Цивилизационные механизмы общественного развития. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Цивилизационные механизмы общественного развития.

2017-11-28 232
Цивилизационные механизмы общественного развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие цивилизации, так же как и понятие культуры многозначно. Иногда культура и цивилизация выступают как синонимы, а иногда их резко противопоставляют (культура - нечто духовное, а цивилизация материальное). Ни то, ни другое нельзя признать правомерным.

В марксистской философии понятие "цивилизация" было на периферии концептуального поля, так как основное внимание, "почет и уважение" доставались понятию общественно - экономической формации. Цивилизацию, вслед за Ф.Энгельсом, рассматривали как этап общественного развития, следующий за дикостью и варварством и связанный с появлением государства, письменности, развитием науки, философии и т.п.

Чаще всего понятие цивилизации рассматривается в локально региональном смысле как ограниченное в пространстве и времени человеческое сообщество (Крито-Микенская цивилизация, цивилизация инков и т.п.). Правомерность такого словоупотребления сомнению не подлежит, как не подлежит сомнению правомерность широко распространенного употребления термина "культура" в узких смыслах.

Однако, понятие цивилизации, как и понятие культуры можно рассматривать в предельно широком смысле. В таком случае цивилизация рассматривается как глобальный срез общества, теоретическое понятие (а значит ненаглядное), сопоставимое по степени общности с понятием культуры, рассмотренным выше. С этих позиций цивилизация - это общество, рассмотренное как некий целостно социальный организм, устойчиво воспроизводящий свою целостность в процессе функционирования и развития с помощью присущих ему организационно -технологических механизмов обеспечения жизнедеятельности.

Такой взгляд на общество (определенный глобальный срез с общества) не исчерпывает понятия общества. Для пояснения этого определения можно привести аналогично с человеческим организмом. Человека можно рассматривать как живой функционирующий организм, устойчиво воспроизводящий свою целостность. Такой взгляд на человека вполне правомерен и будет определенным "срезом" с человека, не исчерпывающим его многомерности. Для поддержания устойчивого функционирования человеческого организма в него должны быть "встроены" определенные системы, обеспечивающие его жизнедеятельность. Это костно-мускульная, пищеварительная, кровеносная, нервная система и т.п.

Точно так же в обществе как некоем социальном организме, рассмотренном в аспекте функционирования и развития (цивилизация), должны быть некие системы обеспечения жизнедеятельности, определенные организационно-технологические (в широком смысле термина "технология") структуры, обеспечивающие его целостность. В материально-технической сфере - это "костно-мускульная" система общества - транспортные коммуникациии, линии электропередач, трубопроводы, различные технические средства и сооружения. Сбой в этой системе очень болезненно отзывается на всем обществе. В сфере экономической - это сложившиеся формы организации экономической жизни, без которых немыслимо нормальная жизнедеятельность общества. В социальной сфере (в узком смысле этого слова) также существует некие сложившиеся формы взаимоотношений, призванных поддержать устойчивое функционирование общества в целом. В политической сфере - это разветвленные структуры управления, от эффективной работы которых в очень большой степени зависит нормальная жизнь общества. Наконец, в духовной сфере тоже присутствуют определенные функционирующие системы норм, правил, запретов, ценностей, традиций и т.п., которые обеспечивают устойчивость и целостность общества. Причем все эти организационно - технологические системы обеспечения жизнедеятельности "встроены" в социальный организм и находятся в органической взаимосвязи и взаимодействии. При этом пожалуй лишь "костно-мускульная" система общества эмпирически констатируемая и наглядна и ее роль достаточно очевидна. Остальные системы жизнеобеспечения в обществе ненаглядны, эмпирически неконстатируемы, "невидимы". Они становятся видимы только для логической "рентгеноскопии".

Таким образом понятие цивилизации характеризует как бы внешнее бытие социума, организационно - функциональный аспект общества. В цивилизацию помимо материальных включаются и духовные образования, которые представлены в своей функциональной роли, что не исчерпывает глубины и многомерности духовных феноменов, связанных с творческим горением и дерзанием человеческого духа. В отличие от цивилизации, культура характеризуется как некая креативная система, порождающая глубинную смысловую многомерность бытия в процессе созидания человеческого мира.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.