Отчетность по учебной практике по зоологии беспозвоночных — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Отчетность по учебной практике по зоологии беспозвоночных

2017-11-28 578
Отчетность по учебной практике по зоологии беспозвоночных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ходе учебной практики студент подготавливает и представляет к зачету коллекции беспозвоночных, дневники практики (экскурсионный и морфологический), и отчет по учебно-исследовательской работе.

 

5.1 В начале этого раздела следует еще раз напомнить о безусловной необходимости правильного этикетирования всего собранного материала. Без выполнения этого условия зачет студенту не выставляется.

Собранный материал подвергается определению, то есть установлению названия животного и его систематической принадлежности. Для определения служат специальные пособия – определители, список которых приводится в списке литературы. Правила определения описаны в каждом определителе, но в огромном большинстве случаев ключ для определения построен по принципу противопоставления признаков (принцип тезы-антитезы). Ход определения включает последовательный, многоступенчатый выбор подходящего для определяемого животного признака из двух представленных вариантов. В конечном итоге, как правило, можно установить видовое название животнного. Работа с определителем предполлагает четкое знание особенностей морфологии соответствующей группы животных.

В ряде случаев беспозвоночное животное может быть определено до вида. Однако достаточно часто определение до вида не представляется возможным. Это может быть связано с неполнотой видового состава, включенного в определитель, со сложностью признаков, используемых при определении, малым опытом работы студента-первокурсника, ограниченностью времени практики. Поэтому в ряде случаев определение доводится до какой-то более крупной систематической группы - класса, отряда или семейства. Так и в приведенных ранее таблицах по биоразннообразию почвенной и водной фауны некоторые группы описываются на уровне классов, отрядов и семейств.

Следует обратить особое внимание студентов заочного отделения на безусловную необходимость определения собранных животных с использованием определительных таблиц. Практика "установления" видовых названий (или названий более крупных систематических таксонов) по картинкам, которая иногда используется недобросовестными студентами, как правило, приводит к неверным выводам. Главное же заключается в том, что при таком способе работы студенты не решают одну из самых важных задач практики – приобретение навыков определения, приобретение умения пользоваться определительными таблицами. Понятно, что при обнаружении неумения пользоваться определительными таблицами, зачет студенту выставлен не будет. Установочное занятие по знакомству с принципами определения и с практикой определения животных проводится для заочников на летней сессии. Студентам заочного отделения консультации по определению животных могут быть даны также в индивидуальном порядке в ходе осенней сессии, а также на плановых консультациях в ходе осеннего семестра.

Коллекция беспозвоночных включает следующие сборы:

§ коллекцию насекомых на ватных слоях (как уже указывалось ранее, можно представить коллекцию насекомых в энтомологической коробке);

§ коллекцию представителей почвенной фауны в фиксаторе (эта форма отчетности предусмотрена только для студентов дневного и вечернего отделений);

§ коллекцию представителей водной фауны (в фиксаторе);

§ гербарий повреждений деревьев и кустарников, нанесенных беспозвоночными (эта форма отчетности предусмотрена только для студентов дневного и вечернего отделений).

При сдаче зачета студент дожжен уметь описать методику сбора материала, а также правила оформления коллекций. Методика проведения сборов, как и правила оформления и этикетирования коллекций были изложены ранее (раздел 2 и 3)

. При представлении коллекций студент называет все помещенные в коллекцию виды, причем приводится как русское, так и латинское название, также обязательно называются отряд и семейство, к которым данный вид принадлежит. Так, при демонстрации в коллекции жука-кузьки ответ студента должен выглядеть следующим образом: «Отряд Жуки - Coleoptera, семейство Пластинчатоусые - Scarabaeidae, вид жук-кузька - Anisoplia austriaca»..

Для насекомых - как наиболее многочисленной и важной группы беспозвоночных - студент должен уметь назвать характерные признаки семейств, представленных в его коллекции, а также тип развития и тип личинки (студентам заочного отделения разрешается не называть тип личинки). Эта часть знаний студента проверяется путем выборочного опроса по представленной коллекции. Например: студент должен уметь ответить, что семейство плавунцов, характеризуется грызущим ротовым аппаратом, нитевидными усиками, крупными тазиками задних ног, плавательными конечностями, что для представителей этого семейства характерно развитие с полным превращением и камподеивидная личинка. Проверка коллекции путем такого опроса позволяет преподавателю проверить, пользовался ли студент в ходе работы определительными таблицами.

По каждому из представленных видов студент должен знать (что также проверяется выборочным опросом) образ жизни и признаки адаптации к среде обитания. Так, для того же жука-плавунца студент должен знать, что данный вид обитает в воде, где активно плавает, и что для него характерна обтекаемая форма тела и плавательные конечности, что по типу питания он является хищником. Наконец, студент должен уметь назвать виды из числа представленных в коллекции беспозвоночных, которые являются полезными видами и, наоборот, вредителями.

При представлении гербария повреждений (напомним, что студенты заочного отделения эту форму работы не представляют), кроме названия и систематического положения вредителя (в данном случае разрешается называть только русские названия), студент должен привести также название дерева или кустарника и тип повреждения (выедание, скелетирование, галл и т.п.). Необходимо также уметь дать определения типов повреждений.

Количество видов, представленных в коллекции, конечно, прежде всего определяется условиями мест сбора и погодными условиями, однако рекомендуются следующие количественны показатели коллекций (табл. 5.1):

Табл. 5.1

Рекомендуемое количественная характеристика сборов

беспозвоночных

Вид сборов Рекомендуемое количество представленных образцов
  Студенты дневного Отделения Студенты вечернего отделения Студенты заочного Отделения
Коллекция насекомых на ватных слоях 35-40 видов 25-30 видов 20-25 видов
В том числе определенных до вида 25-30 видов 20 видов 16-18 видов
Количество семейств (насекомых) в коллекции 15-20 12-15 12-15
Количество видов водной фауны (кроме насекомых) 7-10 5-6 4-5
Количество видов почвенной фауны (кроме насекомых) 5-7 3-4 не представляется
Количество разных видов членистоногих, вызывающих повреждения деревьев и кустарников 12-15 8-10 Не представляется

 

Что касается количества представителей одного вида, то, как правило, представляется только 1 экземпляр, самое большее – 2. Категорически запрещается представлять в коллекции беспозвоночных, находящихся под охраной и включенных в Красную Книгу Ростовской области!!!

 

5.2 Экскурсионный дневник

Экскурсионный дневник содержит описание всех экскурсий, сделанных в ходе практики. Этот дневник ведется в отдельной тетради или альбоме, записи выполняются только рукописным способом, но аккуратным, разборчивым почерком. При желании можно приложить к дневнику рисунки или фотографии.

Описание экскурсий должно включать следующие компоненты:

· тематическое название экскурсии (например, «Экскурсия по изучению беспозвоночных, обитающих в почве»);

· дата экскурсии (например, «25 июня 2005 г.»);

· географический пункт проведения экскурсии (например, «Ростовская область, Мясниковский район, хутор Недвиговка», в 500 метрах восточнее биостанции);

· характеристику биотопа, где проводилась экскурсия (например, «смешанная лесополоса»);

· погодные условия: температура воздуха, ветер (наличие или отсутствие, направление скорость, характер - постоянный или порывистый), состояние облачности, наличие осадков, желательно указывать также сведения о давлении воздуха и влажности;

· методика сбора материала (например, «кошение» и «отлов насекомых в воздухе»);

· аннотированный список пойманных (и встреченных) видов;

 

5.2.1 Аннотированный список пойманных и встреченных видов оформляется в виде таблицы (пойманные виды – те виды, которые пойманы данным студентов или звеном, встреченные виды – те, которые в коллекции данного студента отсутствуют, но были встречены на экскурсии). Пример оформления подобной таблицы для беспозвоночных, обитающих в стоячем водоеме, показан ниже (табл. 5.2).

Табл 5.2

Список видов беспозвоночных животных, пойманных и встреченных

в стоячем водоеме

Название вида На какой стадии обитает в воде Жизненная форма Тип питания
Тип Класс Отряд Семейство
       

 

При заполнении этих таблиц следует ввести какие-либо условные обозначения, которыми будут помечаться виды пойманные и виды встреченные, например, ставить рядом с названием вида буквы "в" или "п" соотвественно. При заполнении подобных таблиц студент может использовать приведенные выше материалы по биоразнообразию, определители, руководство «Жизнь животных», учебники по зоологии беспозвоночных, региональные Красные Книги и другие источники. Если в данной среде совместно обитают как взрослые насекомые, так и неимагообразные их личинки, то характеристики взрослых форм и личинок приводится отдельно.

В ходе почвенной экскурсии производился количественный учет обнаруженных животных. Поэтому при описании почвенной экскурсии к аннотированному списку видов добавляется таблица, в которой представлены результаты количественного учета по приведенной ниже форме (табл. 5.3)

Табл. 5.3

Результаты количественного учета почвенных беспозвоночных

Слой Название животного Количество экземпляров на 0.25 м2 Количество экземпляров на 1 м2 Показатель доминирования
Подстилочный Agriolimax agnestis      
       
От 0 до 5 см Anisoplia austriaca (личинка)      
       
От 5 до 10 см        
       
От 10 до 15 см        
       
От 15 до 25 см        
       

 

Для каждого слоя также следует рассчитать показатель доминирования (D), формула вычисления этого показателя представлена в разделе 6.8.4.4.

Аннотированный список вредителей, повреждающих деревья и кустарники, представляется в такой же форме, как и приведенная ранее таблица по биоразнообразию (табл. 4.2). Таблице следует присвоить название "Список обнаруженных
видов насекомых и клещей, повреждающих деревья и кустарники"

 

5.2.3 Список охраняемых видов, обитающих в данном биотопе

Как уже указывалось ранее, отлов охраняемых и включенных в Красную Книгу беспозвоночных не производится (в случае поимки такого животного его, рассмотрев, выпускают). Студентам, однако, следует знать, какие животные данного биотопа подлежат охране, Для усвоения этой информации описание каждой экскурсии завершается перечислением видов, обитающих в данном биотопе и подлежащих охране. Для составления таких списков следует использовать аннотированные списки видов, приведенные при описании экскурсий, в разделе 4. Желательно также ознакомиться с Красной Книгой Ростовской области. В списке видов следует указывать название животного и его систематическую принадлежность (отряд и семейство), например:

«Papilio podalirius - отр. Lepidopera, сем. Papilionidae

 

5.3 Морфологический дневник

Для лучшего запоминания признаков, используемых в определении насекомых, и формирования представления о значимости морфологического критерия в систематике студенты ведут и представляют к зачету морфологический дневник, в котором фиксируются наиболее значимые для определения признаки семейств насекомых, а также приводятся сведения о типе развития и типе личинки. В морфологическом дневнике должны быть приведены характерные признаки всех семейств насекомых, представленных в коллекции. Здесь также приводится список видов насекомых из числа представленных в коллекции, которые относятся к данному семейству. Как уже указывалось ранее, в ходе зачета при устном опросе проводится проверка знаний студента по основным признакам семейств. Признаки остальных групп беспозвоночных в морфологическом дневнике не фиксируются, не фиксируются также и признаки тех семейств насекомых, с представителями которых студент знакомится только по повреждениям деревьев и кустарников (например, не приводятся сведения по морфологическим признакам орехотворок). Для этой группы изучаемых беспозвоночных рекомендуется приведение в морфологическом дневнике определения каждого из типов повреждений и изображение этого типа повреждения.

Морфологический дневник следует вести в отдельной тетради или альбоме, записи выполняются только рукописным способом, но аккуратным, разборчивым почерком. Рисунки выполняются карандашом или тушью.

Записи в морфологическом дневнике рекомендуется вести или на развороте тетради или на альбомном листе, разделенном на две части. В левой части характеризуются признаки семейства, а в правой приводится список видов. Над таблицей, в которой перечисляются признаки семейства, приводится русское и латинское название отряда и название семейства. Пример оформления морфологического дневника приведен ниже для семейства Пластинчатоусых (табл. 5.4)

Табл. 5.4

Пример заполнения характеристики семейства в морфологическом дневнике

Отряд Жуки - Coleoptera

Семейство Пластинчатоусые - Scarabaeidae

Характерные признаки семейства Пластинчатоусых Список видов семейства Пластинчатоусых, обнаруженных в ходе учебной практики
Признаки Характеристика признака Рисунок Название видов Биотоп
Строение усиков Коленчато-булавовидный с пластинчатой булавой Желательно привести рисунок 1. Oxytherea funesta Степь, луг   пойменный
Строение ротового аппарата Грызущий   2. Anisoplia agricola Поле пшеницы  
Количество и строение крыльев 2 пары, передние – жесткие надкрылья, задние перепончатые, только они используются при полете. У некоторых видов задние крылья редуцированы        
Строение конечностей Передние конечности – копательные, средние и задние- ходильные. Тазики задних ног небольшие.        
Другие морфологические особенности          
Тип развития С полным превращением        
Тип личинки Эруковидная        

 

Рекомендуется заполнять морфологический дневник сразу же после определения данного семейства, а не откладывать его оформление на конец практики. Сведения о морфологических признаках данного семейства студент получает при непосредственном знакомстве с животными в ходе их определения, при пользовании определительными таблицами. Сведения о типе развития и типе личинки (напоминаем, что студентам заочного отделения разрешается не заполнять эту строку) можно получить при использовании руководств по зоологии беспозвоночных, энтомологии, в ходе консультаций у преподавателя (смотри также комментарий в конце раздела).

Для оптимизации работы студента материалы по характиеристике самых распространенных семейств насекомых представлены в Приложениии 2 настоящего методического пособия.

Отметим, что нет необходимости во всех случаях приводить рисунок, изображающий строение данного органа. В огромном большинстве случаев достаточно привести определение типа строения соответствующего органа, например «ротовой аппарат грызущего типа» или «усики щетинковидные». Рекомендуется приводить изображения таких признаков, которые являются опорными, существенными при определении. Примерами могут служить двулопастная форма третьего членика лапок у жуков семейств Дровосеков и Листоедов, коленчато-булавовидный усик с пластинчатой булавой жуков семейства Пластинчатоусых, расположение крыловых треугольников у стрекоз семейств Коромысла и Настоящие стрекозы.

Строка «другие морфологические признаки» не обязательна для заполнения, ее следует заполнять в том случае, если данное семейство имеет какой-либо четко выраженный морфологический признак, важный для определения, не включенный в состав ранее перечисленных признаков. Примером может служить строение глаз у насекомых семейства Вертячек (каждый из глаз разделен пополам) или наличие у всех семейств Уховерток крупных клещевидных церок.

Может быть, не лишним будет напомнить, что, если какой-то признак свойственен более крупной систематической группе, то он тем самым свойственен и всем подчиненным систематическим группам. Например, как общий признак отряда Полужесткокрылые указывается развитие с неполным превращением, это означает, что этот тип развития характерен для всех семейств, всех родов и всех видов, входящих в этот отряд.

Целесообразно здесь же привести самые общие сведения о типах развития насекомых и типах их личинок. Развитие насекомых может протекать с неполным превращением и с полным превращением.

В случае неполного превращения из яйца вылупляется личинка, которая несколько раз линяет и в конце концов превращается во взрослое насекомое. Если личинки и взрослые насекомые обитают в одинаковой среде, то личинка очень похожа на взрослое насекомое, имагообразная, и питается той же пищей, что и взрослое насекомое. Этот тип превращения свойственен тараканам, богомолам, прямокрылым, клопам и другим.

У других отрядов насекомых неполное превращение реализуется иначе – их личинки обитают в иной среде, не в той, где живут взрослые насекомые. При этом личинки обитают в воде, в то время как взрослые являются аэробионтами. Личинки, обладая известным сходством со взрослыми насекомыми, отличаются от них комплексом признаков, адаптивных к водной среде обитания, у них имеются трахейные жабры, исчезающие у взрослых. Для личинок стрекоз характерна еще "маска" – видоизмененная нижняя губа, с помощью которой личинка схватывает добычу. Этот тип личинок получил название наяды. Такой тип превращения характерен для поденок, веснянок, стрекоз, причем у поденок и веснянок взрослые формы не питаются.

У насекомых с полным превращением из отложенного яйца вылупляется личинка, совсем непохожая на взрослое насекомое, неимагообразная. В огромном большинстве случаев личинки этих насекомых обитают в иной по сравнению со взрослыми насекомыми среде и питаются разными типами пищи (но, например, у колорадского жука и личинки и имаго питаются листьями картофеля). После нескольких линек личинка превращается в неподвижную стадию куколки (очень редко куколки подвижны, например, у комаров). На фазе куколки происходит гистолиз – разрушение личиночных органов и гистогенез - формирование органов взрослого насекомого, затем из куколки вылупляется взрослое насекомое.

В классификации неимагообразных личинок используются такие признаки, как форма тела, наличие или отсутствие истинных (грудных) конечностей, наличие или отсутствие ложных (брюшных) конечностей, наличие или отсутствие головы, структура покровов. Классификация типов неимагообразных личинок представлена в различных руководствах, в том числе в базовом учебнике «Зоология беспозвоночных» И.Х.Шаровой (1999), эти материалы сведены в таблицу 5.6

Табл. 5.6

Классификация типов неимагообразных личинок насекомых

(по И.Х.Шаровой 1999)

Название личинки Характеристика личинки Для каких групп насекомых характерна
Аподная червеобразная Конечности отсутствуют, форма тела червеобразная, покровы тонкие, мягкие. Движение (если к нему способны) за счет изгибаний тела. Как правило, характерны для насекомых, развивающихся в тканях растений или гниющем субстрате. Источники пищи – различны у разных видов. Для некоторых видов характерен личиночный паразитизм. В ряде случаев встречается внекишечное пищеварение. Двукрылые, некоторые жуки (усачи, златки, короеды), некоторые бабочки и пилильщики.
Протоподная червеобразная Имеются зачатки грудных конечностей. Форма тела червеобразная. Малоподвижны. Покровы тонкие, мягкие. Развиваются в сотах или (у видов, которым свойственен личиночный паразитизм) в тканях хозяина. Всегда характерна забота о потомстве. Пчелы, разные семейства ос.
Олигоподные камподеовидные Развиты три пары грудных конечностей. Конечности чаще всего бегательные, у обитающих в воде могут быть плавательными. Личинки имеют гибкое длинное тело, активно двигаются. Тело гибкое, длинное. Покровы средней плотности. Имеются чувствительные церки. Обитают на поверхности почвы, в укрытиях, в воде. Хищные. Многие хищные жуки.
Олигоподные эруковидные Развиты три пары грудных конечностей. Тело мясистое, с тонкими нежными покровами. Тело изогнуто в виде буквы "с". Малоподвижны. Обитают в почве, растительноядны Пластинчатоусые жуки.
Олигоподные проволочниковые Развиты три пары грудных конечностей. Тело цилиндрическое, стройное, с жесткими покровами. Имеются опорные церки. Обитают в почве, растительноядны. Жуки щелкуны и чернотелки.
Полиподные червеобразные Развиты три пары грудных членистых конечностей. Тело червеобразное. Покровы мягкие, но часто снабжены волосками. Имеются также ложные брюшные ножки – выросты брюшной стенки тела, снабженные крючками или шипиками. Обитают на поверхности растений, которыми питаются. Большинство бабочек, личинка которых носит специальное название "гусеница". У семейства пядениц ложных ног две пары, у остальных гусениц – 5 пар. Большинство пилильщиков, для их личинки характерно наличие 8 пар ложных ног.

 

5.4 Последним видом отчетности по учебной практике по зоологии беспозвоночных является учебно-исследовательская работа. Рекомендации по выполнению этого вида задания представлены во второй части Методических указаний по учебной практике.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ажиганова Н.С. Краткий определитель пауков. – Л.: Наука, 1968. – 149 с.

 

2. Буркина Т.М., Огородников А.Я., Русанов В.А. Методические указания к учебной практике
по ботанике. Часть 2. Учебно-тематические экскурсии. – Ростов н/Д: УПЛ ЮФУ, 1986. – 27 с.

 

3. Гиляров М.С. Особенности почвы как среды обитания и ее значение в эволюции насекомых. – М.: АН СССР, 1949. – 278 с.

 

4. Гиляров М.С., Криволуцкий Д.А. Жизнь в почве. – Ростов н/Д: ЮФУ, 1995. - 239 с.

 

5. Гланц С. Медико-биологическая статистика. – М.: Практика, 1999. – 459 с.

 

6. Горностаев Г.Н. Определитель отрядов и семейств насекомых фауны России. – М.: Логос,
1999. – 160 с.

 

7. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1. – М.: Мир, 1990. – 368 с.

 

8. Гусев В.И. Определитель повреждений лесных, декоративных и плодовых деревьев и
кустарников. – М.: Лесная промышленность, 1984. – 472 с.

 

9. Жизнь животных. Т. 1 - М.: Просвещение, 1987. – 447 с.

 

10. Жизнь животных. Т. 2 - М.: Просвещение, 1988. – 412 с.

 

11. Жизнь животных. Т. 3 - М.: Просвещение, 1984. – 463 с.

 

12. Кременецкий Н.Г. Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных. – М.: Учпедгиз,

1956. – 147 с.

 

13. Мамаев Б.М., Медведев Л.Н., Правдин Ф.Н. Определитель насекомых европейской
части СССР. – М.: Просвещение, 1976. – 304 с.

 

13. Мамаев Б.М. Определитель насекомых по личинкам. – М.: Просвещение, 1972. – 400 с.

 

14. Миноранский В.А. Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных. Программа с
методическими указаниями для студентов заочного отделения. Ч.1, Ч.2. - Ростов-на-Дону:
УПЛ ЮФУ, 1988. – 32 с, 29 с.

 

15. Определитель пресноводных беспозвоночных России и сопредельных территорий. Т. 1. Низшие
беспозвоночные. /Под редакцией С.Я. Цалолихина. - Санкт-Петербург: Наука, 1994. - 395 с.

 

16. Определитель пресноводных беспозвоночных России и сопредельных территорий. Т. 2.
Ракообразные. /Под редакцией С.Я. Цалолихина. - Санкт-Петербург: Наука, 1995. - 628 с.

 

17. Определитель пресноводных беспозвоночных России и сопредельных территорий. Т. 4.
Высшие насекомые. Двукрылые. /Под редакцией С.Я. Цалолихина. - Санкт-Петербург: Наука,
1996. - 998 с.

 

18. Определитель пресноводных беспозвоночных европейской части СССР. - Л.: Гидрометеоиздат,
1977. - 511 с.

 

19. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. – М.: Учпедгиз, 1950. – 544 с.

 

20. Райков Б.Е., Рисмский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994. - 640 с.

 

21. Степановских А.С. Экология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 703 с.

 

22. Тыщенко В.П. Определитель пауков Европейской части СССР. – Л.: Наука, 1971. – 281 с.

 

23. Фасулати К.К. Полевой изучение наземных беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1971. -
423 с.

 

24. Хейсин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны. – М.: ГУПИМР РСФСР, 1962. – 147 с.

 

25. Шалапенко Е.С., Запольская Т.И. Руководство к летней учебной практике по зоологии
беспозвоночных. – Минск: Вышая школа, 1988. – 304 с.

 

26. Шарова И.Х Зоология беспозвоночных. – М.: Владос, 1999. – 591 с.


 

Приложение

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ СЕМЕЙСТВ (отрядов) НАСЕКОМЫХ

 

В этой части методического пособия приводятся краткие характеристики некотрых наиболее распространенных в условиях окрестностей города Ростов-на-Дону семейств отрядов и семейств насекомых (для поденок, богомолов, скорпиониц, ручейников и тараканов описание приведено в целом для отряда, для остальных - описаны также и семейства). Эти материалы помогут студентам при изучении морфологии и биологии соответствующих групп, а также при заполнении морфологического дневника.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.