Развитие умения отбирать слова-антонимы — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Развитие умения отбирать слова-антонимы

2017-11-28 577
Развитие умения отбирать слова-антонимы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А. Отбор антонимов (с исключением «конфликтных» слов). Материал — пособие «Барашки на мосту» и карточки со слова­ми: нищий, беда, богатый, радость, грубый, ласковый, синий. Ученика просят вставить в прорези «упрямых барашков» анто­нимы и назвать «лишнее» слово (синий).

Б. Нахождение антонимов в стихотворении. Детям предла­гается послушать стихотворение-загадку, найти отгадку и на­звать антонимы.

Бывает он в холод.

Бывает и в зной,

Бывает он добрый,

Бывает и злой.

В открытые окна,

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять.

Н. Найденова

В. Развитие умения заменять антонимы в предложении. Ма­териал — предложения: Наступила холодная снежная зима. Зимой рано смеркается. (Второй класс). Заяц бегает быстро. Весной птицы летят с юга на север. (Третий класс). Дается об­разец выполнения задания: Пустой колос легок, он стоит пря­мо. А полный колос тяжел, он к земле гнется. Ученикам предла­гается в предложениях найти антонимы и по представленному образцу изменить их.

Г. Развитие умения продолжать начатое предложение с ис­пользованием антонимов. Речевой материал — предложения: Летом дни увеличиваются, зимой же они.... Старые липы зи­мой кажутся уродливыми, но в июле они выглядят.... Школь­нику предлагается прочитать и закончить предложения слова­ми-антонимами.

Д. Подбор антонимов к многозначным словам. Речевой ма­териал — словосочетания:

свежий хлеб —... (черствый хлеб),

свежий ветер —... (прохладный, чистый ветер),

свежая газета —... (старая газета),

свежие яблоки —... (сушеные яблоки),

старый дом —... (новый дом),

старый человек —... (молодой человек).

Ученику предлагается прослушать словосочетания и подо­брать к ним противоположные по значению. (Например, ана­логичные словосочетания приведены в скобках).

Е. Подбор синонимических групп антонимов. Речевой мате­риал — предложения: Степные реки медленные, спокойные, а горные реки... (быстрые, бурные, шумные). Солнце яркое, жгу­чее, а луна... (бледная, холодная). Саша работает быстро, энер­гично, а Коля... (медленно, вяло). Логопед предлагает учаще­муся закончить предложения несколькими словами (по аналогии со словами в скобках).

Развитие умения отбирать слова-синонимы

А. Отбор синонимов из ряда слов. Материал - аппликация двух человечков, держащихся за руки и слова: необходимый, грустный, нужный, отвага, печальный, смелость. Ученику пред­лагается вставить в прорези на груди человечков соответству­ющие карточки, объяснить свой выбор.

Б. Нахождение — синонимов в стихотворении. Речевой ма­териал — стихотворение:

ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЮ

Деревья зимою.

Деревья зимою

Пронизаны ветром

И стужей самою.

И старые сосны,

И острые ели

Встают как солдаты

Навстречу метели.

В пургу по колени,

Буранами гнутся,

Вершинами машут.

Сдают? Не сдаются!

М. Дудин

Логопед просит послушать стихотворение, определить и назвать синонимы, подобрать синонимы к словам: стужа (хо­лод, мороз), солдат (воин, боец), встают (поднимаются), гнут­ся (сгибаются, склоняются).

В. Подбор синонимов к отдельным словам. Материал — сло­ва: косой, косолапый, серый, сохатый. Учащемуся предлагает­ся прочитать слова, назвать животных, о которых можно так I сказать (о зайце, медведе, волке, лосе), и объяснить почему.

Г. Группировка слов по смыслу. Материал — слова: громкий, теп­лый, громогласный, шумный, смешливый, большой, веселый, гро­мовой. Школьнику предлагается задание выбрать две группы близких по смыслу прилагательных и указать «лишние» слова.

Д. Классификация синонимов по возрастающей или убываю­щей степени одного признака. Материал — картинки с изобра­жениями кита, слона, зубра; воробья, мухи, муравья; карточки со словами: огромный, гигантский, большой, маленький, кро­шечным, микроскопический. Ученик получает инструкцию рас­смотреть картинки и положить под них соответствующие кар­точки с определениями. После чего логопед убирает картинки и просит составить и назвать «цепочку» слов в соответствии с увеличением или уменьшением размеров персонажей.

Е. Дифференциаций синонимов и антонимов. Материал — фигурки человечка, кошки, собаки; карточки со словами: глу­пый, умный, разумный, грубый, ласковый, нежный, высокий, маленький, низкий, враг, приятель, друг. Логопед объясняет правила игры «Не ошибись!». Под картинками кошки и собаки предлагается положить карточки со словами-антонимами, так как в жизни эти животные не дружат. Собака привязана к чело­веку, а кошка — к его дому. Поэтому под изображением челове­ка нужно положить карточку с напечатанным словом, синони­мичным лежащему под изображением собаки.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.