Гносеология (учение о познании) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Гносеология (учение о познании)

2017-11-28 236
Гносеология (учение о познании) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

[4], с. 310-340; или [2], с. 161-190

 

Тема посвящена рассмотрению содержания гносеологической проблематики и теоретических позиций по проблемам источника познания и познаваемости мира. Особое внимание при изучении данной темы следует обратить на усвоение ключевой лексики, таких понятий, как агностицизм, релятивизм, солипсизм, скептицизм, рационализм, эмпиризм. Кроме того, трудность представляет уяснение аргументации различных исторических форм агностицизма. Студенты должны не просто перечислить существующие точки зрения на проблему познаваемости мира, но и воспроизвести логику их обоснования. Следует обратить внимание и на проблему истины в философии, поскольку она является одной из наиболее сложных в учебном курсе и требует от студента интеллектуальных усилий. В рамках данной темы студентам также необходимо усвоить основные формы чувственной и логической ступеней познания.

Проблема познания является предметом изучения гносеологии (теории познания). В её компетенцию входит рассмотрение следующих проблем: источника познания, познаваемости мира, проблемы истины и её критериев, уровней и форм познания, методов и форм научного знания, закономерностей развития научного знания и др.

Основные подходы к проблеме источника познания: идеализм и материализм. Различие субъективного и объективного идеализма. Основные подходы к решению проблемы познаваемости мира. Основные подходы к решению проблемы абсолютной и относительной истины. Релятивизм и догматизм. Проблема абсолютной и относительной истины. Основные философские позиции в вопросе о критериях истины. Эмпиризм: критерий истины – чувственный опыт. Рационализм: чувства нас обманывают, истина познаётся только разумом. Иррационализм: интуиция и инстинкт как инструменты познания. Недостаточность указанных точек зрения. Чувственно-предметная практика как основа и критерий истинности знания.

Основные уровни чувственной ступени познания: ощущение, восприятие, представление. Ограниченность ощущений и восприятий. Представление как сохраняющееся знание и переходная форма к мышлению. Логическая форма познания, её субъект-предикатная структура. Суждение как элементарная форма логического познания: определение и виды суждений по значению предиката. Понятие как система субординированных суждений. Умозаключение как форма получения нового знания. Индуктивные и дедуктивные умозаключения. Исторический, социокультурный характер форм познания.


Вопросы для самопроверки

 

1. Какой круг вопросов входит в содержание гносеологии как философской дисциплины?

2. Какие направления сложились в философии по вопросу об источнике познания? В чем их различие?

3. Что такое агностицизм и каковы его исторические формы?

4. На каком основании отрицали познаваемость мира сторонники релятивизма?

5. В чем заключается аргументация Беркли и Юма против познаваемости мира?

6. Охарактеризуйте позицию Канта по вопросу о познаваемости мира.

7. В чем заключается гносеологическая позиция скептицизма?

8. Сформулируйте свое отношение к агностицизму.

9. Какие точки зрения сложились в философии по вопросу соотношения абсолютной и относительной истины?

Сознание

[7], с. 310-340; или [2], с. 161-190

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на проблему сознания, которая является одним из важнейших понятий философии, психологии и социологии. Это категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

Для уяснения данной темы, нужно понимать сознание, прежде всего, не как объект, но как особый род деятельности человека. Когда мы говорим, что сознаём окружающий нас мир, то подразумеваем наше ощущение, восприятие и размышление о мире. Все эти процессы относятся к психике человека, поэтому сознание часто определяют как высший род психической активности. Таким образом, сознание есть особое отношение человека к действительности, бытию.

Проблема сознания. История взглядов на сознание. Активность сознания. Историчность сознания. Бессознательное. Многоплановость сознания.

Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности. Основные попытки определить сознание. Философские теории сознания. Дуализм. Логический бихевиоризм. Идеализм. Материализм. Функционализм. Феноменологическая теория. Эмерджентная теория.

 

Вопросы для самопроверки

1. Основные отличия материалистического и идеалистического понимания сознания.

2. Эволюция материалистических представлений о природе сознания.

3. Натурализм и материализм в объяснении природы сознания.

4. Сущность современных материалистических представлений о сознании.

5. Роль социального комплекса (труд-язык-мышление) в возникновении сознания.

6. Отличия человеческого сознания от психики животных.

7. Сознание и самосознание.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.