Интеллект, его понимание и проблемы измерения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Интеллект, его понимание и проблемы измерения

2017-11-28 507
Интеллект, его понимание и проблемы измерения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Люди отличаются Друг от друга различной способностью отражать окружающую среду, оперировать полученной информацией, видеть в ней и вскрывать связи и отношения между предметами и явлениями, предвидеть последствия своих действий, запоминать события и т.п. Эти и другие способности, связанные с познанием мира, были объединены в психоло­гии под понятием "интеллект", понятием, которое является одним из центральных в психологическом тестировании. Разные авторы по разному определяют этот конструкт. Так, Д.Векслер (1939) определяет его сле­дующим образом: "Интеллект есть сложная общая способность индивида действовать целенаправленно, думать рационально и взаимодействовать эффективно с окружением" [9]. Д.П.Дас (1973) понимает интеллект как "способность планировать и структурировать собственное поведение с перспективой на конечную цель" (9]. А.Анастази (1974) трактует ин­теллект как "комплекс способностей, необходимых для выживания и дос­тижения успехов в определенной культуре" [1].

Обобщая эти определения, можно признать, что интеллект - это описательный конструкт, введенный психологами для обозначения спо­собности человека эффективно и рационально функционировать в опреде­ленной культуре.

В чем проявляется интеллект? Как пишет Л.Ф.Бурлачук, "проявле­ния интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, вообра­жения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом изме­рения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и осо­бенностям. Это нашло свое отражение в многочисленных тестах, пред­назначенных для оценки разных сторон интеллекта: логического мышле­ния, ассоциативной и смысловой памяти, арифметических способностей, пространственной визуализации и т.д. [2,3].

Подобная логика рассуждения привела к появлению таких, напри­мер, определений интеллекта как "относительно устойчивой структуры умственных способностей индивида" [5] и даже таких: "интеллект это то, что измеряется тестами интеллекта". Подобные определения, с од­ной стороны, тесно увязывают интеллект с познавательной сферой инди­вида, а с другой, подчеркивают связь его понимания с теми тестами, с помощью которых его измеряют.

Существенная особенность интеллекта состоит в том. что он явля­ется суммацией опыта, полученного человеком в определенной культуре, от момента его рождения. Он является итогом взаимодействия природ­ных, врожденных познавательных способностей человека и той среды, которая активизировала, тренировала и использовала эти способности. Зная уровень интеллекта, мы можем оценить только то, чего достиг че­ловек в данной культуре на момент тестирования, но почему он достиг такого уровня, мы сказать не можем.

Важным вопросом проблемы интеллекта, который принципиально вли­яет на его измерение, является вопрос о структуре интеллекта, его одно-(двух-) или многофакторности.

Ч.Спирмен на основе анализа матриц интеркорреляций различных интеллектуальных субтестов выдвинул гипотезу об однофакторности ин­теллекта. Им было высказано предположение о существовании б (Gene­ral) Фактора, который детерминирует результаты всевозможных измере ний интеллекта. Этот фактор интерпретировался им как умственная энергия (Mental Energy) и связывался прежде всего со способностью устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. На ос­нове теории Ч.Спирмена были созданы такие тесты как "Прогрессивные матрицы" Дж.Равена, тест "Домино", тест TIP и др.

Другая точка зрения на структуру интеллекта берет начало от ра­бот Л.Терстона, который в результате тщательного математического анализа данных интеллектуальных тестов пришел к выводу, что интел­лект по своей природе неоднороден и включает в себя ряд первичных Факторов, которые детерминируют разные группы умственных операция. Им были выделены такие первичные факторы: понимание слов, беглость речи, легкость оперирования игровым материалом, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия и индуктивное мышление. На основе этих положений Л.Терстон отстаивает точку зрения о том. что интеллект следует представлять не а виде одного показате­ля (IQ), а в виде профиля оценок по первичным факторам.

Одним из популярнейших в Европе тестов, разработанных в русле мультифакторной теории интеллекта, является тест структуры интеллек­та Р.Амтхауэра. В этом тесте интеллект рассматривается как подструк­тура в целостной структуре личности. Эта субструктура является упо­рядоченной целостностью умственных способностей, которые формируются и проявляются в деятельности. Р.Амтхауэр выделил 4 ведущих актора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемический. На их диагностику и направлены 9 субтестов методики. Последняя версия теста Р.Амтхауэра рассчитана на возраст от 13 до 65 лет и предназначена прежде всего для профессионального и педагоги­ческого консультирования.

Психодиагностическая методика ТУС является адаптацией на русс­коязычной выборке теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в его чешс­кой модификации [7].

2. СТРУКТУРА ТУС

Методика ТУС состоит из 9 субтестов, представляющих собой груп­пы заданий, направленных на измерение различных аспектов умственной деятельности человека. В зависимости от этого каждый субтест имеет свое название.

Субтест 1 - осведомленность (ОС).

Субтест 2 - исключение лишнего (ИЛ).

Субтест 3 - поиск аналогий (ПА).

Субтест 4 - определение общего (00).

Субтест 5 - арифметический (АР).

Субтест б - определение закономерностей (03).

Субтест 7 - геометрическое сложение (ГС).

Субтест 8 - пространственное воображение (ПВ).

Субтест 9 - запоминание (3).

Все субтесты методики содержат 20 заданий, за исключением суб­теста 4, который включает 16 заданий. Общее количество заданий теста - 176. Перед каждым субтестом в тестовой тетради имеется подробная инструкция испытуемому по выполнению субтеста с примерами решения заданий данной группы.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.