Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-11-28 | 214 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
* Идея практики;
Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру. Она имеет общественный характер, служит основой общения между людьми, предпосылкой различных форм общежития.
Практика - это предметная деятельность, имеющая следующую структуру: потребность - цель - мотив - собственно целесообразная деятельность - средства - результат.
Хотя практика и противоположна теории, между ними существует тесная взаимосвязь по следующим пунктам:
Практика является источником теории, выступает в роли "заказчика" тех или иных разработок. Вещи, не имеющие практического значения, разрабатываются крайне редко.
Практика является критерием истинности теории.
Практика - цель любой теории.
Практика как целостный процесс описывается с помощью категорий опредмечивания и распредмечивания.
* Идеи и принципы материалистической диалектики;
Марксистская диалектика включает в себя:
Представление о мире как целостной системе.
Учение о связях и отношениях между частями мира как целого.
Проблему развития мира в целом и его частей.
Специальный познавательный аппарат, с помощью которого происходит познание мира. Он состоит из категорий и принципов, образующие в совокупности диалектический метод познания.
Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов:
Закона единства и борьбы противоположностей.
Закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Закона отрицания отрицания.
* Диалектико-материалистическое понимание истории;
основополагающие его тезисы:
Общество есть не результат произвола правителей или божественного вмешательства, а является продуктом деятельности людей.
|
Общество исторично, оно развивается во времени. Движет обществом не законодательная, политическая или идеологическая работа, а деятельность людей по производству необходимых для себя благ.
В системе разветвленных видов человеческой деятельности есть основополагающая, производственно-материальная деятельность. Люди в первую очередь создают материальные условия жизни, а уже потом пишут стихи, занимаются политикой и т.п.
Всего типов способа производства Маркс и Энгельс насчитали пять:
Первобытнообщинный.
Рабовладельческий.
Феодальный.
Капиталистический.
Коммунистический.
* Концепция отчуждения.
Философ был убежден, что отчуждение преодолевается не в области мышления, а в сфере практической деятельности. Он выделял такие формы отчуждения:
Отчуждение условий труда от самого труда.
Отчуждение результатов труда.
Отчуждение социальных институтов от человека.
Отчуждение идеологии от жизни.
17. Русская философия как явление самобытной русской мысли начала формироваться в XIX столетии, хотя философская мысль в России существовала и раньше. Еще языческие верования восточных славян содержали представления, которые служили основой религиозно мифологического мировоззрения. Вместе с принятием христианства на землях Древней Руси стала распространяться византийская культура, в основе которой лежали философские учения Древней Греции и Древнего Рима, а также философские идеи, содержащиеся в Священном писании и в произведениях христианских мыслителей II-VIII веков (их принято называть отцами церкви, ибо они разъясняли и обосновывали Священное писание).
По мере развития Русского государства и расширения связей с Западной Европой в России стали распространяться философские идеи западноевропейских мыслителей, причем особенно интенсивно после реформы Петра I. В этот период укрепились культурные связи с Францией и Германскими землями. Философские произведения Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро, Лейбница, других западноевропейских мыслителей были широко известны в России. Появились в России и мыслители, которые критически осваивали западноевропейскую философию, создавали оригинальные философские сочинения. Среди русских ученых можно выделить имена В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Г.С. Сковороды, Д.С. Аничкова, А.Н. Радищева, обогативших развитие научных и философских теорий.
|
1. Славянофилы и западники
Оригинальная Русская философия зарождается в конце 30-х годов XIX века в произведениях И.В. Киреевского и А.С. Хомякова и обретает свое существование в философских системах XIX и XX столетий. Учение этих мыслителей получило название славянофильства и противостояло взглядам других русских деятелей, известных как западники (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, П.В. Анненков и другие).
Среди западников был мыслитель, чьи взгляды отличались уникальностью. Этим мыслителем-западником был "декабрист без декабря" Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Только одно, напечатанное при жизни его произведение — первое "Философское письмо" взбудоражило Россию, обессмертило его имя. При помощи истории он пытается решить основные, мучившие его, вопросы о причинах отсталости России, существования крепостничества и абсолютизма. Причины эти он связывает с православием, которое шло на поводу у царизма, в то время, как католичество было независимо, по его мнению, от власти и государства. Главная задача России, по Чаадаеву, в восстановлении ее с другими народами, национальными культурами и с человеческим родом в целом.
Оппонентами П. Чаадаева выступали славянофилы. Славянофильство не было однородным: в него входили как правые — идеологи "официальной народности" А. Шишков, М. Погодин и др., так и те, кто составил его славу — А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин. Несмотря на значительные расхождения по целому ряду вопросов славянофилы сходились в главном: 1) в утверждении православной религии важнейшим условием исторического развития России; 2) в мысли, что Запад заканчивает свое историческое развитие и, следовательно, теряет роль лидера в общечеловеческом шествии прогресса; 3) в признании мессианской роли России, которая должна прийти на смену Западу и встать во главе человечества.
|
По своим философским взглядам славянофилы были сторонниками христианской философии, стремившимися обосновать новые начала для философии, примат веры над разумом. "Характер господствующей философии" должен зависеть от "характера господствующей веры"[1]. Принципиальным идейным руководителем славянофильства, по выражению А. Герцена "Ильей Муромцем славянофильства" был А.С. Хомяков (1804–1860). Он был оригинальным мыслителем, возможно, первым в России создавшим философскую систему на уровне мировой мысли. Главная тема его философии — история человечества и историческая судьба России. Он пишет специальную работу "Записки о всемирной истории", где история человечества представляется борьбой двух начал, не имеющих этнических и географических характеристик. Их определяет лишь борьба свободы (иранский тип развития) и необходимости (кушитский тип развития). Хомяков — автор учения о единогласии христиан-единомышленников, названное им соборностью.
18. Проблема смысла жизни Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества.Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Иррационализм. Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение.Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.
ЭкзистенциализмПроблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века — Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»[4].
|
Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. Актуализации и расцвету экзистенциализма способствовали следующие причины: нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество; бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия), Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты: уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний,проблема одиночества, заброшенности человека, проблема бессмысленности жизни; Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен КьеркегОр (1813 - 1855). Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему. Философом были выделены понятия: неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, " без осознания своего "Я" • подлинное существование — выход из состояния подавленности обществомнахождения себя. Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии: эстетическую; этическую; религиозную. Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собственно создавшими его, были: 5. Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ.Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта. Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора. Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", основание активности — свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, а в жизненно важном, судьбоносном (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы).. Альбер Камю (1913 — 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни. Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бессмысленна. Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни. соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия; • соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.Философия экзистенциализма очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее. Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания. 19.Бытие Философск.проблемы Б.Основные формы Б. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы. Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции — самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.. Основными формами бытия являются: материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются: ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Проблема соотношения бытия и небытия рассматривается как исходная философская проблема. Центральный вопрос этой проблемы: что служит началом и основанием мира — бытие или небытие.
|
20. Материя — (от лат. materia - вещество) философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Материя является обобщением понятия материального (и идеального, в силу их относительности). Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются пространство и время, которые не существуют вне материи.
Вpемя и пpстpанство обладают общими свойствами. К ним относятся:
- объективность и независимость от сознания человека;
- их абсолютность как атpибутов матеpии;
- неpазpывная связь дpуг с дpугом и движением;
- единство пpеpывного и непpеpывного в их стpуктуpе;
- зависимость от пpоцессов pазвития и стpуктуpных изменений в матеpиальных системах;
- количественная и качественная бесконечность.Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.
Универсальными свойствами материи являются:
* несотворимость и неуничтожимость
* вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
* материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
* детерминированность всех явлений
* причинность - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
* отражение - проявляющется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления
Универсальные законы существования и развития материи:
* Закон единства и борьбы противоположностей
* Закон перехода количественных изменений в качественные
* закон причинности
Формы движения материи - основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:
1. в неорганической природе,
** пространственное перемещение;
** движение элементарных частиц и полей - электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
** движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
** изменения в структуре макроскопических тел - тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и др.;
** геологические процессы;
** изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
2. в живой природе,
** обмен веществ,
** саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
** взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
** внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
** надорганиэменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
3. в обществе,
** многообразные проявления сознательной деятельности людей;
** все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.
Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.
Вопрос 26. философское и естественнонаучное представление о материи.
От философского понятия матеpии нужно отличать естественнонаучные и социальные пpедставления о ее видах, стpуктуpе и свойствах. Философское понимание матеpии отpажает объективную pеальность миpа, а естественнонаучные и социальные пpедставления выpажают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Матеpия - это объективный миp в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные пpедметы, явления не состоят из матеpии, выступают конкpетными видами ее существования, как, напpимеp, неживая, живая и социально оpганизованная матеpия, элементаpные части, клетки, живые оpганизмы, пpоизводственные отношения и т.д. Все эти виды существования матеpии изучаются pазличными естественными, общественными и техническими науками.
Всеобщими атpибутами и основными способами существования матеpии являются движение, пpостpанство и вpемя. Матеpия внутpенне активна,она способна к качественным изменениям, и это говоpит о том, что она находится в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство матеpии, и «обнимает собой все пpоисходящие во вселенной изменения и пpоцессы» (Ф.Энгельс, «Диалектика пpиpоды», т.20, стp.391).
Всеобщими атpибутами движущейся матеpии являются пpостpанство и вpемя. вопpос об отношении вpемени и пpостpанства к матеpии (т.е. является ли вpемя и пpостpанство pеальными, или это абстpакции, существующие только в сознании), пpежде всего интеpесует философию.
Существуют pазличные взгляды на вопpос зависимости вpемени и пpостpанства от матеpии. Так, философы-идеалисты pассматpивают вpемя и пpостpанство как фоpмы чувственного созиpцания (Кант), то как фоpмы индивидуального сознания (Беpкли), то как категоpию абсолютного духа (Гегель).
Философы-матеpиалисты подчеpкивают объективность вpемени и пpостpанства. Дpевние философы (Демокpит, Эпикуp), основывались на атомистических учениях, естествоиспытатели вплоть до 20-го века сpавнивали пpостpанство с пустотой (считая его одинаковым и неподвижным всегда), а вpемя - как такое, котоpое пpотекает pавномеpно. Так, естествознатели 18 - 19 вв., говоpя об объективности вpемени и пpостpанства, pассматpивали их как самостоятельные фоpмы, отpывая дpуг от дpуга, как существующие независимо от матеpии и движения.
Совpеменные ученые - физики опpовеpгли пpедставление о пpостpанстве как о пустоте, и о вpемени, как о едином для Вселенной.
Благодаpя своей теоpии относительности Эйнштейн показал, что вpемя и пpостpанство существуют не сами по себе, а находятся в тесной взаимосвязи, теpяя свою самостоятельность и выступая пpи этом как стоpоны единого целого.
Теоpия оносительности доказала, что течение вpемени и пpотяженность тел зависят от скоpости движения этих тел. Это опpеделение диалектического матеpиализма. Последний пpизнает не только внешнюю связь вpемени и пpостpанства с движущейся матеpией, а считает, что движения является сущностью пpостpанства и вpемени. Следовательно матеpия, движение, вpемя и пpостpанство неотъемлемы дpуг от дpуга.
Зависимость свойств пpостpанства от физической пpиpоды матеpиальных тел, физико-химические свойства котоpых обуславливает pасположение атомов в них, обнаpужили исследования Бутлеpова, Федоpова и их последователей.
Согласно диалектическому матеpиализму, человеческое познание в своем pазвитии дает все более пpавильное и глубокое пpедставление о вpемени и пpостpанстве как о pеальных и объективных фоpмах.
Материя (материальное бытие) Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя": • материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие; • объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа; • субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа; • позитивистский — понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бы- тия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее. Элементами структуры материи являются: • неживая природа; • живая природа; • социум (общество). 3. Характерными чертами материи являются: • наличие движения; • самоорганизация; • размещенность в пространстве и времени; • способность к отражению. Движение - неотъемлемое свойство материи. Выделяются: • механическое движение; • физическое движение; • химическое движение; • биологическое движение; • социальное движение. Движение материи: • возникает из самой материи • всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы,; идет постоянная работа живых организмов. Движение также может быть: • количественным - перенос материи и энергии в пространстве; • качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.
Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин. Материя имеет расположение во времени и пространстве. По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: • субстанциональный; • реляционный. Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью.Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение. Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема. Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии: • раздраженности; • чувствительности: • психического отражения. Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
21. Движ-е как способ бытия материи. Единство материи и движ-я. Движ-е и покой. Простр-во и время. Необходимым условием существования материи является взаимодействие образующих ее элементов. Оно носит как внешний, так и внутренний характер. в философии изменение называют движением. Движение является неотъемлемым способом бытия материи. Здесь нельзя что-то рассматривать как первичное, а другое - как вторичное. Перед нами отношение двух взаимосвязанных, взаимообусловливающих аспектов действительности.Вывод об изначальной активности материи ввел в теорию английский философ Д.Толанд. В дальнейшем доктрИна движения была обогащена концепцией форм движения материи. Существенно общим для всех форм движения материи является то, что они представляют собой взаимодействие противоположностей. Взаимодействие не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Поэтому движение в своей сущности есть самодвижение.Убедительным подтверждением этого является закон сохранения и превращения энергии. Он считается важнейшим принципом естественных наук. Смысл настоящего открытия состоит в том, что между массой системы и ее энергией существует строгая зависимость: всякое изменение массы вызывает изменение энергии на определенную величину. И наоборот. Масса и энергия - два взаимосвязанных свойства материи. Из существующего многообразия видов материального движения в числе основных форм движения называют: 1) механическую; 2) физическую; 3) химическую; 4) биологическую; 5)социальную.Движение не отрицает покоя, взаимосвязано с ним как единство противоположностей. Тот факт, что материальные объекты могут находиться в относительном покое, играет большую роль в развитии природы.Но, рано или поздно, в каждом из объектов покой нарушается, снимается универсальным движением. Простр-во и время. Специфика простр-врем. св-в в неживой и живой природе и в соц. процессах П
ространство и время - объективные формы существования материи. Каждое из них предполагает другое, немыслимо без взаимосвязи.Пространство - форма бытия материи, характеризующая протяженность материальных объектов, их взаимное расположение, строение из частей и элементов. Пространству присущи также связность и непрерывность. С другой стороны, пространству свойственна прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании объектов.Пространство нашего мира имеет три измерения и потому его называют трехмерным. Только в трехмерном пространстве возможно образование электронных оболочек вокруг ядра, существование молекул и макротел.современная геометрия теории относительности оперирует четырьмя измерениями. В качестве четвертого измерения выступает время. В отличие от пространства, время характеризует длительность и последовательность материальных процессов, порядок их течения. Его специфическими чертами являются одномерность, необратимость и направленность от прошлого к будущему. Время универсально и однородно.между пространством и временем сущ.глубокая внутренняя связь. Новая физика доказала зависимость геометрических свойств пространства и времени от особенностей распределения материальных масс в тех или иных участках Вселенной. Оказалось, что вблизи тяготеющих масс происходит искривление пространства и замедление хода времени.
22. ознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
в целом можно выделить 4 основных подхода к проблеме сущности и происхождения сознания.
1. материалестический, метафизический – Фр материализм 18 в. Фрейд, Фейрбах, все биологизаторские концепции человека. Сознание понимается как функция мозга, автоматически возникающую в связи с развитием мозга, аналогично функции любого внутреннего органа. Вульгарный материализм – Фогт, Малешот. Они не отличали по качеству материю и сознание. Т.к. сознание оно сводили к нейробиологическим процессам в мозге.
2. материалистический, диалектический – антропологи, прсихологи, социологи. Сознание понимается как отражение материальной действительности в идеальных образах и понятиях, для которых, кроме физиологических условий(здоровый мозг) необходимы социо-культурные условия, абстрактна-логическое мышление, трудовая деятельность.
3. объективно-идеалистический – Платон, Гегель, любая религиозная философия. Сознание понимается как функция: надиндивидуальная, т.е. принадлежащая богу; индивидуальная, производное от божественного, космического.
4. субъективно-идеалистический – экзистенциализм, эмперио-критицизм, Кант. Сознание – как индивидуальное, первичное, творческое, исходное по отношению к материальной действительности.
в структуре сознания выделяют 2 оставляющих:
1)предметное сознание (отражение в понятиях окружающей действительности)
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!