К основным нравственным чувствам относятся долг, совесть, стыд, честь, счастье. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

К основным нравственным чувствам относятся долг, совесть, стыд, честь, счастье.

2017-11-28 413
К основным нравственным чувствам относятся долг, совесть, стыд, честь, счастье. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Долг – осознание человеком своих обязанностей. В основе долга лежит чувство необходимости сочетания личных и общественных интересов. Как индивидуальное чувство долг связан с пониманием человека своей ответственности перед обществом, стремлением построить свое поведение в соответствии с моральными нормами общества.

Совесть – чувство моральной ответственности, самооценка своего поведения, «внутренний суд».

Честь – чувство, выражающее представление о человеческом достоинстве. Для чести характерно сознательное выполнение человеком общественного долга. Поведение людей, которые общественные интересы ставят выше личных, оценивается обществом очень высоко (говорят о доблести и героизме).

Счастье – нравственное чувство радости, гордости, удовлетворения, полноты жизни, которое возникает у человека в процессе и результате осуществления личных интересов и в то же время в результате признания другими его поступков как достойных. Без такого признания чувство счастья оказывается неполным. Счастье – нравственное удовлетворение от сознания правильности основной жизненной позиции.

Фундаментальные категории морали – добро и зло, смысл жизни, свобода воли.

В категориях добра и зла положительно или отрицательно оцениваются поступки людей.

Относительно смысла жизни можно выделить оптимизм (смысл жизни есть и он в принципе осуществим), скептицизм (неясно, если ли смысл жизни, а если есть, то неясно, осуществим ли он) и пессимизм (жизнь представляется бессмысленной). Когда признается, что есть смысл жизни, он понимается по-разному. Смысл жизни – в получении удовольствий, наслаждении (так называемый гедонизм), в достижении успеха (прагматизм), признании в группе, к которой принадлежит человек (корпоративизм), личном самоусовершенствовании (перфекционизм), в служении другим людям (гуманизм) и т. д.

Важная категория морали – свобода воли; свобода воли – возможность выбора человеком линии своего поведения. Декарт отмечал: «Наша воля стремится к какой-нибудь цели или избегает ее в зависимости от того, представляет ли ее наш разум хорошей или дурной»[23]. Нужно отметить, что поступки в полном смысле нравственны, когда они совершаются не в результате внешнего принуждения, а из побуждения делать добро. Саморегуляция, самовоспитание и самооценка – важные черты моральной регуляции поведения.


На теоретическом уровне нравственного сознания формируются этические системы, создаются моральные кодексы. Одним из первых вопросов, на который пытается ответить этика, вопрос о том, что есть правильная человеческая жизнь? Этические концепции древности исходили из предпосылки, что если мы знаем, что такое правильная жизнь, то, конечно, будем поступать так, чтоб ее достигнуть.

В этических системах древности было сформулировано так называемое «золотое правило нравственности» – чего в другом не любишь, того сам не делай. Это правило в разных формулировках вошло в состав разных этических систем (например, категорический императив Канта). Еще одним распространенным принципом нравственности была идея «золотой середины». Чтобы достичь счастья, нужно избегать крайности в поступках, соблюдать меру. Правда, отмечал Аристотель, у разных людей эта «середина» разная.

В последующей истории этики можно выделить два распространенных варианта: либо на первое место выдвигаются интересы отдельного индивида (эгоизм) либо общие интересы (альтруизм).

В первом варианте утверждается особая роль:

• наслаждения, удовольствия (гедонизм). Классическим представлением этой точки зрения в античности был Эпикур, который считал высшим благом наслаждение. Но в то же время он призывал к разумной жизни, которая не будет стремиться к неограниченному умножению удовольствий. Стоики также призывали к удовольствиям, но говорили, что при этом не следует становиться рабами вещей;

• счастья (так называемый эвдемонизм). Представления о счастье различны. Киники считали, что все плоды цивилизации бессмысленны, нужно возвратиться к простой жизни. Поскольку мир преисполнен зла, нужно отстраниться от участия в его делах. Конечно, можно иметь деньги, вещи и т. п., но все это непрочно, в стремлении к счастью на это нельзя полагаться. Спасенья нужно искать в себе;

• пользы (так называемый утилитаризм). «Принцип пользы» у Бентама, Милля и других утверждал, что действие, поступок правилен, если он приносит пользу человеку. При этом говорилось, что конкретный поступок может приносить и пользу и вред, но если пользы он приносит больше, то он правилен.

Во втором варианте этических концепций в основу ставился моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотрешению во имя их блага и счастья. Этот принцип нашел свое выражение, в частности, в христианской морали – «возлюби ближнего своего, как самого себя». Этика альтруизма обычно ориентируется на благодеяние и филантропию.

Религия


Одна из древнейших форм общественного сознания – религия. Религия и философия образуют мировоззренческую основу общества, что и определяет их важную роль в жизни общества. Содержание религии как социального явления включает в себя три элемента: религиозное сознание (религиозные чувства, представления, идеи); религиозные культы и религиозная обрядность; религиозные организации (церковь).

Сущность религиозного сознания – иллюзорное удвоение мира: признание наряду с реальным природным и социальным бытием иного, потустороннего мира. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное.

Религия вырастает из мифологии. В ранних формах религии происходит обожествление природных сил, растений, животных. В истории религии обычно сначала был политеизм (вера в нескольких богов), затем монотеизм (единобожие). Переход к монотеизму был характерен в ту историческую эпоху, когда образовались крупные монархии; вместо многих культов, характерных для союзов племен и ранних государств, создается культ единого, всемогущего Бога, на которого переносятся признаки других богов.

Религиозное сознание начиналось с проблем, вызванных природными явлениями, затем на первый план постепенно выдвигаются проблемы, вызванные социальной жизнью. Религиозное сознание проявляется в выполнении религиозного культа – поклонения Богу, исполнении обрядов (молитва, ритуал крещения и др.).

Поскольку у всех народов есть религия, следовательно, есть какая-то потребность, какие-то социально-психологические интересы, которые так или иначе удовлетворяются различными вариантами религии. Дело в том, что посредством определенных обрядовых действий и запретов верующие стремятся получить помощь от Бога. Тысячелетиями в сознании людей внедряется идея, что без веры в Бога не может быть нравственности, что источник морали – Бог. В христианстве нравственным идеалом является образ Христа.

Объединение верующих для совместного выполнения религиозного культа приводит к возникновению третьего элемента религии – религиозной организации верующих, церкви, во главе которой стоят священнослужители. Церковь – общественный институт, при помощи которого поддерживается религиозный культ, распространяется религиозная вера и объединяются сторонники той или иной религии.

На теоретическом уровне религиозного сознания – теология и религиозно-идеалистическая философия. Центральная проблема здесь – доказательство существования Бога.

Искусство

К искусству относятся эстетическое сознание и те явления общественной жизни, которые переживаются как эстетические ценности. К последним относятся и продукты материального производства (которые воспринимаются с эстетической оценкой; особый случай здесь – произведения декоративно-прикладного искусства, дизайн), и явления природы, и сам человек (оцениваемый с позиции красоты), и собственно искусство как совокупность художественных произведений.

Отдельные произведения искусства – продукт художественного творчества как единства духовной и практической деятельности человека. По способу своего существования произведение искусства – материальный продукт художественного творчества.

Хотя произведение искусства сделано из определенного материала и не существует без него, главное в нем – художественный образ. Художественный образ произведения создан художником в соответствии с его представлениями о реальном или фантастическом мире и является материальным изображением явлений природы и общества или фантастических воображаемых событий. Изобразительность – основное свойство искусства. Но не всякое изображение, созданное человеком, выступает как художественный образ. Изображение оказывается художественным образом, если оно обладает особыми свойствами, содержанием и формой.

Произведение искусства обладает изобразительностью и выразительностью. Изобразительность является основным атрибутом искусства, от него зависят выразительность и другие свойства искусства.

У каждого художника есть представления об идеале прекрасного в жизни и человеке. С точки зрения этого идеала он и изображает действительность. Эстетический идеал есть и у общества, социальных групп. Эстетический идеал всегда связан с политическими взглядами и нравственными принципами. Социальная позиция художника проявляется в том, каков его эстетический идеал; она раскрывается в том, какие явления он отражает, как отражает, какую оценку они получают от автора.

В произведении искусства художник выражает общественное сознание определенных групп. Идейность – необходимое свойство искусства. Идейная направленность искусства может проявляться не только в его классовости, но и в народности. Народность искусства проявляется в том, что оно отображает жизнь народа, его чувства, интересы, передает национальную самобытность, неповторимость каждого народа.


Содержание произведения искусства – совокупность составляющих его художественных элементов.

Взаимосвязи художественных элементов в произведении искусства создают художественную форму как определенную структуру этой взаимосвязи. К художественной форме относится композиция – определенный порядок в соотношении элементов относительно друг друга.

Соответствие художественной формы содержанию является важнейшим признаком художественности произведений искусства и принципов их оценки.

Искусство в общественной жизни выполняет ряд функций. Прежде всего это – эстетическая функция. Восприятие людьми произведений искусства является одним из действенных средств формирования у людей эстетического сознания. А эстетическое сознание дает людям большое духовное удовольствие, способность воспринимать и оценивать красоту, выступает духовным стимулом эстетической деятельности людей.

Эстетическое сознание имеет два уровня: обыденное (восприятие, переживание, оценка эстетических ценностей) и теоретическое (понимание, объяснение сущности эстетических ценностей, процессов их создания и восприятия, которое дает эстетика).

Кроме эстетической, искусство выполняет ряд других функций. Прежде всего это – познавательная функция.

Доставляя людям эстетическое наслаждение, углубляя наше познание жизни, искусство также воспитывает людей, т. е. осуществляет воспитательную функцию.

Расширяя познание человека, воспитывая его, искусство дает ему возможность пережить неиспытанное им, компенсирует недостаток различных переживаний (таких как счастье, любовь, горе и т. д.), которые нужны ему в жизни, т. е. выполняет компенсационную функцию. В этом плане искусство восполняет то, чего недостает человеку в его обычной жизни.

Кроме указанных, у искусства есть ряд побочных функций. Искусство способно успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение (которое особенно усилилось в наше время), преодолевать отрицательные стрессы. Искусство издавна используется медициной в профилактике и лечении психических заболеваний. Танцы, музыка, изобразительное искусство имеют медико-терапевтическое значение, используются при тренировках спортсменов и т. д. Таким образом, искусство выполняет оздоровительную функцию.

Культура


Культура основана на деятельности людей; через культуру и благодаря культуре происходит соединение природного, естественного и социального миров. Культура здесь характеризуется как связующее звено между природой и обществом; основой этого соединения является человек как субъект деятельности, познания, общения. Культура – результат объективизации, материального воплощения стремлений, целей, интересов человека. Для характеристики культуры используется понятие артефакта. Артефактами называют продукты и результаты человеческой деятельности. Тогда культура трактуется как мир артефактов. При этом подчеркивается, что артефакт как продукт человеческой деятельности двойственен – в нем сочетаются объективный и субъективный моменты. Культура здесь трактуется как все то, что создано людьми, как созданная людьми среда обитания.

Культура связана с теми смыслами, которые человек приписывает своим творениям. Материальные объекты, взятые сами по себе, никакого смысла не имеют. Смысл в них вложен человеком. Но смысл выражается с помощью языка. Культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества.

Понятие культуры относят не только к артефактам, но и к самому человеку; говорят о культурном (или некультурном) человеке. Культура личности – это система ее нравственных норм и образа жизни, характеризующаяся такими чертами, как порядочность, доброта, честность, скромность, трудолюбие, умение понять другого человека и т. п. Иногда как синоним высокой культуры говорят об интеллигентности. Интеллигентность – это широкие знания, социальная ответственность, высокая культура.

Культурная личность умеет и любит трудиться; лень, халтура, ошибки – это не культура. Культурная личность умеет владеть собой, имеет навыки самоконтроля, способна к общению. Культурная личность ориентирована на добро, гуманизм, справедливость. Культура личности включает в себя умение рационально использовать время, не растрачивая его попусту на второстепенные дела и занятия.

К раскрытию содержания культуры можно применить и ценностный подход, согласно которому культура – это:

• совокупность материальных и духовных ценностей;

• способы их создания;

• умение их использовать;

• умение передавать от поколения к поколению.

Ценности служат удовлетворению потребностей. Поскольку есть материальные и духовные потребности, ценности подразделяются на материальные и духовные. Существуют непреходящие духовные ценности.

Духовная жизнь общества


Роль духовных ценностей, общественного сознания всегда (более или менее глубоко) осознавались людьми. Существует общественная потребность в создании духовных ценностей и совершенствовании общественного сознания. Это осуществляется в особой деятельности в процессе духовного производства. Если материальное производство направлено на производство материальных благ, то духовная деятельность, духовное производство направлено на производство духовных ценностей, совершенствование сознания.

Духовное производство – это научная, художественная и другие виды деятельности, в результате которой создаются научные и художественные произведения, религиозные тексты, идеологические концепции и т. д.

В процессе духовного производства сформировавшиеся знания и чувства опредмечиваются, иначе они не станут достоянием общества. Здесь следует подчеркнуть, что главный продукт духовного производства – не предметы как таковые, а та информация, которая воплощена в социальных объектах и процессах.

Духовное производство осуществляется научными, художественными, идеологическими и другими кадрами, которые объединяются в специальные институты (научные и идеологические учреждения, коллективы театров и т. д.). В духовном производстве используются материальные ресурсы, специальная техника.

После того как созданы и зафиксированы (опредмечены) духовные ценности, следующий этап духовной жизни – их распространение. Так, ученые распространяют полученные знания или устно (например, в докладах, лекциях), или письменно (в научных произведениях). В искусстве тиражируется художественная литература, создаются копии фильмов и т. д.

Чтобы духовные ценности оказали свое воздействие на людей, их сознание, у них должна быть сформирована потребность воспринимать и искать эти ценности. Эти потребности и способности развиваются как в процессе повседневной жизнедеятельности, так и в результате целенаправленного образования и воспитания. Образование направлено на формирование знаний, воспитание, социальных чувств, общественной психологии (хотя эти процессы нельзя резко разграничивать, они взаимосвязаны).

Духовные ценности передаются от поколения к поколению. Чтобы это было возможно, продукты духовного производства должны сохраняться (например, книги в библиотеках, картины в музеях).

Глава 10. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Социальные законы

Философия истории призвана раскрыть содержание и сущность исторического процесса, его закономерности, направленность, движущие силы и т. д.

Многие мыслители прошлого, сравнивая явления природы с общественными явлениями, отличия между ними видели в том, что история общества делается людьми, тогда как в природе явления происходят сами собой в результате взаимодействия слепых, стихийных сил. Люди не совершают ни одного поступка, если их не побуждают к этому какая-то мысль, желание, мотив. Поскольку же вся жизнь складывается из поступков людей, то в обществе все определяется сознанием людей. И если признать, что люди делают историю по своему усмотрению, то о каких объективных законах в обществе можно говорить?

Концепция, отрицающая существование объективных законов социальной действительности, достаточно распространена и сегодня. В дополнение к сказанному выше в ее пользу приводятся еще следующие аргументы.

• Утверждается, что социальная действительность, в отличие от природной, слагается из неповторимых, абсолютно индивидуальных событий, которые не могут быть подведены под общий закон (В. Виндельбанд (1848–1915), Г. Риккерт (1863–1936) и др.).

• Утверждается, что в историческом развитии нет необходимости, а есть только возможности, реализация которых зависит от различных обстоятельств. Получается, что в истории господствует случайность. Здесь можно напомнить старую шутку о том, что если бы у Клеопатры был курносый нос, история имела бы другой вид. А Б. Рассел в этом же ключе говорил, что если бы Генуя не уступила Франции Корсику в 1768 г., то Наполеон, который родился в следующем году, был бы итальянцем, и история Франции была бы иной.

В ходе истории имеются различные возможности, и реализация той или иной из них определяется ходом борьбы различных социальных сил. При этом если говорить не о субъективных предположениях и проектах политических деятелей, а о реальных возможностях, то они определяются объективными условиями развития общества. Случайности, конечно, оказывают влияние на ход событий, но не определяют его общего направления.

Хотя жизнь общества складывается из действий людей, из этого отнюдь не следует, что все происходящие в обществе процессы полностью контролируются сознанием людей и подчиняются их действиям. Существуют объективные обстоятельства, которые ограничивают возможности осуществления человеческих желаний и намерений – как для отдельной личности, так и социальных общностей.


Люди сами творят историю, они одновременно и авторы и актеры собственной драмы. В обществе существуют и действуют объективные законы. Исторический процесс – результат деятельности людей, и в то же время – он объективно закономерен.

Эта ситуация ставила многих социологов в тупик: они либо признавали существование независимых от людей законов (в религиозно-идеалистической философии они выступали как судьба, рок, фатум), считая при этом, что деятельность людей не способна влиять на ход исторического развития (фатализм), либо утверждали существование свободной от каких бы то ни было законов деятельности людей (волюнтаризм).

В обществе нет жесткой предопределенности, однозначной детерминации поведения людей. У человека есть определенная свобода действий, и выбор того или иного поступка мотивируется его субъективными побуждениями.

Каждое поколение, вступая в жизнь, включается в определенные объективные условия, которые сложились до его появления на свет и, следовательно, независимо от него (то или иное состояние производства, предметы быта, традиции и обычаи, социальные институты). Эти обстоятельства в общем определяют образ жизни и образ мыслей тех социальных групп, в которых живут люди. «Люди сами делают свою историю, – писал Маркс, – но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого»[24].

Новое поколение своей деятельностью может изменить действительность, но оно может это сделать, если в этой действительности имеются объективные условия и средства этой деятельности. Каждое данное состояние общества определяет возможности его преобразования и основные черты его нового состояния, которое появится как итог этого преобразования. Так, переход от одного общественного строя к другому оказывается объективно возможным вследствие возникновения новых производительных сил, которые вступают в противоречие со старыми производительными отношениями. Необходимость такого перехода рано или поздно осознается передовыми силами общества, интересы которых сталкиваются с интересами отживающих сил, стремящихся сохранить старый строй.

В результате процесс общественного развития совершается закономерно и сознательная деятельность людей в конечном счете является необходимым элементом этого закономерного процесса. Люди сами творят свою историю, но творят ее в соответствии с возможностями, определяемыми объективными, не зависящими от воли и сознания людей, законами.


Законы истории обусловливают «веер возможностей», которые могут реализоваться, и притом по-разному, или же не реализоваться. Какие же из возможностей и как реализуются, а какие останутся нереализованными, зависит от субъективных помыслов и действий людей. Но более того, изменения в сознании людей становятся фактором, изменяющим социальную реальность и тем самым – условия действия исторических законов. Поэтому «веер возможностей» не имеет фиксированных, неизменных границ: новые идеи и проекты общественного переустройства, рожденные в умах теоретиков и получающие признание в обществе, могут породить новые возможности и расширить их «веер». Законы истории, таким образом, допускают историческое творчество.

Стрелки на рисунке – это «веер возможностей». Пунктирными линиями изображены его границы, двойным пунктиром – границы, раздвинутые историческим творчеством. Жирные стрелки означают наиболее вероятные возможности. Но реализоваться может любая возможность в границах заданного веера. Это опять-таки означает, что законы истории, как уже отмечалось, не имеют той однозначности, необходимости, неотвратимости, которая присуща законам природы. Зависимость результатов действия законов истории от сознания и воли действующих лиц приводит к тому, что эти законы намечают лишь общую тенденцию к развитию социальных процессов в некотором направлении или, можно сказать, «угол разброса» векторов общественного развития (имеющий к тому же изменяющийся раствор). Предвидеть будущее, опираясь на эти законы, можно только в некоторых общих чертах, но не в конкретных деталях. Имея в виду указанную особенность законов истории, их называют «законами-тенденциями» – в отличие от законов, позволяющих точно рассчитывать, что произойдет при тех или иных заданных условиях.

В некоторый исторический момент есть определенный спектр возможностей дальнейшего развития событий. Законы определяют границы этого аспекта, но не определяют того, какая из возможностей реализуется. Социальные законы представляют собой «законы-тенденции», которые не определяют однозначно каждое отдельное событие, а выражают общее направление исторического развития, тенденции множества массовых событий. Законы определяют в общих чертах тенденцию развития общества, а конкретный ход исторических событий – результат взаимодействия многих факторов.


Познание социальных законов сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, нужно учитывать, что природные объекты относительно просты, относительно стабильны и существуют в развитом виде до начала их познания. Социальные объекты существенно более сложны, динамичны. Познание законов общественного развития зависит от степени развития общественных отношений, и поэтому их обнаружение становится возможным лишь при определенных исторических условиях, на определенном уровне развития общества. Так, классовое деление общества до капитализма прикрывалось сословным, кастовым, религиозным делением и это затрудняло познание закона классовой борьбы. Лишь при капитализме классовые отношения стали более выраженными и были осознаны.

Во-вторых, социальные группы, классы по-разному относятся к познанию и действию законов. Предмет естествознания, как правило, не затрагивает непосредственно социальные интересы. Конечно, и в истории естествознания известны концепции, вокруг которых велась борьба (например, концепции Коперника, Джордано Бруно, Дарвина). Естествознание непосредственно не затрагивает интересы классов. А в общественных науках сам предмет изучения – общество с его экономическими, социальными, политическими, идеологическими подсистемами – тесно связан с классовыми интересами. И не случайно, что отмечаются ситуации, когда господствующие классы не заинтересованы в познании объективных законов развития общества, стараются их скрыть, исказить в своих интересах.

Ценность научной теории в значительной степени измеряется ее способностью предвидеть ход событий. А предвидение может быть эффективным, если оно опирается на знание законов.

Предвидение в общественной жизни отличается от предвидения процессов природы. В астрономии, например, можно на десятилетия вперед предсказывать появление кометы, солнечные и лунные затмения и т. п. В обществе дело обстоит сложнее. Многие факторы общественной жизни не поддаются количественному выражению. Как, например, учитывать моральные факторы в деятельности людей; ведь это не явления такого же рода, как координаты и импульс кометы.

Законы общественных явлений пока еще имеют качественный характер. Мы не знаем скорости социальных процессов, знаем пока их направление. Так, мы знаем закон взаимосвязи производительных сил и производственных отношений, знаем, что несоответствие характера производственных отношений уровню развития производительных сил приведет к качественному изменению данного общества, но мы не можем указать сроков этого изменения, его конкретных форм.

Свобода и необходимость

Свобода – это способность человека совершать поступки в соответствии со своими интересами, потребностями, целями. Свободе обычно противопоставляется необходимость. В буквальном смысле свободу следует противопоставлять не необходимости, а принуждению. Если свобода заключается в действиях согласно внутренним убеждениям, целям, интересам, то принуждение – это действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки его внутренним убеждениям. А понимаемое так принуждение не тождественно необходимости.

Уже говорилось о двух подходах к проблеме общественных законов. При этом возникли два варианта. В первом случае из признания существования в мире вообще и обществе в частности объективных законов был сделан вывод о том, что свободы воли у человека нет и свободная деятельность – не более как иллюзия. В другом варианте, когда отрицается существование объективных законов, тем самым происходит абсолютизация свободы. И тот и другой вариант – крайности, не учитывают диалектику соотношения необходимости и случайности и специфики законов общества.

Важнейшим признаком свободы является выбор из множества линий поведения человека. Свобода есть там, где есть выбор цели деятельности, выбор средств, ведущих к достижению цели, выбор поступков в определенной жизненной ситуации. Но объективным основанием ситуации выбора является объективное существование спектра возможностей, определяемых действием объективных законов.

В границах допустимого законами, в области возможного, человек обладает свободой выбора, и то, что произойдет, зависит от его выбора. Когда эти границы не осознаются, может появиться иллюзия отсутствия социальных законов и полной зависимости социальных процессов от воли людей (это когда воля не выходит за границы возможного). Если же желания и цели человека наталкиваются на границы возможного, на ограничительное действие законов, у него может появиться иллюзия фатальной предопределенности социальных процессов и полного бессилия людей повлиять на них.

Ситуация выбора – это еще предпосылка свободы, свободного действия. Сам же выбор определяется рядом факторов: целевыми установками, характером практической деятельности, знаниями. Особенно хочется подчеркнуть роль знаний в выборе. Человек выбирает ту линию поведения, которая представляется ему наиболее значимой, полезной, ценной, а определить это возможно на основе знаний.


Свобода не существует как возможность человека принимать свои решения и осуществлять действия независимо от всяких внешних обстоятельств. Нужно отделить формальную, «юридическую» свободу от «фактической», реальной свободы. Формальная, «юридическая» свобода заключается в том, что разрешается совершать определенные действия, при этом абстрагируются от того, есть ли для них реальные возможности. Если так, то, согласно этой точке зрения, абстрагируясь от экономического положения людей, можно утверждать, что бедный и богатый в равной степени свободны. Но реальная жизнь не такова; как говорил Лейбниц, «тот, у кого больше средств, более свободен делать то, что он хочет».

Свобода внутренне, диалектически самопротиворечива. Свобода, с одной стороны, – это отсутствие внешнего принуждения. Но с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода. Там, где произвол, – незащищенность.

Не существует абсолютной, ни от чего не зависящей свободы. Все поступки человека, даже на первый взгляд необъяснимые, обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Свобода воли выражается не в воображаемой независимости от объективных законов и условий общественного бытия, а в том, чтобы сознательно применять объективные законы, с учетом условий их действия.

Социальная природа свободы четко выявляется в сопоставлении ее с ответственностью. Свобода и ответственность – две стороны единого целого – сознательной человеческой деятельности. Принимая решение, человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности за свои поступки – перед обществом и перед самим собой.

Человек может поставить перед собой цели и задачи по изменению социальной действительности. Свобода эффективна, когда она может претвориться в действия. Можно вспомнить стоиков, которые говорили, что раб и в оковах может быть свободным. Но свобода в мыслях, так сказать, внутренняя свобода, не имеющая возможностей для реального выражения, – это воображаемая, химерическая свобода. Реальная свобода может изменять социальную действительность, если действия человека допускаются природными и социальными законами. И тогда получается парадоксальный вывод: свобода, действующая в истории, ведет себя как необходимость. И сама историческая необходимость слагается из свободных поступков и действий людей как их интегральный результат.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.