Схема системного психолого-педагогического анализа урока — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Схема системного психолого-педагогического анализа урока

2017-11-28 348
Схема системного психолого-педагогического анализа урока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Школа, класс, предмет, Ф.И.О. учителя-стажера (практиканта-сокурсника).

2. Анализ темы, целей или задач (дидактическая, коррекционно - разви­вающая, воспитательная), их структура, комплексность, реальность выполне­ния в границах данного урока.

3. Тип урока, его соответствие содержанию учебного материала и зада­чам урока,

4. Структура урока. Основные этапы урока. Соответствие структуры уро­ка его теме и целям. Целесообразность длительности каждого этапа урока. Взаимосвязь этапов и их подчиненность основной дидактической цели.

5. Психолого-педагогические приёмы организации этапов урока, их соответствие коррекционно-дидактическим задачам.

6. Содержание учебного материала, его соответствие требованиям госу­дарственных образовательных программ, теме и целям урока; умение учителя выделять в содержании урока наиболее важное, основные идеи, понятия и уме­ние акцентировать на них внимание учащихся; насколько часто и умело педа­гог выделяет главную мировоззренческую идею урока, убеждает учащихся в её справедливости.

7. Реализация основных дидактических принципов на уроке. Научность, сообщаемых знаний, их доступность для учащихся с умственной отсталостью. Учет возрастных особенностей детей, их уровня развития и усвоения знаний, интеллектуальных возможностей. Осуществление индивидуального и диффе­ренцированного подхода (учитывалась ли работоспособность ученика, уровень знаний и умений, уровень познавательной и практической активности, само­стоятельности, отношение к учению в целом, наличие и характер когнитивных процессов, особенности проявления волевых качеств).

8. Пути активизации аналитико-синтетической деятельности учащихся (как учитель добивался активности и самостоятельности мышления, побуждал к установлению логических причинно-следственных зависимостей, задейство­вал воображение, на какие закономерности и особенности формирования пред­ставлений, понятий умственно отсталых школьников опирался). Развитие речи учащихся (обеспечение вербальной активности детей, обогащение словаря, ис­правление неточностей в высказываниях). Развитие самостоятельности, навы­ков самоконтроля, познавательных процессов.

9. Использование наглядных средств обучения: виды наглядных пособий и дидактического материала, их соответствие теме, целям урока, возрасту уча­щихся, целесообразность применения, внешнее оформление, правильность ис­пользования. Сочетание слова, наглядности и практической деятельности на уроке.

10. Охранительный режим на уроке (создание положительной мотивации к процессу учения, предупреждение утомляемости и пресыщаемое™, создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, всемерного поощрения по­знавательных усилий школьников, восстановление делового равновесия на уроке при его нарушении, целесообразное ослабление напряженности в конце урока и т.д.).

11. Методическое обеспечение урока. Соответствие методов обучения специфике учебного материала, его структуре, уровню сложности содержания, целям обучения, основным дидактическим требованиям. Учет возрастных и психофизических особенностей учащихся с умственной отсталостью при под­боре методов, уровня их знаний, наличия необходимого оборудования. Разно­образие методов и приемов обучения, их продуманность, целесообразность применения на каждом этапе урока, подчинение основной коррекционно-развивающей цели. Эффективность применения методов и приемов: обеспече­ние активизации деятельности учащихся, коррекции нарушений их развития;

влияние методов и приемов на формирование познавательного процесса, ког­нитивной активности и самостоятельности, создание положительного отноше­ния к учебному материалу, преодоление индифферентности школьников.

Методы управления познавательной деятельностью: обеспечение полно­го, точного, оперативного получения обратной связи в процессе обучения в це­лом и на его отдельных этапах; содействие учащимся в овладении приемами актуализации, обобщения и систематизации усвоенных знаний, умений и на­выков; формирование у школьников требовательного и критического отноше­ния к своей работе, её результатам.

Группы методов контроля (устного, письменного, практического, программированного), используемые на уроке. Организация контроля (в какие мо­менты урока предлагались контрольные задания, их частота, последователь­ность, адекватность применения; характер и формы самостоятельной работы, сочетание методов контроля).

12. Учёт и оценка знаний учащихся. Индивидуальный и фронтальный. опрос (их соотношение и оправданность). Эффективность влияния индивиду­альной работы с учеником на групповую или фронтальную форму работы клас­са.

13. Подведение итогов урока. Умение учителя делать основные обобще­ния и выводы, привлекать к обобщению самих учащихся, давать оценку дея­тельности учащихся, учитывать субъективные результаты учебной деятельно­сти учащихся при определении объёма и содержания домашнего задания. Ме­тодика предъявления домашнего задания. Дифференцированный подход и учет психологических особенностей умственно отсталых школьников при опреде­лении домашнего задания.

14. Облик учителя. Речь учителя: ясность, точность, выразительность, эмоциональность. Знание материала урока, владение методами и приёмами ра­боты на уроке, владение техникой письма на доске, демонстрацией пособий.


Общий характер поведения учителя на уроке. Мастерство педагогическо­го общения (использование конкретных приёмов: убеждение, поощрение, про­буждение гуманных чувств, проявление огорчения, вовлечение в интересную деятельность, моральная поддержка ребенка и укрепление веры в собственные силы, приказание, упрёк, предупреждение, осуждение, наказание и др.). Влия­ние поведения учителя на нейтрализацию психоэмоционального возбуждения у одних учащихся и преодоление повышенной тормозимости у других.

15. Общая оценка урока. Степень достижения общеобразовательной, коррекционно - развивающей и воспитательной целей урока. Дисциплина уча­щихся на уроке. Эффективность использования системы методов на уроке.

Задания, полученные на уроке учащимися. Виды сформированных уме­ний и навыков.

Способы осуществления связи нового с уже известным, организация по­вторения и закрепления учебного материала. Чередование приемов опроса, объяснения, сочетание доверия и контроля коллективной, индивидуальной и групповой работы на уроке, различные формы деятельности на уроке.

Приложение 3.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.