Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-11-28 | 2136 |
5.00
из
|
Заказать работу |
ТЕСТ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (ТУС)
Руководство
Второе издание
Авторы адаптации: Сенин И.Г. - дипломированный психолог; Сорокина О.В. - дипломированный психолог, Чирков В.И. - канд. психол. наук, доцент.
Научно-производственный центр "ПСИХОДИАГНОСТИКА"
Ярославль 1993 г.
Сенин И. Г., Сорокина О. В, Чирков В. И. (авторы адаптации) Тест умственных способностей (тус)
Научный редактор: Чирков В. И., канд. психол. наук, доцент Ярославль, НПЦ "Психодиагностика" 1993 г.
ТУС является адаптацией широко известного теста структуры интеллекта (IST) немецкого психолога Р. Амтхауэра. Адаптация проведена с чешской версии данного теста. ТУС является тестом диагностики структуры интеллекта, который может использоваться во всех областях прикладной психологии. Руководство включает описание проведения и интерпретации одной формы теста, а также содержит нормы, полученные на отечественных выборках.
СОДЕРЖАНИЕ
ИНТЕЛЛЕКТ. ЕГО ПОНИМАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ
СТРУКТУРА ТУС
ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ТЕСТА
-анализ пунктов теста
-проверка на надежность
-проверка на валидность
-стандартизация теста
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ И ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
-условия проведения
-порядок обработки полученных данных
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
-нормативные таблицы
-«ключи» к тесту
ПРОВЕРКА НА НАДЕЖНОСТЬ
Проверка надежности по однородности ТУС проводилась отдельно для каждого субтеста по следующим коэффициентам, по Формуле Кюдера-Ричардсона (для субтеста 4 по Формуле Кронбаха) и по Формуле Спирмена-Брауна (по полной форме).
Проверка проводилась на выборке в 179 человек, в возрасте от 15 до 35 лет, состоящей из приблизительно 60% мужчин и 50% женщин В данную выборку вошли лица со средний, средним специальным, средним техническим и высшим образованием, а также учащиеся общеобразовательных школ города Ярославля. Результаты проверки на надежность представлены в таблице 1.
Таблица 1. Надежность по однородности отдельных субтестов ТУС.
Данные по ре-тестовой надежности, приводимые чешскими авторами говорят о достаточно высокой устойчивости тестовых оценок. В результате повторного тестирования учащихся средней экономической школы с интервалом в 3 года ими был получен коэффициент корреляции равный 748. По нашим данным этот коэффициент надежности при интервале J недели оказался равным.419.
ПРОВЕРКА НА ВАЛИДНОСТЬ
На этапе проверки конструктной валидности тус высчитывались коэффициенты корреляции отдельных субтестов с окончательным результатом по всей методике. Эти данные приведены в таблице 2. Для сравнения в данной таблице приведены также коэффициенты, полученные чешскими авторами, а также данные, полученные Амтхауэром.
[Таблица 2. Корреляции субтестов с итоговым баллом по тесту.]
Кроме того, проверка данного вида валидности ТУС проводилась путем вычисления корреляции итоговых баллов по отдельным субтестам с итоговым баллом теста "Домино". Тест "Домино" - это известная методика предназначенная для измерения невербального интеллекта. Основная задача испытуемого - вскрыть определенную закономерность, в соответствии с которой на карточках выстроены фишки домино, и заполнить пустую фишку. Выборка, на которой проводился данный вид проверки, состояла из 103 человек в возрасте от 17-ти до 35-ти лет. включающей примерно одинаковое количество мужчин и женщин.
Коэффициенты корреляции отдельных субтеста ТУС и итогового балла по всему тесту с тестом "Домино" представлены в таблице 3.
[Таблица 3. Коэффициенты корреляции отдельных субтестов ТУС и итогового балла по всему тесту с показателем теста "Домино".]
Примечание: Все коэффициенты корреляции, представленные в таблице 3, значимы на уровне 1%.
Чешские авторы приводят следующие данные по корреляции итогового балла теста с другими методиками: шкала В опросника Кэттела (r = 0.614), матрицы Равена (r = 0.353)
Оценка критериальной валидности проводилась 2- мя способами: методом контрастных групп (проверка значимости различий показате
лей отдельных субтестов методики и его окончательного результата мужской и женской выборки по t-критерию Стьюдента), а также путем вычисления корреляции итогового балла теста с показателем школьной успеваемости.
Проверка методом контрастных групп базировалась на выборке в 254 человека. Мужская выборка состояла из 119 испытуемых, женская выборка состояла из 135 испытуемых. Возрастной диапазон выборки -16-35 лет. Статистически значимыми оказались различия по арифметическому субтесту и по субтесту определения закономерностей (у мужчин выше). По чешским данным статистически показательными являются субтест на запоминание (у женщин выше), арифметический субтест (у мужчин выше) и субтест "геометрическое сложение" (у мужчин выше).
Проверка методом вычисления корреляции итогового балла теста с показателем школьной успеваемости (средняя оценка) проводилась на выборке в 35 человек - учащихся 11 класса общеобразовательных школ города Ярославля (r = 0.51). По чешским данным коэффициент корреляции общего результата теста с показателем школьной успеваемости на аналогичной выборке равен 0.45.
Таким образом, достаточно высокие показатели критериальной и конструктной валидности ТУС, а также их сходство с аналогичными показателями чешского варианта теста и данными Р.Амтхауэра говорят о том, что предлагаемая модификация методики позволяет делать достаточно обоснованные выводы об уровне интеллекта и его структуре, а также сохраняет все предложенные Р.Амтхауэром закономерности в измерении умственной деятельности человека.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА
Чешская стандартизация теста Амтхауэра показала, что в возрастном диапазоне от 16-ти до 35-ти лет значительных различий в успешности выполнения теста не наблюдается. Опираясь на эти данные, мы произвели разработку ориентировочных норм ТУС для выборки в возрасте от 16-ти и старше. Наша выборка стандартизации составила 560 испытуемых, куда вошли учащиеся средних школ. студенты высших и средних специальных учебных заведений, а также лица, имеющие высшее образование. Кроме того, были разработаны нормы для возрастного диапазона от 14 до 15 лет отдельно для мужской и женской выборки. Данная выборка включала в себя 186 юношей и 210 девушек, учащихся средних школ г. Ярославля.
В качестве стандартной шкалы использовалась шкала IQ (среднее значение - 100, 5 = 10). Проверка распределения на нормальность проводилась по критерию А отдельно для каждого субтеста и итогового балла по всему тесту. Проведенная стандартизация показала, что характер распределения первичных оценок как по отдельным субтестам, так и по всему тесту в целом не отличается от нормального, поэтому на основе линейного преобразования были построены таблицы перевода первичных оценок в стандартные баллы (см. приложение)
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Для проведения ТУС необходимо иметь тестовую тетрадь с формуляром к задачам на запоминание, бланк ответов, секундомер или часы с секундной стрелкой.
Перед началом тестирования экспериментатор должен разъяснить цель эксперимента и коротко описать структуру методики. Однако при этом недопустимо расшифровывать аббревиатуру "тус" на обложке тестовой тетради, а также указывать на то. что предметом диагностики теста является интеллект.
Тестирование должно проводиться при нормальном уровне освещенности и температурном режиме, без постороннего шума. В тестовой тетради и в бланке ответов варианты решений обозначены буквами а; б; в; г; д. Задачей испытуемого является зачеркивание правильного варианта ответа. Исключение составляет лишь четвертый субтест, в котором испытуемый должен в словесной Форме записать свой ответ в специально отведенном для этого месте на бланке ответов
Эксперимент начинается с того, что испытуемый заполняет верхнюю часть бланка ответов (записывает свою фамилию, пол, возраст и другие данные). После этого он читает общую инструкцию на стр. 1 Тестовой тетради. Затем по команде экспериментатора он переворачивает страницу и знакомится с инструкцией и примерами решений к субтесту 1. Следует помнить, что испытуемый имеет право задавать вопросы экспериментатору только при ознакомлении с инструкциями к субтестам. После того, как инструкция к первому субтесту будет понята, экспериментатор дает знак переворачивать следующий лист и засекает время По истечении времени, отпущенного для выполнения субтеста, экспериментатор прерывает работу, и испытуемый начинает знакомиться с инструкцией к следующему субтесту.
Работа с девятым субтестом (запоминание) происходит в следующей последовательности: испытуемый знакомится с инструкцией на странице 21 тестовой тетради, затем в течении трех минут заучивает слова в рамке, по истечении этого времени он закрывает тестовую тетрадь, берет формуляр к задачам на запоминание и знакомится с инструкцией на первой странице формуляра. После этого он переворачивает страницу и начинает работать над субтестом, одновременно с этим экспериментатор засекает время.
Среднее время проведения всего теста - 80-90 минут. Для получения достоверных результатов при групповом тестировании необходимо выполнить ряд дополнительных условий. Во-первых, тестируемую группу необходимо ограничить 10-15-тью испытуемыми. Во-вторых, каждый испытуемый должен занимать отдельный стол. В-третьих, все испытуемые должны начинать работать с очередным субтестом одновременно. В-четвертых, в ходе тестирования необходимо следить, чтобы испытуемые не листали тестовую тетрадь.
В том случае, если кто-либо из испытуемых закончит работу над субтестом раньше отведенного времени, необходимо проследить, чтобы он не переходил к следующему субтесту и ждал, когда закончат работать остальные испытуемые.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях.
Общий уровень интеллекта.
Определяется на основе итоговой оценки, полученной в результате суммации баллов по каждому субтесту, которая переводится в стандартный показатель. При интерпретации необходимо учитывать следующие специфические требования к испытуемым со стороны теста:
а) тест требует определенной быстроты мышления,
б) из-за относительной сложности заданий тест меньше годится для тестирования лиц с явно заниженной результативностью, чем дольше их результативность отклоняется от среднего уровня, тем менее надежны полученные результаты;
в) на тестовые результаты положительно влияет образовательный уровень, результаты школьного обучения поэтому более адекватно сравнивать испытуемых с лицами с одинаковым образованием, чем с лицами одного возраста,
г) общие достижения в тесте зависят от социокультурных условий развития, т.е. от неспецифического учения,
д) структура теста и его задания ставят в более выгодное положение испытуемых с естественнонаучной, математической и технической ориентацией по сравнению с лицами вербально и гуманитарно ориентированными.
2. Интерпретация группы субтестов, близких по факторному принципу.
Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития различных сторон интеллекта. Отдельные субтесты возможно объединить в следующие группы:
а) Вербальные субтесты, требующие способности оперировать словами как символами (ОС, ИЛ, ПА, 00, Э). У лиц с высокой результативностью в этих субтестах можно предполагать превалирование вербального интеллекта, они чаще ориентируются на общественные науки или на изучение иностранных языков, интересуются такими видами практической деятельности, в которых могут использовать вербальные символы и соответствующий вид мышления.
б) Математические субтесты, требующие развития способности оперировать математическими символами и числами (субтесты АР и 03). Высокие результаты в этих субтестах указывают на математическую одаренность" испытуемого.
в) Субтесты на пространственное представление определяют уровень развития наглядно-образного мышления, построенного на оперировании пространственными образами и отношениями (субтесты ГС и ПВ). Высокая результативность в этих субтестах указывают на техническую и естественнонаучную одаренность, при условии наличия высокого показателя в математических субтестах. Изолированная высокая результативность в этих субтестах указывает на превалирование «конкретного» мышления, на техническую или иную практическую направленность интеллекта.
Кроме того, по данным чешских психологов тест позволяет определить профили на основании результатов выполнения отдельных субтбестов. Лучшая результативность в субтестах ОС и ПА (W-профиль) указывает на одаренность "скорее практическую", в то время как лучшая результативность в субтестах ИЛ и 00 (М-профиль) говорит об одаренности "скорее теоретической".
Сравнение результативности по отдельным субтестам указывает на существование фактора ригидности - подвижности мышления: у лиц, достигших лучших результатов в субтестах 00 и АР по сравнению с результатами в субтестах ПА и 03 можно ожидать большую подвижность мышления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А Психологическое тестирование. М., 1982. Т 1
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев. 1989
3. Бурлачук Л.Ф.. Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике Киев. 1980.
4. Лакин Г Ф. Биометрия. М., 1980
5. Психологический словарь. М. 1990
6. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников М., 1980.
a. 7. Arnthaver R Test structure intelicrence (T S I) Prirucka. Bratislava. 1973.
7. Kline P. A Handbook of Test Construction. London. 1986.
8. Sattler J.M. Assessment of children's Intelligence and Special abilities Boston. 1982.
130 и выше – весьма высокий интеллект
120-129 – высокий интеллект
110-119 – «хорошая норма»
90-109 – средний уровень
80-89 – сниженная норма
70-79 – погранична норма
69 и ниже – умственный деффект
Формы А и В
А | В | А | В | А=В | А=В | ||||
Г | Б | В | Б | Б | |||||
В | Г | Д | Г | Г | |||||
Д | Б | Б | В | В | |||||
Д | А | Д | Д | А | |||||
В | Г | В | В | Г | |||||
А | А | Г | Б | А | |||||
Г | Г | Б | А | Б | |||||
Б | Г | В | Г | Д | |||||
Д | Б | Б | Д | В | |||||
В | Г | Г | А | Г | |||||
Б | Г | Г | А | А | |||||
Д | Г | Б | Г | Б | |||||
В | Б | Б | В | Д | |||||
Д | Д | Б | Д | Г | |||||
Г | Д | В | А | В | |||||
Д | Б | Д | Д | Б | |||||
В | Д | В | Г | Д | |||||
Б | Г | В | Б | А | |||||
Д | Г | Б | Д | В | |||||
А | Г | Г | В | Д | |||||
← | ← | ← | ← |
Формы А и В
А | В | А | В | А=В | А | В | ||||
Г | В | Б | ||||||||
Б | А | Г | ||||||||
А | В | В | ||||||||
Г | Г | В | ||||||||
Б | Г | Д | ||||||||
Г | Б | Г | ||||||||
В | В | Д | ||||||||
Г | А | А | ||||||||
Д | В | А | ||||||||
Г | Г | Б | ||||||||
Д | Д | Д | ||||||||
Г | Г | В | ||||||||
А | Б | Д | ||||||||
В | Г | Г | ||||||||
Д | В | В | ||||||||
В | Г | А | ||||||||
А | Г | Г | ||||||||
Г | Б | Г | ||||||||
Б | Г | Д | ||||||||
Г | В | В | ||||||||
→ | → | → | → |
МЕТОДИКА ТСИ. ключи к сбт. 4.
Форма А. Форма В.
№ | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | № |
Плоды, дары природы, плоды растений. | Еда, десерт, продукты, пиша. | Сладкие, растут на деревьях. | ||
62. | Наркотики, тонизаторы, допинг. | Продукты потребления. | Всегда нужны при отдыхе, завтрак. | |
63. | Измерительные приборы, механизмы, аппараты для измерений. | Приборы, аппараты, домашние приборы, предметы. | Измерение времени года; погоды, болезнь. | |
64. | Органы чувств, органы восприятия, органы ощущения. | Органы, части лица, части тела. | Органы осязания, чувства, лицо человека. | |
65. | Отражение, отражательные волны, отражающие поверхности. | Повторение, воспроизведение. | -/- | |
66. | Произведения искусства, художественные произведения. | Произведения, искусство, изображение жизни. | Изображение, описание. | |
67. | Сила звука, степень звука, громкость. | Характеристика звука. | Звук. | |
Зачатие, зарождение жизни, плод. | Продукты, пиша, еда. | Органы размножения | | ||
69. | Знаки отличия, эмблема, символ государства. | Символ власти, могущества, предмет символики, символ. | Национальные отличия. | |
70. | Обитатели воды, водная жизнь. | Существа, животный мир. | Плавают в воде, животные в воде. | |
71. | Неудовлетворенные потребности в воде и пище, желание есть и пить, потребность организма. | Потребность, желание, ощущение, состояние. | Еда, питье, терпение. | |
72. | Живые организмы, живая природа. | Лес, находятся в лесу. | Муравейник под осиной, | |
73. | Металлические изделия, металлические предметы. | Предметы, изделия, изделия человека. | Железные вещи. | |
74. | Координаты места, указание местонахождения в пространстве. | Направления, расстояние. | Противоположные, направления, место. | |
75. | Напутствие, пожелание. | -//- | -//- | |
76. | Меры воспитания, меры воздействия, меры наказания и поощрения. | Мнение о поступке, оценка. | Заслуга, награда. |
18,00 -577
ПО | ПО | Общая шкала | ||||||||||
М-10 S=3,6 | М=10 S=2.6 | М=9.5 S=3.9 | М=8.7 S=3.5 | М=8.9 S=4.2 | М=9.5 S=3.6 | М=8.9 S=3.4 | М=11.3 S=4.2 | М=14.9 S=6.1 | М=89 S=24 | |||
171-180 | ||||||||||||
161-170 | ||||||||||||
151-160 | ||||||||||||
141-150 | ||||||||||||
131-140 | ||||||||||||
121-130 | ||||||||||||
111-120 | ||||||||||||
101-110 | ||||||||||||
91-100 | ||||||||||||
81-90 | ||||||||||||
71-80 | ||||||||||||
61-70 | ||||||||||||
51-60 | ||||||||||||
41-50 | ||||||||||||
31-40 | ||||||||||||
21-30 | ||||||||||||
11-20 | ||||||||||||
1-10 | ||||||||||||
ТЕСТ АМТХАУЭРА
Нормативные данные по отдельным субтестам для женщин 16 лет и старше(N = 295)
ПО | Субтесты | ||||||||
ОС | ИЛ | ПА | оо | АР | ГС | ПВ | |||
7 7 | 7 7 | ||||||||
! 4 | | |||||||||
S3 | |||||||||
О | |||||||||
III | III | III | |||||||
III | |||||||||
! 22 | |||||||||
! | |||||||||
i | |||||||||
l15 | |||||||||
: |
ТЕСТ АМТХАУЭРА
Нормированные баллы по итоговому баллу для женщин 16 лет и старше (N= 295)
по | IQ | ПО | IQ | ПО | IQ |
——— | |||||
! 67 | |||||
! 69 | |||||
S7 | |||||
ТЕСТ АМТХАУЭРА
Нормированные баллы по итоговому баллу для мужчин 16 лет и старше (N= 265))
ТЕСТ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (ТУС)
Руководство
Второе издание
Авторы адаптации: Сенин И.Г. - дипломированный психолог; Сорокина О.В. - дипломированный психолог, Чирков В.И. - канд. психол. наук, доцент.
Научно-производственный центр "ПСИХОДИАГНОСТИКА"
Ярославль 1993 г.
Сенин И. Г., Сорокина О. В, Чирков В. И. (авторы адаптации) Тест умственных способностей (тус)
Научный редактор: Чирков В. И., канд. психол. наук, доцент Ярославль, НПЦ "Психодиагностика" 1993 г.
ТУС является адаптацией широко известного теста структуры интеллекта (IST) немецкого психолога Р. Амтхауэра. Адаптация проведена с чешской версии данного теста. ТУС является тестом диагностики структуры интеллекта, который может использоваться во всех областях прикладной психологии. Руководство включает описание проведения и интерпретации одной формы теста, а также содержит нормы, полученные на отечественных выборках.
СОДЕРЖАНИЕ
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!