Постройте обоснование тезиса дедуктивно, индуктивно, по аналогии. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Постройте обоснование тезиса дедуктивно, индуктивно, по аналогии.

2017-11-28 1264
Постройте обоснование тезиса дедуктивно, индуктивно, по аналогии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

а) Крайности сходятся.

б) Я имею право на образование.

в) Деревянное тело плавает на воде и не тонет.

г) Эта партия апельсинов является качественной.

 

3.Построить косвенно обоснование тезиса:

а) Благородные газы не вступает в химические соединения.

б) Юрист обязан знать законы.

в) На поверхности Луны имеются кратеры.

г) Бессмертных людей не существует.

4. Используя знание законов формальной логики и правил аргументации, решите следующие логические задачи:

 

Логические задачи

 

Задача 1. На одном заводе работали три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии: Борисов, Иванов, Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестер. Он самый младший из друзей. Семенов женат на сестре Борисова и старше токаря. Назовите фамилии токаря, слесаря и сварщика.

 

Задача 2. Кондратьев, Давыдов и Федоров живут на нашей улице Один из них – столяр, другой – маляр, третий – водопроводчик. Недавно маляр просил своего знакомого столяра сделать кое-что для своего квартиры, но ему сказали, что столяр работает в доме водопроводчика. Известно также, что Федоров никогда не слушал о Давыдове. Нужно установить, кто чем занимается.

 

Задача 3. В семье трое детей. Тоне вдвое больше лет, чем Гале, тогда как Жене исполнится столько же лет, сколько Тоней сейчас. Кто ин них самый старший, кто самый младший, кто средний по возрасту?

 

Задача 4. В семье четверо детей: 5, 8, 13 и 15 лет. Детей зовут: Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребенку, если одна девочка ходит в детский сад. Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на три?

 

Задача 5. На столе в бутылке, стакане, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода.

В каком сосуде находится каждая из жидкостей, если известно, что:

1) вода и молоко не в бутылке;

2) сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом;

3) в банке не лимонад и не вода;

4) стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.

Тема: Аргументация и коммуникация.

Социально-психологические аспекты аргументации

Основные понятия и термины: коммуникация, деловое общение, монолог, диалог, эристика, спор, дискуссия, софизм, логический парадокс.

1. Сформулируйте тезис монологического выступления на тему
экологической обстановки в нашем городе, приведите к нему
аргументы таким образом, чтобы тезис, аргументы и их
демонстрация составили систему доказательства; проанализируйте
выполненное задание.

2. Выполните предыдущее задание, используя сначала прямое
доказательство, затем косвенное.

3. Определите, какие виды логических аргументов представлены в следующих текстах. (Далее приводятся примеры текстов, которые желательно выбирать, в зависимости от возможностей педагога, из наиболее современных источников).

***

Право на достоинство предполагает, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим личность обращению и наказанию. Об этом говорится в статье 5 Всеобщей декларации прав человека и ст. 21 Конституции Российской Федерации.

В 2004 году преступность в Вооруженных Силах выросла почти на 5% по сравнению с 2003 годом. При этом до 40% преступлений, совершенных в 2004 году, приходится на долю посягательств на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев или, иначе говоря, на неуставные отношения. По сравнению с 2003 годом количество подобных преступлений выросло почти на 20%.

В армейской среде продолжаются и стали уже типичными явления "дедовщины". Этот термин, означавший до середины 1950-х годов уважительное отношение к бывалым солдатам и сержантам, с начала 1970-х годов прочно закрепился в обыденном сознании как обозначение системы социальных отношений среди военнослужащих срочной службы, в которых старослужащие помыкают молодыми солдатами, издеваются над ними и всевозможными способами эксплуатируют их с применением физического насилия.

В воинских подразделениях сложился порядок со специальными ритуалами и идеологией, во многом напоминающий законы уголовной среды. Старослужащие солдаты заставляют молодых исполнять за себя служебные обязанности, а также различные личные поручения, отбирают деньги, продукты питания, предметы обмундирования и личные вещи. Ослушание и неповиновение караются избиениями. В традицию вошли различные формы унижения и подавления личности. Весьма характерно при этом то, что, унижая, запугивая и подвергая насилию молодых солдат, старослужащие, возможно, с молчаливого согласия офицеров, тем самым выполняют порой некие квазидисциплинарные функции, присущие младшим командирам.

К относительно новым явлениям, усугубляющим, а порой и порождающим неуставные отношения, можно отнести существование в воинских коллективах неформальных групп военнослужащих, объединенных по этническому признаку.

Наряду с противоправными действиями старослужащих отмечается и резкое увеличение доли преступлений, совершаемых самими офицерами. Свидетельств рукоприкладства и других вопиющих примеров унижения человеческого достоинства подчиненных со стороны командиров становится все больше.

Участившиеся в последнее время попытки если не оправдать, то хотя бы объяснить неуставные отношения, в том числе и "дедовщину", в Вооруженных Силах состоянием современного общества совершенно неприемлемы. Вооруженные Силы – это государственная организация, и обязанность государства в лице военного командования – принять все предусмотренные законом меры для наведения должного порядка. В целом же государство и общество обязаны признать, что неуставные отношения представляют собой главную проблему не только с точки зрения защиты прав военнослужащих, но и применительно к боеспособности Вооруженных Сил, их моральному духу.

(В. Лукин «О соблюдении прав граждан

в связи с прохождением военной службы по призыву».

Доклад уполномоченного по правам человека в Российской федерации)

 

***

Миграционные и в целом демографические процессы, ставшие предметом изучения в 2002 году, а также тенденции, выявленные в результате исследования, исходное положение – о разворачивающихся в округе процессах развития – не подтвердили. Округ лишен явных институциональных лидеров. Ни один из шести городов (агломераций) – миллионников (Нижний Новгород, Казань, Пермь, Уфа, Самара-Тольятти, Саратов-Энгельс) и ни один из субъектов Федерации, входящих в Приволжский округ – не оказались в состоянии удерживать миграционное притяжение с постоянной силой. Отсутствует отчетливо выраженное тяготение населения в региональные столицы, в том числе и в столицу МФО – Нижний Новгород. Все это является убедительным свидетельством затянувшейся стагнации региональной среды и процессов урбанизации. Демографическая ситуация в округе близка к среднестатистической по стране. Все варианты прогноза показывают, что в ПФО неизбежно произойдет сокращение населения (на 10-27,5% до 2031 г.), в том числе его трудоспособной части (на 19-29%).

Регулирование темпов сокращения населения в решающей степени зависит от миграции и в значительно меньшей степени от рождаемости и смертности. Особенности динамики возрастной структуры населения (его старения, стремительного сокращения трудоспособного контингента и еще более стремительного – детской группы) устойчивы при всех вариантах динамики составляющих прогноза, поэтому могут оцениваться как весьма вероятные. Ситуация такова, что даже значительный приток населения в округ не сможет переломить описанные тенденции. Поэтому речь может идти пока только об их смягчении.

Сельская местность ПФО еще располагает некоторым запасом демографических ресурсов, главным образом в лице тюркского населения. Но данный запас на фоне потерь – незначителен.

Выявленная ситуация в сочетании с жестко-ограничительной миграционной политикой федерального центра, основы которой были нормативно закреплены в 2002 году, угрожает ускорением темпов сокращения населения, дефицитом труда в будущем, усилением черт периферийности у ключевого для развития страны Волго-Уральского региона.

(Петр Щедровицкий,

Сергей Градировский,

Борис Межуев

«ГОСУДАРСТВО. АНТРОПОТОК».

Доклад Центра

стратегических исследований

Приволжского федерального округа)

4. Сформулируйте тезис монологического выступления на любую, близкую вам тему, попробуйте подобрать к нему аргументы, используя все известные вам виды доказательства. (Это задание можно выполнять устно по одному, либо письменно всем студентам сразу, в зависимости от количества студентов, на усмотрение педагога).

 

2.3. Контрольные тестовые задания

 

1. Понятие – это:

а) любое слово;

б) языковая форма, несущая в себе какое-либо принципиально важное

содержание (значение);

в) группа объектов, обозначаемых одним термином;

г) форма мышления, фиксирующая существенные, общие, отличительные

признаки (свойства и отношения) предмета или класса предметов.

 

2. В каких из слов выражены понятия:

а) закон требует;

б) требование закона;

в) смеющийся человек;

г) человек смеется;

д) студент, присутствующий на лекции;

е) движущийся с превышением скорости автомобиль;

ж) автомобиль движется с превышением скорости.

 

3. Понятие «атеист» по объему и содержанию является:

а) единичным;

б) общим;

в) нулевым;

г) конкретным;

д) абстрактным;

е) положительным;

ж) отрицательным;

з) относительным;

и) безотносительным;

к) собирательным;

л) несобирательным.

 

4. Сравнимыми по содержанию среди перечисленных пар понятий являются:

а) прибор, барометр;

б) форма мышления, понятие;

в) четное число, математика;

г) жизнь, планета;

д) бухгалтер, человек;

е) честный, деревянный.

5. Укажите, какие понятия находятся в отношении рода и вида:

а) понятие – отрицательное понятие;

б) содержание понятия – объем понятия;

в) элементарная частица – протон;

г) город – городской район;

д) город – провинциальный город;

е) система права – гражданское право.

 

6. Выберите понятия, находящиеся в отношении противоречия

а) отец – сын;

б) мужчина – женщина;

в) первый этаж – последний этаж;

г) совершеннолетний – несовершеннолетний;

д) горький – сладкий;

е) правая рука – левая рука.

 

7. Деление понятия – это:

а) логическая операция с содержанием понятия;

б) переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом;

в) операция расчленения объема понятия на совокупность взаимно непересекающихся непустых подмножеств (частей объема).

 

8. К приемам мышления, сходным с определением относятся:

а) сравнение;

б) аналогия;

в) описание;

г) сопоставление;

д) характеристика;

е) указание;

ж) уточнение;

з) различение.

 

9. Логическими значениями суждения являются:

а) истина или ложь;

б) правильность или неправильность;

в) справедливость или несправедливость;

г) обоснованность или необоснованность;

 

10. В каких из перечисленных предложений выражены суждения:

а) «Жизнь есть деяние» (М.Горький).

б) «Что день грядущий мне готовит?» (А.С.Пушкин)

в) Один в поле не воин.

г) «Что яростной толпе сраженный гладиатор?» (М.Ю.Лермонтов)

д) Ищите женщину.

е) Давайте восклицать, друг другом восхищаться!

 

11. Какой логической форме соответствует суждение, содержащееся в предложении «Не все то золото, что блестит»:

а) Все S есть P;

б) Некоторые S есть P;

в) Ни один S не есть P;

г) Некоторые S не есть P.

 

12. В каких из приведенных суждений S и P оба распределены:

а) Чудес на свете не бывает.

б) Не всякий спор приводит к истине.

в) Каждый из родителей старше своих детей.

г) Некоторые из мужчин являются убежденными холостяками.

 

13. Какие суждения будут непременно истинными, если известно, что суждение Некоторые S есть P является ложным:

а) Ни один S не есть P;

б) Некоторые S не есть P;

в) Все S есть P;

 

14. Выделите среди перечисленных суждений модальные:

а) Возможно, среди планет Солнечной системы есть обитаемые.

б) Мой друг – студент.

в) Запрещается переходить улицу на красный свет.

г) Некоторые грибы ядовиты.

д) Я уверен в истинности данного суждения.

е) Некоторые рассуждения противоречивы.

ж) Противоречия в рассуждениях недопустимы.

 

15. Конъюнктивное сложное суждение истинно:

а) тогда и только тогда, когда все входящие в его состав простые суждения одновременно истинны или одновременно ложны;

б) тогда и только тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в его состав простых суждений;

в) тогда и только тогда, когда истинны все простые суждения, входящие в его состав;

г) тогда и только тогда, когда все входящие в его состав простые суждения ложны.

 

16. Какие логические союзы необходимо использовать при составлении формулы сложного суждения, чтобы она удовлетворяла условию: «только одно из высказываний p, q, r истинно»:

а) эквиваленция;

б) конъюнкция;

в) строгая дизъюнкция;

г) отрицание.

 

17. Каковы логические значения суждений p и q, если сложное суждение строгой (исключающей) дизъюнкции между ними является ложным:

а) оба суждения ложны;

б) p - истинно, q- ложно;

в) p – ложно, q – истинно;

г) оба суждения истинны;

 

18. По характеру связи заключения с посылками умозаключения делятся на:

а) демонстративные;

б) непосредственные;

в) опосредованные;

г) правдоподобные.

 

19. Какой вид непосредственного умозаключения использован в следующем рассуждении – «Ни один человек не живет два века, следовательно, неверно, что некоторые люди живут два века»:

а) превращение;

б) обращение;

в) противопоставление предикату;

г) вывод по логическому квадрату.

 

20. Какие из перечисленных характеристик соответствуют дедуктивным умозаключениям:

а) опосредованная форма умозаключения;

б) демонстративное умозаключение;

в) состоит только из простых суждений;

г) заключение выводится из посылок по определенным логическим правилам;

д) истинность посылок обеспечивает истинность заключения;

е) заключение является вероятностным суждением;

ж) заключение имеет ту же или меньшую степень общности в сравнении с посылками.

 

21. Средний термин (M) простого категорического силлогизма находится:

а) только в заключении;

б) в обеих посылках и отсутствует в заключении;

в) только в большей посылке;

г) только в меньшей посылке;

д) в большей посылке и заключении;

е) в меньшей посылке и заключении.

22. Фигуры силлогизма (разновидности его логической формы) определяются по:

а) расположению большего термина в посылке и заключении;

б) расположением среднего термина;

в) месту, которое занимает в посылке и заключении меньший термин;

г) расположением большего и меньшего термина в посылках.

 

23. Установите, в каких силлогизмах термин «студент» является меньшим термином:

а) Некоторые студенты – полиглоты, значит, они знают много языков, так как полиглоты владеют многими языками.

б) Л. Должен сдавать сессионные экзамены, значит, он – студент, так как все студенты сдают сессионные экзамены.

в) Некоторые студенты не посещали лекции профессора Д., поэтому они не сдадут экзамен, потому что все, кто не посещает лекции профессора Д., не сдают экзамен.

г) К. – студент и владелец автомобиля, значит, некоторые владельцы автомобилей – студенты.

 

24. Из приведенных простых категорических силлогизмов выберите сокращенные формы (энтимемы):

а) Выступающий допустил нарушение закона тождества, так как он произвел подмену понятия.

б) Б.Рассел – известный логик и известный философ XX века, следовательно, некоторые из известных философов XX века являются также и известными логиками.

в) У хороших учителей не бывает плохих учеников, значит, ты не являешься хорошим учителем.

г) Все пожилые люди нуждаются в помощи, а мой родственник в ней не нуждается, так как он – не пожилой.

 

25. Правильный модус умозаключения логики высказываний (дедуктивного вывода из сложных посылок) – это:

а) форма рассуждения, приводящая к не достоверному, а только вероятному заключению;

б) форма рассуждения, соответствующая правилам вывода;

в) форма рассуждения, в котором из истинных посылок всегда следует достоверное заключение.

26. Укажите умозаключения, соответствующие схеме рассуждения modus ponens:

а) Некоторые политики имеют много недостатков. Это следует из того, что «тот, кто имеет много недостатков, легко находит их у других» (адыгейская пословица), а некоторые политики легко находят недостатки у других.

б) Если человек является моим другом, я никогда не предам его, а Н. – мой друг, поэтому я не предам его никогда.

в) Если суд убеждается в подложности документов, он устраняет их из числа доказательств. Следовательно, данный документ является подложным, так как суд устранил его из числа доказательств.

г) Если у меня есть деньги, я обычно покупаю себе интересные книги. Сегодня у меня есть деньги, следовательно, я могу купить себе интересную книгу.

 

27. Схема разделительно-категорического умозаключения:

а) если a, то b; если b, то c; a или b, следовательно, b или c;

б) a или b; a, следовательно, не-b;

в) если a, то b; не-b, следовательно, не-a.

 

28. Укажите умозаключения, являющиеся конструктивными дилеммами:

а) Рассуждение Сократа: Если смерть – переход в небытие, то она – благо. Если смерть – переход в мир иной, то она – благо. Но смерть – это или переход в небытие, или переход в мир иной. Следовательно, она – благо.

б) Если человек умен, то он увидит свою ошибку. Если он искренен, то признается в ней. Но этот человек или не видит своей ошибки, или не признается в ней. Значит, он или не умен, или не искренен.

в) Если он отправится в город, то должен будет платить за проезд и за пребывание в гостинице. Но он не может заплатить ни за то, ни за другое. Значит, он не может отправиться в город.

г) Если тебе попадется хорошая жена, ты будешь счастливым исключением; если плохая, то будешь философом, как я. Но тебе попадется хорошая или плохая жена, следовательно, ты будешь или счастливым исключением, или философом (ответ Сократа молодому афинянину на вопрос о том, следует ли жениться).

29. Достоверное заключение дает:

а) полная индукция;

б) неполная популярная индукция;

в) неполная научная индукция.

 

30. В связи с особенностями заключения аналогия:

а) может выступать средством доказательства;

б) не может выступать средством доказательства.

 

31. Основные законы логики выражают связи между формами мышления в рассуждениях, отвечающих следующим условиям:

а) речь ведется об одном и том же объекте мысли;

б) речь ведется о разных объектах мысли;

в) объект может рассматриваться в разных отношениях;

г) объект рассматривается в одном и том же отношении;

д) объект рассматривается в один и тот же момент времени;

е) объект может быть рассмотрен в различные моменты времени.

 

32. Укажите те пары суждений, в которых замена одного суждения другим приведет к нарушению закона тождества:

а) «Все суждения – предложения» и «Среди предложений есть суждения».

б) «Осень в этом году была холодной и дождливой» и «Холодно и дождливо было этой осенью».

в) «Коль зима без снега, то лето без хлеба» и «И зима не без с снега, и лето не без хлеба».

г) «Если он опоздал, то, значит, пришел не вовремя» и «Если он пришел не

вовремя, то, значит, опоздал».

д) Все в нашей компании от этих слов покатились со смеху» и «Все в нашей компании после этих слов захихикали».

 

33. Требования какого из основных законов мышления не выполнены в следующем примере: «Прошу вашего разрешения развести меня с Царевым Николаем Михайловичем без моего присутствия, но я согласия на развод не даю (из заявления в суд):

а) закона тождества;

б) закона противоречия;

в) закона исключенного третьего;

г) закона достаточного основания.

 

34. Доказательство – это:

а) способ убеждения кого-либо в правоте определенной точки зрения;

б) логический прием по обоснованию истинности каких-либо суждений на

основании привлечения здравого смысла;

в) обоснование истинности какого-либо суждения с помощью суждений,

истинность которых установлена ранее.

 

35. К доказательству от противного прибегают:

а) в любом случае;

б) с целью запутать оппонента в споре;

в) в случае невозможности осуществить прямое доказательство.

 

36. Аргументы доказательства должны удовлетворять следующим требованиям:

а) их должно быть не менее двух;

б) они должны быть сильными;

в) они должны быть истинными;

г) они должны быть обоснованы независимо от тезиса;

д) они должны быть взаимосвязанными друг с другом;

е) они не должны противоречить друг другу;

ж) их совокупность должна быть достаточным основанием для тезиса.

 

37.Демонстрация может строиться по форме:

а) дедуктивного умозаключения;

б) умозаключения по аналогии;

в) полной индукции.

 

38. Какое из перечисленных суждений можно считать тезисом, если в качестве аргументов выступают суждения «Ни один шотландец не ездит на такси. Все шотландцы очень бережливы»:

а) Все, кто ездит на такси, не очень бережливы.

б) Все бережливые шотландцы не ездят на такси.

в) Некоторые из тех, кто очень бережлив, не ездит на такси.

 

39. К какому виду относится доказательство, построенное по форме «либо p, либо q, либо r; но неверно, что p и неверно, что q; следовательно, r:

а) прямое доказательство;

б) косвенное доказательство методом от противного;

в) косвенное доказательство методом последовательного исключения случаев;

г) косвенное доказательство методом сведения к абсурду.

 

40. Формальная логика изучает мышление с точки зрения:

а) его побудительных мотивов;

б) эффективности сбора, переработки и хранения информации;

в) его структуры, формы;

г) его физиологических основ.

41. Семантические категории – это:

а) любые знаки какой-либо произвольно взятой знаковой системы;

б) устойчивые элементы какой-либо формальной системы, имеющие смысл при любых обстоятельствах;

в) классы языковых выражений, отличающиеся друг от друга типом выражаемых ими смыслов и обозначаемых объектов мысли.

42. Среди перечисленных терминов к дескриптивным относятся:

а) Марс;

б) студент;

в) невозможно, чтобы;

г) многие;

д) прямоугольный;

е) если, то.

 

43. Логическая форма мысли – это:

а) языковое выражение мысли;

б) четкая последовательность движения мысли в рассуждении;

в) способ связи частей содержания какой-либо мысли, выражаемый посредством символического языка логики.

 

44. Какие логические термины необходимо использовать для символической записи высказывания «Я отправлюсь в туристическую поездку только в том случае, если успешно сдам сессию и буду иметь необходимую сумму денег»:

а) конъюнкция;

б) дизъюнкция;

в) импликация;

г) эквиваленция;

д) отрицание;

е) квантор общности;

ж) квантор существования.

 

45. В высказывании «Не всякий пишущий – писатель» использованы дескриптивные имена:

а) индивидов;

б) классов;

в) свойств и отношений.

 

Задания для контрольных работ

Курс логики и теории аргументации для студентов заочного отделения предполагает выполнение контрольной работы. В нее включаются упражнения, практические задания, задачи, а так же отдельные вопросы теоретического характера. Варианты контрольной работы определяются преподавателем для студентов каждой группы.

Примерные варианты контрольных работ:

Вариант 1

1. Какие суждения выражены в следующих предложениях:

а) белые начинают и выигрывают;

б) безвыходных ситуаций не бывает.

Запишите логическую форму каждого суждения.

 

2. Если известно, что частноотрицательное суждение ложно, то какие логические значения будут иметь противоречащее и противоположное для него суждения?

 

3. Найдите и назовите ошибку в умозаключении, в форме которого построен следующий софизм: «Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Следовательно, лекарства нужно принимать как можно больше».

 

4. Определите отношение между объемами понятий, результат изобразите кругами Эйлера:

а) понятие, единичное понятие, общее понятие, конкретное понятие;

б) высокий, низкий;

в) совершеннолетний, несовершеннолетний;

г) древний грек, древний римлянин.

 

5. Какой логический закон нарушен в рассуждении: «Все сотрудники нашего офиса – дисциплинированные люди, а за последний месяц у нас только два прогула без уважительной причины». Результат запишите в виде формулы.

 

6. Используя знание законов формальной логики и правил аргументации, решите следующие логические задачи:

Кондратьев, Давыдов и Федоров живут на нашей улице. Один из них - столяр, другой - маляр, третий - водопроводчик. Недавно маляр просил своего знакомого столяра сделать кое-что для своего квартиры, но ему сказали, что столяр работает в доме водопроводчика. Известно также, что Федоров никогда не слышал о Давыдове. Нужно установить, кто чем занимается.

Вариант 2

1. Определите, какие из суждений, связанных с данным по логическому квадрату, непременно истинны: «Не все студенты успешно сдают экзамен по логике».

 

2. На основе данных терминов составьте простое и сложное истинные суждения:

умеющий писать

умеющий читать

 

3. Определите вид умозаключения, представленного в следующем рассуждении и ошибку, которая допущена: «Ни один профессор – не человек. Это следует из того, что все студенты люди, а ни один профессор – не студент».

 

4. Определите отношения между объемами понятий. Результат изобразите кругами Эйлера:

а ) сантиметр, метр, километр;

б) экзамен, сданный на 2; экзамен, сданный на 5; экзамен по математике.

 

5. Какой логический закон нарушен в рассуждении: «В нашей стране все большее число людей увлекается астрологией, что свидетельствует о научности и доказательности ее построений».

 

6. Используя знание законов формальной логики и правил аргументации, решите следующие логические задачи:

В семье трое детей. Тоне вдвое больше лет, чем Гале, тогда как Жене, исполнится столько же лет, сколько Тоне сейчас. Кто из них самый старший, кто самый младший, кто средний по возрасту?

Вариант 3

1. Определите отношения между объемами понятий. Изобразите результат круговыми схемами.

 

· час, минута, секунда;

· глубокое озеро, мелкое озеро.

2. Правильно ли ограничены или обобщены понятия? Если нет, исправьте ошибки.

· роза – букет роз;

· животное – млекопитающее;

· здание – корпус заводского цеха.

3. Правильно ли осуществлено деление понятий?

 

Улицы делятся на широкие, узкие, центральные, городские.

4. Выражены ли суждения в следующих предложениях? Определите вид суждения, выделите логическую форму. Например: Луна – спутник Земли. – Выражено суждение, простое, атрибутивное.

а) Сегодня с утра шел снег, хотя по календарю еще осень.

б) Человек человеку - друг.

в) Будьте здоровы!

5. Установите логическое значение суждений, связанных по логическому квадрату с суждением Е, если известно, что оно ложно.

 

6. Определите логическую форму суждений, которые являются противоположным и противоречащим для данного по логическому квадрату. Пример: Дано суждение: некоторые S есть P. Противоречащее для него – ни один S не есть P.

Вариант 4

1. Определите отношения между объемами понятий. Изобразите результат круговыми схемами.

· метр, сантиметр, километр;

· человек высокого роста, человек низкого роста.

2. Правильно ли ограничены или обобщены понятия? Если нет, исправьте ошибки.

· Конфета – коробка конфет;

· Музыкант – композитор;

· Транспорт – автобус.

3. Правильно ли осуществлено деление понятий?

 

Шахматные фигуры делятся на белые и черные, деревянные и пластмассовые.

4. Выражены ли суждения в следующих предложениях? Определите вид суждения, выделите логическую форму. Например: Собака – друг человека. – Выражено суждение, простое, релятивное.

а) Белые начинают и выигрывают.

б) Давайте помогать друг другу.

в) Безвыходных ситуаций не бывает.

5. Установите логическое значение суждений, связанных по логическому квадрату с суждением J, если известно, что оно истинно.

 

6. Определите логическую форму суждений, которые являются противоположным и противоречащим для данного по логическому квадрату. Пример: Дано суждение: некоторые S есть P. Противоречащее для него – ни один S не есть P.

Вариант 5

1. Установите распределенность терминов в суждении:

Не всякий спор приводит к истине.

Результат изобразите круговыми схемами (кругами Эйлера).

 

2. По отношению к данному суждению образуйте противоположное и противоречащее. Определите логические значения образованных суждений.

Ничто не возникает из ничего.

3. Приведите пример сложного высказывания, которое соответствовало бы следующей логической форме (а ν в) «с

Назовите типы связей между суждениями а, в и с в формуле.

 

4. Приведите примеры корректного и некорректного (в логическом значении) вопросов. Обоснуйте, почему Вы считаете вопрос корректным или некорректным.

 

5. Сделайте заключение из посылок. Проверьте его достоверность по общим и специальным правилам простого категорического силлогизма:

Демокрит жил в 5 в. до н. э.

Демокрит был выдающимся философом.

Следовательно......

 

6.Определите вид умозаключения на основе сложных суждений. Правильно ли сделан вывод?

Если человек мог для него что-нибудь сделать и делал, то он считал его приятным. Если человек ничего для него не делал, то он относил его к неприятным. А так как каждый человек либо мог для него чего-нибудь сделать, либо нет, то всех людей он относил либо к приятным, либо к неприятным.

 

7. Приведите примеры понятий, отношения между объемами которых соответствовали бы следующей графической схеме:

 

 

8. Правильно ли произведено обобщение понятий: исправьте ошибки, если они есть:

Суждение – форма мышления.

Буква – алфавит.

Скрипач – оркестр скрипачей.

Психология – наука.

 

9. Разделите понятие: «логический союз». Укажите основание деления.

 

10. Что такое софизм? Приведите пример софизма.

Вариант 6

1. Приведите пример суждения, в котором отношение между терминами соответствовало бы приведенной схеме:


 

 

Укажите тип суждения и обозначьте знаками «+» и «-» распределенность терминов.

 

2. По отношению к данному суждению образуйте противоположное и противоречащее. Определите логические значения образованных суждений.

Не все сбывается, что желается.

3. Средствами языка логики выразите следующее сложное высказывание (составить формулу).

Если воспитанный человек никогда не поставит в неловкое положение другого, то невоспитанный может это сделать и даже посмеяться над другим.

4. Приведите примеры корректного и некорректного (в логическом значении) вопросов. Обоснуйте, почему Вы считаете вопрос корректным или некорректным.

 

5. Сделайте заключение из посылок. Проверьте его достоверность по общим и специальным правилам простого категорического силлогизма:
Некоторые офицеры – артиллеристы. Матвеев служит в артиллерии.
Следовательно

 

6.Определите вид умозаключения на основе сложных суждений. Правильно ли сделан вывод?

Если я воспользуюсь на экзамене шпаргалкой, то это может заметить экзаменатор, и провал обеспечен. А если я буду надеяться только на свою память, то уж что-нибудь я всегда отвечу, т.е. не провалюсь. Я всегда имею выбор: пользоваться шпаргалкой или надеяться только на свою память. Значит, я либо могу провалиться, либо не провалюсь.

7. Приведите примеры понятий, отношения между объемами которых соответствовали бы следующей графической схеме:

 

 

8. Правильно ли произведено ограничение понятий. Исправьте ошибки, если они есть.

Книга – страница.

Буква – буква «а».

Энциклопедия – энциклопедический словарь.

Умозаключение – энтимема.

Ответ поясните.

 

9. Разделите понятие: «суждение». Укажите основание деления.

 

11.Что такое софизм? Приведите пример софизма.

 

Требования к промежуточной аттестации

Требования к контрольной работе для студентов заочного отделения: контрольная работа выполняется в период между сессиями по предложенным преподавателем вариантам и сдается до экзамена по дисциплине. Контрольная работа оценивается по принципу зачтено/незачтено. Работа зачитывается при наличии не менее 70% правильно выполненных заданий.

Требования к промежуточной аттестации для студентов дневного отделения: студент может быть аттестован по дисциплине при проведении промежуточной аттестации при условии предоставления преподавателю всех выполненных обязательных заданий для самостоятельной работы.

 

2.6. Тематика и методические рекомендации для курсовой работы

Студенты дневного отделения (по выбору) и заочного отделения (обязательно) пишут по курсу логики и теории аргументации курсовые работы.

Примерная тематика курсовых работ

1. Логические парадоксы: понятие и значение.

2. Паралогизмы и софизмы: понятие, различие, место в PR-аргументации.

3. Спор как разновидность аргументации: виды и цели споров.

4. Правила ведения споров и ошибки в спорах.

5. Дискуссия как разновидность аргументации.

6. Вопросы: понятие, виды, использование в PR-работе.

7. Диалог, виды и структура диалога.

8. Общение и понимание в PR-деятельности.

9. Аргументация: понятие, виды, значение в PR-деятельности.

10. Доказательство: понятие, структура, функции в PR-работе.

11. Ловушки языка и логические ошибки.

12. Логика принятия решений.

13. Риторические приемы в аргументации.

14. Критика и опровержение.

15. Монолог как модель коммуникации.

16. Логика поведения в общении.

 

Требования к выполнению курсовой работы

Тема курсовой работы может быть выбрана из примерного перечня или определена индивидуально.

Курсов


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.356 с.