Антропологический материализм Фейербаха. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Антропологический материализм Фейербаха.

2017-11-28 425
Антропологический материализм Фейербаха. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учение о человеке. Родоначальник науки – антропология

Основные работы:

«Сущность христианства»

«Критика философии Гегеля»

«Основы философии будущего»

Немецкий философ Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) первоначально увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839 году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считает Фейербах, противоположны друг другу.

В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видит в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. "Бесконечная или божественная сущность, - пишет Фейербах в сочинении "Сущность христианства", - есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо".Так возникает трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога - человек - рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности.

 

Фактически вся предшествующая философия пришла к своему концу – должны произойти изменения в предмете философии. Изучаться должны не формы бытия, не абстрактный разум, а конкретный человеческий разум.

Человек- является субъектом мышления и должен стать предметом философии (конкретный телесный человек).

Человек – природное существо.Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.

В этом утверждении - суть антропологизма Фейербаха. В центре его внимания - не отвлеченное понятие материи, как, например, у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела

Критика Гегеля –Разум нельзя отделять от человека.

Антропологизм Фейербаха возник как реакция прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. До такой степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающе ничтожным моментом, который надлежало полностью преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую точку зрения "абсолютного духа". Фейербах выступил в защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от человека неотъемлемо.

Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого Я; духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

Критикуя трактовку познания предшествующими немецкими философами Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Тем самым в теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей; не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах отвергает и возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Религия должна стать философией и наоборот. Философия должна отвечать потребностям развития человека – философия показывает путь достижения идеала.

Все лучшие качества человека абсолютизируются, отрываются от человека и соотносятся с одним сверхъестественным духом – существом – Богом и Христом.

Христос – как человек, обладающий этими качествами в превосходной степени.

Причина появления религии- осознание этого процесса отчуждения.

Фейербах говорит о человеке как не о каком-то абстрактном существе, а о родовом существе. Человек живет в постоянном общении. Главная характеристика человека – потребность в общении

Вы должны знать себя через другого человека,через его реакцию – это показывает вас через зеркальное отражение. Человек должен испытывать влияние других.

Идея живых зеркал.

Взаимодействия между людьми порождает родовые человеческие качества(язык,нравственность,дух,ценность).Возникают они лишь при взаимодействии людей.

Человек реализует себя в общении, но больше всего в любви. Любовь формирует отношение к человеку как к высшей ценности. Человек выступает как Бог. Человек видит в себе и в других Бога.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие "объект". По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, Ты. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

 


 

36. Философия марксизма.

Созданная Карлом Марксом (1818-1883) в содружестве с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) марксистская философия явилась своеобразным порождением немецкой классической философии: "перевернутый" объективный идеализм Гегеля здесь превратился в материализм, а "перевернутый" антропологизм Фейербаха превратился (хотя и не сразу) в социологизм.

Другая ее особенность в том, что философия у Маркса и Энгельса оказалась тесно связанной с политэкономией и теорией социализма - на основе переосмысления классической английской политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и утопического социализма французов К. Сен-Симона, Ш. Фурье и англичанина Р. Оуэна.

Маркс увлекся гегелевской философией в годы учебы в Берлинском университете (молодые гегельянцы). И это не было данью "философской моде", господствовавшей в 30-е годы XIX века.

В отличие от Гегеля, Маркс исследует человека и историю; при этом он исходит не из идей, а из действительного (реального) человека и экономических и социальных условий его жизни. Таким образом, Маркс в равной мере далек как от буржуазного материализма, так и от гегелевского идеализма, что дает ему право сказать, что его философия не является ни материализмом, ни идеализмом, а представляет собой синтез натурализма и гуманизма.

Критика Гегел.учения.

С гегельянских позиций он переходит на фейербахианские. Причиной этого стало, судя по всему, разочарование в младогегельянской программе демократического преобразования государства. Такое преобразование Маркс считал недостаточным, поскольку, говоря его словами из статьи "К еврейскому вопросу", за "политической эмансипацией" должна последовать "человеческая эмансипация". И здесь очень кстати оказывается для Маркса фейербаховский антропологизм с его акцентом на отдельный человеческий индивид.

Обратившись к изучению и переосмыслению классической политэкономии, Маркс создает "Экономическо-философские рукописи 1844 года". Важнейшее понятие в них - отчуждение человека - непосредственно взято у Фейербаха, но значительно расширено. Если Фейербах говорил о религиозном отчуждении человека, то есть об утрате им человеческих качеств вследствие перенесения их на Бога, то Маркс вводит понятие экономического его отчуждения, по отношению к которому другие виды отчуждения оказываются вторичными.

В "Тезисах о Фейербахе" Маркс четко проводит грань между историческим материализмом и современным ему материализмом.

"Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно..»

Новым для философии было введение Марксом понятия практики как специфически человеческого способа отношения к миру. Этот способ включения человека в окружающий природный и социальный мир подразумевает активное преобразование объективно существующих предметов и явлений. Практическая природа человека.

Природа – непосредственное жизненное средство для человека, предмет, “жизненный элемент, орудие его жизнедеятельности. Природа, следовательно, вовлекается в процесс человеческой жизнедеятельности.

Вся критика капитализма у Маркса опиралась на тот аргумент, что капитализм сделал интересы капитала и материальные выгоды главным мотивом человека. Социализм же мыслился как общество, где материальная заинтересованность перестает быть господствующим интересом. Фундаментальная мысль Маркса в том, что человек сам делает свою историю, он ее творец. Человек творит себя в процессе производства. Здесь Маркс ввел основное понятие своей теории - труд. Труд - это процесс, совершающийся между человеком и природой, без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была возможна сама человеческая жизнь. Труд есть выражение человеческой жизни.

Труд для него - живая связь человека с природой, сотворение нового мира («второй природы»), включая самого себя. Человеческий труд преобразует объективную реальность, которая становится продуктом человеческого труда, человеческой реальность миром человека, “второй природой”. Продукты труда человека – это “вторая”, “очеловеченная”, “гуманизированная” природа по отношению к внешней природе. В процессе преобразования природы и общества человек преобразует и условия своего существования, следовательно, преобразуется сам, иными словами, процесс труда – это в то же время, и процесс самотворчества.

Но с развитием частной собственности труд утрачивает характер выражения человеческих творческих сил- продукт труда не принадлежит самому рабочему. Поэтому труд предъявляет капитализму претензии, он превратил труд в принудительную, отчужденную, бессмысленную работу, а тем самым и человека – в ущербного калеку, монстра.

Для Маркса история человечества – это история постоянного развития человека и одновременно растущего отчуждения. По Марксу, социализм означает освобождение от отчуждения, возврат человека к себе самому, его самореализацию.

Отчуждение, по Марксу, означает, что человек в своем освоении мира не узнает себя самого как первоисточник, как творца, а мир кажется ему чужим, посторонним по отношению к нему. Отчуждение означает восприятие мира (и себя самого) пассивно, разорванно, в отрыве субъекта от объекта.

В философию понятие «отчуждение» было введено Гегелем. Для него история человека была историей человеческого отчуждения. Дух стремится к самопознанию, к раскрытию своей сущности, хочет возвратиться к самому себе, но пока этот процесс происходит, дух забывает эту цель, оказывается отчужденным от самого себя, предается гордыне и самодовольству.

По мнению Маркса, процесс отчуждения происходит в процессе разделения труда. Но главное, что волновало Маркса, - освобождение человека от такой формы труда, которая разрушает его личность, превращает его в вещь, делает рабом вещей. Таким образом, центральное место в творчестве Маркса занимает проблема превращения отчужденного бессмысленного труда в свободный, творческий труд (а не увеличение оплаты за отчужденный труд со стороны индивидуального, или абстрактного капиталиста).

Здесь Маркс затронул кантовский принцип, который гласил что человек всегда Должен быть сам себе целью и никогда не может быть средством для достижения цели.

Материалистическое понимание истории является важным завоеванием философской мысли

I. Основные категории исторического материализма:

1.Общественное бытие и общественное сознание

2. Базис и надстройка

3. Способ производства. Производительные силы и производственные отношения

1. Общественное бытие – Реальная материальная жизнь общества, материальные условия, в которых живут люди, сфера, в которой создаются материальные блага; в процессе употребления блага возникают отношения.

Но люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своей общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют о нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественное бытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизнь опосредованная, отраженная в сознании.

Общественное сознание – совокупность идей, теорий и взглядов, представлений, чувств, эмоций, которые отражают материальные условия жизни людей. Это сознание общественных отношений, отражение общественного бытия.

2. Базис и надстройка

В структуре общественно-экономической формации выделяется два уровня: базис и надстройка.

Базис - совокупность производственных отношений, возникающих в процессе создания, обмена, распределения, употребления материальных благ, экономический строй общества.

Надстройка – совокупность всех других общественных отношений(политических, правовых, социальных).

В обществе действует общесоциологический закон: базис определяет надстройку. Это значит, что каков базис, такова в основном и надстройка. Экономический базис является источником, основанием, определяющим характер и содержание надстройки. В основном изменение в базисе предшествует изменениям в надстройке.

3. Производительные силы и производственные отношения

Способ производства – то, как в обществе создаются блага, какими ресурсами это производство реализовано.

Производство включает в себя единство двух сторон: во-первых, отношение людей к природе, степень овладения ее силами, т. е. производительные силы, во-вторых, отношения самих людей друг к другу в процессе овладения силами природы, т. е. производственные отношения.

Производительные силы – ресурсы, используемые в процессе производства, к которым относятся рабочая сила(люди) и средства производства.

Рабочая сила –способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности

В рыночной системе отношений рабочая сила имеет своего собственника – им является работник. Он продает свою рабочую силу предпринимателю, собственнику средств производства. Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату.

Средства производства – совокупность материальных ресурсов, используемых в процессе производства.

Возникает взаимодействие между собственниками рабочей силы и собственниками средств производства. Эти отношения образуют собственные отношения, в которых основным элементом является вопрос собственности.

Понятие производственных отношений означает систему отношений и взаимосвязей между людьми, возникающими в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Производительные силы ипроизводственные отношения,как две стороны способа производства связаны между собой. Конкретно-исторический тип способа производства определяет и всю систему общественных отношений, то есть конкретный тип общественно-экономической формации.

Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд.

Между производственными силами и производственными отношениями существуют противоречия. И наука, и техника, и производительные силы развиваются относительно быстрее, чем отношения людей по поводу собственности.

На этом этапе происходит разрушение старых производственных отношений для создания новых, которые соответствуют новому состоянию производственных сил. Это закон, на основе которого развивается человеческое общество и история. Когда старые экономические отношения превращаются в оковы развития производительных сил, тогда наступает эпоха социальной революции, сопровождающаяся революционным преобразованием базиса и надстройки старого общества.

Противоречие, которое возникает между производственными силами и производственными отношениями является основным экономическим источником развития общества в рамках исторического материализма.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ

В основе этого подхода лежит понимание существования общества в каждый исторический момент времени как существования определенной общественно-экономической формации. Понятие общественно-экономическая формация означает определенный тип общества, то есть определенную устойчивую систему общественных отношений и взаимосвязей, социальных структур и институтов, основанием которой выступает конкретно-исторический способ производства.

В качестве основных типов общественно-экономических формаций, и, соответственно, основных типов общества и концепции исторического материализма рассматриваются первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации.

1 )Первобытное общество – первая общественно-экономическая формация в человеческой истории.

• Для первобытнообщинной формации характерен первобытный коллективизм в производстве.

Домашнее хозяйство ведется часто многими семьями. Основу общественного производства составляла общинная кооперация труда, которая определяла и соответствующую форму собственности – общественная собственность. То, что изготовляется и используется сообща, составляет общую собственность: дом, огород, лодка.

Разделение труда очень слабое; оно существует только между полами. Мужчина воюет, ходит на охоту и рыбную ловлю, добывает продукты питания виде и изготовляет необходимые для этого орудия. Женщина работает по дому и занята приготовлением пищи и одежды – варит, ткет, шьет.

крайне низким уровнем развития производительных сил

В целом первобытный строй – это система общин, связанных между собой через роды, племена. Традиции, мнение, воля коллектива обусловливают поведение, психологию индивида. Физически, для первобытного общества характерна нерасчлененность общественного(группового) и индивидуального сознания.

2) рабовладельческая

Первое классовое антагонистическое общество, возникающее на развалинах первобытно – общинного строя. Рабство в тех или иных масштабах и формах имелось во всех странах и у всех народов. Высшей формы развития оно достигло в Древней Греции и Древнем Риме, где рабы стали главной производительной силой общества.

· господствующим и одним из основных классов является класс рабовладельцев - эксплуататоров. Он распадается на разные социальные группы: крупные землевладельцы, владельцы крупных мастерских, торговцы, ростовщики.

· Вторым основным классом является многочисленный эксплуатируемый класс рабов.

· Кроме этих двух основных классов в рабовладельческом обществе имеются промежуточные слои свободного населения: мелкие собственники, живущие своим трудом (ремесленники и крестьяне). Основой господствующих производственных отношений рабовладельческого общества является частная собственность рабовладельцев на средства производства рабов.

· Эксплуатация рабов, основанная на внеэкономическом принуждении, в значительной мере обусловила низкую производительность труда при рабовладельческом строе.рабский труд препятствует техническому прогрессу из-за незаинтересованности рабов в повышении производительности труда. Прибавочный продукт, создаваемый каждым отдельным рабом, был незначителен.

· С возникновением рабовладельческого общества возникает и развивается государство. Рабовладельческая форма эксплуатации заменяется другой – феодальной.

3)Феодализм – Экономический строй феодализма характеризуется тем, что главное средство производства – земля находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов (иногда почти полностью сливающегося с государством), а хозяйство ведется силами и техническими средствами мелких производителей – крестьян. Основное экономическое отношение феодализма находит свое проявление в феодальной ренте, т.е. прибавочном продукте, взимаемым господами (или государством) с производителей в форме работ, денег или натурой (отработочная, денежная,натуральная рента).

Антагонизм феодального общества, основанного на эксплуатации крестьян феодалам. Но коренным отличием феодального общества от рабовладельческого считается включенность феодально-зависимого крестьянина в процесс производства как владеющий наделом земли и орудиями производства, в то время как рабы, включались в процесс производства как «говорящие орудия», то есть как социальная группа, полностью лишенная средств производства.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.