Тема 2.1.1. Бытие, материя как философские категории — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 2.1.1. Бытие, материя как философские категории

2017-11-28 218
Тема 2.1.1. Бытие, материя как философские категории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия: материя, движения, пространство, время, монизм, дуализм, материальное единство мира, бытие, пространственно-временной континуум, онтология, небытие, ничто, субстанция, сущее, существование, природа, универсум, материя, монизм, плюрализм, реальность, действительность, детерминизм, индетерминизм, движение, взаимодействие, бесконечность, картина мира.

Основные вопросы

  1. Категория бытие в философии: смысл и специфика. Её мировоззренческое и методологическое значение.
  2. Понятие категории материи. Естественнонаучные и философские представления о ее строении и свойствах.
  3. Понятие движения. Единство материи и движения. Качественная специфика и взаимосвязь форм движения.
  4. Понятие пространства и времени. Специфика пространственно-временных отношений в природных и социальных процессах.

Литература:

Основная литература.

1. Философия /Под общ. ред. В.П. Кохановского – Ростов-н/Д., 2010.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2011.

3. Спиркин А.Г. Философия – М., 2010.

4. Вундт В. Введение в философию. – М., 2006.

5. Губин В. Д. Философия: Учебник. – М., 2007.

6. Канке В.А. Философия для юристов. – М., 2009.

7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. – СПб., 2001.

8. Кузнецов В.Г. Философия. -М.,2003.

9. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2012.

10. Налетов И.З. Философия. – М., 2010.

11. Философия: Учебник для нефилос. спец. / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова - М., 2009.

12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского /. – Ростов-на-Дону., 2010.

13. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М., 2012.

14. Философия для бакалавров / Под ред. В. И. Пржиленского. – Ростов- на-Дону, 2007.

15. Философский энциклопедический словарь. - М., 2000.

16. Философия. Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. – М., 2004.

17. Философский энциклопедический словарь. ― М., 1998.

18. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

19. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Материалисты Древней Греции. - М., 1955

2. Гейзенберг В. Законы природы и структура материи // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М.,1987.

3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.// Маркс К., Энгельс Ф., соч. Т. 20. Отдел 1, гл. 5.

4. Флоренский П. Пространство и время // Социс. 1988.№ 1.

5. Пригожин И. Спенсер И. Порядок из хаоса. - М., 1986

СРС:

1. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»?

2. Назовите формы существования бытия. Объясните логику их иерархии.

3. Каково содержание понятия «субъективный дух»?

4. В чем отличие философского и естественнонаучного понимания материи?

5. Как сопряжены понятия «движение» и «развитие»?

6. Какими объективными свойствами характеризуется движение?

7. Как понимать системное исследование материальных объектов?

8. Каковы структурные уровни материи?

Темы рефератов:

1. Развитие представлений о пространстве и времени в истории культуры.

2. «Возможность-бытие» в системе Н. Кузанского.

3. Что значит «быть».

4. Время человеческого бытия.

5. Специфика социального времени.

6. Бытие человека в экзистенциализме и марксизме.

7. Фундаментальная онтология Хайдеггера.

8. Феноменальная онтология Ж.П. Сартра.

9. «Новая онтология» Гартмана.

Практическое занятие №8

Тема 2.1.2. Философские концепции развития

Основные понятия: диалектика, метафизика, эклектика, софистика, альтернатива, закон, категория, случайность, необходимость, детерминизм, индетерминизм, качество, количество, отрицание, противоречие, противоположность

Основные вопросы:

1. Проблема развития в философии и науки. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики.

2. Понятие категории и закона. Основные законы диалектики (общая характеристика)

3. Связи детерминации в категориях диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Причинность, необходимость и случайность в процессе развития.

4. Границы и сфера действия диалектического метода.

Литература:

Основная литература

1. Философия /Под общ. ред. В.П. Кохановского – Ростов-н/Д., 2010.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2011.

3. Спиркин А.Г. Философия – М., 2010.

4. Вундт В. Введение в философию. – М., 2006.

5. Губин В. Д. Философия: Учебник. – М., 2007.

6. Канке В.А. Философия для юристов. – М., 2009.

7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. – СПб., 2001.

8. Кузнецов В.Г. Философия. -М.,2003.

9. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2012.

10. Налетов И.З. Философия. – М., 2010.

11. Философия: Учебник для нефилос. спец. / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова - М., 2009.

12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского /. – Ростов-на-Дону., 2010.

13. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М., 2012.

14. Философия для бакалавров / Под ред. В. И. Пржиленского. – Ростов- на-Дону, 2007.

15. Философский энциклопедический словарь. - М., 2000.

16. Философия. Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. – М., 2004.

17. Философский энциклопедический словарь. ― М., 1998.

18. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

19. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - М., 2000.

Дополнительная литература

1. Диалектика материального мира. Л., 1985

2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика познания сущности. – М., 1980

3. Купцов В.И. Детерминизм и вероятность. – М., 1976

4. Материалистическая диалектика. Краткий очерк истории. – М., 1985

5. Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1979

6. Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. – М., 1980

СРС:

1. Проявление закона единства и борьбы противоположностей в социальном развитии.

2. Овладение профессиональной специальностью как взаимный переход количественных и качественных изменений

3. Значение категорий качество и количество в педагогической деятельности

4. Виды и типы скачков

5. Отрицание и его проявление в процессе обучения.

6. Методологическая значимость принципов диалектики в теоретической и практической деятельности специалистов.

Темы рефератов:

1.Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

2. Диалектические законы Гегеля

3. Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики.

4. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

5.Единство принципов, законов и категорий в материалистической диалектике.

6.Проблема своевременности разрешения противоречии в общественном развитии.

7.Традиции и новаторство в профессиональной деятельности.

Практическое занятие №9

Тема 2.2.1. Проблема человека в философии. Человек и его сознание. (Метод творческих заданий)

Основные понятия: Антропология, человек, индивид, личность, индивидуальность, свобода, отчуждение, экзистенция, антропосоциогенез, ценность, субъективная реальность, духовная жизнь, отражение, психика, чувственное отражение, эмоции, воля, мышление, язык, знак, знание, самосознание, бессознательное, труд, материальное, идеальное, информация.

Основные вопросы:

1. Исходные понятия философской антропологии. Человек как тайна.

2. Проблема антропосоциогенеза. Специфика человеческой деятельности.

3. Проблема сознания в философии и трудности ее решение. Онтология сознания. Гносеологический, этический смысл сознания

4. Язык, общение, сознание

5. Диалектико-материалистическая концепция сознания.

6. Проблема смысла жизни: философско-методологические подходы.

7. Проблема свободы в истории философии. Свобода и ответственность личности.

8. Представление о совершенном человеке в различных культурах

Литература:

Основная литература

1. Философия /Под общ. ред. В.П. Кохановского – Ростов-н/Д., 2010.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2011.

3. Спиркин А.Г. Философия – М., 2010.

4. Вундт В. Введение в философию. – М., 2006.

5. Губин В. Д. Философия: Учебник. – М., 2007.

6. Канке В.А. Философия для юристов. – М., 2009.

7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. – СПб., 2001.

8. Кузнецов В.Г. Философия. -М.,2003.

9. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2012.

10. Налетов И.З. Философия. – М., 2010.

11. Философия: Учебник для нефилос. спец. / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова - М., 2009.

12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского /. – Ростов-на-Дону., 2010.

13. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М., 2012.

14. Философия для бакалавров / Под ред. В. И. Пржиленского. – Ростов- на-Дону, 2007.

15. Философский энциклопедический словарь. - М., 2000.

16. Философия. Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. – М., 2004.

17. Философский энциклопедический словарь. ― М., 1998.

18. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

19. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - М., 2000.

Дополнительная литература

1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. 2-е изд. - М.,1988.

2. Барулин В.С. Философско-социальная антропология. - М.,1994.

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.,1993

4. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.,1989.

5. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство //Вопросы философии. 1996.№5

6. Бычко И.В. В лабиринтах свободы. - М.,1976.

7. Марков Б.Г. Философская антропология. - СПб, 1997

8. Проблема человека в западной философии. - М.,1988.

9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.,1987.

10. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.,1990

11. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир-эпоха Просвещения. - М.,1991

СРС:

1. Основные свойства сознания

2. Марксистское понимание бессознательного.

3. Сходство и отличие фрейдовского учения о бессознательном от марксистского.

4. Тенденции в понимании сознания в конце ХХ столетия.

5. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд.

6. Творческие способности человека: их пределы и условия.

7. Делает ли разум человека человеком?

8. Смысл жизни. Проблема “подлинного” и “неподлинного бытия”.

9. Имеет ли право человек на собственную жизнь и собственную смерть?

10. Что такое духовные потребности человека?

Темы рефератов:

1. Концепция психофизиологического параллелизма.

2. Спонтанность сознания и проблема самоорганизации в биосфере и космосе.

3. Учение о сознании в феноменологии Э. Гуссерля.

4. Тема души и тела в истории культуры

5. Реальность идеального.

6. Проблема бессмертия души и современная наука.

7. Сознание и мозг.

8. Происхождение и сущность языка.

9. Коллективное и индивидуальное бессознательное.

10. Проблема «искусственного» интеллекта.

11. Концепция Ю.М. Бородая о происхождении сознания.

12. Измененное состояние сознания по Ст. Грофу.

Практическое занятие №10

Тема 2.2.2. Учение об обществе.

Основные понятия: общество, производственные отношения, производительные силы, способ производства, личность, народ, цивилизация, культура, общественно-экономическая формация, процесс, регресс.

Основные вопросы:

1. Специфика философского рассмотрения общества. Общество как развивающаяся система.

2. Общество и его структура.

3. Единство и многообразие мировой истории. Критерии членения исторического процесса. Методология формационного анализа. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

4. Сущность цивилизационного подхода к историческому процессу. Культура и цивилизация. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций.

5. Гражданское общество и государство.

6. Человек в системе социальных связей.

7. Объективная историческая необходимость и сознательная деятельность человека. Роль личности в истории.

8. Проблема направленности исторического процесса. Прогрессивно-регрессивные изменения в обществе. Абсолютный и относительный критерии прогресса.

Литература:

Основная литература

1. Философия /Под общ. ред. В.П. Кохановского – Ростов-н/Д., 2010.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2011.

3. Спиркин А.Г. Философия – М., 2010.

4. Вундт В. Введение в философию. – М., 2006.

5. Губин В. Д. Философия: Учебник. – М., 2007.

6. Канке В.А. Философия для юристов. – М., 2009.

7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб., 2001.

8. Кузнецов В.Г. Философия. -М.,2003.

9. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2012.

10. Налетов И.З. Философия. – М., 2010.

11. Философия: Учебник для нефилос. спец. / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова - М., 2009.

12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского /. – Ростов-на-Дону., 2010.

13. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М., 2012.

14. Философия для бакалавров / Под ред. В. И. Пржиленского. – Ростов- на-Дону, 2007.

15. Философский энциклопедический словарь. - М., 2000.

16. Философия. Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. – М., 2004.

17. Философский энциклопедический словарь. ― М., 1998.

18. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

19. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - М., 2000.

Дополнительная литература

1. Гурьев Д.В. Становление общественного производства. - М., 1973.

2. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. В 5-ти т. Т. 2. - М., 1956.

3. Гаджиев К.С. Политическая наука. Учеб. Пособие. - М., 1996.

4. Исмаилов Н.О. Теория справедливости. - Армавир, 1998.

5. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. - М., 1991.

СРС:

1. Место правового государства в реализации прав человека.

2. Формационная концепция развития общества;

3. Цивилизационная концепция развития общества

4. Анализ существа социальных связей различными философскими подходами;

5. Информационная специфика социальной действительности

6. Общество как реальная группа людей

7. Какие концепции общества существовали в истории философии?

8. Каково содержание формационного подхода к истории общества? В чем его отличие от цивилизационного?

9. Определите, что такое «общество» и что его отличает от «природы»?

10. Какова роль деятельности человека и какой смысл вкладывается в понятие «деятельность» в социальной философии?

11. Что означает утверждение «общество есть саморазвивающаяся система»?

12. Какие сферы жизнедеятельности человека образуют структуру общества?

13. Почему материально–экономическая сфера жизни общества является основополагающей?

14. Что включает в себя политико–правовая сфера общества?

15. Что образует социальную сферу общества?

16. Какие подструктурные элементы образуют социальную структуру общества?

Темы рефератов:

1. Проблемы развития человека и гражданского общества в России.

2. Смысл и направленность общественного развития.

3. Ценности высшего образования и их место в становлении человека.

4. Материалистическое понимание истории и его альтернативы.

5. Социальное бытие как деятельность людей.

6. Общество как система личной зависимости людей.

7. Проблема взаимодействия общества и природы.

8. Общество как система вещественной зависимости.

9. Государство и гражданское общество: дилемма планомерности и спонтанности социального развития.

10. Идея судьбы и принцип каузальности в обществе.

11. Проблема личности в истории.

12. Современная глобальная социально-историческая реальность и проблема «конца истории».

13. Возможен ли общественный прогресс.

Практическое занятие №11

Тема 2.2.3. Аксиология

Основные понятия: аксиология, ценность, мораль, нравственность, истина, оценка, норма, этика, эстетика, религия, свобода совести, секуляризация, диспозиции, санкции, этос, мораль, нравственность, ригоризм, утилитаризм, эвдемонизм, гедонизм, перфекционизм, добродетель, «золотое правило нравственности», закон талиона, идеал.

Основные вопросы:

1. Ценности, их природа и принцип классификации. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность норма.

2. Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности.

3. Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности.

4. Взаимосвязь и разнообразие религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности. Свобода совести.

Литература:

Основная литература

1. Философия /Под общ. ред. В.П. Кохановского – Ростов-н/Д., 2010.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2011.

3. Спиркин А.Г. Философия – М., 2010.

4. Вундт В. Введение в философию. – М., 2006.

5. Губин В. Д. Философия: Учебник. – М., 2007.

6. Канке В.А. Философия для юристов. – М., 2009.

7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. – СПб., 2001.

8. Кузнецов В.Г. Философия. -М.,2003.

9. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2012.

10. Налетов И.З. Философия. – М., 2010.

11. Философия: Учебник для нефилос. спец. / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова - М., 2009.

12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского /. – Ростов-на-Дону., 2010.

13. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М., 2012.

14. Философия для бакалавров / Под ред. В. И. Пржиленского. – Ростов- на-Дону, 2007.

15. Философский энциклопедический словарь. - М., 2000.

16. Философия. Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. – М., 2004.

17. Философский энциклопедический словарь. ― М., 1998.

18. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

19. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - М., 2000.

Дополнительная литература

1. Ницше Ф. Соч. в 2 тт. М., 1990.

2. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

3. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

4. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. Спб., 1999.

5. Гильденбранд Д. Этика. Спб., 2001.

6. Тугаринов В.С. Избранные философ. труды. Л., 1987.

7. Дробницкий О. Мир оживших предметов. М., 1987.

8. Тиллих П. Теология культуры. М., 1995.

9. Основные положения социального учения российских мусульман. М.,2000.

10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.

11. Вожлецов Т.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

12. Золотухина-Аболина Е.В. Рациональное и ценностное. Ростов-на-Дону., 1988.

13. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985

14. Белявский А.В. Право и совесть. М., 1978

15. Высшие ценности. М., 1971

16. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал 95 № 10

17. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977

18. Дильтей В. Категории жизни // вопросы философии 95, № 10

19. Дробницкий О.Г. Проблема нравственности. М., 1977

20. Разин А.В. Ценностная ориентация и благо человека // Вестник МГУ – сер. Философия. – 1996, № 1

21. Торосян В.Г. Ценность философии. // Вопросы философии 1993, № 9

22. Тугаринов В.С. Избранные философские труды. Л., 1988

23. Уледов А.Д. Духовное обновление общества. М., 1990

24. Уледов А.Д. Духовная жизнь общества. М., 1980

СРС

1. Какова природа ценностного сознания?

2. Каково происхождения ценностной регуляции жизни?

3. Как связаны ценности с потребностями и интересами человека?

4. Какую роль играют в этосе диспозиции и санкции?

5. Как связаны «золотое правило» нравственности и закон талиона?

6. Какие подходы к обоснованию ценностей Вы знаете?

7. Каков критерий деления ценностей на высшие и низшие?

8. Чем различаются ценности основных мировых религий?

9. Может ли быть нерелигиозный человек нравственным?

10. Как выражают себя эстетические ценности?

11. Применима ли пословица «О вкусах не спорят» к морали?

Темы рефератов:

1. Какова природа ценностного сознания?

2. Каково происхождения ценностной регуляции жизни?

3. Как связаны ценности с потребностями и интересами человека?

4. Какую роль играют в этосе диспозиции и санкции?

5. Как связаны «золотое правило» нравственности и закон талиона?

6. Какие подходы к обоснованию ценностей Вы знаете?

7. Каков критерий деления ценностей на высшие и низшие?

8. Чем различаются ценности основных мировых религий?

9. Может ли быть нерелигиозный человек нравственным?

10. Как выражают себя эстетические ценности?

11. Применима ли пословица «О вкусах не спорят» к морали?

Практическое занятие №12

Тема 2.3.1. Гносеология

Основные понятия: познания, гносеология, субъект, эмпиризм, ощущения, восприятие, представление, рационализм, понятие, суждение, умозаключение, истина, ложь, заблуждение, скептицизм, агностицизм, субъект познания, объект познания, интуиция, творчество, знание, ощущение, восприятие, представление, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, истина, достоверность, ложь, заблуждение, отражение, релятивизм, догматизм, практика, метод, наблюдение.

Основные вопросы:

1. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм. Субъект-объектные отношения в познании.

2. Чувственное и рациональное в процессе познания, их основные формы. Интуиция.

3. Истина и заблуждение. Проблема истины в философии и в науке. Объективность истины. Диалектика абсолютного и относительного в истине.

4. Способы разграничения истины и заблуждения. Конкретность истины и её практический критерий.

Литература:

Основная литература

1. Философия /Под общ. ред. В.П. Кохановского – Ростов-н/Д., 2010.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2011.

3. Спиркин А.Г. Философия – М., 2010.

4. Вундт В. Введение в философию. – М., 2006.

5. Губин В. Д. Философия: Учебник. – М., 2007.

6. Канке В.А. Философия для юристов. – М., 2009.

7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. – СПб., 2001.

8. Кузнецов В.Г. Философия. -М.,2003.

9. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2012.

10. Налетов И.З. Философия. – М., 2010.

11. Философия: Учебник для нефилос. спец. / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова - М., 2009.

12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского /. – Ростов-на-Дону., 2010.

13. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М., 2012.

14. Философия для бакалавров / Под ред. В. И. Пржиленского. – Ростов- на-Дону, 2007.

15. Философский энциклопедический словарь. - М., 2000.

16. Философия. Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. – М., 2004.

17. Философский энциклопедический словарь. ― М., 1998.

18. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

19. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - М., 2000.

Дополнительная литература

1. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994.

2. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира. //Соч. М.

3. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

4. Проблемы материалистической диалектики как теории познания. М., 1979.

5. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. //Вопросы философии. - 1992. - № 6.

СРС

1. Какие направления и подходы к проблеме познаваемости мира сложились в истории философии?

2. Что такое «гносеология» и «эпистемология»?

3. Каким образом объект природы становится объектом познания? Каковы условия такого преобразования?

4. Объясните, в чем смысл понятий «субъективизация объекта» и «объективизация субъекта»?

5. Какую роль в познании играют процессы распредмечивания и опредмечивания?

6. В чем сущностное отличие форм чувственного познания от форм рационального (абстрактного) познания? Что является основой и причиной развития абстрактного уровня в эволюции сознания человека?

7. Как вы понимаете выражение «истина – это процесс»?

8. В чем социальная опасность искажения истины?

9. Знание и вера: общее и особенное.

10. Почему не может быть один универсальный критерий истинности знания?

11. Проблема критерия истины в различных философских учениях.

12. Мыслят ли животные?

Темы рефератов:

1. Мистицизм в познании.

2. Творчество и интуиция.

3. Скептицизм как принцип и метод познания.

4. Специфика гуманитарного познания.

5. Познание и реальность в когнитивной психологии.

6. «Правда-истина» и «правда-справедливость» как центральная категории цельного знания русской философии.

7. Современные теории эпистемологии.

8. Уровни рационального познания – рассудок и разум.

Практическое занятие №13

Тема 2.3.2. Научное познание

Основные понятия: наука, научное познание, метод, эмпирический и теоретический уровни научного познания, факт, проблема, идея, гипотеза, эксперимент, индукция, дедукция, аксиоматизация, формализация.

Основные вопросы:

1. Научное познание, его особенности. Наука и вненаучные формы познания.

2. Научные революции и смены типов рациональности. Научная рациональность.

3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного познания.

4. Наука и её роль в обществе. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученного.

Литература:

Основная литература

1. Философия /Под общ. ред. В.П. Кохановского – Ростов-н/Д., 2010.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2011.

3. Спиркин А.Г. Философия – М., 2010.

4. Вундт В. Введение в философию. – М., 2006.

5. Губин В. Д. Философия: Учебник. – М., 2007.

6. Канке В.А. Философия для юристов. – М., 2009.

7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. – СПб., 2001.

8. Кузнецов В.Г. Философия. -М.,2003.

9. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2012.

10. Налетов И.З. Философия. – М., 2010.

11. Философия: Учебник для нефилос. спец. / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова - М., 2009.

12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского /. – Ростов-на-Дону., 2010.

13. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М., 2012.

14. Философия для бакалавров / Под ред. В. И. Пржиленского. – Ростов- на-Дону, 2007.

15. Философский энциклопедический словарь. - М., 2000.

16. Философия. Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. – М., 2004.

17. Философский энциклопедический словарь. ― М., 1998.

18. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

19. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - М., 2000.

Дополнительная литература

Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. - М., 1989

2. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. - М., 1984.

3. Огурцов В.С. Дисциплинарная структура науки; ее генезис и обоснование. М., 1988.

4. Наука в зеркале философии ХХ века. М., 1992.

5. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.

СРС

1. Причины научных революций;

2. Изменение типов научной рациональности;

3. Проблема понимания техники и концепции ее изучения.

4. Генетическая эпистемология Ж. Пиаже в проблеме роста знания;

5. Концепция роста знания К. Поппера;

6. Основные идеи синергетики в анализе роста знания

7. Почему мы доверяем научным выводам?

8. Предположение и гипотеза.

9. Возможен ли “социальный эксперимент”?

10. Можно ли достичь истины ненаучными способами познания?

11. Наука и основные стадии ее исторического развития.

Темы рефератов

1. Наука как социальный институт.

2. Научный метод Р. Декарта.

3. Идеал рациональности и современная наука.

4. Искусственный интеллект как феномен современной культуры

5. Гносеологические аспекты знания.

6. Проблемы отношения человека и компьютера в научном познании.

Практическое занятие №14

Тема 2.4. Философские проблемы техники и будущее человечества. Философские проблемы техники и глобальные проблемы современности. (Метод малых групп)

Основные понятия: прогресс, информация, информатизация, техника, рациональность, образование, информационное общество, информационные потребности, наука, глобалистика, экология, человечество, диалог, телесность человека, кризис человеческой духовности, гуманизм.

Основные вопросы:

1. Современная технологическая эпоха. Общество, наука, техника.

2. Человечество как субъект истории.

  1. Мировая ситуация начала XXI века и глобальные проблемы современности.
  2. Сценарии будущего. Россия в диалоге культур.

Литература:

Основная литература

1. Философия /Под общ. ред. В.П. Кохановского – Ростов-н/Д., 2010.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2011.

3. Спиркин А.Г. Философия – М., 2010.

4. Вундт В. Введение в философию. – М., 2006.

5. Губин В. Д. Философия: Учебник. – М., 2007.

6. Канке В.А. Философия для юристов. – М., 2009.

7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. – СПб., 2001.

8. Кузнецов В.Г. Философия. -М.,2003.

9. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2012.

10. Налетов И.З. Философия. – М., 2010.

11. Философия: Учебник для нефилос. спец. / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова - М., 2009.

12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского /. – Ростов-на-Дону., 2010.

13. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М., 2012.

14. Философия для бакалавров / Под ред. В. И. Пржиленского. – Ростов- на-Дону, 2007.

15. Философский энциклопедический словарь. - М., 2000.

16. Философия. Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. – М., 2004.

17. Философский энциклопедический словарь. ― М., 1998.

18. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

19. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - М., 2000.

Дополнительная литература

1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.,1994

2. Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991 Т.2. Разд. 7. п.2

3. Социально-философские проблемы современного образования. - М.,1994

4. Тавризян Г.М. Техника, культура,человек. - М.,1985

5. Философский энциклопедический словарь. - М.,1989.

6. Тоффлер А. Футурошок СПб, 1997.

СРС

1.Почему противоречия между обществом, природой и человеком приобрели глобальные масштабы только в современную эпоху?

2. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.

3. В какой степени глобальные проблемы выражают единство человечества, а в какой - его разобщенность?

4. Могут ли сценарии будущего быть научными?

5. Какой смысл в классификации глобальных проблем современности?

6. Техника и технология.

7. Техника и исторические этапы ее развития.

8. Естествознание и техникознание.

Темы рефератов:

1. Духовно-идеологическая ситуация начала XXI века.

2. Перспективы современного человека.

3. Футурология, ее возможности и пределы.

4. Кризис человеческой духовности.

5. Печально-пессимистические и бравурно-оптимистические оценки будущего

6. Роль и значение интуиции в социальном познании.

7. Вненаучные формы постижения бытия и их взаимодействие с научным познанием.

8. Природа научного творчества и его закономерности.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.243 с.