных трудностях и противоречиях познавательного процесса, его незавершенности. Агностику свойственно утверждать, говоря словами поэта Омара Хайяма, что «мне известно, что мне ничего не известно…», а поскольку «…истина вечно уходит из рук, не пытайся понять непонятное, друг…». Дескать, «пути господни неисповедимы», «чужая душа - потемки», «чем больше познаем - тем меньше знаем» и т. д. Источниками агностицизма являются также сложность и неисчерпаемость самого окружающего мира, ограниченность возможностей человека, несовершенство экспериментальной базы исследований. Но все же агностицизм как воззрение преодолевается совокупным ходом познания и его очевидными результатами, историей труда и промышленности как важнейшими «вещественными» доказательствами огромных познавательных возможностей человечества. Однако познание - сложный процесс, в ходе которого правомочно сомнение.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.