Инфекция. Врожденный иммунитет — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Инфекция. Врожденный иммунитет

2017-11-28 169
Инфекция. Врожденный иммунитет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАНЯТИЕ 1.3.1

Инфекция. Врожденный иммунитет

 

Цель занятия: изучить роль микро- и макроорганизма в развитии инфекционного процесса; условия возникновения инфекционного процесса; свойства возбудителей. Изучить виды и формы иммунитета, врожденный иммунитет.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного процесса. Механизмы передачи инфекции. Формы инфекционного процесса.
  2. Стадии развития и характер протекания инфекционной болезни.
  3. Патогенность и вирулентность бактерий. Характеристика факторов патогенности.
  4. Понятие об иммунитете, виды иммунитета.
  5. Неспецифические факторы защиты организма человека:

• механические барьеры;

• физико-химическая защита (рН среды, ферментативная активность

лизоцима, пепсина и др.);

• клеточные факторы защиты (фагоцитоз, фагоцитирующие клетки и их
классификация). Механизм и фазы фагоцитоза. Завершенный и

незавер­шенный фагоцитоз;

• гуморальные неспецифические факторы защиты (система комплемента,
β-лизины, интерфероны, лейкины, противовирусные ингибиторы,

лизоцим и др.).

6. Иммунобиологическое значение интерферонов. Их получение,

использо­вание.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

определять факторы патогенности (вирулентность) микробов; дать оценку значимости факторов врожденный иммунитет.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

о биологических методах исследования и их применении для изучения инфекционного процесса..

Работа № 1. Методы определения факторов патогенности и вирулентности микроорганизмов (на примере золотистого стафилококка)

Цель: изучить методы определения факторов патогенности и вирулентности золотистого стафилококка.

 

Самостоятельная работа:

 

а) регистрировать результат плазмокоагулазной активности золотистого стафилококка при посеве в цитратную плазму крови. Сделать вывод.

«О» - посев S. aureus в цитратную кроличью плазму крови.

«К» - цитратная кроличья плазма

 

 

 

 

«К» «O»

Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­___________

б) регистрировать результат фибринолитической активности золотистого стафилококка при посеве на свернутую сыворотку. Сделать вывод.

«К» - свернутая сыворотка

«О» - посев культуры в свернутую сыворотку

       
   

 


«К» «О»

Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) зарегистрировать результаты опыта по выявлению лецитиназной активности у золотистого стафилококка при посеве на желточно-солевой агар (ЖСА).

 

 

Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) регистрировать результат опыта по выявлению гемолитической активности у золотистого стафилококка при посеве на кровяной агар. Сделать вывод.

 

 
 

 


Результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Свойства возбудителей

Патогенность - это видовой признак, определяющий способность определенного вида микроорганизмов вызывать инфекционный процесс у определенного вида макроорганизма.

Вирулентность - фенотипический признак микроорганизма, мера патогенности

 

Факторы патогенности

I. Адгезии и колонизации.

 

Адгезия - это пусковой момент инфекции. Адгезия обусловлена чувствительностью микроба к рецепторам клеток хозяина и органотропностью (комплементарное взаимодействие макромолекул на поверхности микроба с рецепторами эукариотической клетки).

Адгезины - структуры микроба (макромолекулы) ответственные за прилипание, т.е. связывание с клетками хозяина.

Адгезины:

- Гр+ бактерий - основные белки (они активируют транслокацию микроба вглубь эпителиальной клетки) и тейхоевые кислоты клеточной стенки;

- Гр- бактерий - белки наружной мембраны, ЛПС и фимбрии (пили первого или общего типа);

- капсульных бактерий – капсула;

- микоплазм - макромолекулы, входящие в состав выростов цитоплазматической мембраны;

- вирусов - специфические структуры белковой или полисахаридной природы.

Колонизация зависит как от дозы микробов, так и количества рецепторов для них

на поверхности клеток макроорганизма.

При отсутствии адгезинов и комплементарных рецепторов инфекционный процесс не развивается.

 

III. Факторы персистенции

Персистенция - длительное переживание возбудителя в организме

 

Факторы Механизмы персистенции
Капсула, оболочечный антиген Экранирование клеточной стенки и препятствие фагоцитозу
L-формы Утрата клеточной стенки
Антигенная мимикрия Антигенное сходство с клетками макроорганизма
Секретируемые микробные факторы - антилизоцимная активность (АЛА) - антикомплементарная активность (АКА) - антииммуноглобулиновая активность (АИГА) - антиинтерфероновая активность (АИА) Инактивация механизмов естественной (неспецифической) защиты хозяина

 

Методики выявления:

а) плазмокоагулазной активности бактерий

Посев выделенной культуры бактерий проводят в разведённую физ. раствором 1:4 стерильную цитратную плазму крови. Пробирки ставят в термостат при 37°С на 2 - 5 часов. При наличии у выделенной культуры фермента плазмокоагулазы происходит коагуляция плазмы, а при отсутствии данного фермента жидкость будет прозрачной.

б) фибринолитической активности бактерий

Продлив время пребывания пробирок в термостате, можно наблюдать растворение сгустка, что свидетельствует о наличии фибринолитической способности изучаемого штамма.

в) лецитиназной активности бактерий

Лецитиназная активность проявляется при посеве на агар с яичным желтком в образовании вокруг колоний характерного помутнения с радужным венчиком.

г) гемолитической активности бактерий

Гемолитическая активность проявляется при посеве на кровяной агар образованием вокруг колоний зоны просветления.

Работа № 2. Экспериментальное заражение животных

 

Цель: ознакомиться с техникой заражения животных (фильм).

 

Самостоятельная работа: используя теоретическую справку и учебный фильм, ответить на воросы:

- значение экспериментального заражения животных в диагностике;

- отбор животных для экспериментального заражения;

- подготовка животного;

- способы заражения животного.

Теоретическая справка

Самостоятельная работа во внеурочное время

Нарисовать схему «Этапы развития стафилококковой инфекции и с учетом факторов патогенности возбудителя».

 

Работа № 6. Фагоцитоз

 

Цель: Микроскопировать готовые препараты-мазки стафилококка и гонококка. Зарисовать в тетради картину фагоцитоза микроорганизмов. Выявить отличительные особенности завершенного (№ 1) и незавершенного (№ 2) фагоцитоза в препаратах-мазках. Сделать вывод.

Работа № 3

Бактерицидная функция кожи

 

Важным фактором неспецифической резистентности является функция кожи как механического барьера для внедрения паразита. Отторжение верхних слоев эпидермиса, секреты сальных и потовых желез способствуют их удалению с поверхности кожи. Существенную роль в элиминации микробов с поверхности кожи играют различные микробоцидные субстанции (молочные и жирные кислоты и др.), обеспечивающие ее «самоочищение». Поэтому различные микроорганизмы, не являющиеся ее постоянными обитателями, не могут в течение продолжительного времени сохраняться на коже. Бактерицидность кожных секретов зависит от их кислотности.

Работа № 4

Работа № 5

 

Работа № 6

Фагоцитоз

Фагоцитоз (от греч. phagos - пожираю, cytos - клетка), открытый и изученный И.И. Мечниковым, является одним из основных мощных факторов, обеспечивающих резистентность организма, защиту от инородных веществ, в том числе микробов. Это наиболее древняя форма иммунной защиты. Механизм фагоцитоза состоит в поглощении, переваривании, инактивации инородных для организма веществ специализированными клетками - фагоцитами.

Фагоцитарная реакция осуществляется поэтапно. При завершенном фагоцитозе, заканчивающемся разрушением микроба, различают 4 стадии:

1) приближение фагоцита к объекту (положительный хемотаксис) обусловлено наличием специфических рецепторов на мембране фагоцита;

2) прилипание (адгезия) также осуществляется за счет соответствующих рецепторов;

3) поглощение (эндоцитоз, захват) - основная физиологическая функция фагоцитов. Захват крупных частиц происходит за счет обтекания их псевдоподиями без участия специфических рецепторов (фагоцитоз). Бактерии, дрожжеподобные грибы и др. микроорганизмы захватываются посредством рецепторов фагоцитов, распознающих углеводные компоненты поверхностной структуры микроорганизмов (пиноцитоз). В результате захвата образуется фагоцитарная вакуоль - фагосома;

4) переваривание - слияние фагосомы с лизосомой и разрушение микроорганизмов лизосомальными ферментами. Если микробные антигены разрушаются частично, вслед за фагоцитозом начинается антителообразование.

Незавершенный фагоцитоз отличается отсутствием последней стадии - переваривания. Многие вирулентные бактерии часто не погибают и могут длительно находиться внутри фагоцита и даже размножаться внутри них, вызывая их гибель. Выживание микроорганизмов внутри фагоцитов обеспечивают следующие механизмы:

1) одни патогенные агенты способны препятствовать слиянию лизосом с фагосомами (токсоплазмы, микобактерии туберкулеза);

2) другие обладают устойчивостью к действию лизосомальных ферментов за счет наличия микрокапсул (гонококки, стрептококк А);

3) третьи после эндоцитоза покидают фагосому, избегая действия микробоцидных факторов и могут длительно находиться в цитоплазме фагоцитов (риккетсии).

 

Иммуномодуляторы (ИМ)

 

n Иммуномодулирующая терапия - важный метод неспецифической коррекции дисфункций иммунной системы

n ИМ – лекарственные препараты, которые в терапевтических дозах восстанавливают нарушенные функции иммунной системы

n Цель при выборе ИМ – воздействие на те звенья иммунитета, которые нарушаются при внедрении конкретного возбудителя инфекции.

 

Самостоятельная работа во внеурочное время

Схема классификации препаратов:

Название

Классификационное положение

Получение

Применение

Способ применения

Интерферон лейкоцитарный

 
 


 
 

 
 


Гриппферон

 
 


 
 


 
 


Полиоксидоний

 
 


 
 


Пирогенал

 
 


   
 
 
 


Тактивин

 
 


   
 
 
 


 

 

Подпись преподавателя_________________________________________________________

 

ЗАНЯТИЕ 1.3.1

Инфекция. Врожденный иммунитет

 

Цель занятия: изучить роль микро- и макроорганизма в развитии инфекционного процесса; условия возникновения инфекционного процесса; свойства возбудителей. Изучить виды и формы иммунитета, врожденный иммунитет.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного процесса. Механизмы передачи инфекции. Формы инфекционного процесса.
  2. Стадии развития и характер протекания инфекционной болезни.
  3. Патогенность и вирулентность бактерий. Характеристика факторов патогенности.
  4. Понятие об иммунитете, виды иммунитета.
  5. Неспецифические факторы защиты организма человека:

• механические барьеры;

• физико-химическая защита (рН среды, ферментативная активность

лизоцима, пепсина и др.);

• клеточные факторы защиты (фагоцитоз, фагоцитирующие клетки и их
классификация). Механизм и фазы фагоцитоза. Завершенный и

незавер­шенный фагоцитоз;

• гуморальные неспецифические факторы защиты (система комплемента,
β-лизины, интерфероны, лейкины, противовирусные ингибиторы,

лизоцим и др.).

6. Иммунобиологическое значение интерферонов. Их получение,

использо­вание.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

определять факторы патогенности (вирулентность) микробов; дать оценку значимости факторов врожденный иммунитет.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

о биологических методах исследования и их применении для изучения инфекционного процесса..

Работа № 1. Методы определения факторов патогенности и вирулентности микроорганизмов (на примере золотистого стафилококка)

Цель: изучить методы определения факторов патогенности и вирулентности золотистого стафилококка.

 

Самостоятельная работа:

 

а) регистрировать результат плазмокоагулазной активности золотистого стафилококка при посеве в цитратную плазму крови. Сделать вывод.

«О» - посев S. aureus в цитратную кроличью плазму крови.

«К» - цитратная кроличья плазма

 

 

 

 

«К» «O»

Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­___________

б) регистрировать результат фибринолитической активности золотистого стафилококка при посеве на свернутую сыворотку. Сделать вывод.

«К» - свернутая сыворотка

«О» - посев культуры в свернутую сыворотку

       
   

 


«К» «О»

Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) зарегистрировать результаты опыта по выявлению лецитиназной активности у золотистого стафилококка при посеве на желточно-солевой агар (ЖСА).

 

 

Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) регистрировать результат опыта по выявлению гемолитической активности у золотистого стафилококка при посеве на кровяной агар. Сделать вывод.

 

 
 

 


Результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.