Основные логические категории на эмпирическом (опытном) уровне познания — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основные логические категории на эмпирическом (опытном) уровне познания

2017-11-21 152
Основные логические категории на эмпирическом (опытном) уровне познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К таким категориям относятся триады: бытие – ничто – становление; качество – количество – мера.

Чтобы мыслить, надо прежде всего быть – и самому субъекту мысли, и предмету мышления. Нечто есть или нет. Это – исходные и самые бедные по содержанию логические определения всего, что мыслится. Однако бытие и ничто есть лишь моменты процесса – становления чего-либо. Все имеет свое становление – и солнечная система, и характер, и любовь, и рыночная экономика, и деградация личности.

Движение мысли от ничто к бытию означает возникновение чего-либо. Движение же от бытия к ничто – уничтожение.

Становление включает в себя возникновение чего-либо за счет уничтожения всего иного. Так, состояние детства оттесняет на задний план состояние младенчества, а юность это проделывает с детством. В свою очередь социальная зрелость вытесняет романтику юности и т.п.

Но вот становление закончилось, и нечто стало: оно приобрело определенность, т.е. пределы своего бытия. Качество и есть такая определенность, которая совпадает с бытием предмета. Теряя такую определенность, предмет перестает быть данным предметом и становится иным. Все имеет свое качество – и в душе человека, и вне души. Это – луг, это – поле, это – лес. В суждениях «лист зеленый» и т.п. проявляется категория качества. Это категория проявляется в вопросе «что это? Так как нечто имеет свое качество, т.е. определенность, то оно в силу этого и ограничено пределом и является односторонним, оконеченным. Все конечное односторонне.

От категории качества мысль переходит к категории количества, которое выражается в вопросе «сколько?». Качество всегда количественно определено: 40 метров, 40 градусов, 20 килограмм.

Количественная определенность возникает в процедуре измерения: вес мы меряем весом. При этом мы устанавливаем единицу измерения (метр, градус, кг и др.), меру и этой мерой меряем. Измеряемый предмет превращается в численность единицы меры: 20 кг.

Единство качества и количества есть мера, т.е. количественно определенное качество. Мера есть такой интервал количественных измерений, в рамках которого сохраняется данное качество. За пределами этого интервала одно качество превращается в другое качество. Количественные изменения превращаются в качественные различия.

Так с годами младенец превращается в дитя, дитя – в юношу, юноша – в зрелого мужа.

Качественные изменения прерывны, скачкообразны. Количественные изменения непрерывны и усыпляют нашу бдительность, особенно студентов. Задолженность по одной учебной дисциплине, по другой, и вот выходит приказ об отчислении. Был студентом и стал нестудентом. И, наоборот, накопление малых положительных результатов превращается в новое качественное состояние – личность обретает характер, карьеру, семью и др. Закон превращения количественных изменений в качественные различия можно сознательно использовать в актах самовоспитания и конструирования своего жизненного пути.

Итак, мысль движется от установления качественных определений к установлений количественных определений и к мере.

Все имеет свою меру. Существует узловая линия мер в бытии того или иного предмета. Маркс такую меру фиксировал в историческом процессе: общество первобытно общинное (первобытный коммунизм) – общества социальных антагонизмов (рабовладение, феодализм, капитализм) – общество свободных.ассоциированных людей (коммунизм). Менделеев установил линию мер в химических элементах в виде периодической таблицы.

Категории бытия, ничто, становления; качества, количества и меры есть схемы работы чувственного сознания, поскольку оно мыслит. Эти категории служат основными на стадии эмпирического уровня познания наличного бытия, данного в чувственном созерцании.

Главным содержанием этого уровня является установление качественной и количественной определенности предмета (что это?; сколько?), а также соотношений между качественными и количественными параметрами; т. е. установление мер в предмете познания; например, законы Ома, Кулона, Ньютона. Однако установление мерных соотношений не отвечает на вопрос, почему предмету присущи такие, а не иные меры. Сами мерные соотношения выражают собой определенные состояния сущности (основания) предмета.

знание меры не отвечает на вопрос, почему предмет имеет такую меру, а не иную. Почему 20 аршин холста обменивается на рынке на 1 сюртук, а не на 10 сюртуков; почему 1 атом кислорода вступает в связь с 2 атомами водорода, а не 7-ю атомами? Ответы на такие вопросы можно получить, если перейти к исследованию скрытых связей (сущности), которые обнаруживают себя в пестром мире явлений.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.