Мировоззрение. Сущность, структура. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Мировоззрение. Сущность, структура.

2017-11-28 358
Мировоззрение. Сущность, структура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мировоззрение. Сущность, структура.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей

Потребности – движущее начало формирования мировоззрения. У человека есть сознание, возможность анализа и сравнения, поэтому он сам ставит себе цели. Помимо витальных, есть еще и социальные потребности – потребность в общении. Идет передача опыта. На основе потребностей и передачи опыта формируется знание, а знание – основа мировоззрения.

Знания фильтруются, выделяются самые важные, формируются ценности. Идет обмен ценностями, так вырабатывается мировоззрение группы.

Вслед за ценностями у человека вырабатываются определенные идеалы.Идеал – то, что собрано из многовекового опыта человечества. Отсюда сказки очень похожи в разных странах. Идеалы трансформируются в идеи. Идеи еще более конкретизируются в различные принципы, которые дают нам возможность и изучать мир, и действовать в этом мире.

Помимо идей и теории, выработанных духовно вещей, есть ещё область чувств. Про чувства. Главное из них – любовь. Боль, страдания. Надежда. Вера. Кто многое пережил, многое понимает по-другому. Воля – это главное в человеке. Чувственно-психологический компонент входит в мировоззрение.

Идеалыà идеи – принципы – чувственно-психологический компонент à установка.

Установка означает то, что мы готовы к действию.Установка на что? На мир.

Установка àмир поступков.

Мировоззрение нам нужно для того, чтобы понимать, как жить в этом мире.

Что нам говорит философия? Надо воспитывать в человеке человека.Сначала выработаем мировоззрение, а потом живём с ним.

Диоген: в мире есть желания, но я их не могу исполнить, т.к. есть нормативность. Если у меня это не получается, я страдаю. В таком случае, надо отказаться от желаний.

В качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают: а) система знаний, б) взгляды, в) убеждения, г) идеалы человека. В свою очередь указанные структурные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъективные (взгляды, убеждения и идеалы).

Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, имеющих форму описательно-констатирующего суждения личности. Для того чтобы знания способствовали формированию и развитию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е. перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов.Взгляд есть суждение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определением им своего отношения к этим явлениям. Убеждение – это то, что человек глубоко осмыслил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях. Фактически изменение убеждений – это изменение установок и направленности личности. Идеал человека – это мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким он хочет и может стать.

Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение плюралистично. Многопланово. Зависит это от того, в каком обществе находится человек, как он себя ощущает в этом обществе. Плюрализм мировоззрений в обществе играет положительную роль.

Самое главное для формирования мировоззрения – встретить некое сопротивление. Либо внутри, либо с внешней стороны.

Исторические типы мировоззрения:

· Мифология

· Религия

· Философия

Что такое мифология?

Миф, по мнению Лосева, - вполне законный элемент сознания для людей в любую эпоху. Миф собой представляет сказание о жизни в слове. В мифологии дает нам представление о мире, причем такое представление, где сливаются, синтезируются рациональное и иррациональное сознания. Ничто там не абсолютизируется. Роль этого мировоззрения заключается в том, что через череду и систем табу, определенным образом формируется чувственно-психологический компонент. Дать ему представление о том, что есть и есть в определенном виде, о том, какое будет будущее. Взвешенно представляет действительность. Некий прогноз на хорошее будущее, при выполнении определенных условий.

Для своего времени была определенным общественным сознанием. Свойства мифа характерны для разных сфер жизни. Миф вырабатывал и общественную психологию. И до сих пор так. Миф – это на уровне чувственном, рациональном и иррациональном. Когда человек не мог объяснить себе что-либо, рождался миф. Сделать кого-то ответственным за эту связь. Возникает страх перед природой. Миф – порождение зависимого от природы человека.

Благодаря мифам. Античная философия, мифология – наведение порядка во всем. Человеку был важен род, племя, у них были свои тотемы, было пространство и прочая хрень. Очень важным моментом – проблемы запретов – соблюдать, чтобы не разрушить общество – следили определенные люди – вождь и так далее. Если мы предадим память предков, то общество распадется. Гарантия того, что будем жить.

Для мифологического мировоззрения очень характерны единство жизни и смерти. Созидание и разрушение. Для мифологического мировоззрения характерна культура страха. Чтобы усилить культуру страха, появляется институт ритуалов. Начинается жизнь, требует упорядочивания.

Человек в мифологическом мировоззрении ничего не значит как личность. Как человек жил, такие были у него и мифы. Они расписывали весь распорядок жизни человека.

Период мифологический заканчивается – на нее повлияло возникновение письменности. Миф – это слово, и была традиционность сознания. Пока общество развивалось, мифы выполняли роль скрепляющую общество.

По мере развития умственных способностей, новизна и нетрадиционность способствовала тому, что появлялись новые взгляды на мир, на людей и на все вообще. Леонтьев «Возникновение и первоначальное развитие языка» - говорится о том, что письменность означала закат мифологии. Появляются символы. И это упадок мифологического мировоззрения.

Религия, которая вырастает из мифологии, она вырастает из той же мифологической традиции страха. Охранная бронь передалась.

Религия – особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений, особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость, на вере, что наряду с миром реальным существует мир идеальный.

Здесь есть возможность формирования индивидуальности человека.Есть возможность формироваться частной собственности.В религии с богом сходство не родства, а на основании господства и подчинения.

В религии отдельные фрагменты структуры самостоятельны. Через Церковь, через особый институт общества, религия осуществляет свою деятельность в особых религиозных отношениях, которые направлены и способствуют выработке определенного мировоззрения.

В мифологии точка опоры – это миф, а в религии – диалог человека с богом, отсюда определенные чувства и определенные настроения. Индивидуальный дух говорит с абсолютным духом.

Для мифологического мировоззрения большое значение ритуал. А в религиозном мировоззрении – ритуал завершается и закрепляется определенными догматами. Единство требований, единство идей и чувств.

Бог – творец – неограниченная власть над человеком.Если есть естественное неравенство, то человек может перенести это неравенство и на общество. Таким образом, закрепляется господство человека над человеком.

Религия всегда стоит на охране общественного устройства. Никакой новизны церковь, как правило, не возвещает.

Когда религия выступает против пьянства, воровства и так далее она действительно может и должна выступать как определенная часть человеческого сознания. Всё зависит от меры понимания того или иного мировоззрения.

Религия и бог являются для нас опорой, который помогает нам выжить в тех условиях, в которых мы живем. Внутри общества существует недопонимание и прочая хрень.

У нас рождается образ поклонения. Возникает чувство стыда. Совесть – человеческое отношение к некому абсолюту.

Основание возникновения религии по фрейду: утешение задетого самолюбия (челловек – венец творения), просто представление мира, любознательность. Также потребность в отце (реакция взрослого на беспомощность ребенка).

Философия как следующий исторический тип мировоззрения.

Философия строится на основе рационального объяснения мира и человека. Религия – высшее данное. А философия – апеллирует к разуму. Определенный рациональный анализ сущего, явлений, природы. Рассуждения, логически построенные, требует доказательств.

Выступая преемницей мифологического, опирается только на то, что было нового в мифологии. Выступала как задавальщица вопросов, чтобы разбить стереотипность мышления. Человек задумывался, удивлялся и начинал искать доказательства своей позиции/опровергнуть.

Философия как мировоззрение – вырабатывает идеальные модели развития мира, общества, человека. И пути того, как это сделать. Важно запомнить то, что они ИДЕАЛЬНЫЕ. В этих моделях говорится о том, какой смысл человеческого бытия, какие ценности в этом мире, как должно быть все организовано. Они касались разных областей в жизни человека – и нравственные, и правовые, и эстетические, и научные.

Философия всегда ориентирует человека на познание и самопознание. Философия, размышляя, дает нам определенную веру. В себя, в человека. Исходя из определенного уровня знаний, оценок, человек должен и может развивать, развиваться.

Философия учит творчеству. Не важно на каком уровне вы будете жить в умах потомков. Философия – оптимистичное мировоззрение. Учит ответственному отношению к себе и к системе в окружающем мире. Не бороться, а познавать этот мир. Нести свои знания другим.

Принципы:

- добра

- разума

- красоты

Мифология и философия.

«Удивление» как единая основа философии и мифологии. Философия возникает из мифологии тогда, когдапрактические смыслы мифа вытесняются смыслами теоретическими, когда в человеке появляется страсть и возможность к познанию и объяснению мира, свободному от всякого практического интереса. Философская мысль – мысль, не регламентированная преданием. Она приводит на смену первобытной вере доказательство.

При этом философию и мифологию связывает общее предназначение – быть системой смысложизненных ориентаций человека, и общий мировоззренческий пафос – удивление. Миф помогает человеку жить. Философия понимает, объясняет и толкует жизнь. Но, как говорил Аристотель, те, кто любит мудрость, равно как и те, кто любит мифы, одинаково начинают с удивления. Это удивление от открытия в мире чего-то важного, существенного, от ощущения чудесности, значительности и святости мира.

Но если мифологическое удивление самодостаточно, то философское является толчком для дальнейшего понимания, познания, рассуждения. Философия оказывается рационализированной мифологией. И необходимость этой рационализации заложена уже в самом мифологическом сознании. Безудержное мифотворчество благодаря этому становится продуктивным.

Мифологическое сознание, как было сказано, не исчезает с первобытной культурой, не случайно словосочетание «мифы нашего времени» часто встречается и современных публикациях. Поскольку это сознание несет в себе как позитивный, так и негативный потенциал, то философия становится инструментом раскрытия первого и преодоления второго.

Философия очищает мифотворчество от предрассудочности, запальчивости, суеверности, неадекватности и т.п. и дает возможность понять и удержать его неустранимые из культуры аспекты. Во-первых, это необходимость для культуры так называемой энергии заблуждения. Человек часто оказывается в таких социокультурных, жизненных и информационных обстоятельствах, которые превышают возможности его восприятия и понимания. Тогда миф становится почти единственной спасительной формой самоопределения. Во-вторых, миф сохраняет в себе архетипическую память о временах нераздельности человека и природы, их синкретического существования. Возможно, только эта память может давать надежду в решении сложнейших экологических проблем. Не случайно в последнее время становится все более популярной идеянеоязычества, своеобразной ремифологизации (восстановления мифологичности) сознания современного человека.

Соловьев

что сделала она для человечества за это долгое время

Все есть одно – это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение

Буддизм – в этом его мировое значение – впервые провозгласил достоинство человека, безусловность его человеческой личности

Но в греческой религии боготворилась только человеческая внешность, внутреннее же содержание человеческой личности было раскрыто греческой философией

Относительно богов, – говорит тот же Протагор, – мне неизвестно, существуют, они или нет,– узнать это мешает многое – как трудность предмета, так и краткость человеческой жизни". Невозмутимо – презрительный тон этого изречения сильнее всякого напряженного отрицания доказывает полное освобождение человеческого сознания от внешней религии

и буддизм, и софистика имеют выдающийся характер гуманизма

Софистика – это безусловная самоуверенность человеческой личности

Для настоящего же объективного освобождения необходимо, чтобы лицо, освобожденное от внешнего бытия, нашло внутреннее содержание, господство факта заменило бы господство идеи

В свете платонического миросозерцания человеку открываются два порядка бытия – физическое материальное бытие (недолжное или дурное) и идеальный мир истинной сущего, мир внутренней полноты и совершенства

Но уйти в идеальный мир человека может только своим умом, личная же воля и жизнь его остаются по сю сторону

Эта двойственность, остающаяся непримеренную в платонизме, примиряется в христианстве в лице Христа

Истина облекалась в авторитет, требующий слепого доверия и подчинения. Являясь сама как внешняя сила и внешнее утверждение, церковь не могло внутренне осилить, идеализировать, одухотворить существующих фактических отношений в человеческом обществе, и она оставила их рядом с собой, довольствуясь их наружною покорностью

Началось великое развитие западной философии; под господствующим влиянием которого совершены, между прочим, два важных исторических дела: религиозною реформацией XYI века разбита твердыня католической церкви, и политической революцией XYIII века разрушен весь старый строй общества

Философия мистическая провозгласила божественное начало внутри самого человека

Философия рационалистическая провозгласила права человеческого разума, и рушился основанный на неразумном родовом начале гражданский строй за грубыми стихийными силами, делавшими французскую революцию, скрывался, как двигательная пружина, принцип рационализма, выставленный предшествовавшей философией; не даром чуткий инстинкт народных масс на развалинах старого порядка воздвигнул алтарь богине разума

Это развитие философского рационализма от Декарта до Гегеля, освобождая разумное человеческое начало, тем самым сослужило великую службу христианской истине

Развитию именно этой силы, развитию человека, как свободно-разумной личности, и служила рациональная философия

Восстановление прав материи было законным актом в освободительном процессе философии, ибо только признание материи в ее истинном значении освобождает от фактического рабства материи, от невольного материализма. До тех пор, пока человек не признает материальной природы в себе и вне себя за нечто свое, пока он не сроднится с нею и не полюбит ее, он не свободен от нее, она тяготеет над ним, как нечто чужое, неведомое и невольное.

Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание

Философия восстала против этой изменившей своему внутреннему характеру духовной силы, сокрушила ее владычество, освободила, выяснила и развила собственное существо человека сначала в его рациональном, потом в его материальном элементе

Эта двойственная сила и этот двойственный процесс, разрушительный и творческий, составляя сущность философии, вместе с тем составляет и собственную сущность самого человека, того, чем определяется его достоинство и преимущество перед остальной природой

Основной вопрос философии.

Основным в философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Об этом пишет Энгельс.

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же вре­мя противоположные характеристики бытия. В связи этим су­ществуют две стороны основного вопроса философии — онтоло­гическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса фи­лософии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного во­проса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в про­цессе познания?

Функции философии.

Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

мировоззренческую;

• методологическую;

• мыслительно-теоретическую;

• гносеологическую;

• критическую;

• аксиологическую;

• социальную;

• воспитательно-гуманитарную;

• прогностическую

2. Мировоззренческая функция способствует формированию цело­стности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действи­тельности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции - подвергать сомнению окру­жающий мир и существующее знание, искать их новые черты, ка­чества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческо­го axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окру­жающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тор­мозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно уси­ливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция — объяснить общество, причины его воз­никновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, приви­вать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора­ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и най­ти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на осно­вании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции раз­вития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Состав философского знания.

В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследований превращаются в разделы философского знания – философские науки.

Древние философы говорили, что в философии, как в яйце, можно выделить три основных слоя:

1-й – желток – связан с вопросом: как следует жить? Но для ответа на него надо ответить, как устроен мир, в котором живут люди? Это 2-й слой философского знания – белок. А для получения знаний о мире необходимо решить 3-й вопрос: как познать мир? Решение его образует 3-й слой – скорлупу философского знания. Чтобы добраться до желтка, надо начать со скорлупы, решив вопрос познания.

Разработка указанных вопросов постепенно привела к возникновению 3-х взаимосвязанных, но относительно самостоятельных разделов философского знания:

– исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания занимается теория познания (гносеология);

– основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает теория бытия (онтология);

– принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах и поступках, устанавливает теория морали (этика).

С развитием философии в ее структуре выделяются и другие философские науки: логика – наука о формах и законах рационального мышления; эстетика – наука о художественной деятельности людей и об эстетическом отношении к миру; социальная философия – наука об основных процессах и формах жизни общества; аксиология – наука о моральных ценностях людей: добре, истине, справедливости, красоте и т.д.; методология науки – наука о методах и формах научного познания; антропология – наука о происхождении, существовании и развитии человека; философия истории – наука об общих принципах объяснения человеческой истории и исторического познания; философия права – наука об общих проблемах правоведения.

Различные философские дисциплины не отгорожены друг от друга, немало философских проблем рассматриваются сразу несколькими философскими науками, например, вопрос о ценностях в разных аспектах освещается не только в аксиологии, но и в философии культуры, и в этике (добро как ценность), и в эстетике (красота), и в политэкономии (ценностная теория богатства). Процесс образования отдельных философских наук продолжается и сейчас. Всякий раз, когда выделяется целостный "клубок" проблем, проявляется основа для новой науки, теории, учения, объединяющих и систематизирующих знания об этих проблемах.

 

Философия и наука.

Философия – прародительница большинства наук. Философы и ученые – в одном лице. Если какие-то теории не устраивали церковь, они принимали жсткие меры.

Возрождение – освобождение от церковной догматики.

Философия становится выше всех наук. Как основной инструмент познания мира. В конце 19ого века возникает 2 основных направления – саентисты (единственная функция философии – прислуживать науке) и антисаентисты(философия – не наука, она выше).

Как определить наука философия или нет?

- принцип объективности (наука не допускает субъективности)

- рациональность, доказательность, принцип достаточного основания

- эстенцианалисткая направленность (наука должна изучать некий конкретный объект)

- системность знания

Научная теория не допускает противоречий внутри себя.

- должны быть способы проверить справедливость теории

- исключить в доказательствах вмешательства высших сил

Главная задача как науки- максимально обобщить все те знания, которые получены другими науками. Составить целостную картину мира.

Кант – разум человека ограничен – мы не можем познать мир целиком.

ЮШКЕВИЧ ПАВЕЛ СОЛОМОНОВИЧ

философия была наукой древних, а наука есть наша философия

Только за теорией познания (и логикой) оставлялись еще некоторые из старинных функций философии. Только она, наука о науке, должна была напоминать еще о былом величии науки наук, царственной науки о принципах сущего

Сравнивая научные истины с философскими, мы замечаем прежде всего следующую особенность: научные понятия если и не все поддаются мере и числу, то все определены и однозначны

философские понятия. Они какие-то мерцающие, точно звезды, то сжимающие свой пучок света, то снова разжимающие его. Они полны намеков и обетовании: «сущее», «бытие», «становление» — это не сухие отвлеченные термины логики, это сложные символы

Дуалистический разрез человеческой психики проходит не через сферу познания, деля ее на две разнокачественные области («абсолютное» познание и «относительное» и т. д.), а вне ее

Философию от науки отличает поэтому не предмет исследования, а то, что она не есть вовсе чистое познание и подходит к миру совсем иначе, чем наука. Ее корни заложены не в уме, а в нижних этажах душевной жизни, часто в глубине бессознательного

У этого ключа интимной личности и питается философское мировоззрение, строя над данной нам эмпирической действительностью, миром строгой науки и обычной социальной жизни другую, над-эмпирическую действительность, особенное царство необычного и значительного. Двойственность душевной жизни — противоположность «я» известной профессии или социальной функции и «я» глубокого, потаенного, сотканного из грез, воспоминаний, тоски по необыкновенному и концентрирующего в себе всю сущность личности,— выносится наружу в виде дуализма двух миров: относительного и обыденного мира опыта и абсолютного, преображенного мира метафизической спекуляции

промежуточное место между поэзией и религией занимает метафизическая спекуляция, противопоставляющая великое, самодовлеющее, мировое «Все» незаконченному и всегда обусловленному миру науки

Философия и религия.

Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности

обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога

религиозная идея Бога, по-видимому, противоречит целям философии в том отношении, что предполагает в природе Бога и потому в живом отношении к Богу момент тайны, непостижимости, неадекватности человеческому разуму, тогда как задача философии именно в том и состоит, чтобы до конца понять и объяснить первооснову бытия

Бог религиозной веры, источник личного спасения необходимо есть живая личность

безличное, какое-то в известной мере всегдапантеистически-мирообъемлющее начало, в котором философия, не изменяя своей задачи постижения и логического осмысления бытия и не приспособляясь искусственно к требованиям религиозного чувства, не может усмотреть антропоморфных черт живой, карающей и любящей личности, необходимых для религиозного отношения к Богу

может ли философия, которая есть постижение бытия в логической форме понятия, вместе с тем не быть рационализмом

истинная философия не только не отрицает сознание тайны, неисчерпаемой глубинности и безмерной полноты бытия, но, напротив, всецело опирается на это сознание и исходит из него как из самоочевидной и первой основополагающей истины

религиозное чувство тайны и глубинности бытия есть первое и необходимое условие развития философии, тогда как самомнение атеизма в корне убивает самый инстинкт философствования и есть в такой же мере отрицание философии, как и религии

подлинная философия, могущая осуществить свое назначение, должна исходить из действительного, т. е. абсолютно полного и конкретного всеединства, а не из мнимого, по существу, лишь частичного и отвлеченного единства системы объективного бытия

С одной стороны, всякая философия есть онтология или “теоретическая философия” (бессмысленный плеоназм — ведь философия всегда есть знание, т. е. теория!), ибо философия всюду и везде познает истинно-сущее; и, с другой стороны,— что здесь особенно важно — истинная онтология есть не бесстрастное изучение чуждой духу и лишь извне ему предстоящей картины бытия (ибо такое бытие именно и не есть целостное бытие или подлинное всеединство), а постижение абсолютного бытия, объемлющего и всю духовную жизнь самого субъекта знания — человеческой личности

где философия мнит в отвлеченной системе готовых формул определить до конца последние глубины реальности,— лишь там возможны — и даже неизбежны — конфликты между философией и религией. Внутренняя связь и интимное сродство философии и религии были больше всего затуманены наивно-дерзновенными попытками рационализации догматов веры, компрометирующими и философию и религию.

чем глубже и подлиннее философское знание, тем более оно склонно к смирению, к признанию сократова положения, что источник знания есть сознание своего неведения

религиозная вера, будучи живым, непосредственным ощущением и переживанием Божества, не нуждается для своих достижений в тяжкой умственной работе рационального разъяснения

Философская система, пытающаяся выразить и логически фиксировать весь религиозный опыт человечества, есть замысел, аналогичный попытке начертить географическую карту, на которой было бы отмечено все многообразие географической реальности

Подлинно.философское умонастроение по своей волевой структуре совпадает с религиозным умонастроением: в обеих — вопреки поверхностному мнению, которому это представляется невозможным,— смирение сочетается с дерзновением творчества, и притом не так, что каждая из этих волевых тенденций сдерживает и ограничивает другую, а так, что каждая из них, напротив, питает и укрепляет другую

Философия и искусство.

Философия,— говорит автор,— есть как и поэзия, лирический порыв человека к синтезу, и в этом смысле с философом можно пережить его мировую поэму, как вы с поэтом переживаете его поэму, вовсе не соглашаясь верить всему, что там написано

В одной только мысли не найдешь объяснения противоречиям и несовместимости выводов различных умов о том же самом предмете

Чувство — вот что всего более сближает философа и поэта и что служит исходным мотивом и конечной целью в построениях того и другого

философия невозможна как синтетическая наука о мире в его целом и вместе с тем, что эта самая философия или синтез понятий составляет самую коренную потребность человеческого ума, которую не могут искоренить никакие логические рассуждения и доказательства

Науки — это анализ, основа их — усвоение, орудие — наблюдение; искусства — это синтез, их основа — творчество, орудие — воображение

философия, как синтез, как отражение субъективного, как результат творчества и есть искусство, а не наука

не истину должны ему открывать, а только изображать перед ним внутренний мир человеческого сознания

Творчество в сфере отвлеченных понятий всецело принадлежит философии, и так как отвлеченные понятия всего сложнее и труднее для понимания, то сфера доступности философии самая узкая

Философия и искусство соотносятся через феномен творчества. Философия, как и искусство, есть творчество, причем часто и художественное. Не случайно такие имена как Платон, Августин, Ницше, Соловьев, Сартр одинаково принадлежат как философии, так и литературе. Философская и художественная интуиция одинаково исходят из того, что человеческая жизнь имеет особый статус в мире, не сводится только к случайностям ее эмпирического существования, и может иметь непреходящий, высший смысл.

Из философского творчества, так же как и из художественного, невозможно удалить элемент живого присутствия человека-творца, его собственное видение мира. Однако личностное творческое начало в философии и искусстве направлены по-разному. В искусстве – это самовыражение художника через создание образа. В философии – это «авторское» внедрение философа в философскую традицию через создание концепции (системы понимания, понятий), стремящейся к объясненности, доказательности, истинности.

Философия и журналистика.

Парменид

Разум рассекает человека надвое. Человек, опирающийся на свой разум, исчезает в своей телесности, иллюзорности, подвижности, небытие и рождается заново. Человек должен выбират между иллюзорным бытием и подлинным неподвижным существованием. Мыслить можно только то, что есть, а движение предполагает возникновение и уничтожение. Мышление = бытие, все кроме разума – небытие.

Зенон говорит о тои, что все органы чувств нас обманывают, посколько воспринимают сущее в его множественности.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

• изучали проблемы познания;

• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

• были сторонниками монизма — выводили всю множествен­ность явлений из единого первоначала;

• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Софисты и Сократ.

Софисты — философская школа в Древней Греции, сущест­вовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и дру­гим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудре­цы, учителя мудрости).

Среди софистов выделяются группы так называемых:

• старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гип­пий, Продик, Антифонт, Критий;

• младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам,но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

2. Для софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их не­совершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив­ного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

3. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уло­вок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозак­лючение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм:

"То, что ты не потерял, ты имеешь;

ты не потерял рога;

значит, ты их имеешь".

Данный результат достигается не в результате парадоксаль­ности, логической трудности софизма, а в результате некор­ректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна,


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.