Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки.

2017-11-28 735
Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. 3.00 из 5.00 1 оценка
Заказать работу

Понятие «глобальные проблемы» (от фр. global) означает «всеобщий», «охватывающий

весь земной шар». К таким проблемам относятся предотвращение мировой ядерной

войны и обеспечение стабильного мира, необходимость эффективной и комплексной

охраны окружающей среды, ликвидация отсталости развивающихся стран, преодоление

болезней, рациональное использование глубин мирового океана и мирное освоение

космического пространства, проблема развития самого человека, перспектив

обеспечения его достойного будущего.

Каждая из названных проблем порождена специфическими причинами,

обусловленными, с одной стороны, особенностями развития производительных сил,

географического положения, уровнем прогресса техники, природно-климатическим

условиями, то есть вещественным содержанием общественного способа

производства, а с другой — специфической общественной формой, особенностью

развития отношений собственности. При всем разнообразии причин возникновения

глобальных проблем есть определенный круг общих для них причинно-следственных

связей, присущих развитию технологического способа производства.

Наиболее общей причиной обострения глобальных проблем, связанной с развитием

технологического способа производства, является интенсивный рост в последние

десятилетия народонаселения планеты, или так называемый демографический

взрыв, который к тому же сопровождается неравномерностью роста населения в

различных странах и регионах.

Чтобы прокормить, одеть, обеспечить жильем постоянно растущее число людей,

необходимо все время наращивать производство промышленной и

сельскохозяйственной продукции, увеличивать объем добычи полезных ископаемых

и т.д. Вследствие этого постепенно исчерпываются природные ресурсы,

повышается средняя температура на Земле, загрязняется окружающая среда и др.

Демографический взрыв сопровождается неравномерностью роста населения в

различных странах и регионах, причем наивысший прирост населения наблюдается в

странах, где производительные силы развиты слабо, вследствие чего господствует

массовый голод, нищета. Демографический взрыв вызывает обострение таких глобальных проблем, как продовольственная, экологическая, сырьевая, энергетическая. Причиной

обострения глобальных проблем, рассматриваемых с точки зрения вещественного

содержания, является низкий уровень внедрения ресурсо- и энергосберегающих,

экологически чистых технологий.

Причиной обострения глобальных проблем является также быстрая урбанизация

населения, увеличение гигантских мегаполисов, что сопровождается бурной

автомобилизацией и сокращением сельскохозяйственных угодий. Важной причиной обострения глобальных проблем является также варварское

отношение человека к природе, которое больше всего проявляется в хищнической

вырубке лесов, уничтожении естественных рек, создании искусственных водоемов,

загрязнении вредными веществами пресной воды.

Признаки глобальных проблем: •

без их решения невозможно выживание человечества; •

они носят всеобщий характер, т.е. затрагивают все страны; •

для решения требуют объединения усилий всего человечества; •

они насущны, т.е. их решение нельзя отложить или переложить на плечи будущих поколений;

 

Перечисленные признаки требуют некоторого пояснения.

 

Без решения глобальных проблем невозможно выживание человечества. Это означает не только то, что их развитие постепенно или одномоментно уничтожает или способно уничтожить человечество. Например, распространение ядерного оружия по конфликтующим странам и регионам мира потенциально угрожает ядерной катастрофой и ее последствиями всем жителям Земли. Некоторые проблемы сами по себе не являются проблемой в негативном значении этого слова. Просто при отсутствии или недостаточности всеобщих усилий в определенных направлениях (например, в освоении космоса или Мирового океана) не будет возможности создать материальную базу всеобщего выживания.

 

Всеобщий характер глобальных проблем означает, что проявления глобальных проблем можно увидеть в любой стране. Вместе с тем не всякая проблема, общая для всех стран, глобальна. Например, безработица существует в любой стране, но мы не называем эту проблему глобальной, потому что она носит внутренний для стран характер. Кроме того, проблема безработицы не удовлетворяет другим характерным для глобальных проблем признакам. Глобальные проблемы затрагивают все страны, но затрагивают по-разному. Скажем, демо-графическая проблема, связанная с экспоненциальным ростом человечества, имеет разный характер в разных группах стран.

 

Необходимость объединения усилий всего человечества в условиях сложившегося дисбаланса в экономическом развитии стран развитого Севера и отсталого Юга предопределяет разный вклад отдельных наций в процесс решения глобальных проблем. Кроме того, острота отдельных глобальных проблем для разных стран различна и, значит, различна степень заинтересованности и участия стран в разрешении отдельных глобальных проблем. Так, разрешение проблемы бедности в слаборазвитых странах африканского региона является ключевой для выживания большей части местного населения. Участие стран «золотого миллиарда» в разрешении этой проблемы определяется лишь нравственными мотивами и часто выражается в виде гуманитарной помощи или иных формах благотворительности.

 

Возникновение и развитие глобальных проблем связано с человеческой деятельностью, и не обязательно негативной, направленной на самоуничтожение. Более того, почти все глобальные проблемы возникли в результате созидательной деятельности людей. Они являются следствием прогресса, который, как мы видим, имеет слишком глубокие негативные последствия.

 

В научных публикациях, в международных организациях не существует единых формулировок и перечня глобальных проблем. Зачастую отдельные проблемы группируют в более общие. Например, нередко говорят о природоресурсной проблеме, в которую включают сырьевую, энергетическую и продовольственную. Наиболее распространенная точка зрения следующая.

 

43) К постклассической философии относят ряд философских учений XIX -начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на "переходность", не следует преуменьшать ценности постклассических философских концепций. Представителями этой "переходной" философии являются Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассической философии считаются философия воли и философия жизни, неокантиантство, марксизм, позитивизм и прагматизм. Общей характеристикой философских учений этого периода (пожалуй, за исключением марксизма) является иррационализм, связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие перестает отождествляться с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта и т. п. Постепенно происходит трансформация взглядов на природу человека, который более не рассматривается как существо, главной характеристикой которого является разумность, и предстает во всем богатстве своих жизненных воплощений. Постклассическая философия предлагает также новый взгляд на историю, отказываясь от квалификации ее как однозначно линейного процесса или переосмысливая исторический процесс на материалистических началах.

Философия марксизма

 

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие вопросы того времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Основой философского марксизма являются произведения его основателей, такие как:

«Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;

«Капитал» К. Маркса;

«Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса;

«Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса;

Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующих вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это — мировоззренческое «ядро» любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т. д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.

 

Классический позитивизм

 

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus — положительный) — широко разветвленное течение в буржуазной социологии. Еще Ульянов (Ленин) назвал позитивизм «презренной партией середины в социологии», поскольку все его разновидности выступают с претензией подняться «выше» материализма и идеализма, пытаются найти «третью линию» в философии и социологии. Позитивисты объявляют все важнейшие проблемы, которыми на протяжении столетий занималась философия (вопрос об отношении мышления к бытию и др.), надуманными, бессмысленными. По их мнению, социология и философия не должны выходить за рамки «позитивного», положительного знания, т. е. опытных данных науки. А науке, человеческому опыту, с их точки зрения, недоступна сущность вещей. Наука может лишь описывать внешние связи между явлениями, выяснять их внешнее сходство, последовательность, но не законы, управляющие их изменением, развитием. Таким образом, характерная черта позитивизма— агностицизм. Претендуя на научность, он стремится установить пределы научному познанию. Под предлогом преодоления односторонностей и материализма, и идеализма позитивизм на самом деле в скрытом виде протаскивает субъективный идеализм, в духе идеализма объясняет достижения науки. Идеалистический характер взглядов позитивистов проявляется в истолковании ими понятия опыта — одного из основных понятий позитивистской социологии. В опыте, утверждают позитивисты, человек не может установить объективный характер предметов, явлений, проникнуть в их сущность, ибо он имеет дело только со своим внутренним миром, не выходит за пределы своих восприятий, переживаний. В рамки субъективного опыта человека позитивизм стремится заключить все научное познание. Позитивизм возник во второй трети 19 в. Его основателем был Конт (Франция). Большую роль в разработке позитивистских взглядов в этот период сыграли также Милль, Спенсер (Англия). Пытаясь доказать «справедливость» позитивистской точки зрения, Конт выдвинул идеалистическую схему, согласно которой познание в своем историческом развитии проходит три стадии. На первой стадии (теологической) человек видит причину наблюдаемых явлений в действии сверхъестественных сил; на второй стадии (метафизической) он кладет в основу этих явлений некие абстрактные сущности (напр., природу), и только на третьей стадии (позитивной) он признает опытное, практически полезное знание. Эту схему Конт кладет в основу всего исторического процесса. По его мнению, прогресс общества — это простое развитие духовных способностей человечества. Враждебны материалистическому пониманию истории были взгляды и других представителей позитивизма. Спенсер выдвинул, например, так называемую органическую теорию общества. Уподобляя общество биологическому организму, он заявлял, что социальная жизнь стремится к равновесию сил, к гармонии классовых интересов. На этой основе социальные революции объявлялись им «вредными». Дальнейшее развитие позитивизма связано с именами Маха и Авенариуса (кон. 19в.) — основателями эмпириокритицизма («второго» позитивизма). Если основоположники позитивизма объявляли открытым вопрос о том, существует ли материя реально, то для эмпириокритиков (махистов) материя — лишь связь ощущений. Третьим этапом в истории позитивизма является неопозитивизм, возникший в 20—30-е гг. 20 в. Его называют также логическим (лингвистическим) позитивизмом, т. к. объектом социологии он объявляет логическую структуру науки, ее язык. Это одно из наиболее распространенных направлений современной западной социологии.

 

Иррационализм и «философия жизни». А. Шопенгауэр, Ф. Ницше

 

Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали материалисты и позитивисты), а старые. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.

Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIX в. являлись иррационализм и "философия жизни" и были, главным образом, представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В своей книге "Мир как воля и представление" философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни".

 

Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

 

Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.