Специфика русской школы экономической мысли. Н. Мордвинов и А. Шторх. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Специфика русской школы экономической мысли. Н. Мордвинов и А. Шторх.

2017-11-28 277
Специфика русской школы экономической мысли. Н. Мордвинов и А. Шторх. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ответ

Специфика российской школы экономической мысли

Российская экономическая мысль стала развиваться с 19 века и двигалась по пути выработки национальных теорий. На тот момент она не отвергала зарубежной национальной школы и марксизма. Изучала народно-хозяйственные условия и проблемы с позиции национальных интересов. На этой основе базировались труды следующих ученых: Мордвинова, Шторха, Косинского, Чупрова и Витте. Российская школа базировалась на следующих принципах:

• национальная экономика стремится к социально-экономическому равновесию;

• государству принадлежит активная роль сохранения и рационального использования природных богатств;

• местное самоуправление является одной из движущих сил экономического развития;

• главной первичной ячейкой российской экономики является не товар, не индивид, не капиталистическая фирма, а крестьянская семья, как социально-экономический организм;

• кооперативный принцип экономической организации должен быть всеобщим;

• промышленность и капитал - инструменты развития и сплочения нации, что приводит к промышленному протекционизму и необходимости социальной защиты рабочих;

• особое значение для национального сплочения и объема и включение мирового хозяйства имеет железнодорожный транспорт.

 

Трактовка основных категорий национальной экономики

Мордвинов и Шторх

Объектом анализа любого экономиста и теоретика является реальная хозяйственная система.

Если согласно А. Смиту хозяйственная система-это совокупность экономических элементов, связанных процессами обмена, то согласно Мордвинову и Шторху, хозяйство-это сложный общенациональный организм, в котором переплетены экономические, неэкономические, технические и демографические факторы. Как и А. Смит считали главной задачей экономической науки является исследование национального богатства. Поддерживали тезис о том, что эффективная экономика требует наличие свободной личности как условие действия естественных экономических законов.

Мордвинов доказал необходимость анализа экономических институтов с учетом отраслевой структуры и технологий производства. За четверть века до Ф. Листа дал развернутое обоснование национальных интересов страны, с точки зрения увеличения ее национального богатства и сформулировал принципы политики воспитательного протекционизма.

Шторх развил свое учение политической экономии как единой науки о производстве накопления и распределении, обмене ценностей, включающих внешние (материальные) или внутренние(нематериальные) блага. Накопленные внешние блага образуют национальное богатство, накопленные внутренние - национальную цивилизацию. Также он выделил особую роль транзитной торговли, формированию городов и самого государства.

 

 

18. Специфика русской школы экономической мысли. А. Чупров.

Ответ

Чупров возглавлял кафедру политэкономии и статистики МГУ и являлся автором наиболее распространенного в стране и авторитетного в тот период учебника экономической теории. Чупров отрицал абстрактный экономический анализ, оторванный от реальных процессов национальной экономики и на этой основе развивал многофакторный эволюционный подход разработки экономической теории на основе индивидуализма и кооперативного начала. Выделил роль специальных факторов, влияющих на отдельные территории страны и т.д. Примером анализа роли таких специальных влияний является экономики ж/д транспорта и аграрные проблемы. Будучи знатоком аграрных проблем, разработал антистолыпинскую реформу по преодолению аграрного кризиса. Ее основу составляли не раскол крестьянства на зажиточных хуторян и полунищих общинников, а повышение культуры трудового крестьянства, ориентированного на рынок при активной поддержке со стороны государства и широком распространении кооперации.

 

19. Специфика русской школы экономической мысли. М. Туган-Барановский.

Ответ

Туган-Барановский (конец 19 века - начало 20). Поскольку его взгляды формировались в период кризисов и затяжных воин, то в первую очередь он известен работами по промышленному кризису, также ему принадлежат труды по развитию русской фабрики и о развитии кооперации, при этом он не видел противоречий между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. В связи с этим причину кризиса видел в особенности движения ссудного капитала и в ограниченности банковских ресурсов. Развивая методологический подход Чупрова, он разделил теоретическую политическую экономию на абстрактную и конкретную. Абстрактная политическая экономия устанавливает общие причины функциональной зависимости народного хозяйства и пользуется дедуктивным методом. Конкретная политическая экономия ставит себе целью описание, классификацию и объяснение конкретных типов народно-хозяйственных явлений и носит индуктивный характер. Объектом регулирования со стороны государства и профсоюзов выступают распределительные отношения, которые по своей природе являются социальными, а не рыночными. Российские экономисты того периода рассматривали человека как носителя противоречивых начал: эгоистического и индивидуалистического, материалистического и духовного, что приводило к необходимости реформировать национальную экономику в соответствии с принципами национальной этики.

 

20.Специфика русской школы экономической мысли. Н. Д. Кондратьева и А. В. Чаянов.

Ответ

Труды данных ученых относятся к 20-30 годам 20 столетия. В этот период российская экономическая мысль выходит в лидеры мировой экономической науки по следующим направлениям:

· Теория циклов;

· Экономические динамики;

· Многоукладные экономики;

· Аграрные теории;

· Теории систем;

· Теории регулирования рынка;

Кондратьев является основоположником теории экономических циклов, исследования и выводы основывались на анализе большого числа экономических показателей различных стран за период, охватывающий 100-150 лет(индексы цен, долговые и государственные бумаги, номинальная з/п, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота и т.д.) В ходе длинных волн Кондратьева происходит изменение в технике, структуре производства, а также кординальные сдвиги в системе государств и общественных институтов. Являлся основоположником теории новой экономической политики. Также обратил внимание на бессилие твердых цен в с/х(неспособность устранить свободные нелегальные цены и как следствие неэффективность гос аппарата). Выступал за свободную кооперацию крестьянских хозяйств, отрицательно относился к насильственному заселению с/х территорий и к идеи направлять материальные ресурсы на поддержку беднейших крестьянских хозяйств, также считал необходимо увеличивать товарность с/х сектора.

Чаянов развивал идею Чупрова о крестьянстве. Ему принадлежали труды “Бюджетные исследования истории и методы”. Является международным основателем междисциплинарного крестьяноведения. В историю экономической мысли вошел как теоретик трудовго крестьянского хозяйства и с/х кооперации. В учении о вертикальной крестьянской кооперации способной сочетать высокую мотивацию к труду отдельной крестьянской семьи и преимущество добровольно создавать кооперативы.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.