Гносеология (учение о познании) (5 ч) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Гносеология (учение о познании) (5 ч)

2017-11-28 174
Гносеология (учение о познании) (5 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

[4], с. 310-340; или [2], с. 161-190

Основные подходы к проблеме источника познания: идеализм и материализм. Различие субъективного и объективного идеализма. Основные подходы к решению проблемы познаваемости мира. Основные подходы к решению проблемы абсолютной и относительной истины. Релятивизм и догматизм. Проблема абсолютной и относительной истины. Основные философские позиции в вопросе о критериях истины. Эмпиризм: критерий истины – чувственный опыт. Рационализм: истина познаётся только разумом. Иррационализм: интуиция и инстинкт как инструменты познания. Недостаточность указанных точек зрения. Чувственно-предметная практика как основа и критерий истинности знания.

Основные уровни чувственной ступени познания: ощущение, восприятие, представление. Ограниченность ощущений и восприятий. Представление как сохраняющееся знание и переходный этап к мышлению. Логическая форма познания, её субъект-предикатная структура. Суждение как элементарная форма логического познания: определение и виды суждений по значению предиката. Понятие как система субординированных суждений. Умозаключение как форма получения нового знания. Индуктивные и дедуктивные умозаключения. Исторический, социокультурный характер форм познания.

Сознание (4 ч)

[7], с. 310-340; или [2], с. 161-190

 

Проблема сознания. История взглядов на сознание. Активность сознания. Историчность сознания. Бессознательное. Многоплановость сознания.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности. Основные попытки определить сознание. Философские теории сознания. Дуализм. Логический бихевиоризм. Идеализм. Материализм. Функционализм. Феноменологическая теория. Эмерджентная теория.

 

Раздел 7. Философия человека и общества (22 ч)

 

Антропология (учение о человеке) (6 ч)

[1], с. 12-18; или [2], с. 226-249

 

Антропология – учение о человеке. Отличие философской антропологии от физической и культурной. Образ человека в различные культурно-исторические эпохи. Античность: человек как «микрокосм» и разумное политическое животное. Средневековье: двойственность человеческой природы. Возрождение: человек – скрепа мира. Новое время: человек как познающий и моральный субъект. Деятельностный и детерминистский подход к человеку.

Проблема природы человека: основные теоретические подходы. Идеалистическая трактовка человека: сущность человека – в свободе духа. Биологизаторский подход: всё определяют гены. Социокультурный подход: человек как продукт общественных отношений. Проблема теоретического синтеза философских подходов к человеку. Труд как фактор эволюции. Антропогенез как самопорождение человека. Создание «второй природы» - социокультурной среды. Потребительски-животное и производственно-человеческое отношение к среде. Психоаналитическая концепция антропогенеза. Человек – продукт избыточной биологической энергии. Роль влечений, культурных запретов и искусства в становлении человека. Роль философии в формировании научных взглядов о человеке.

 

Социальная философия (16 ч)

[1], с. 25-40; или [2], с. 249-294

Понимание общества в античной и средневековой философии. Становление социальной философии в Новое время. Социальная философия XIX в.: поиск социальных закономерностей. Идея «социальной науки». Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Общество и его подсистемы (экономическая, социальная, политическая, духовная). Социальная неоднородность общества. Понятие социальной структуры и социальной группы. Социальная группа как «коллективный субъект». Виды социальных различий (демографические, этнические, профессиональные, социально-экономические и т. д.). Неравное положение социальных групп в социальной структуре. Понятие социальной стратификации. Понятие социальной мобильности. Вертикальная и горизонтальная мобильность. «Закрытые» и «открытые» общества.

Эволюция понятия «государство». Признаки государства. Проблема происхождения и сущности государства в истории философии (теории общественного договора, марксизм, анархизм). Тенденции в развитии современной социальной структуры.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.