Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего (в эсхатологических представлениях и в футурологических прогнозах) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего (в эсхатологических представлениях и в футурологических прогнозах)

2017-11-28 931
Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего (в эсхатологических представлениях и в футурологических прогнозах) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О будущем человека в разных учебниках и пособиях дается доволь­но пестрая картина мнений. Причины, по которым будущее интересует людей, понятны. Будущему посвящаются футурологические (от лат. и нем. futurum - будущее) прогнозы, книги, конференции. Предвидению будуще­го уделяли и уделяют внимание религии прошлого и настоящего. Сово­купность представлений о будущей судьбе мира и человека во многих ре­лигиях составляют эсхатологию (от греч. eschatos - последний и logos -понятие, учение) - учение о последних днях, или конце мира и человека.

В христианской Библии, включающей Новый Завет (он составляет Библию в иудаизме) и Ветхий Завет, в котором излагаются основоположе­ния христианства, развернуты впечатляющие эсхатологические картины будущего мира и человека. Много таких картин в пророческих книгах Вет­хого Завета, в Евангелиях, в Апокалипсисе, или Откровении Иоанна Бого­слова, а отдельные сюжеты будущего - и в других книгах Библии. Они включают представления о грядущем тысячелетнем царстве Христа (так называемый хилиазм, от греч. chiliasmos, chiliasm - тысяча) на Земле пе­ред концом мира, о последних днях Вселенной, о воскрешении мертвых, Страшном суде, а также учение о загробной жизни отдельной души чело­века (индивидуальная эсхатология).

Верующие обычно не обращают внимания на то, что «второе при­шествие» Христа и конец света, согласно текстам Библии, ожидались на протяжении жизни... одного поколения - современников земной жизни Богочеловека. Евангельский Христос говорил ученикам - апостолам: «Ис­тинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Сво­ем» (Евангелие от Матфея - Мф., 16: 28). А явление «Сына Человеческого» входило в число важнейших признаков наступления «последних дней». «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явит­ся знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;...когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф., 24: 29 - 30,33). Не менее конкретно другое указание Христа апостолам о близком конце света: «Когда же будут гнать вас в од­ном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф., 10: 23).

Мы можем видеть вполне земные истоки основного пророчества Биб­лии, выражавшего надежду на близкое освобождение первых христиан -рабов и оказавшихся в долговой зависимости крестьян и ремесленников -от унижений рабского труда людей, поставленных в положение говорящих орудий. Но, увы! Несмотря на постоянное наличие сопутствующих концу света признаков - гладов, мора, войн, предательств, стихийных бедствий и т.п., основное пророчество христианской Библии не состоялось. Естест­венно, внимание верующих сосредоточивается не на этом обстоятельстве, а на весьма неопределенном относительно второго пришествия и конца света указании: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф., 24: 36).

В многочисленных учебниках и пособиях описываются различные сценарии будущего, опирающиеся на футурологические прогнозы. Умест­но вспомнить о «докладах Римскому клубу» ряда независимых экспертов -крупных ученых разных стран (А. Печчеи, Д. Медоуз и др.). В докладах «Пределы роста» (1972), «Нет пределов обучению» (1979), «Маршруты, ведущие в будущее» (1980) и других они сумели привлечь внимание ши­рокой общественности и видных политиков к проблемам ограниченности природных ресурсов Земли, к необходимости разумного регулирования уровня их потребления относительно стабильным по численности населе­нием планеты. Некоторые концепции будущего как единого индустриаль­ного или постиндустриального общества, технотронной эры, выдвигав­шиеся на Западе во второй половине XX века, отмечались в предыдущих вопросах данной темы.

Обратим внимание на общие представления о будущем отечествен­ных мыслителей второй половины XX - начала XXI века, связывая их с попытками развить идеи В.И. Вернадского о ноосфере, или сфере разума, (от греч. noose - разум). Напомним, что термин «ноосфера» был предло­жен французским теологом и ученым-палеонтологом Тейяром де Шарде-ном (1881 - 1955) под влиянием идей В.И. Вернадского, высказывавшихся им, в частности, и во время научных командировок в Париж. В.И. Вернад­ский переосмыслил теологическое толкование ноосферы. У него ноосфера предстает как состояние планеты, как социоприродная система, в которой достижения Разума, научной информации будут использоваться в интере­сах всех жителей Земли, всего мирового сообщества.

В ноосферогенезе, или становлении ноосферы (В.И. Вернадский) и ноосферной цивилизации, отечественные мыслители второй половины XX ве­ка (А.Д. Урсул, Э.В. Гирусов, Р.Ф. Абдеев и др.) выделяют информацион­ный, экологический и космический этапы, или цивилизации. (Этапы ноосферогенеза могут рассматриваться и в качестве отдельных цивилизаций.) Академик А.Д. Урсул выделяет такую последовательность цивилизаций от исторически первых людских сообществ до обозримого будущего: палео­литическое общество - агронеолитическое -. индустриальное - информа­ционное - экологическое - космическое. За пределами Земли космос будет использоваться как фактор общецивилизационного прогресса. Последует переход космоноосферы в астроноосферу.

Осмысливая уроки противостояния двух социальных систем XX ве­ка, ряд мыслителей (Э. Млынарж и др.) полагают, что техногенная цивили­зация (или она же - индустриальное общество) реализовалась по двум на­правлениям с преобладающим господством в них частной, капиталистиче­ской, или же общественной, социалистической собственности и соответствующих им ценностных ориентации. События второй половины XX века и начала XXI века показали, что наличие социалистической системы су­щественно повлияло на изменение прежней хищнически-эксплуататорской ориентации капиталистического производства. Элементы планового регу­лирования, государственная поддержка отдельных отраслей производства, вынуждаемая потребностями автоматизации и компьютеризации забота об образовании и некоторой социальной защите трудящихся существенно из­менили облик капиталистических отношений. А развитие экономики по­зволяет трудящимся многих капиталистических стран иметь достаточно высокий уровень жизни. События XX века показали, что наиболее опти­мальный вариант общественного развития достигается при сочетании раз­личных форм собственности и обеспечении подлинно демократических норм жизни в правовом государстве. Вырисовывается реальная перспекти­ва движения общества к ноосферной цивилизации будущего.

Новая модель цивилизационного развития обсуждалась на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР - 92) в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Представители 179 стран отметили в принятой декларации, что уже в ближайшие десятилетия завоевания цивилизации могут исчезнуть в пучи­не экологической катастрофы. Поэтому, чтобы выжить, надо коренным образом изменить модель развития человечества. Одна из важнейших за­дач на этом пути - реализовать стратегию устойчивого развития, выра­ботанную мировым сообществом и принятую на Конференции. Устойчи­вое развитие понимается как форма социоприродного гармоничного соразвития (коэволюции), обеспечивающего неограниченно долгий прогресс общества и сохранение жизнепригодной биосферы. В России концепция перехода к устойчивому развитию утверждена Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 1 апреля 1996 года. Задачи перехода к устойчивому разви­тию и роли в этом экологического образования и мышления рассматрива­лись в ряде работ, например, «Проблемы перехода России к устойчивому развитию» (М.,1997), «Экологическое образование и устойчивое развитие» (М, 1996).

Осмысление судеб цивилизации и возможных сценариев будущего приводят к представлениям о новом реальном гуманизме новой, посттех­ногенной цивилизации. На место прежней установки техногенной цивили­зации - покорить, подчинить природу, овладеть ее силами - приходит но­вое понимание императивных отношений (от лат. imperatives - повелитель­ный) как повеления человеку со стороны складывающихся обстоятельств. Императивными становятся требования коэволюции и коадаптации (со­вместного развития и адаптации) в отношениях: человек - природа - лич­ность - общество. Человек должен вписаться в созданную им социоприродную среду, не нарушая целостности природы, пределов и возможно­стей восстановления биосферы.

В последние годы активно разрабатывается представление о том, что главным содержанием и мерой прогресса историко-цивилизационных про­цессов является гуманизм, выражающий в качестве принципа отношение к человеку как высшей ценности. Мы говорили о гуманизме как черте эпохи Возрождения и гуманистических ориентирах последующих эпох. Гума­низм имеет конкретно-историческое содержание, которое меняется по эпохам, или по типам цивилизаций, выражая отношение к человеку, к цели и смыслу его существования и предназначения. Гуманизм как содержание историко-цивилизационных процессов контрастирует с проявлениями де­гуманизации в войнах, социальных конфликтах, в экономических и поли­тических противоречиях, в различных формах насилия, в национальных, этнических, религиозных предрассудках.

Основная задача нового, реального гуманизма - обеспечить в совре­менных условиях противоречивого мира человеческое достоинство каждо­го человека. Решается эта задача в разных сферах жизни. Нужно исклю­чить разные формы эксплуатации, обеспечить условия для достойной жиз­ни, позволяющей каждому человеку реализовать свои способности и дарования. В этом плане многообразны частные задачи сферы образова­ния, в числе которых преодоление идеологических клише, односторонностей как сциентистски-технократических, так и религиозно-мистических представлений. Сохраняя ориентации прежних форм гуманизма на пред­ставление о человеке как высшей ценности, новый, реальный гуманизм приобретает черты глобальности, всеобщей социальной справедливости, нетерпимости к насилию, целостного видения человека в его единстве с миром. Возрастает регулирующая роль нравственности. Осознание нераз­рывности взаимодействия людей планеты, единства человечества, природы и Космоса выдвигает в число важнейших в формирующейся ноосферной цивилизации будущего этических принципов взаимопомощи, сотрудниче­ства и справедливости.

Важность задач нового, реального гуманизма вызвала к жизни меж­дународное организованное движение гуманизма. Его представляет Меж­дународный гуманистический и этический союз, объединяющий гумани­стические организации 35 стран мира всех обитаемых континентов Земли. Российское гуманистическое общество (РГО) образовано в 1995 году. В уставе РГО главной целью провозглашена защита и распространение идей светского (гражданского, или секулярного) гуманизма в России, разработ­ка новых форм просвещения, укрепление демократии, освобождение об­щественного мнения от иллюзий и предрассудков. Ценностные ориента­ции работы РГО отмечает В.А. Кувакин в «Азбуке гуманизма», которыми являются «человечность, уважение прав и свобод личности, признание ее социальной и экологической ответственности, так же, как и ее ответствен­ности перед собой - своим телом, мировоззрением и поведением». Высо­кая оценка дается им и таким гуманистическим качествам, как достоинст­во, милосердие, ненасилие, равноправие и социальная справедливость, свобода познания (исследования) и свобода совести.

В 2000 году в Санкт-Петербурге Международная академия гуманиз­ма, РГО, философские факультеты Санкт-Петербургского и Московского государственных университетов провели Международную конференцию с характерным названием «Наука и гуманизм - планетарные ценности третьего тысячелетия». Президент Международного гуманистического и этического союза Пол Курц в своем докладе выразил представление о зна­чении нового гуманизма: «Светский гуманизм - новая парадигма для третьего тысячелетия». Предстоит большая работа, чтобы наше нынешнее общество смогло соответствовать требованиям нового гуманизма, обеспе­чив в первую очередь достойные каждого человека условия жизни и реа­лизацию своих возможностей. Тем самым будут созданы предпосылки для реализации глобальных задач космического предназначения человека, его ответственности за сохранение жизни и разума на планете Земля и в ос­воении Космоса.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.