К обучению в школе и диагностика — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

К обучению в школе и диагностика

2017-11-28 89
К обучению в школе и диагностика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ДИАГНОСТИКА

УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Методика 3. Определение продуктивности и устойчивости внимания

Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопро­вождении следующей инструкции:

«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребе­нок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Лан­дольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить ра­боту и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта коман­да, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет ко­личество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту ра­боты и за все пять минут, в течение которых продолжался психо­диагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.



_________ Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников ____________ Продуктивность и устойчивость внимания ребенка опреде­ляются по формуле:

где: S — показатель продуктивности и устойчивости внимания;

./V — количество колец, просмотренных ребенком за минуту (если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в тече­ние пяти минут, следующий показатель п — числу ошибок, до­пущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной форму­лы - 300);

п — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

В процессе обработки результатов вычисляются пять поми­нутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребен­ка над заданием, аналогичный рис. 8. Его интерпретация произ­водится так же, как и для детей дошкольного возраста.

Методика 4. Оценка распределения внимания

Инструкция, которую в этой методике получают дети, ана­логична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный ма­териал используется и в этом опыте. Однако в данном случае де­тям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновре­менно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

Процедура количественной обработки и способ графическо­го представления результатов такие же, как и в предыдущей ме­тодике, но результаты интерпретируются как данные, свидетель­ствующие о распределении внимания.

Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но


Часть 1. Психологическая диагностика

также на его продуктивность и устойчивость. Разде­лить и независимо друг от друга оценить эти свойст­ва внимания не представляется возможным.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух


Часть 1. Психологическая диагностика

частных показателей удовлетворительно оценить ее практичес­ки невозможно. При поступлении ребенка в школу для успеш­ности его обучения в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:

1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих ви­дах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковремен­ной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая инфор­мация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, — учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в дол­говременную память и там надолго сохраняться.

2. Опосредованную память, Которая характеризуется наличи­ем и самостоятельным, инициативным использованием ребен­ком различных средств запоминания, хранения и воспроизведе­ния информации.

3. Важно также правильно и точно оценить динамические осо­бенности процесса запоминания и припоминания, включая та­кие показатели, как динамичность заучивания и его продуктив­ность, количество повторений, необходимых для безошибочно­го припоминания определенного набора единиц информации.

Рассмотрим способы определения всех этих видов и показа­телей памяти по порядку, но прежде сделаем следующее замеча­ние, которое необходимо принимать во внимание в процессе пси­ходиагностики памяти.

Память ребенка младшего школьного возраста, как и его вни­мание, должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо де­лать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касает­ся общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребен­ка, то они имеют условное значение и только в общем характе­ризуют то, в какой степени развитой является его память.

Если большинство отдельных показателей, относящихся к ча­стным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные нахо­дятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уве­ренностью судить о том, что память ребенка хорошая или сред­няя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, мо­гут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некото-


Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

рых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выво­дах о состоянии памяти ребенка мы будем больше опираться на частные показатели.

Оценка результатов

10 баллов получает ребенок, имеющий объем кратковремен­ной памяти, равный 8 и более единицам. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов10 — по­лучают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковре­менной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается объем кратковременной памяти ре­бенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Такое же количество баллов8 — получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объем кратковременной па­мяти, равный 6-7 единицам.

4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем крат­ковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же ко­личеством баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам.

1 Аналогичный способ оценивания и интерпретации данных применим в случаях диагностики кратковременной слуховой и двигательной памяти.


Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

2 балла ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 едини­цы. Столько же баллов получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объем его кратковременной памяти равняет­ся 2-3 единицам.

В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имею­щая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребенок с объемом кратковременной памяти, равным 0-1 единице.

Выводы об уровне развития

Выводы о готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе на основании оценок объема их кратковременной памя­ти производятся следующим образом.

Полностью готовыми к обучению в школе и имеющими хо­рошо развитую по объему кратковременную память считаются дети, получившие 10 баллов.

В общем готовыми к обучению в школе и имеющими средне­развитую по объему кратковременную память считаются дети, получившие по описанной методике 8 баллов.

Не вполне готовыми к обучению являются дети, чей объем кратковременной памяти был оценен в 4 балла.

Не готовыми еще к обучению считаются дети с объемом крат­ковременной памяти, оцененным в 2 балла.

Наконец, совершенно не готовыми к обучению в школе яв­ляются дети с 0-й оценкой объема кратковременной памяти.

Оценка результатов

Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на иденти­фикацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время рабо­ты ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками счита-


Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

ются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, ко­торые ребенок не смог за отведенное время найти, т.е. пропустил. Замечание. Эта методика не имеет стандартизированных пока­зателей, поэтому выводы об уровне развития памя­ти ребенка на ее основе, равно как и на основе анало­гичной методики для оценки зрительной оператив­ной памяти, которая была описана ранее, не делают­ся. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных детей и у одних и тех же детей при их повторном обследовании, делая относитель­ные выводы о том, как память одного ребенка отли­чается от памяти другого ребенка, или о том, какие изменения со временем произошли в памяти данно­го ребенка.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высоко развитая опосредованная слуховая

память. 8-9 баллов — высоко развитая опосредованная слуховая память. 4-7 баллов — средне развитая опосредованная слуховая память. 2-3 балла — низко развитая опосредованная слуховая память. 0-1 балл — слабо развитая опосредованная слуховая память.

Оценка результатов

В соответствии с полученными данными о динамике процес­са заучивания ребенок получает одну из трех оценок по следую­щей шкале:

Достаточно динамичный процесс заучивания — отлично. Среднединамичный процесс заучивания — удовлетворительно. Нединамичный процесс заучивания — неудовлетворительно. Продуктивность процесса заучивания оценивается иначе, в баллах при помощи следующей шкалы:

10 баллов — ребенок сумел запомнить и безошибочно воспро­извести все десять слов, затратив на это меньше, чем шесть повторений, т.е. не более пяти. 8-9 баллов — ребенок сумел воспроизвести все 10 слов ровно за

шесть повторений. 6-7 баллов — за шесть повторений ряда ребенку удалось пра­вильно воспроизвести от 7 до 9 слов. 4-5 баллов — за шесть повторений ряда ребенок сумел верно вос­произвести 4-6 слов. 2-3 балла — за шесть повторений ряда ребенку удалось пра­вильно вспомнить только 2-3 слова. 0-1 балл — за шесть повторений ребенок сумел воспроизвес­ти всего лишь 1 слово или не вспомнил ни одного.

Выводы об уровне развития

Готовыми к обучению в школе считаются дети с высокой и средней динамичностью процесса заучивания (получившие от-


Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

личную и хорошую оценки по данному показателю), а также те, чей результат по методике определения продуктивности процес­са заучивания оказался 8 и выше баллов.

Не вполне готовыми к обучению являются дети, чья динами­ка процесса заучивания была оценена как неудовлетворитель­ная и продуктивность процесса заучивания оказалась на уровне от 4 до 7 баллов.

Совершенно не готовыми к обучению по динамике процесса заучивания являются дети, получившие неудовлетворительную оценку по динамике и меньше 3 баллов по продуктивности заучи­вания.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рас­сказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой дея­тельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

1. Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин. На придумыва­ние темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Методика 14. «Рисунок»

В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бу­маги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок по­лучает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах произ­водятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью тако­го же протокола.

Методика 15. «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.


Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же парамет­рам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вы­лепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, ку­бик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сде­лал сравнительно простую поделку, в которой имеется неболь­шое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, деталь­но проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младше­го школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки вы­браны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: нагляд­но-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соот­ветствующих видах творческой деятельности.

Выводы об уровне развития

Оценка в 10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка за­датков к тому виду деятельности, для которого существенно раз­витие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, без­условно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределах от 8 до 9 баллов, говорит о том, что ребенок вполне готов к обучению в школе.

Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.


Часть 1. Психологическая диагностика

Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в на­чальной школе.

Обработка результатов

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребе­нок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество бал­лов, которое он может получить в этой методике, равно 10. Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но


_______ Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников ____

и другие, достаточно разумные и отвечающие смыс­лу поставленного перед ребенком вопроса.

Описанная методика годится в основном для психодиагнос­тики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале.

Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допуска­ется ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла.

Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъясне­ния требует даже слово «работать», потому что не все дошколь­ники по-настоящему знают, что это такое.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Оценка результатов

Оценка результатов психодиагностического эксперимента на формирование понятий производится следующим образом.

10 баллов ребенок получает в том случае, если он полностью самостоятельно, без подсказок со стороны экспериментатора, су­мел за отведенное время с первой попытки решить все три зада­чи, т.е. нашел все признаки и дал определение трем понятиям, содержащим в себе от одного до трех разных признаков.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда за отведенное вре­мя он решил все три задачи, но ему для этого понадобилось бо­лее трех попыток, больше 9 мин. и одна-две подсказки.

6-7 баллов за выполнение данного задания ребенок получа­ет в том случае, если ему понадобилось больше трех попыток и получить как минимум две-три подсказки при решении первой и второй задач, а с третьей он не справился даже после двух по­пыток и получения всех подсказок.

4-5 баллов соответствуют тому случаю, когда ребенок с тру­дом, больше чем за две попытки решил первые две задачи (поиск и определение понятий с одним и двумя признаками), а третью задачу не решил.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда после двух попыток и подсказок он справился только с первой задачей, а вторую и третью не решил.


Часть 1. Психологическая диагностика

0-1 балл — тот случай, когда после всех попыток и подска­зок ребенок не смог решить ни одной задачи.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла —низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Выводы об уровне развития

7,7 балла и выше — очень высокий.


Часть 1. Психологическая диагностика

от 5,7 до 7,6 балла — высокий. от 2,5 до 5,6 балла — средний. от 0,9 до 2, 4 балла — низкий. меньше 0,8 балла — очень низкий.

Интерпретация полученных результатов производится сле­дующим образом (приводимый пример касается учащихся IV классов средней школы; способы оценки умения считать в уме у детей других возрастов еще предстоит уточнить с учетом про­граммы по математике, по которой они обучаются в школе).

Сумма баллов, находящаяся в пределах от 7,7 до 10,0, счита­ется очень хорошим результатом и свидетельствует о наличии у ребенка способностей к математике.

Сумма баллов в пределах от 5,7 до 7,6 рассматривается как хороший результат и говорит о средних способностях данного ребенка.

Сумма баллов, оказавшаяся в интервале от 2,5 до 5,6 балла, свидетельствует о наличии у данного ребенка слабых способнос­тей к математике.

Сумма баллов, расположенная в пределах интервала от 0,9 до 2,4, является признаком том, что способности к усвоению ма­тематики у данного ребенка полностью отсутствуют.

Результат, меньший 0,8 баллов, является признаком серьез­ного отставания развития математического мышления у ребенка.

Методика 19. «Кубик Рубика»

Эта методика предназначена для диагностики уровня разви­тия наглядно-действенного мышления.

Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку задают раз­ные по степени сложности практические задачи на работу с ним и предлагают их решить в условиях дефицита времени.

Ниже приведены описания девяти таких заданий, вслед за ко­торыми в скобках указано количество баллов, которое получает ребенок, решив данную задачу за 1 мин. Всего на эксперимент отводится 9 мин (по минуте на задачу).

Замечание. Переходя от решения одной задачи к другой, каж­дый раз необходимо изменять цвета собираемых гра­ней кубика Рубика.


Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или стро­ку из трех квадратов одного цвета (0,3 балла).

Задание 2. На любой из граней кубика собрать-два столбца или две строки из квадратов одного и того же цвета (0,5 балла).

Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадра­тов одного и того же цвета, т.е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков (0,7 балла).

Задание 4. Собрать полностью одну грань определенного цве­та и к ней еще одну строку или один столбец из трех малых квад­ратиков на другой грани кубика (0,9 балла).

Задание 5. Собрать полностью одну грань кубика и в допол­нение к ней еще два столбца или две строки того же самого цвета на какой-либо другой грани кубика (1,1 балла).

Задание 6. Собрать полностью две грани кубика одного и то­го же цвета (1,3 балла).

Задание 7. Собрать полностью две грани кубика одного и то­го же цвета и, кроме того, один столбец или одну строку того же самого цвета на третьей грани кубика (1,5 балла).

Задание 8. Собрать полностью две грани кубика и к ним еще две строки или два столбца такого же цвета на третьей грани ку­бика (1,7 балла).

Задание 9. Собрать полностью все три грани кубика одного и того же цвета (2,0 балла).

Оценка результатов

Оценка результатов работы с этой методикой производится следующим способом. Если число баллов, набранных ребенком, равно 10, то его наглядно-действенное мышление считается очень высоко развитым.

Если в процессе решения всех задач ребенок за отведенное время в сумме набрал от 4,8 до 8,0 баллов, то его мышление счи­тается высокоразвитым.

Если общая сумма баллов, набранных ребенком, оказалась в пределах от 1,5 до 3,5 баллов, то его наглядно-действенное мыш­ление рассматривается как среднеразвитое, а сам он — подготов­ленным к обучению в школе.


Часть 1. Психологическая диагностика

Если общая сумма баллов, набранных ребенком, не превыси­ла 0,8 балла, то его наглядно-действенное мышление считается слаборазвитым, а сам он по данному параметру не готов к обуче­нию в школе.

Методика 20. «Матрица Равена»

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-об­разного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представ­лениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня раз­вития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специаль­ным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняю­щихся матриц Равена (см. рис. 54 А, Б, В, Г, Д).

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняю­щихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в рас­положении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и под­бор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостаю­щей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (дан­ная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разны­ми рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ре­бенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его дета­лей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 ми­нут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каж­дая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл1.

1 Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приво­димых ниже пар цифруказывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ [номер выбираемого флажка]): 1 — 7,2 — 6,3 — 6,4 — 1,5 — 2,6 — 5,7 — 6, 8-1,9-3,10-5.




 


Рис. 54 А. Задания к методике «Матрицы Равена».




 


Рис. 54 Б. Продолжение.




 


Рис. 54 В. Продолжение.




 


Рис.54 Г. Продолжение.




 


Рис. 54 Д. Продолжение.


Часть 1. Психологическая диагностика

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранно­го набора. При повторном проведении психодиагностики одно­го и того же ребенка при помощи данной методики рекоменду­ется пользоваться разными наборами слов, так как ранее дан­ные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.


_______ Глава 4, Методы психодиагностики младших школьников ____

Оценка результатов

Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.

Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов, то ему начисляется 8-9 баллов.

Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов, то он получает 6-7 баллов.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4-5.

Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

0—3 балла — низкий.

Оценка результатов

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рас­сказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнару­живается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, пред­ставляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Специальных методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников, как и дошкольников, не так уж много, во всяком случае гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юно­шей. Однако потребность в точной личностной и коммуникатив­ной диагностике детей этого возраста не меньше, чем в диагнос­тике более старших детей, а если речь идет о сфере образова­ния — то даже больше, так как становление личности и межлич­ностных отношений — это одна из задач образования.


Часть 1. Психологическая диагностика

При проведении личностной и межличностной психодиагнос­тики детей младшего школьного возраста возникают проблемы, близкие к тем, которые мы уже обсуждали в соответствующем разделе предыдущей главы. Младшие школьники, особенно уча­щиеся первых двух классов, по своей психологии и поведению еще очень похожи на старших дошкольников.

Тем не менее психологи располагают определенной совокуп­ностью достаточно валидных и надежных методик психодиагно­стики личности и межличностных отношений в младшем школь­ном возрасте. Многие из этих методик представляют собой адап­тированные применительно к детям данного возраста тесты для взрослых, другие созданы и применяются только по отношению к детям младшего школьного возраста. Одним из специальных детских тестов личностного плана является, например, уже опи­санный нами в предыдущей главе тест для психодиагностики мо­тивации достижения успехов. Он применим и для младших школьников, хотя в двух старших классах начальной школы вполне можно использовать проективный тест изменения этой же потребности, предназначенный для взрослых и основанный на Тематическом Апперцептивном Тесте Г. Маррея.

Замечания к таблице

Графы 3 и 4 в этой таблице имеют двойное наименование и двойное функциональное значение. Если оцениваемая деталь изображения может быть как одиночной (дискретной), так и со­единенной с другими (смешанной), то указанные графы прото­кола используются, соответственно, для дифференцированной знаковой оценки деталей изображения по данному критерию. Эти же графы можно использовать для того, чтобы проставлять в них соответствующие оценки (если оцениваемая деталь изоб­ражения подобным образом не классифицируется).

Р. Кеттела

Данная методика в отличие от предыдущей, являющейся ори­гинальной и специально разработанной для детей дошкольного и младшего школьного возраста, представляет собой модифика­цию, адаптацию применительно к детям известного взрослого варианта 16-факторного личностного теста Р. Кеттела.

Описание теста

Тест включает в себя 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка. Каждая черта (фактор) может быть как положительной, так и отрицательной, например: «интеллек­туальная развитость — интеллектуальная неразвитость», причем полная шкала оценки от минимального до максимального пунк­та составляет 10 баллов со средним значением 5,5 балла.

Ниже приводится описание 11 личностных черт1. В методи­ке принято выделять три уровня развития разных черт личнос-

1 Двенадцатая черта — «интеллектуальная развитость» — исключена по той причине, что, во-первых, для оценки интеллекта в комплексе имеются специ­альные методики, во-вторых, путём нескольких вопросов-задач оценить уро­вень развития мышления ребёнка нельзя.


8*



_______________ Часть 1. Психологическая диагностика _____________

ти: низкий (от 1 до 3 баллов), средний (от 4 до 7 баллов) и высо­кий (от 8 до 10 баллов). При описаниях разных личностных черт выделяются и представляются только два крайних полюса их раз­вития: высокий и низкий. Указываются соответствующие им ко­личественные оценки по принятой шкале и дается краткое каче­ственное описание. Названия большинства черт личности одно­сложны в том смысле, что в них, как правило, не называется про­тивоположный полюс шкалы, соответственно положительный или отрицательный. Он подразумевается, а там, где это необхо­димо, представляется в отдельной, собственной формулировке. Так, например, первая из черт личности названа «экстраверсия». Предполагается, что противоположная ей черта, также оценивае­мая при помощи этой же шкалы, — интроверсия, и она имеет место тогда, когда экстраверсия у ребенка относительно слабо развита.

Черта I. Экстраверсия

Высокие баллы по соответствующей шкале — 8-10 баллов — характеризуют ребенка как открытого, доброжелательного, об­щительного, участливого, внимательного к людям.

Низкие баллы по этой же шкале представляют его как замк­нутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружаю­щим — от 1 до 3 баллов.

Ребенок с высокой оценкой по данной шкале характеризует­ся как эмоциональный, с доминированием положительных эмо­ций, веселый и общительный. Ребенок с низкой оценкой той же самой черты личности представляется недоверчивым, обидчивым, неспособным скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимо­отношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто наблюдаются эгоцентризм, упрямство.

Черта IV. Независимость

Ребенок с высокими значениями по данной шкале — 8-10 баллов — является независимым, настойчивым, стремящимся до­минировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им.

Ребенок, имеющий низкие показатели — 1-3 балла, напро­тив, проявляет склонность к риску, беспечность.

Черта V. Благоразумие

Высокие показатели по данной шкале (8-10 баллов) гово­рят о благоразумии, рассудительности ребенка, его серьезности и осторожности.

Низкие показатели, напротив, свидетельствуют о склонно­сти к риску, беспечности (1-3 балла).

Дети, имеющие низкую оценку по этой черте личности, от­личаются авантюризмом, безответственностью, переоценкой сво-


_______________ Часть 1. Психологическая диагностика _____________

их возможностей и чрезмерным, неоправданным оптимизмом. Дети, обладающие высокой оценкой, ведут себя разумно, взве­шенно, стараются не рисковать там, где можно избежать риска и действовать наверняка.

Черта VI. Добросовестность

Высокие значения по данной шкале — 8-10 баллов — свиде­тельствуют о добросовестности, исполнитель


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.159 с.