Общественная мысль и общественное движение 1860-х гг. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общественная мысль и общественное движение 1860-х гг.

2017-11-28 549
Общественная мысль и общественное движение 1860-х гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении: консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные полит.цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы. Соц. основа — реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм 2/2 XIX в остался в иделолог. рамках т. «официальной народности» - самодержавие, православие, народность.

Во внутриполит. области боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60-70-х гг., а впоследствии — добивались ограничения их результатов. В экон. сфере — ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранения помещичьего землевладения и общины. В соц. области — укрепление позиций дворянства. Во внешней политике — за единение славянских народов вокруг России.

Идеологи: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятельность правительства в реакционном направлении.

Либералы. Соц. основа — обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции.

Во внутр. политике — настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ; выступали за создание общероссийского выборного органа (Земской собор); ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая её необходимым фактором стабильности. В соц.-эконом. сфере — приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства. Стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом соц.-полит. модернизации России.

Идеологи: учёные, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф,И. Родичев, П.А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества.

Особенности русского либерализма: его дворянский хар-р из-за полит.слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами.

Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. Стремились к коренному переустройству общ-ва. Не имели широкой соц. базы. В их движении участвовали выходцы из разных слоёв общ-ва (разночинцы), посвятившие себя служению народа.

В истории движения радикалов 2/2 XIX в. несколько периодов: 60-е — складывание идеологии и создание тайных кружков; 70-е — оформление народнической доктрины, особый размах деятельности; 80-90-е гг. - активизация либеральных народников; сер. 90-х — ослабление.

«Шестидесятники». Подъём крестьянского движения в ответ на несправедливость крестьянской реформы => активизация радикалов, кот.надеялись на крест. Восстание.

В 60-е гг. сложилось 2 центра радикального направления:

1. В России — вокруг журнала «Современник» (создан в 1836 Пушкиным) — Некрасов, Панаев (издатели) привлекают к деятельности молодых литераторов (Астровский, Аппалон-Григорьев и т.д.). Журнал получает популярность. Они привлекают Чернышевского. Он — хороший филолог => Некрасов почти сразу назначает его главой отдела критики литературы. Также он известен как экономист. Когда Некрасов уезжает, Чернышевский возглавляет журнал. Но постепенно Чернышевский меняет лицо => либералы покидают журнал =>журнал становится радикальным => в 1862 (Чернов сказал, что в 1861) Чернышевский арестован, журнал закрыт. Следовательно, сам он принимать активного участия в общественной борьбе не может, но на основе его идей в начале 60-х образовалось несколько тайных организаций. В них входили Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Г.Е. Благосветлов, Н. И. Утин и др.

2. В Лондоне: журнал «Полярная звезда», «Альманах». Проблематика — декабристы. На обложке «Полярной звезды» - 5 казнённых декабристов. С 1857 — газета «Колокол» (А.И. Герцен). Эпиграф к газете: «Зову живых!». Здесь — крестьянская проблематика. По сравнению с Чернышевским Герцен более умерен: он считает, что Александр II может дать свободу крестьянам. Он рассчитывает на руководство. Но после 1861, после возникшей ситуации, он говорит, что крестьянский вопрос должен быть решён революцией. Герцен и Чернышевский конфликтуют. В 1859 Чернышевский едет в Лондон => расстались они опять-таки с различными точками зрения — так и не нашли точку соприкосновения. Всю информацию Герцен получал из России — у него было много корреспондентов, некоторые из них до сих пор не известны

 

(Дальше чисто по Чернову)

 

Периодизация русского освободительного движения (Ленин):

1. 1825 — 1861 - «Дворянский». Т.к. они играют главную роль.

2. 1861 — 1895 - «Разночинский» - дворянская часть «размывается».

Отмена крепостного права, внедрение идеи всесословности => кризис сословности. Из этих сословных групп начинают выбрасываться молодые. Они начинают терять свои соц. связи с породившей их средой. Они теряют взгляды. Молодёжь начинает жить своей жизнью, но не создаёт нового морального уклада. =>создаётся иллюзия, что проблемы можно решить радикальными методами. Они называют себя социалистами. Однако, их программа — почва для буржуазии.

Весна 1862 — прокламация П. Заичневского — идея террора.

Организация «Земля и воля». Неизвестен состав, но известно, что имелось несколько отделений. Связано с Лондоном (Герцен, Чернышевский, Огарёв). Пытались создать свою газету.

В газете «Колокол» статья Огарёва: главная проблема — осуждение реформы.

Филиал «З. и В.» был и в Москве, кот.сохранился и после распада организации. В 1864 он превращается в кружок Ишутина, вольнослушателя Московского университета. Огромное влияние на этот кружок имел Чернышевский (работа «Что делать?»).

Русская мысль утопична от начала до конца («Сны Веры Павловны»). В Москве эти идеи нельзя провести, но они пытаются провести её в отдельных мелких городах, но понимают, что этого мало.

4 апр 1862 — 1ый террористический акт. Дмитрий Каракозов покусился на жизнь Александра II. В летнем саду в Петербурге он выстрелил в императора, но неудачно. Стоявший рядом с императором человек увидел, как он достаёт пистолет и ударил его по руке.

В 1863 надеялись совместить силы русских и польских революционеров, но те выступили раньше => провал польского восстания.

В 1864-65 они трансформируются в «Организацию». Внутри неё создают новую структуру — тайное законспирированное общ-во - «АД». Его задачи: должен следить за членами организации. В «Аду» было всего несколько человек. Другая их задача — организация террористических актов. Всё это говорит о кризисе идеологии.

 

Нечаевщина (Петербург). В 1868-69 прошли студенческие волнения. Шли активные аресты. Сергей Нечаев бежал в Париж в 69. Там он начинает рассказывать о своей деятельности, о своём «побеге» из Петропавловской крепости.

Бакунин загорается его идеями. Он начинает работать над документом «Народной расправы». Самый главный и страшный - «Катехизис революционера»: для достижения своей цели революционеры имеют право преступать все законы. Падение морали, кризис социума.

Нечаев возвращается в Россию, в Москву. Здесь он действительно создаёт организацию — человек 80 студентов Петровской с/х академии (в основном). Нечаев попытался внедрить все документы в организацию и встретил некоторое сопротивление — Иванов (убит) => арестованы практически все участники организации. Нечаев опять бежит в Париж. В 1870 суд Нечаевцев и Нечаева. На страницах «Московских ведомостей» начинается процесс. В 1871-72 Нечаев переезжает Швейцарию, где был арестован и действительно отправлен в Петропавловскую крепость.

Революционеры ожидали весной 1863 Революцию. Они ждали её, т.к. в положении 61 г. есть след.пунктик: в течение 2х лет в «Уставной грамоте» должны быть прописаны все взаимоотношения между временно-обязанными крестьянами и помещиками. Они ожидали, что эта реальность вызовет революцию, поэтому нет необходимости «ходить в народ», т.к. они сами придут.

***

Весна 63го настала, а революции всё нет... Даже спад крестьянских волнений. Это и вызывает упадок моральных ценностей. В результате этого кризиса внутри революционеров формируются 2 группы:

● одна из них формируется вокруг журнала «Современник» (ред. Елисеев). Здесь появятся идеи народничества. Она говорит о том, что надо изменить подход к народу. Народники говорят о том, что они за крестьянство. Они использовали ряд идеи Герцена, но Герцен - НЕ НАРОДНИК!!! В качестве антитезы капитализму они предлагают общину. В ней они находят все будущие черты соц. строя. Поэтому крестьянство, кот.существует в общине, они рассматривают как движущую силу революции. Теория героя толпы — ещё одна теория народников. Эти «герои» должны повести этот пассивный народ к светлому будущему. Бакунин считал, что народ готов к революции — достаточно ходить пот деревням и говорит им, что уже пора;

● другая группа — вокруг журнала «Русское слово». Появится он в 1859. Издаёт его Благовестов. Одним из сотрудников был Писарев. Здесь формируется течение нигилизма. Огромное внимание уделяется пропаганде науки. Однако здесь нет идеи просвещения «мужика». Надо образовывать грамотных людей. Писарев никогда не говорил о необходимости террора; однако этот вывод могли сделать и сделали читатели. Эта идея эволюционирует в идею якобинства.

=> Обе группы закрыты после выстрела Каракозова (1866).

Народничество

В пореформенной России главным направлением в освободительном движении становится народничество. Оно основывалось на системе взглядов об особом, "самобытном" пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого "русского социализма" были сформулированы на рубеже 40 - 50-х годов А.И. Герценом - "предтечей" русского народничества. Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н.Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община - патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль "товарищеской формы производства" параллельно с капиталистическим производством.

Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.