Билет 1.2. Формирование картины мира: натурфилософская парадигма. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Билет 1.2. Формирование картины мира: натурфилософская парадигма.

2017-11-28 226
Билет 1.2. Формирование картины мира: натурфилософская парадигма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет 10.2. Картина классической науки.

Понятие «классическая наука» охватывает период развития науки с XVIII в. по 20-е годы XX в., т.е. от завершения первой глобальной научной революции до появления квантово-релятивистской картины мира. Разумеется, наука XIX в. довольно сильно отличается от науки XVIII в., которую только и можно считать по-настоящему классической наукой. Тем не менее, поскольку в науке XIX в. по-прежнему действуют гносеологические предпосылки науки XVIII в., мы объединяем их в едином понятии – классическая наука. Этот этап развития науки характеризуется целым рядом специфических особенностей.1. Исходной посылкой классической науки является натурализм – признание объективности существования природы, управляемой естественными, объективными закономерностями, т.е. единственной подлинной реальностью признается материальный мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания. При этом материальность понимается только как вещественность. Важнейшая характеристика классич. науки - механистичность – представление мира в кач-ве машины, гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Не случайно наиболее распространенной моделью Вселенной был огромный часовой механизм. Поэтому механика была эталоном любой науки, которую пытались построить по ее образцу. Также она рассматривалась и как универсальный метод изучения окружающих явлений. Это выражалось в стремлении свести любые процессы в мире (не только физ. и химические, но и биологические и соц) к простым механическим перемещениям. Такое сведение высшего к низшему, объяснение сложного через более простое называется редукционизмом. Рассмотрение природы как из века в век неизменного, всегда тождественного самому себе, неразвивающегося целого формировало метафизичность классической науки. Это приводило к тому, что каждый предмет или явление рассматривался отдельно от других, игнорировались их связи с др объектами, а изменения, которые происходили с этими предметами и явлениями, были лишь кол-венными. Так возникла сильная антиэволюционистская установка классической науки. Механистичность и метафизичность классической науки отчетливо проявились не только в физике, но и в химии, и в биологии. Это привело к отказу от признания кач-венной специфики жизни и живого. Жизнь и живое стали такими же элементами в мире-механизме, как предметы и явления неживой природы.

 

Билет 1.2. Формирование картины мира: натурфилософская парадигма.

Натурфилософия - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Натурфилософия стремится объяснить неживую и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие, прогресс, закон природы и т.д. Возникла фактически еще до появления собственно философии, из космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Само это понятие впервые встречается у Сенеки (1 в. н.э.).История естествознания зафиксировала 3 научных революции: античную (6 в. до н.э.), Нового времени (19 в.) и 20 в. Каждая из них сопровождалась формированием соотв. парадигмы - общепринятого, образцового подхода к продолжению познавательного процесса на относительно длительный период. Античная цивилизация - является универсальной основой, пьедесталом всей посл. общечеловеческой культуры - в той мере, в какой она содержит дух рационализма, пронизана таким отношением к бытию, в котором преобладает убеждение, что мир состоит из вещей и процессов, взаимодействующих между собой и изменяющихся по естественным, не зависящим от воли, сознания и желаний человека закономерностям.Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, - просуществовавшая с 8 века до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V веке н.э., - явилась непревзойденным культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества во всех сферах человеческого духа. Именно античная цивилизация окончательно преодолела в своем культурном развитии рубеж, разделяющий в сознании человека Хаос и Закон, Хаос и Космос, Миф и Логос, отделила «логику вещей» от «логики слов и мыслей», утвердила представление о том, что освоение мира во всех формах человеческой деят-ти возможно только по его собственным законам.Н атурфилософия Нового времени. В развитии европейской духовной культуры 17 век определяют как век «разума»: ему поклоняются, обращаются к нему как к «высшему судье» в делах человеческих; утверждается идея «разумности» мира. Формируется вера в безграничные возможности разума - неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы исследовать и понять. Наука не знает границ. Одна из важных особенностей новой парадигмы - стремление утвердить новое представление о реальности, бытии. Развитие мануфактурного произ-ва, буржуазный образ жизни ориентировал на познание природы, природного бытия как действительной реальности. Именно природа, а не божественный дух является истинной «мировой субстанцией», «действительным бытием» с точки зрения мыслителей этой эпохи.Соответственно этому гл знанием становится знание о природе - естествознание. При этом происходит «очищение» философии от гуманистической ориентации, направление ее на «чистую» (без специфически человеческого, соц аспекта), объективную природу. На сцену выходит специфическая философская область - философия природы. Философия Нового времени своим развитием обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии.Состояние развития современной натурфилософии в большей степени зависит от соотв. состояния естественных наук. Пройдя сложный исторический путь от мифологической космогонии до современной научно обоснованной космологии, в н/в натурфилософия рассматривается как критика и теория познания естественных наук и нередко именуется философией естествознания.

Билет 2.1. Характерные черты мифологического и религиозного мировоззрения. Мифологический тип М. решает основной вопрос мировоззрения (об отношении человека к миру) с помощью антропоморфизации. Исторически этот тип появился первым, с возникновением сознания. Сознание человек формируется эмпирическим путем, а знаний о мире еще нет. Поэтому мифологическое сознание носит антропоморфный характер – в мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает сам мир, природу; объясняет их происхождение и существование теми знаниями, которые он имеет о себе. Недостаток знания восполняется воображением. Таким образом, человек начинает что-то понимать. Для архаичной культуры миф – не только способ мышления, но и ср-во консолидации первобытной общины, практическое руководство первобытных верований и поведения. Миф – это рассказ о событиях, от которых зависело само существование древних людей, продукт воображения, но не чистой фантазии. Носителем мифа на первом этапе человеческой истории является об-во в целом, которое осущ-вляет регуляцию поведения членов рода через запреты и регламентацию. В посл миф приобретает художественную и эстетическую ценность, сохраняя свою соц роль и воспроизводясь в становлении психического мира индивида.

В философии романтизма и психоаналитической концепции К.Г. Юнга миф – носитель истины, недоступной рациональному объяснению, голос прошлого, коллективного бессознательного, хранящий прообразы жизни единого человечества. Для Ницше миф – жизненное условие любой культуры. Современная философия трактует миф в 2 аспектах: 1) миф – все, что нельзя верифицировать поср-вом методически осуществляемого опыта, игра фантазии; 2) миф – это универсальное прозрение, охраняющее жизнь от удушающих объятий технократизма и прагматизма, обладающее разумностью и истиной. Далее появляется религиозное М., которое решает основной вопрос М (об отношении человека к миру) за счет удвоения мира на естественный и сверхъестественный (который является причиной существования естественного мира). Религиозный человек верит в сверхъестественное, в иррациональный источник бытия. Бог своим присутствием в сознании человека достраивает его неполноценный мир. С помощью такого морального доминанта как Бог человек решает свои эстетические проблемы.

Выделяют стадии развития религии: 1) фетишизм – хранение «божественных» вещей; 2) тотемизм (тотем – некое сущ-во, являющееся источником кровного родства данного племени, общины); 3) анимизм – все имеет душу; 4) магия – влияние иррациональных сил на жизнь человека. Религия лежит в основе коллективного национального архетипа. Описывает и объясняет мир, место человека в мире на основе деления его на две части: мир естественный (мир грубый, видимый) и мир сверхъестественный (мир тонкий, невидимый). Тот и др мир творится верховным сущ-вом –Богом, который сущ-вует в мире невидимом. Бог обладает св-вами всемогущества, всезнания. Бог является справедливым судьей, любит все, что им сотворено. Согласно некоторым определениям, Бог есть любовь. В основе религиозного мировоззрения лежит вера в Бога и любовь к Богу. Вера без любви может оказаться фанатичной.

Билет 2.2. Постановка проблемы человека в современной философской антропологии.. Проблема человека тесно связана с практич. вопросами мирового развития. Духовная ситуация нашего времени давно уже стала темой №1 для многих интеллектуалов. Они прежде всего выражают беспокойство и даже тревогу за будущее Западной цивилизации, предлагают принять такие меры, которые могли бы изменить положение в лучшую сторону.Если прибегнуть к известной метафоре, то 20 век – это “железный век” (А. Блок). Именно в 20в. развернулся во всю ширь научно-технический прогресс, коренным образом преобразовавший экономическое произ-во, технологические процессы, системы управления и т.д.; он утвердил человека в его уверенности относительно своих возможностей, сделав его независимым от природы. Сегодня человеку покорились пространство и время. Все это вполне заслуженно воспринимается нами как великое завоевание человеческого духа.Именно в 20 в. человечество пережило 2 мировых войны, возникших в Западной цивилизации. И хотя угроза третьей мировой отодвинута, считать ее полностью устраненной пока нет оснований. В 20 веке сформировались и действовали в кач-ве духовных основ политики тоталитарные по своей сути идеологии (фашизм, коммунизм и т.п.); они питали те об-венные системы, которые не только жестоко подавляли инакомыслие, но и были причиной политической и военной конфронтации.К этому можно добавить многочисленные локальные войны и конфликты в разных регионах планеты, жестокие гр войны; движения, прибегающие к тактике терроризма.Физик Дэвид Бом считает, что всем нам необходима когерентная культура, которая основана на общих для всех людей смыслах.Сейчас такой культуры практически нет, т.к. люди разобщены различием смыслов, которые лежат в основе их духовной жизни. Если же мы все-таки придем к сознанию ценности общего как нашей главной ценности, то мы покончим с тенденцией дробления смыслов, что разъединяет нас и обрекает на одиночество и духовную гибель. Бердяев (1874 - 1948) отмечал феномен обездушивания человека, поставившего между собой и Первой природой машину. Машина сделала человека независимым от природы, и человек "опьянел" от сознания своей свободы и силы. Он уже не может остановить себя в своем движении вперед, дальше и дальше по пути технического прогресса, но он далеко не всегда осознает того, что он уже перешел разумные границы своей свободы. Он утратил душевные св-ва, без которых он едва ли может считаться подлинным человеком. В этой связи раскрывается смысл фразы Жана-Поля Сартра (1905 - 1980): после Хиросимы (ее атомная бомбардировка американцами в 1945) человечество осознало, наконец, что оно свободно. Это надо понимать так, что предел стремлений человека к свободе в мире техники есть полный абсурд, хотя он таковой многими и не осознается, ибо политика, опирающаяся на атомную дипломатию, выглядит вполне разумной и даже необходимой.

Билет 3.1. Характеристика философского мировоззрения. М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чув-ва и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Философия — особый, научно-теоретический тип М. Философское М. отличается от религии и мифологии: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории. Философия - высший уровень и вид М, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.Философия как М. прошла 3 основные стадии своей эволюции:космоцентризм;теоцентризм;антропоцентризм. Космоцентризм — философское М, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (св-венна Древней Индии, Древнему Китаю, Древней Греции). Т еоцентризм - тип философского М., в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (средневековая Европа). Антропоцентризм — тип философского М., в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы). В его содержание входят не только философские проблемы, но и обобщенные экономические, политические, правовые и естественно – научные представления, нравственные, эстетические, религиозные принципы, воззрения, идеалы.

Билет 3.2. Уровни бытия человека: соотношение биологического и социального. Аристотель называл человека «политическим животным», отмечая тем самым его включенность одновременно в сферу биологического и сферу соц-ного. Будучи частью природы, особым биологическим видом, человек характеризуется биологической обусловленностью многих признаков своего вида, — напр, ср продолжительностью жизни, одаренностью в тех или иных видах деят-ти, принадлежностью к опр расе и др. Вместе с тем исследования ученых показывают, что у человека с самого начала его становления не было биологической предопределенности к какому-нибудь одному, заранее заданному виду жизнедеят-ти (как это имеет место у животных). Морфологическая структура человека - позволяет ему осуществлять любой вид деят-ти. Это дает возможность выступать как «открытое миру» сущ-во, универсальное в своих творческих возможностях и проявлениях. Биологическое в человеке существует в самой сфере социального. Под воздействием человеческой деят-ти биологическое в значительной мере модифицировалось и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у др представителей животного мира. Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают общее с высшими животными, вместе с тем в них содержится и сущ-венно новое, сформировавшееся в результате тр деят-ти человека. Преим-во человека - его жизнедеят-ть находится под контролем его сознания и воли, что он научился производить не только для удовлетворения своих непосредств. физиологических потребностей, но и для др людей. Поэтому созданный человеком предмет приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются, «очеловечиваются». Таким образом, человек представляет собой сложную биосоц структуру, охватывающую широкий спектр его жизнедеят-ти — от физиологической до соц. Биологическое и соц — 2 класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Органическое целое (структура) возникает лишь тогда, когда между исходными компонентами создается система устойчивых внутренних связей, и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые кач-ва. Соотношение биологического и соц следует понимать как соподчинение, в рамках которого соц играет приоритетную роль. С формированием мышления и языка началось становление произ-венных, соц-экономических отношений как особого уровня организации материи — соц жизни. Своеобразие соцвида материальности заключается в том, что она, в отличие от природной материи, не может сущ-вовать без сознания. Поэтому об-венное бытие, в отличие от естественной природы, носит не просто объективный, а субъектно-объектный характер. Человек — это высший уровень организации того вида материи, которая осознает саму себя.

Билет 4.1. Предмет и функции философии. Предмет философии - всеобщие св-ва и связи действительности — природы, об-ва, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Функции: Мировоззренческая способствует формированию целостности картины мира, представлений об его уст-ве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая — одна из основополагающих функций— имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т.е. механизм познания). Критическая – подвергает сомнению окружающий мир и сущ-вующее знание, ищет их новые черты, кач-ва, вскрывать противоречия. Конечная задача — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая - оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, соц, идеологических и др. Цель— быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Она особенно усиливается в переломные периоды истории. Соц — объясняет об-во, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования об-ва. Воспитательно – гуманитарная- культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и об-ву, способствует укреплению морали, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая - на основании имеющихся философских знаний об окруж. мире и человеке, достижениях познания прогнозирует тенденции развития, будущее материи, сознания, познават. процессов, человека, природы и об-ва.

Билет 4.2. Личность как субъект и объект об-венных отношений. Личность - одно из центральных понятий в социологии. Философия больше оперирует ёмким понятием "человек", которое включает и биологическую, и разумную, и культурную природу. Философы говорят о человеке "вообще", о его смысле жизни, о роли во Вселенной и пр. Когда философы говорят "личность", то чаще всего имеют в виду "человек". Под личностью психологи понимают индивидуальность. В социологии личность - целостность соц св-в человека. Личность -продукт об-венного развития и включения индивида в систему об-венных отношений. Личность как субъект об-венных отношений характеризуется опр степенью независимости от об-ва, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки. При рассмотрении личности как объекта об-венных отношений акцент делается на влияние об-ва на точность, на ее зависимость от соц и культурных ожиданий, соц установок среды, где формируется личность. Социализация личности. Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения соц ролей. Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом об-ва. Пребывание в соц среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического сущ-ва в об-венное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность. Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами (детство, юность, зрелость, старость). Становление личности – итог взаимодействия человека и об-ва. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития какого – либо заболевания.. Первая грань Я - телесное или физ. Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физ дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Вторая грань Я – соц-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных соц ролей и функций. Третья грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос “какой я”. Четвертая грань Я - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности общих принципов отношений личности с окружающим ее миром. Пятая грань Я - это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностное проявление самоотношения - самооценка - общее "+" или " - " отношение к себе.самоуважение и самопринятие различны. С амоуважение - отношение к себе со стороны, обусловлено реальными достоинствами или недостатками; самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависит от того, есть ли черты, объясняющие это отношение.

Билет 5.1. Философия и наука: единство и различие. Философия выступает к науке как общее к частному, т.е. вфилософия применяет общенаучные знания и принципы, а каждая отдельная наука уже разбирает и уточняет какие – либо моменты. Из этого вытекает, что философия к наукам выступает в кач-ве дедукции, т.е. от общего к частному.Одни ученые определяют философию как науку, другие как особый тип М., третьи - как их симбиоз. «Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру". В другом: "Философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания". Наука - это форма духовной, творческой деят-ти людей, направленная на произ-во знаний о природе, об-ве и самом познании, имеющая непосредст. целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимо­связи. Особенности научной деят-ти - универсальность, уникальность, дисциплинированность, демократизм. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках. Общее между философией и наукой:1. Стремятся к выработке рационального знания;2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объек­тов и явлений. Разное: 1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их др философы. Наука же в конечном счёте - плод коллективного труда;2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе опр системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученому. Вывод: Философия, - для одного она познается сквозь призму научного учения и является наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего - то, на чем основывается его жизнь и таким образом философия для него это его мироощущение, мировосприятие, но никак не наука; для четвертого философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.