Тема №2 Основные типы философских учений — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема №2 Основные типы философских учений

2017-11-28 347
Тема №2 Основные типы философских учений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к зачету (1 – 10) и экзамену (1 - 22)

 

I семестр

1. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Философия как мировоззрение.

2. Основной вопрос философии. Формы идеализма и материализма.

3. Материя как философская категория.

4. Философское представление о движении, пространстве и времени.

5. Всеобщие законы развития. Метафизика и диалектика в учениях о развитии,

6. Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.

7. Теория познания.

8. Специфика научного познания.

9. Рационализм и иррационализм.

10. Сознание, его происхождение, структура, функции.

II семестр

11. Социальное и биологическое в человеке.

12. Проблема человека в философии.

13.Материальное производство, его роль в жизни общества.

14. Общество в историческом развитии.

15.Философия истории.

16. Культура и цивилизация,

17. Природа и общество.

18.Философия техники.

19. Духовная жизнь общества.

20. Общественное сознание и его структура.

21. Социальная структура общества.

22. Глобальные проблемы современности.

I часть

 

Тема № 1 Предмет философии и ее роль в жизни общества
Философия как мировоззрение

1. Философия, ее предмет, структура и функции.

  1. Понятие мировоззрения. Типологии мировоззрения (уровни, типы и формы).
  2. Мировоззрение как предмет философии и как итоговое философское обобщение.
  3. Специфика философских проблем. «Вечные проблемы» философии.

 

Литература:

- Введение в философию в 2-х тт. Под ред. Фролова И. Т., М.,1989. гл. 1.

- Введение в философию. СПб. ПГУПС, 1997

- Хрестоматия по философии. Составитель Алексеев П. В. М., 2005. раздел 1.

- Вольф Р. П. О философии. М., 1996. гл. 1.

- Иванов В. Г. Мировоззрение. В работе: Воспитание толерантности в семье.

СПб., 2005.

- Основы современной философии. СПб., 1997. гл. 1.

- Солдатов А. В., Иванов В. Г. Проблема мироздания в науке и культуре.

СПб, 1994. гл. 2-3.

- Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2009

- Философия: учебное пособие. Учебное пособие для дистанционных форм обучения. СПб.: ПГУПС, 2008.

 

Изучающему эту тему важно с самого начала понять, что мировоззрение является важнейшим отличительным признаком человека. Нужно разобраться, почему мировоззрение имеет подобную важность для человека как личности и как родовой сущности. В свете этого надо определить, как соотносятся между собой понятия «философия» и «мировоззрение». В частности, надо уточнить для себя, какие функции мировоззрения принимает философия, а какие функции философии не сводятся к чисто мировоззренческим. В итоге надо уметь показать, как это отношение отражается в структуре философии, и какие функции выполняют различные структурные элементы философской теории.

 

 

Тема №2 Основные типы философских учений

 

1. Основной вопрос философии и его стороны.

2. Идеализм и его формы.

3. Материализм и его формы.

4. Диалектика и метафизика.

5. Феноменология и герменевтика.

 

Литература:

- Введение в философию. Под ред. В. И Стрельченко, СПб., 2004. гл. 1.

- Введение в философию. СПб. ПГУПС, 1997

- Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. СПб., 2001.

- Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. М., 2000. гл.1, §4.

- Данем Б. Гигант в цепях. М., 1994.

- Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988.

- Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.//

Маркс К. Энгельс Ф. соч. т. 21.

- Философия и методология познания. Под ред. Обухова В. Л. СПб., 2003.

- Философы двадцатого века. Кн. 1-2. М., 2004.

- Хрестоматия по философии. Под ред. Алексеева П. В. М., 2005. Раздел 1.

- Философия: учебное пособие. Учебное пособие для дистанционных форм

обучения. СПб.: ПГУПС, 2008.

- Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные

ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2009

 

Главная задача студента при освоении данной темы заключается в том, чтобы он понял и сумел показать, как выбор решения основного вопроса философии связан с общей трактовкой мировоззренческих функций философии. Студент должен разобраться в типологии философских школ и направлений и понять источник возникновения различных течений в эволюции философии как науки. Нужно также показать, как основные системоопределяющие виды философских концепций соотносятся с представлением о мироздании и антропологией человека.

 

Тема № 4 Философское представление о движении,

Пространстве и времени

 

1. Диалектическое и метафизическое понимание источника и причин движения.

2. Современное естествознание и проблема классификации форм движения.

3. Метафизические представления о пространстве и времени -мировоззренческие последствия.

4. Современное естествознание и диалектика пространственно-временных отношений.

 

Литература:

- Введение в философию ч.2. М., 1989, с. 66 - 77; 77-95;

- Алексеев П.В, Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2000.

- Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. СПб. 2001.

- Барашенков B.C. Кварки, протоны, Вселенная. М.,1987;

- Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К.,Энгельс Ф., Соч., Т.20;

- Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция,

перспективы. М., 1982.;

- Огородников В.П. Пространство и время - ощущение, концепция, реальность. Учебное пособие. СПб: ПГУПС, 1997;

- Философия: учебное пособие. Учебное пособие для дистанционных форм

обучения. СПб.: ПГУПС, 2008.

- Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные

ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2008

 

При раскрытии первого вопроса с ледует обратить внимание на то,что противоположность метафизического и диалектического понимания движения проистекает из различных трактовок связи устойчивости и изменчивости в объективном мире. Кроме того, метафизика (антидиалектика) абсолютизирует в качестве причины движения либо внешний, либо внутренний источник, в то время как диалектика видит причиной всякого изменения борьбу противоположного. Используя литературу к теме, покажите, в чем состоит диалектический подход к движению и классификации форм движения.

После чтения рекомендованной литературы, покажите, в чем состоит метафизический подход к пространству и времени, как его использовало естествознание Нового времени.

Раскройте связь между открытиями математики и естествознания XIX – XX в.в. и диалектико-материалистической трактовкой пространства и времени. котором и даже благодаря которому происходят все изменения. Ответьте на вопрос: возможны ли путешествия "во времени"?

 

Тема № 7 Теория познания

1. Основные концепции познания и его виды.

2. Два уровня познания: чувственный и логический.

3. Теории истины и ее критерии.

 

Литература:

- Проблемы теории познания: классика и современность: учебное пособие.

СПб.: ПГУПС, 2007.

- Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. СПб.: Питер, 2006.

- Проблемы теории познания: классика и современность. Учебное пособие

СПб, ПГУПС, 2007 г

- Философия: учебное пособие. Учебное пособие для дистанционных форм

обучения. СПб.: ПГУПС, 2008.

- Светлов В.А. История научного метода. – М.: Академический Проект:

Деловая книга, 2008.

- Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные

ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2009

 

Раскрывая сущность теории познания необходимо рассмотреть концепции познания, которые формируются на основе различных мировоззренческих позиций. Теория познания на основе материализма (концепция отражения) и идеализма, эмпиризма и рационализма, позитивизма и иррационализма, детерминизма и индетерминизма. Описать и сравнить между собой научную, гуманитарную, обыденную, мифологическую, религиозную, художественную форму познания. Необходимо рассмотреть основные проблемы гносеологии (теория познания): познаваем ли мир, методы и формы познания, дать определение знания (с различных точек зрения), цели познания, смысл познания, объяснение и понимание, субъект и объект познания, роль практики, развитие теории познания в истории философии.

Чувственное познание и его формы: ощущения, восприятие, представление. Формы логического познания: понятие, суждение, умозаключение. Опишите указанные формы. Сравните чувственное и логическое познание. Определите специфику, особенность каждого из них. Как взаимосвязаны чувственное и логическое познание?

В вопросе об истине необходимо рассмотреть (по возможности) различные теории истины: теория корреспонденции, когеренции, конвенционалистская, инструменталистская, прагматическая и операционалистическая теории истины. Необходимо также привести определение истины; сравнить истину, заблуждение и ложь; перечислить критерии истины; установить взаимосвязь истины и ценности. Практика является критерием истины? Что означает абсолютная и относительная истина? Сравните знание и истину.

 

Литература

- Соответствующие статьи в философской энциклопедии. М., 1994.

- Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М.: ПРИОР, 2001.

- Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги

ХХ столетия. М.: Логос, 2000.

- Философия: учебное пособие. Учебное пособие для дистанционных форм

обучения. СПб.: ПГУПС, 2008.

- Светлов В.А. История научного метода. – М.: Академический Проект:

Деловая книга, 2008.

- Огородников В.П. История и философия науки. Курс лекций. СПб.:

ПГУПС, 2008

- Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные

ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2009

 

 

Приступая к изучению данной темы, необходимо иметь ввиду, что наука – социально организованная система получения нового знания.

Исходя из приведенного понимания науки, следует познакомиться с целями, структурой и динамикой научного познания.

Используя приведенную литературу, попытайтесь ответить на следующие вопросы:

(1) Почему научное познание начинается с постановки одной научной проблемы и заканчивается выдвижением новой научной проблемы?

(2) Что такое научный закон и чем он отличается от закона природы?

(3) Что такое научная теория и какую роль она играет в решении научных проблем?

(4) Почему объяснение и предсказание представляют важнейшими функциями научной теории?

 

II часть

 

Тема 15: Философия истории

 

1.Философское понимание истории.

2.Проблема субъекта истории.

3.Закономерности исторического развития.

 

Литература:

- Спиркин Г.Г. Философия. Учебник для вузов. М. 1988.

- Кармин А.С., Бернацкий Г. Г. Учебник для вузов. СПб.2ОО1.

- Момджан К.Х. Социум. Общество. История. М. Наука. 1994.

- Ивин А.А. Введение в философию истории. М.1997.

- Ильин В.В. Философия. Учебное пособие. СПб. 2ОО3.

- Социальная философия (учение об обществе): Учебное пособие. СПб,

ПГУПС, 2008

- Философия: учебное пособие. Учебное пособие для дистанционных форм обучения. СПб.: ПГУПС, 2008

- Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2009

 

В этой теме нужно прежде всего объяснить, что такое «философское понимание истории»: речь идет о решении основного вопроса философии применительно к жизни общества. Отсюда необходимо раскрыть содержание понятий «общественное бытие» и «общественное сознание», показать их место в структуре общества, и, в зависимости от их соотнесенности, охарактеризовать две основные концепции в понимании исторического процесса – идеалистическую и материалистическую (позиции исторического идеализма и исторического материализма).

Соответственно тому или другому философскому пониманию истории, по разному решался и вопрос о субъекте истории. Следовательно, в данной теме следует рассмотреть, как изменялось представление о том, кто (или что) делает историю: понимание субъекта истории в античном мире, в средние века, в эпоху Возрождения, в Новое время и сегодня. В работе необходимо раскрыть содержание понятий «народные массы», «выдающаяся личность», «правящая элита», показать их роль в историческом процессе.

С проблемой субъекта истории тесно связана проблема закономерностей в историческом развитии, то есть повторяемости в разных исторических событиях каких-то общих черт. Эта повторяемость показывает, что существуют законы истории – наличие между событиями некоторых объективно обусловленных зависимостей, изменить которые не может никакая свобода воли. Задача студента – раскрыть специфику законов общества, показать принципиальное отличие законов общества от законов природы. Особое внимание следует обратить на то, что законы общества обладают своеобразной двойственной природой: являясь объективными, они реализуются, однако, через субъективную сознательную деятельность людей. Отсюда вытекает задача – раскрыть вопрос о соотношении необходимости и свободы в историческом процессе, показать, что свободный выбор человеком направления своей исторической активности не является произвольным, но осуществляется в рамках исторической необходимости. Сделать это следует, используя категории «объективное», «субъективное», «свобода», «историческая необходимость», «вероятность», «статистические закономерности», «динамические закономерности».

 

Тема №17 Природа и общество

 

1.Диалектика природы и общества.

2. Природная среда и развитие общества.

3. Общество как фактор преобразования природы.

4. Теория «географического детерминизма».

Литература:

- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М. 1990.

- Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия Учебник для вузов. СПб. 2001.

- Очерки социальной философии. СПб., 1998.

- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и

государства. М., 1976.

- Социальная философия (учение об обществе): Учебное пособие. СПб,

ПГУПС, 2008

- Философия: учебное пособие. Учебное пособие для дистанционных форм

обучения. СПб.: ПГУПС, 2008

- Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные

ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2009

 

 

Раскрывая данную тему необходимо иметь в виду, что:

1. Выделяют следующие аспекты влияния природы на жизнь общества: биологическое, производственное, научное, эстетическое. Раскройте в работе понятие «географический детерминизм». Покажите, как природные условия влияют на духовную жизнь общества (как пример этому можно указать на фольклор, пейзажную живопись, танцы и т.д. различных народов).

2. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. Влияние природной среды опосредуется общественными условиями, прежде всего, - уровнем развития производства. Масштаб антропогенных воздействий на природу позволяет наметить четыре периода, каждый из которых характеризовался своей спецификой влияния общества на природу. Рассмотрите в работе теорию постиндустриального общества Д.Белла.

3. Общество в XX в., пожалуй, впервые осознало свою реальную связь с географической оболочкой Земли, с ее биосферой. Проблема взаимодействия общества и природы является предметом экологической формы общественного сознания. Как реакция на сложившуюся ситуацию во второй половине XX века формируется новое экологическое мышление. Сегодня предлагаются различные варианты оценки и решения эколо­гической проблемы. Однако гармонизация взаимоотношений человека и природы ценна не только в собственно экологическом смысле. Она важна также и для решения других глобальных проблем.

 

 

Тема № 18 Философия техники

 

1. Проблема сущности техники. Инженерный и философский подход.

2. Техника как объективная реальность.

3. Философия техники.

 

Литература:

- Соответствующие статьи в философской энциклопедии. М., 1994 г.

- Философия техники. История и современность. Под ред. Розина В.М. М.,

1997 г.

- Шаповалов Е.А. Курс лекций по философии техники. СПб., 1998 г.

- Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995 г.

- Ленк X. Размышления о современной технике. М., 1996 г.

- Философские проблемы науки и техники. Учебное пособие СПб, ПГУПС,

- Огородников В.П. История и философия науки.(Технические науки). СПб,

ПГУПС, 2008 г.

- Философия: учебное пособие. Учебное пособие для дистанционных форм

обучения. СПб.: ПГУПС, 2008

- Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные

ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2009

 

Раскрывая сущность техники, необходимо иметь в виду, что она имеет разное истолкование с позиций инженерного (более узкое понимание) и с позиций философского (широкая трактовка) подходов. Но при этом нельзя допускать не слишком узкого, ни слишком широкого истолкования техники.

Обратите внимание на истолкование сущности техники К.Марксом. Используете Интернет для поиска различных определений техники, сопоставьте эти определения.

Используя рекомендованную литературу, попробуйте ответить на вопрос: можно ли признать философски правильными понятия "техника игры артиста", "техника пения", "техника игры на фортепьяно", "техника мышления"?

Под "философией техники" обычно понимается совокупность различных течений, школ и концепций, рассматривающих гносеологические и мировоззренческие проблемы развития техники и научно-технического прогресса. Опираясь на литературу по теме, ответьте на вопросы:

1. В чем проявляется метафизический подход к роли техники в общественном развитии?

2. В чем состоит субъективно-идеалистический взгляд на причины развития

техники?

3. Как проявляется диалектико-материалистический подход к причинам развития техники и к ее роли в общественном развитии?

Вопросы к зачету (1 – 10) и экзамену (1 - 22)

 

I семестр

1. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Философия как мировоззрение.

2. Основной вопрос философии. Формы идеализма и материализма.

3. Материя как философская категория.

4. Философское представление о движении, пространстве и времени.

5. Всеобщие законы развития. Метафизика и диалектика в учениях о развитии,

6. Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.

7. Теория познания.

8. Специфика научного познания.

9. Рационализм и иррационализм.

10. Сознание, его происхождение, структура, функции.

II семестр

11. Социальное и биологическое в человеке.

12. Проблема человека в философии.

13.Материальное производство, его роль в жизни общества.

14. Общество в историческом развитии.

15.Философия истории.

16. Культура и цивилизация,

17. Природа и общество.

18.Философия техники.

19. Духовная жизнь общества.

20. Общественное сознание и его структура.

21. Социальная структура общества.

22. Глобальные проблемы современности.

I часть

 

Тема № 1 Предмет философии и ее роль в жизни общества
Философия как мировоззрение

1. Философия, ее предмет, структура и функции.

  1. Понятие мировоззрения. Типологии мировоззрения (уровни, типы и формы).
  2. Мировоззрение как предмет философии и как итоговое философское обобщение.
  3. Специфика философских проблем. «Вечные проблемы» философии.

 

Литература:

- Введение в философию в 2-х тт. Под ред. Фролова И. Т., М.,1989. гл. 1.

- Введение в философию. СПб. ПГУПС, 1997

- Хрестоматия по философии. Составитель Алексеев П. В. М., 2005. раздел 1.

- Вольф Р. П. О философии. М., 1996. гл. 1.

- Иванов В. Г. Мировоззрение. В работе: Воспитание толерантности в семье.

СПб., 2005.

- Основы современной философии. СПб., 1997. гл. 1.

- Солдатов А. В., Иванов В. Г. Проблема мироздания в науке и культуре.

СПб, 1994. гл. 2-3.

- Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2009

- Философия: учебное пособие. Учебное пособие для дистанционных форм обучения. СПб.: ПГУПС, 2008.

 

Изучающему эту тему важно с самого начала понять, что мировоззрение является важнейшим отличительным признаком человека. Нужно разобраться, почему мировоззрение имеет подобную важность для человека как личности и как родовой сущности. В свете этого надо определить, как соотносятся между собой понятия «философия» и «мировоззрение». В частности, надо уточнить для себя, какие функции мировоззрения принимает философия, а какие функции философии не сводятся к чисто мировоззренческим. В итоге надо уметь показать, как это отношение отражается в структуре философии, и какие функции выполняют различные структурные элементы философской теории.

 

 

Тема №2 Основные типы философских учений

 

1. Основной вопрос философии и его стороны.

2. Идеализм и его формы.

3. Материализм и его формы.

4. Диалектика и метафизика.

5. Феноменология и герменевтика.

 

Литература:

- Введение в философию. Под ред. В. И Стрельченко, СПб., 2004. гл. 1.

- Введение в философию. СПб. ПГУПС, 1997

- Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. СПб., 2001.

- Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. М., 2000. гл.1, §4.

- Данем Б. Гигант в цепях. М., 1994.

- Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988.

- Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.//

Маркс К. Энгельс Ф. соч. т. 21.

- Философия и методология познания. Под ред. Обухова В. Л. СПб., 2003.

- Философы двадцатого века. Кн. 1-2. М., 2004.

- Хрестоматия по философии. Под ред. Алексеева П. В. М., 2005. Раздел 1.

- Философия: учебное пособие. Учебное пособие для дистанционных форм

обучения. СПб.: ПГУПС, 2008.

- Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные

ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2009

 

Главная задача студента при освоении данной темы заключается в том, чтобы он понял и сумел показать, как выбор решения основного вопроса философии связан с общей трактовкой мировоззренческих функций философии. Студент должен разобраться в типологии философских школ и направлений и понять источник возникновения различных течений в эволюции философии как науки. Нужно также показать, как основные системоопределяющие виды философских концепций соотносятся с представлением о мироздании и антропологией человека.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.