Тема 1. Национальная экономика: сущность, особенности, — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 1. Национальная экономика: сущность, особенности,

2017-11-28 279
Тема 1. Национальная экономика: сущность, особенности, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

 

Общие положения

Рабочая программа дисциплины «Национальная экономика» соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования для специальности 080103 «Национальная экономика» и предназначена для студентов специальности «Национальная экономика».

В изучаемом курсе анализируются основные проблемы национальной экономики, пути и методы их решения в современных условиях хозяйствования, особенности совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны, типы воспроизводства населения, использование трудовых ресурсов. Большое значение в курсе уделено проблемам государственного регулирования и прогнозирования национальной экономики в современных условиях хозяйствования. Подробно рассмотрена отраслевая структура национальной экономики и особенности социально-экономического развития регионов, городов и страны в целом.

 

2.2. Требования к уровню освоения дисциплины

Целью дисциплины «Национальная экономика» является изучение студентами теоретических, методологических и методических основ национальной экономики, ведущих тенденций и закономерностей развития хозяйственных систем различного иерархического уровня.

Важнейшие задачи изучаемой дисциплины:

- знакомство с отечественным и зарубежным опытом исследования и управления национальной экономики;

- изучение особенностей социально-экономического развития хозяйственных систем;

- развитие аналитических способностей студентов;

- умение самостоятельно осуществлять сравнительный анализ основных тенденций развития страны, региона, отраслевого комплекса, города, предприятия;

- формирование основ для выработки практических навыков решения социально-экономических проблем национальной экономики.

Изучение студентами данной дисциплины будет способствовать формированию современного экономического мышления, целостного представления о развитии основных элементов национальной экономики.

 

 

2.3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение дисциплины «Национальная экономика»

Распределение часов по учебному плану дисциплины «Национальная экономика» для студентов специальности «Национальная экономика» приведено в таблице 1.

Таблица 1.

  Наименование тем курса     Количество часов:
  Всего в том числе:
лекции семин. и практ. занят.
       
  Тема 1. Национальная экономика: сущность, особенности, тенденции развития.   Тема 2. Механизм рыночной сбалансированности национальной хозяйственной системы.   Тема 3. Особенности прогнозирования и стратегического планирования национальной экономики.   Тема 4. Система потенциалов национальной экономики.                                       -          
  Тема 5. Государственное регулирование национальной экономики в современных условиях.   Тема 6. Потребительский и рекреационный комплекс национальной экономики.   Тема 7. Научный комплекс национальной экономики и его современное состояние.     Тема 8. Внешнеэкономические связи и пропорции в национальной экономике.     Тема 9. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике.   Тема 10. Инвестиционный комплекс национальной экономики: современное состояние и перспективы развития.   Тема 11. Национальная экономика и экономическая безопасность.                                               -       -   -   -      
  Итого:      

 

 

2.4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине «Национальная экономика»

 

Уровень подготовки по дисциплине «Национальная экономика» должен соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине ОПД. Ф.06.05. -«Национальная экономика». Изучив необходимый материал по дисциплине студент должен знать:

- содержание дисциплины «Национальная экономика» и иметь достаточно полное представление о возможностях применения ее положений и выводов в профессиональной деятельности;

- теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;

- системы государственного регулирования национальной экономики, содержание и формы проведения инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, антимонопольной, внешнеэкономической политики;

- основные цели. задачи и функции стратегического планирования; стратегические альтернативы национальной экономики, виды макроэкономических стратегий;

уметь:

- сопоставлять потенциальные возможности развития национального хозяйства и фактическое состояние всех его комплексов;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

- проводить анализ программ социально-экономического анализа, правильно определять эффективные стратегии отдельных хозяйствующих субъектов.

владеть:

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

- основными методами разработки прогнозов и целевых программ социально-экономического и научно-технического развития, эффективного использования ресурсного потенциала;

- методами расчета и комплексного анализа ее основных показателей на основе фактических данных;

- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности.

Для лучшего усвоения теоретического материала в курсе предусматривается проведение семинарских и практических занятий с применением активных форм и методов обучения и написания курсовых работ по проблемным вопросам курса.

Проведение практических занятий строится на закреплении лекционного курса и результатов самостоятельной работы студентов с экономической литературой по проблемам функционирования и развития национальной экономики.

Семинарские занятия могут быть построены в форме мини-конференций, зачетных опросов по теории, а также в виде дискуссий, позволяющих студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов связана с написанием курсовой работы по актуальным и дискуссионным вопросам изучаемого курса и подготовки докладов для семинаров – конференций по выбранной теме. Написание и защита курсовой работы, подготовка к выступлению с докладами на семинарских занятиях является необходимым элементом самостоятельной работы студента. Это формирует у студента умение работать со специальной, научной литературой, расширяет его кругозор, приобщает к аналитическому мышлению и поиску научных подходов решения конкретных экономических проблем.

 

Требования к обязательному минимуму содержания программы

 

Тенденции развития.

Понятие «национальная экономика». Взаимосвязь национальной и мировой экономики. Цели и задачи исследования национальной экономики. Типы национальных хозяйственных систем. Системный подход к исследованию национальной экономики. Национальная экономика как многоуровневая система страны. Понятие о структуре национальной экономики. Взаимосвязи основных элементов национальной экономики. Этапы реформирования российской экономики и их особенности.

 

Национальной экономики.

Основные понятия и состав потребительского комплекса национальной экономики. Структура отраслей потребительского комплекса национальной экономики. Организационные основы управления и развития потребительского комплекса национальной экономики.

Сущность рекреационного комплекса национальной экономики и его структура. Особенности формирования и развития рекреационного комплекса России. Перечень основных зон рекреации Федерального значения.

 

В национальной экономике.

Внешнеторговый сектор в структуре национальной экономики России. Эволюция системы управления внешнеторговой деятельностью за годы реформ в России. Основные тенденции в развитии внешнеторгового товарооборота. Доля экспорта России в производстве важнейших товаров. Товарная структура экспорта России. Товарная структура импорта России. Конкурентоспособность отечественной промышленности на внешнем и внутреннем рынках. Участие России в международном инвестиционном обмене. Классификация видов услуг, их значение. Структура и динамика внешней торговли услугами.

 

Литература основная и дополнительная

Основная литература:

1. Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации. М.: Финансы и статистика. 2002.

2. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. М.: КНОРУС. 2006.352 с.

3. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность /под общей ред. В.И. Лисова. М.: Экономика. 2000.

4. Национальная экономика. Учебное пособие. А.Н.Петров, Т.А. Лаврова, Санкт-Петербур, Изд-во СПбГУЭФ, 2004.

5. Национальная экономика. Учебник /под ред. П.В. Савченко. М.: Экономистъ. 2005. 813 с.

6. Экономическая и национальная безопасность. Учебник /под ред. Е.А. Олейникова. М.: «Экзамен». 2005. 768 с.

Дополнительная литература:

 

1. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 г. №115-Ф3// Собр. законов РФ. 1995.

2. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996.

3. Распоряжение Правительства РФ от 15.08.03 №1163-р «Об утверждении Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2003-2005 годы».

4. Распоряжение Правительства РФ от 11.12.2002 №1764-р «Об утверждении Основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий».

5. Уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и основные параметры прогноза до 2008 года. Министерство экономического развития и торговли РФ. М.: 2005.

6. Аганбегян А.Г. Радикальная реформа хозяйственного управления. – М.: Экономика, 1988.

7. Агафонова А.А. Анализ стратегий и разработка комплексной программы. – М.: Наука, 1990.

8. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал М.: ОАО Издательство «Экономика», 1999.

9. Ансофф И. Стратегическое управление: сокр. перевод с англ. – М.: Экономика, 1989.

10. Аронов А.М., Громов А.В. Ключевые факторы успеха стратегического планирования. – СПб.: Лениздат, 2000.

11. Бункина М.К. национальная экономика. – М.: Дело, 1997.

12. Бурак П.И., Рождественская И.А. Социально-инфраструктурный комплекс города в условиях перехода к рынку. – М.: 1994.

13. Воспроизводство национального богатства в условиях перехода к рынку. – М.: Институт экономики РАН, 1992.

14. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

15. Горбунов А.А., Кулибанов В.С., Капранов С.Е. Экономические аспекты инвестирования региональной экономики. – СПб.: ИСЭП РАН, 1996.

16. Государственное регулирование экономики России: теория, методология, опыт./Отв. ред. Пирогов С.В. – М.: Институт экономики РАН, 1992.

17. Градов А.П. Национальная экономика. – СПб.: Специальная литература, 1997.

18. Демидова Л.Г. Информационно-управленческие системы в прогнозировании и планировании экономики. – СПб.: СПбГУЭФ, 1995.

19. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – М.: Издат центр «Март», 2000.

20. Иванов С.Б. О новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации. М.: МГИМО – РАМИ. 2000.

21. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты /Под ред. Ю. Перского, Н. Калюжновой. М.:ТЕИС. 2003.

22. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. //Дипломатический вестник. 2000. №2. С.3-13.

23. Коржов Г.В. Экономическая безопасность России. М.: ВНИИВС, 1996.

24. Кузык Б.Н. Высокотехнологичный комплекс в экономике России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Институт экономических стратегий. 2002.

25. Курс экономики. Учебник под ред. проф. Райсберга Б.А. – М.: Инфра-М, 2000.

26. Макекадырова А.С., Тарханов А.В. Научные основы национальной экономики. – М.: Изд-во Рос. экон. Акад., 1999.

27. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. – М.: Наука, 1995.

28. Михеев В.А. Социальная политика. Учебно-методическое пособие. М.: РАТС, 1998.

29. Морозова Т.Г. Региональная экономика. – М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 1995.

30. Морозова Т.Г., Пикулькина А.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Изд-во ЮНИТИ-ФАНА, 2000.

31. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. М.: Наука. 2001. 636 с.

32. Новиков Ю.Н. Инвестиционная политика в России. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

33. Орешкин В.А. Внешнеэкономический комплекс России (проблемы и перспективы развития). М.: РИО РТА. 1999.

34. Петров А.Н., Демидова Л.Г. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

35. Петров А.Н.,Кныш М.И. Государственное регулирование экономики. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

36. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. – М.: Экономик, 1999.

37. Российский статистический ежегодник. М., 2006.

38. Россия и страны мира. Статистический сборник. М., 2002.

39. Сакс Д. Рыночная экономика в России. – М.: Экономика, 1994.

40. Сигов В.И., Карпова Г.А., Пинцов С.И. Социология национального управления. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.

41. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М.: Юристъ. 2001. 320с.

42. Шибалкин О.Ю. Проблемы и методы построения сценариев социально-экономических систем. – М.: Наука, 1992.

43. Экономика труда и социально-трудовые отношения. / Под ред. Г.Г.Меликьяна, Р.П.Колосовой. – М., 1996.

44. Экономика современного туризма./Под ред. Карповой Г.А. – СПб.: Герда, 1998.

45. Экономическая безопасность: национальный и международный аспект. Учебно-методич. пособие /под ред. А.П. Балакина, И.С. Цыпина, Ю.Ф. Кваши. М.: ВГНА. 2001.

46. Экономическая безопасность. Производство. Финансы, Банки. /Под ред. В.К.Сенчагова. – М.: Финстатинформ, 1998.

47. Экономическая реформа в регионе: проблемы сочетания федералоьного и территориального аспектов./Отв. ред. А.И.Титаренко. – Екатеринбург, УИФ, Наука, 1994.

48. Экономическая политика России: федеральный и региональный аспекты /под ред. Ф.Ф. Рыбакова, Г.Е. Алпатова. СПб.: ОЦЭиМ. 2002.

49. Экономические журналы: Экономика и жизнь; Вопросы экономики; Экономист; Проблемы прогнозирования; Российский экономический журнал и др.

 

ВОПРОС 1.

Если исследуется национальная экономика как целостная система, то это анализ:

А) Микроэкономический.

Б) Макроэкономический.

В) Позитивный.

Г) Нормативный.

 

ВОПРОС 2.

Проблемы того, «что, как и для кого производить» могут иметь отношение:

А) Только к тоталитарным системам или к обществам, где господствует централизованное планирование.

Б) Только к рыночной экономике.

В) Только к отсталой экономике.

Г) К любому обществу, безотносительно его социально-экономической и политической организации.

 

ВОПРОС 3.

Если утверждается, что две экономические цели взаимоисключают друг друга, то это означает:

А) Невозможность одновременного достижения обеих целей.

Б) Отрицание их в качестве целей, которые должны быть реализованы в Рф.

В) Что реализация одной цели рассматривается как результат достижения другой цели.

Г) Что эти цели имеют количественное выражение.

 

ВОПРОС 4.

Если экономический рост способствует справедливому распределению дохода, то эти две макроэкономические цели:

А) Логически связаны друг с другом.

Б) Противоречат друг другу.

В) Дополняют друг друга.

Г) Взаимоисключают друг друга.

 

ВОПРОС 5.

Экономическая модель не является:

А) Идеальным типом национальной экономики или политики, во имя которых мы должны работать.

Б) Инструментом для экономических прогнозов.

В) Комплексом экономических принципов.

Г) Объяснением, как функционирует экономика или ее отдельные сектора.

 

ВОПРОС 6.

Какая из перечисленных экономических целей имеет точное количественное измерение:

А) Экономическая гарантия.

Б) Полная занятость.

В) Экономическая свобода.

Г) Справедливое распределение дохода.

 

ВОПРОС 7.

Если в обществе объем производственных ресурсов увеличился, то:

А) Будет произведено больше товаров и услуг.

Б) Экономика в состоянии производить больше товаров и услуг.

В) Улучшилась технология производства.

Г) Повысился стандарт жизненного уровня.

 

ВОПРОС 8.

При наличии ряда недостатков у ценового механизма есть одно неоспоримое преимущество:

А) В предоставлении личной свободы всем агентам рынка.

Б) В эффективном распределении ресурсов.

В) В уравнительном распределении дохода.

Г) В стабильном развитии национальной экономики.

 

ВОПРОС 9.

Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство:

А) Распределение денежных доходов в обществе.

Б) Оказывать помощь конкретному потребителю с ограниченными доходами, определяя способы их рационального использования.

В) Определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов.

Г) Определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество, независимо от вкусов и предпочтений какой-то группы или всего населения.

 

ВОПРОС 10.

Какая из характеристик не относится к рыночной экономике:

А) Конкуренция.

Б) Централизованное планирование.

В) Частная собственность.

Г) Свобода предпринимательского выбора.

 

 

ТЕСТ 2.

 

ВОПРОС 1.

ВОПРОС 2.

Налог на добавленную стоимость относится к:

А) Прогрессивным подоходным налогам.

Б) Потоварным налогам.

В) Налогам на имущество.

Г) Налогам на наследство.

 

ВОПРОС 3.

ВОПРОС 4.

Национальная экономика – это:

А) Объект и предмет хозяйственного управления.

Б) Многоуровневая хозяйственная система.

В) Сбалансированная хозяйственная система.

 

ВОПРОС 5.

Процесс регулирования национальной экономики – это:

А) Механизм вмешательства в экономику.

Б) Финансовая, бюджетная и налоговая политика государства.

В) Фискальная и кредитно-денежная политика государства.

Г) Государственное предпринимательство.

Д) Механизм трансфертов и государственных расходов.

 

ВОПРОС 6.

Ресурсный потенциал национальной экономики – это:

А) Способность хозяйственной системы эффективно использовать ресурсы.

Б) Национальное богатство и имущество страны.

В) Природные ресурсы страны.

Г) Материальные, трудовые и финансовые ресурсы страны.

 

ВОПРОС 7.

Коэффициент использования ресурсного потенциала национальной экономики это:

А) Отношение реального ВВП к потенциальному.

Б) Отношение реального ВНП к номинальному.

 

ВОПРОС 8.

Система национального счетоводства это:

А) Развернутая балансовая макромодель национальной экономики.

Б) Инструмент регулирования национальной экономики.

В) Функциональная подсистема национальной экономики.

ВОПРОС 9.

Межотраслевой баланс национальной экономики это:

А) Разработанный В. Леонтьевым метод «затраты выпуск».

Б) Система национального счетоводства в межотраслевой форме.

В) Межотраслевая модель единого национального рынка.

 

ВОПРОС 10.

Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все национальные экономические системы, это:

А) Редкость ресурсов.

Б) Инвестиции.

В) Производство.

Г) Потребление.

 

 

ТЕСТ 3.

ВОПРОС 1.

Каково содержание понятия «трудовой потенциал»?

А) Это занятые в национальной экономике работники.

Б) Это люди, создающие и потребляющие материальные блага.

В) Это количество и качество труда, которым располагает общество.

 

ВОПРОС 2.

Экономически активное население включает в себя:

А) Занятых производством товаров и услуг.

Б) Занятое население и всех безработных, ищущих работу.

В) Занятых ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми.

Г) Занятое население и зарегистрированных безработных.

 

ВОПРОС 3.

Уровень безработицы по методике Международной организации труда (МОТ) рассчитывается как отношение общего числа …

А) Безработных к численности занятого населения.

Б) Безработных к численности трудовых ресурсов.

В) Зарегистрированных безработных к численности трудовых ресурсов.

Г) Безработных к численности экономически активного населения.

 

ВОПРОС 4.

ВОПРОС 5.

В каких отраслях экономики России государственный сектор занимает наибольший удельный вес:

А) В розничной торговле.

Б) В производственной инфраструктуре.

В) В гостиничном хозяйстве и общественном питании.

Г) В сельском хозяйстве.

Д) В добыче сырья.

Е) В производстве одежды и обуви.

Ж) В фундаментальных научно-исследовательских разработках.

 

ВОПРОС 6.

Каким задачам соответствует применение административных методов государственного регулирования экономики:

А) Обеспечение высоких темпов развития национальной экономики.

Б) Укрепление национальной валюты.

В) Выполнение среднесрочных общехозяйственных государственных программ.

Г) Корректировка рыночного механизма там и в той мере, где экономическими методами регулирования корректировать его невозможно и неэффективно.

Д) Сглаживание диспропорций в отраслевой и территориальной структуре экономики страны.

 

ВОПРОС 7.

Какие цели преследует Центральный банк, меняя учетную ставку:

А) Повышение доходов государственного бюджета.

Б) Защита экономики страны от экспансии иностранного капитала.

В) Смягчение циклических колебаний.

Г) Выравнивание платежного баланса.

Е) Стабилизация уровня цен.

 

ВОПРОС 8.

Выделите в порядке значимости четыре основных источника доходов государственного бюджета развитых стран:

А) Доходы от государственной собственности.

Б) Налог на наследство.

В) Чистые поступления от привлечения средств с рынка свободных капиталов.

Г) Налог на добавленную стоимость.

Д) Таможенные пошлины.

Е) Налог на имущество.

Ж) Социальные взносы.

З) Налог на операции с ценными бумагами.

И) Налог на прибыль компаний.

К) Налог на личные доходы.

 

ВОПРОС 9.

Назовите в порядке значимости три главных статьи расходов государственного бюджета из перечисленных ниже:

А) Административно-управленческие расходы.

Б) Выплаты по государственному долгу.

В) Займы и помощь иностранным государствам.

Г) Расходы на социальные услуги: пенсии, пособия, здравоохранение, образование.

Д) Национальная оборона.

Е) Затраты на науку, космос, технический прогресс.

Ж) Расходы на охрану и улучшение окружающей среды.

 

ВОПРОС 10.

Какие из перечисленных ниже налогов могут быть перенесены на конечного потребителя:

А) Акцизы.

Б) Налоги на наследство и дарения.

В) Налог на прибыль компаний.

Г) Налог на добавленную стоимость.

Д) Социальные взносы.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

 

Общие положения

Рабочая программа дисциплины «Национальная экономика» соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования для специальности 080103 «Национальная экономика» и предназначена для студентов специальности «Национальная экономика».

В изучаемом курсе анализируются основные проблемы национальной экономики, пути и методы их решения в современных условиях хозяйствования, особенности совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны, типы воспроизводства населения, использование трудовых ресурсов. Большое значение в курсе уделено проблемам государственного регулирования и прогнозирования национальной экономики в современных условиях хозяйствования. Подробно рассмотрена отраслевая структура национальной экономики и особенности социально-экономического развития регионов, городов и страны в целом.

 

2.2. Требования к уровню освоения дисциплины

Целью дисциплины «Национальная экономика» является изучение студентами теоретических, методологических и методических основ национальной экономики, ведущих тенденций и закономерностей развития хозяйственных систем различного иерархического уровня.

Важнейшие задачи изучаемой дисциплины:

- знакомство с отечественным и зарубежным опытом исследования и управления национальной экономики;

- изучение особенностей социально-экономического развития хозяйственных систем;

- развитие аналитических способностей студентов;

- умение самостоятельно осуществлять сравнительный анализ основных тенденций развития страны, региона, отраслевого комплекса, города, предприятия;

- формирование основ для выработки практических навыков решения социально-экономических проблем национальной экономики.

Изучение студентами данной дисциплины будет способствовать формированию современного экономического мышления, целостного представления о развитии основных элементов национальной экономики.

 

 

2.3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение дисциплины «Национальная экономика»

Распределение часов по учебному плану дисциплины «Национальная экономика» для студентов специальности «Национальная экономика» приведено в таблице 1.

Таблица 1.

  Наименование тем курса     Количество часов:
  Всего в том числе:
лекции семин. и практ. занят.
       
  Тема 1. Национальная экономика: сущность, особенности, тенденции развития.   Тема 2. Механизм рыночной сбалансированности национальной хозяйственной системы.   Тема 3. Особенности прогнозирования и стратегического планирования национальной экономики.   Тема 4. Система потенциалов национальной экономики.                                       -          
  Тема 5. Государственное регулирование национальной экономики в современных условиях.   Тема 6. Потребительский и рекреационный комплекс национальной экономики.   Тема 7. Научный комплекс национальной экономики и его современное состояние.     Тема 8. Внешнеэкономические связи и пропорции в национальной экономике.     Тема 9. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике.   Тема 10. Инвестиционный комплекс национальной экономики: современное состояние и перспективы развития.   Тема 11. Национальная экономика и экономическая безопасность.                                               -       -   -   -      
  Итого:      

 

 

2.4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине «Национальная экономика»

 

Уровень подготовки по дисциплине «Национальная экономика» должен соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине ОПД. Ф.06.05. -«Национальная экономика». Изучив необходимый материал по дисциплине студент должен знать:

- содержание дисциплины «Национальная экономика» и иметь достаточно полное представление о возможностях применения ее положений и выводов в профессиональной деятельности;

- теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;

- системы государственного регулирования национальной экономики, содержание и формы проведения инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, антимонопольной, внешнеэкономической политики;

- основные цели. задачи и функции стратегического планирования; стратегические альтернативы национальной экономики, виды макроэкономических стратегий;

уметь:

- сопоставлять потенциальные возможности развития национального хозяйства и фактическое состояние всех его комплексов;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

- проводить анализ программ социально-экономического анализа, правильно определять эффективные стратегии отдельных хозяйствующих субъектов.

владеть:

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

- основными методами разработки прогнозов и целевых программ социально-экономического и научно-технического развития, эффективного использования ресурсного потенциала;

- методами расчета и комплексного анализа ее основных показателей на основе фактических данных;

- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности.

Для лучшего усвоения теоретического материала в курсе предусматривается проведение семинарских и практических занятий с применением активных форм и методов обучения и написания курсовых работ по проблемным вопросам курса.

Проведение практических занятий строится на закреплении лекционного курса и результатов самостоятельной работы студентов с экономической литературой по проблемам функционирования и развития национальной экономики.

Семинарские занятия могут быть построены в форме мини-конференций, зачетных опросов по теории, а также в виде дискуссий, позволяющих студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов связана с написанием курсовой работы по актуальным и дискуссионным вопросам изучаемого курса и подготовки докладов для семинаров – конференций по выбранной теме. Написание и защита курсовой работы, подготовка к выступлению с докладами на семинарских занятиях является необходимым элементом самостоятельной работы студента. Это формирует у студента умение работать со специальной, научной литературой, расширяет его кругозор, приобщает к аналитическому мышлению и поиску научных подходов решения конкретных экономических проблем.

 

Требования к обязательному минимуму содержания программы

 

Тема 1. Национальная экономика: сущность, особенности,

Тенденции развития.

Понятие «национальная экономика». Взаимосвязь национальной и мировой экономики. Цели и задачи исследования национальной экономики. Типы национальных хозяйственных систем. Системный подход к исследованию национальной экономики. Национальная экономика как многоуровневая система страны. Понятие о структуре национальной экономики. Взаимосвязи основных элементов национальной экономики. Этапы реформирования российской экономики и их особенности.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.236 с.