СЕМИНАР 1. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

СЕМИНАР 1. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире.

2017-11-28 1025
СЕМИНАР 1. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинары

 

СЕМИНАР 1. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире.

 

Вопросы:

1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?

2. Основные факторы возникновения им развития первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока.

3. Школы Древней Месопотамии, Египта, Израиля, Китая.

4. Учебные заведения Древней Греции.

5. Отличительные особенности педагогической мысли Древнего Рима.

6. Воспитание и обучение у ранних христиан.

 

Задания: Заполните таблицу.

  Цели и задачи воспитания и обучения Содержание воспитания и основные педагогические требования. Типы школ Персоналии
Древнейшие цивилизации (Древней Месопотамии, Египта, Израиля, Китая)       Конфуций
Древняя Греция, Спарта и Афины       Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель
Римская империя       Цицерон, Сенека, Квинтилиан
Воспитание у ранних христиан и восточных славян       Василий Кесаристский, Иоанн Златоуст, Аврелий Август

 

Рефераты:

1. Педагогическая мысль Византии.

2. Педагогический практицизм Древнего Рима.

3. Мыслители раннего христианства о воспитании.

4. Развитие образования в странах Востока (в различные исторические периоды).

 

Литература:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.

2. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли. М., 2002.

3. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

 

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлено появление школы как специального социального института?

2. Первые виды письменности.

3. Когда (век) появились первые школы?

4. Кто имел право обучаться в школах?

5. Кто считается первым педагогом, соединившим опыт обучения и воспитания и теоретически его осмыслил?

6. Цель спартанского воспитания.

7. Сколько лет человек находился в системе государственной опеки в Спарте?

8. Цели Афинского воспитания.

9. Характерные черты средневекового общества.

10. С какой целью создавались монастырские школы?

11. Кого учили в соборных или кафедральных школах?

12. Для кого открывались приходские школы?

13. Применялись ли физические наказания?

14. Задачи цеховых, гильдейских школ.

15. Содержание рыцарского воспитания.

16. Первые университеты.

17. Что такое схоластика?

18. Деятельность Фомы Аквинского

СЕМИНАР № 2. Школа и педагогическая мысль средневековых цивилизаций.

Вопросы:

1. Проследите главные этапы развития педагогической мысли в Византии.

2. Проанализируйте идеи представителей византийской философско-педагогической мысли.

3. Каковы особенности воспитания на средневековом Востоке. Основные педагогические взгляды восточных мыслителей средневековья.

4. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования?

 

Задание 1. Заполните таблицу (создатель Э. Де Боно).

В строке «+» допишите положительные черты средневекового воспитания, его достоинства; в строке «-» - отрицательные черты, недостатки; в графе «интересно» - философско-педагогические идеи средневековых мыслителей, вызвавших наибольший интерес

 

+  
-  
Интересно  

 

Задание 2. Кластер.

1. Распакуйте веточки кластера.

 
 

 


Рефераты.

 

1. Воспитание и педагогика цивилизации Ближнего Востока в средние века.

2. Ученичество как вид обучения в средние века в мировой практике.

3. Рациональность и иррациональность средневековой педагогики.

4. Педагогическая мысль Византии.

5. Формирование духовно-интеллектуальной элиты в средние века: монастырь, королевский двор, университет.

6. Античное педагогическое наследие в средневековой педагогике.

7. Педагогический аскетизм средних веков.

 

Литература:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.

2. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли. М., 2002.

3. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

 

Тема: № 3. Просвещение и обучение на Руси с древности по 18 в.

Вопросы: 1. В чем проявилась взаимосвязь между культурой и образованием славянского мира и культурой и образованием остальной Европы?

2. Роль византийской образованности и православной церкви в эволюции воспитания и обучения в Киевской Руси.

3. В чем состояла самобытность воспитания и обучения в Киевской Руси?

4. Охарактеризуйте школьное обучение и его результаты в Русском государстве в 14-16 в.в.

5. Каковы основные типы учебных заведений существовали на Украине и в Белоруссии в эпоху Средневековья?

 

Задание

 

Прочтите в Антологии педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-16 в. (Составитель С.Д. Бабишин, Б.Н.Митюров.-М., 1985 с. 164-167, с.223- 227)

«Поучение» Владимира Мономаха и Домострой и заполните таблицу-синтез:

 

 

Ключевые моменты текста (сообщения) На чем остановилось внимание? Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня (анализ)
     
     

При первом восприятии текста заполняются первые две группы, а третья- при просмотре содержания первых двух. В правой стороне таблицы дайте комментарии:

Что заставило записать именно эту цитату?

Какие мысли она вызвала?

Какой вопрос возник в связи с ней?

Какая часть текста произвела наибольшее впечатление?

 

Рефераты

 

1.Владимир Мономах как воспитатель и автор «Поучения».

2.Домострой о воспитании и нравственности.

3.Сущность, содержание и методы православной педагогики.

4.Молитва, исповедь, покаяние, проповедь- педагогический инструментарий христианской педагогики.

 

Литература:

4. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.

5. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли. М., 2002.

6. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-16 в. (Составитель С.Д. Бабишин, Б.Н.Митюров.-М., 1985 с. 164-167, с.223- 227)

5.Егоров С.Ф. История педагогики в России. Хрестоматия М. 2000.

 

Викторина

1. Автор слов: «Что умеете хорошего, то не забываете… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не получится».

Д.Заточник К.Туровский В.Мономах И.Златоуст

2.Где возникли Братские школы?

В Прибалтике в Германии в Белоруссии в Литве

3.Учитель детей царя Алексея Михайловича: Алексея, Федора и Софьи, наблюдал за воспитанием Петра 1.

С.Полоцкий Сильвестр И. Златоуст Святой Василий

4.Книга, которая содержит в себе полезные сведения, поучения, наставления всякому христианину – и мужу и жене, и детям, и слугам, и служанкам.

Пчела Изборник Поучение Домострой

 

 

Семинар № 4. Воспитание и система образования в эпоху Возрождения.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте педагогические идеи европейского Возрождения.

2. Проанализируйте взгляды деятелей эпохи Возрождения и Реформации.

3. Расскажите о программах, формах, методах обучения в школах данной эпохи.

4. Эволюция университета в XIV – XVII в.

Задание:

1) Сравните идеи

 

  Римской католической церкви Возрождения Реформации
Общее        
особенное      

2) Задайте вопросы при помощи вспомогательных слов по теме, запишите ответы на свои вопросы

 

? Вопрос Ответ
Кто? Кто…  
Что? Что…  
Когда?    
Где?    
Зачем?    
Почему?    
Как?    

 

Творческие задания и рефераты:

1. М. Монтень – взгляды на личность и ее воспитание.

2. Университет (от истоков до наших дней) как тип высшей школы.

3. Идея сближения школы и жизни у Т.Мора и Ф.Бэкона.

 

Литература:

8. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.

9. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли. М., 2002.

10. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

11. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-16 в. (Составитель С.Д. Бабишин, Б.Н.Митюров.-М., 1985 с. 164-167, с.223- 227)

5.Егоров С.Ф. История педагогики в России. Хрестоматия М. 2000.

 

Тест:

1. Организатор школы «Дом радости»

· Ратихий

· Фельтре

· Коменский

· Роттердамский

2. Автор работы «Опыты»

· Аристотель

· Оуэн

· Монтень

· Вивес

3. Э.Роттердамский написал:

· «Похвала глупости»

· «Великая дидактика»

· «Опыты»

· «Материнская школа»

4. Социалисты-утописты:

· Рабле

· Мор

· Локк

· Кершенштейнер

5. Автор сочинения «Гаргантюа и Пантагрюэль»

· Монтень

· Роттердамский

· Кампанелла

· Рабле

·

 

Семинар 5. Школа и педагогическая мысль Нового времени в Западной Европе.

Вопросы

 

1. Назовите новые общие черты школы и педагогики Запада в 17-18 в.в.

2. Охарактеризуйте педагогическую мысль Просвещения на примере следующих государств:

 

Англия

Франция

Германия

Америка

 

Категории сравнения: Факты:

3. Расскажите об учебных заведениях нового типа, возникших в Западной Европе и Северной Америке в 17-18 веке?

4. В чем состояли отличия городских, грамматических школ и гимназий во второй половине 17-18 в.в. от более ранних аналогичных учреждений?

 

Новое: Известное:

 

5.Какую роль сыграли римско-католическая и протестантская церкви в развитии начального образования в Западной Европе в 17-18 в.в. Расскажите о программах и результатах деятельности западных начальных школ.

 

Литература

12. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.

13. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли. М., 2002.

14. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

 

Рефераты

1.Ф.Фребель и его система воспитания дошкольников

2.Система педагогических взглядов Г. Спенсера

3.Р.Штейнер о воспитании ребенка с позиций антропософии.

15. И.Кант о воспитании

16. Педагогические идеи Г. Гегеля

 

 

Литература

1.Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2002

2.Латышина Д.И. История педагогики. М., 2002.

3.Джуринский А.Н. История педагогики. М.. 2000.

4.Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

 

5.Коменский Я.А. О развитии природных дарований: Речь, произнесенная 24 ноября 1650г.// Избр.пед. соч.-М., 1982.-Т.2.

6.Коменский Я.А. Великая дидактика //Избр.пед.соч.-М., 1982г.-Т.1.

7.Красновский А.А. Ян Амос Коменский: Его жизнь и педагогические сочинения (предисловие)// Коменский Я.А. Избр.пед.соч.-М., 1955

 

8.Ефстафьев П.В. Начальные основания педагогики: Учебник для Институтов, Гимназий и Учительских Семинарий: Настольная книга для родителей и воспитателей.- СПб., 1880

9.Заиченко Г.А. Джон Локк.-М., 1988.

10.Локк Д. Педагогические сочинения.- М., 1939.

11.Локк Д. Мысли о воспитании. О воспитании разума.Опыт о человеческом разумении. Об управлении человеческим разумом // Соч.: В 3 т.-М., 1983-1988.

12. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / Под ред. К.И. Салимовой.-М., 1988.-ч.1.

 

13. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв.ред. и сост. П.В.Алексеев.-М.,1995.

14.Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. Рассуждение о науках и искусствах. О нравах. Юлия, или Новая Элоиза. Исповедь // Пед.соч.:В 2т.М., 1981.

 

 

Круглый стол.

 

Группа готовит вопросы по И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарту, Ф.А.В. Дистервегу.

 

Творческое задание: трое участников круглого стола знакомятся с творчеством, философией, педагогическими взглядами данных педагогов и готовится отвечать на вопросы.

 

Литература:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М., 1998 раздел 4. гл.2

3. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность М., 1992 гл.2

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики М., 1981, раздел 4.

 

 

Литература

1.Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2002

2.Латышина Д.И. История педагогики. М., 2002.

3.Джуринский А.Н. История педагогики. М.. 2000.

4. История педагогики в России. Хрестоматия М., 2000 / составитель С.Ф. Егоров

5. Антология педагогической мысли России 19 век (2тома: первая и вторая половина века).

Дополнительная литература:

1.Белинский в.Г. Избранные пед. Сочинения.- М., 1982.

2. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. –М., 1990.

3. Смирнов А.Ф. О педагогических взглядах А.И. Герцена и Н.П. Огарева. М., 1990

4. Шабаева М.Ф. Педагогические идеи В.Г. Белинского. Избр. пед.соч.

5. Пирогов Н.И. Избранные пед. Сочинения м., 1985.

6. Добролюбов Н.А. Избранные пед. Сочинения. М., 1986.

7. Толстой л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989.

8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 2-х томах М., 1974.

9. Чернышевский Н.Г. Избранные пед. Сочинения.- М., 1983

10. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н.Толстого. М., 1995.

 

Семинар № 11. Советская школа и педагогика.

Вопросы:

1. Преобразования в области народного образования в период с октября 1917 г. по 20-е гг.

2. Школа и педагогика 20-30-х гг.

3. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.

4. Развитие советской педагогики и ее наиболее яркие представители в довоенный период.

5. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1945 - 1958).

6. Советская школа и педагогика в 60-80-е гг. Движение педагогов-новаторов.

 

Творческие задания:

 

1. Уникальная система работы с трудными подростками В. Сороки-Росинского.

2. Опыт авторской школы В.Сухомлинского по обучению и воспитанию сельских детей.

3. Экспериментальные школьные площадки в 20-30-е гг. в Советской России (С. Шацкий, П. Блонский и др.)

4. А. Луначарский и Н. Крупская как теоретики и организаторы народного образования в советский период.

5. Педагогический опыт А.Макаренко с трудными подростками и его оценка в отечественной и зарубежной литературе.

 

Литература:

1.Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2002

2.Латышина Д.И. История педагогики. М., 2002.

3.Джуринский А.Н. История педагогики. М.. 2000.

4. История педагогики в России. Хрестоматия М., 2000 / составитель С.Ф. Егоров

5. Бескина Р.М. Виноградова М.Д. Идем А.С. Макаренко сегодня. М., 1988

6. Борисовский А.М. В.А. Сухомлинский – педагог М.. 1985

7. Вендровская Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты М., 1993

8. Губко А. Рыцарь суровой доброты (О В. И. Сороки- Росинском). М., 1991

9. Данильчеко М.Г. Блонский П.П. о школе и учителе. М., 1979

10. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. 1917-1987 М., 1987

11. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики М., 1972

 


IY. Методические материалы и рекомендации для преподавателя.

 

На лекциях излагается материал, построенный на цивилизационном подходе, раскрывающем закономерный процесс развития педагогической мысли и образования в разных цивилизациях в различные исторические эпохи, дается характеристика различных этапов становления и развития отечественной педагогики и просвещения. Для самостоятельной работы студентам заочного отделения можно предложить более детально изучить педагогические системы, взгляды и деятельность наиболее значительных для того или иного периода мыслителей и педагогов; объективнее, полнее представить состояние образования. Для рефератов студентам предлагаются темы по недостаточно представленным в учебниках авторам, историческим периодам или «сквозным» проблемам в историческом развитии. После самостоятельного знакомства с содержанием курса предлагается контрольная работа или тест.

 

Y. Формы, методы самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов направлена на развитие творческого подхода к использованию историко-педагогического опыта, основы которого могут быть привнесены в современную образовательную практику с целью продолжения традиций высокой культуры. Обучение планируется проводить на основе системы заданий, которые опираются на материалы курса, архивные, библиографические и литературные материалы, которые отражены в списке литературы, а также будут отобраны студентами в ходе выполнения заданий. Задания могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер.

Общее условие выполнения творческих работ студентов являются: раскрыть и ответить на вопросы – В чем на ваш взгляд заключается воспитательная роль любого учреждения? Какие воспитательные цели и задачи были поставлены? Какими средствами добивались их выполнения? Какие нравственные ценности старались выработать у обучающихся? Были ли в работе учреждения какие-то особые методы и подходы? Какими педагогическими качествами должен обладать педагог? Как можно воспитывать на уроке? Как осуществлять контакты с родителями? Какой результат считался успехом?

 

Рекомендаци

Задание 1.

Проанализируйте тексты древне-русской литературы, дающие представление о целях и задачах воспитания в Древней Руси и Русском государстве: «Повесть временных лет», «Изборник», «Азбуковник», «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Гражданство обычаев детских».

 

Задание 2.

Учебные заведения Пскова: классические, реальные и военные гимназии, воспитательные задачи и методы воспитательной работы в них.

 

Задание 3.

Моделирование гуманистической воспитательной системы в традициях школы Пскова 18-20 вв. Создание модели воспитательной системы на основе Уставов и других документов, характеризующих воспитательную деятельность лучших учебных заведений Пскова.

 

Задание 4.

Подготовка и представление обзора художественной и мемуарной литературы по избранной теме. Предполагает работу в библиотеке для составления списка литературы по избранной теме и написание обзора на основании 3-4 источников.

 

 

Задание 5.

Сбор и обобщение материала по истории ПГПУ, составление краткой исторической справки по истории и современному состоянию учреждения.

 

Задание 6.

Написание и проведение экскурсии для школьников в музее псковской школы.

 

Темы рефератов, мультимедийных презентаций, творческих работ, докладов.

1. Образовательные системы в странах Древнего мира.

2. Образовательные системы в эпоху средневековья.

3. История школы и педагогики в Новое и Новейшее время.

4. Советская школа и педагогика.

5. Педагогические течения ХХ в. на Западе и в России.

6. Система традиционного обучения.

7. Система развивающего обучения.

8. Система свободного воспитания.

9. Система элитарного образования.

10. Система прагматического образования.

11. Система трудового образования.

12. Система национальной школы.

13. М.Монтень – взгляды на личность и ее воспитание.

14. Владимир Мономах как воспитатель и автор «Поучения».

15. Сумерки просвещения и выход из них в педагогике и философии В.Розанова.

16. Гуманистическая педагогика С.Френе.

17. Я.Корчак и его концепция любви к детям.

18. Н.Новиков – просветитель ХУIII в.

19. Народная педагогика К.Ушинского.

20. Педагогический опыт работы А.Макаренко с трудными подростками.

 

Вопросы к зачету: «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

1. История образования и педагогической мысли как область научного знания.

2. Исторические условия зарождения системы традиционного обучения.

3. Историческая обусловленность идеи развивающего обучения.

4. Исторические условия зарождения идеи свободного воспитания.

5. Особенности системы элитарного образования.

6. Система прагматического образования.

7. Историческая обусловленность идеи трудового образования.

8. Зарождение идеи национальной школы в педагогических учениях Я.А.Коменского, И.Ф.Гербарта, А.Дитервега, К.Д.Ушинского, В.Н.Сорока-Росинского.

9. История среднего образования в дореволюционной России и его организация (гимназии).

10. История лицейского образования.

11. Воспитание и обучение в Киевской Руси (10-13 в.в.).

12. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (14-17 в.в.).

13. Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (14-17 в. в.). Братские школы.

14. Владимир Мономах как воспитатель и автор «Поучения».

15. «Домострой» о воспитании и нравственности.

16. Школьные реформы в России в первой половине 18 в. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.

17. Школа и педагогическая мысль в России во второй половине 18 в. Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович.

18. Развитие школьного дела в первой четверти 19 в. Устав учебных заведений, подведомых университетам.

19. Авторские школы в России во второй половине 19 века (Н.Корф, Н. Бунаков, Л. Толстой, С. Рачинский).

20. Жизнь и педагогическая деятельность Н.И. Пирогова, статья «Вопросы жизни».

21. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.

22. Труд как фактор воспитания. Анализ статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении».

23. Педагогические взгляды и опыт практической деятельности Л.Н. Толстого в Яснополянской школе.

24. Педагогические направления и идеи России на рубеже 19-20 в.в. (П.Ф. Каптерев, В.В. Розанов, К.Н. Вентцель).

25. В.Вахтеров –педагогическая деятельность и взгляды.

26. Экспериментальные площадки в 20-30 г.г. в советской России (П.П. Блонский, С.Т. Щацкий).

27. Педагогический опыт А.С. Макаренко с трудными подростками и его оценка в отечественной и зарубежной литературе.

28. Опыт авторской школы В.А. Сухомлинского по обучению и воспитанию сельских детей.

29. Школа и педагогика в России в конце 20 века. Полемика и практика образования и воспитания.

30. Деятельность земств по развитию образования в России во второй половине 19 в.

31. Сущность, содержание и методы православной педагогики.

32. А.Луначарский и Н. Крупская как теоретики и организаторы народного образования в советский период.

33. Современные концепции и подходы в отечественной педагогике.

34. Воспитание и школа в Древней Греции. Афинская и Спартанская система воспитания.

35. Педагогические идеи Древнего Рима. Марк Фабий Квинтилиан. Воспитание оратора.

36. Воспитание и школа в Западной Европе в эпоху раннего Средневековья.

37. Педагогическая мысль эпохи Возрождения. Витторино де Фельтре, Т. Компанелла, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор.

38. Я.А. Коменский – философ-гуманист, общественный деятель начала Нового времени. Жизнь и педагогическое наследие.

39. Реализация принципа природосообразности в возрастной периодизации и системе школ Я.А. Коменского.

40. Педагогическая теория Дж. Локка.

41. Концепция естественного и свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

42. Проекты школьных реформ эпохи Французской революции (Лепелетье и Кондорсе).

43. Педагогические идеи в философии (конец 18 – первая половина 19 в.). И. Кант, И. Фихте, Ф. Шлейермахер, В.Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

44. И.Г. Песталоцци. Жизнь и педагогическое наследие. Теория элементарного образования.

45. Авторитарная педагогика И. Гербарта. Ступени и ход обучения.

46. Педоцентристская революция конца 19-начала 20 в. на Западе и идеи реформаторской педагогики.

47. Человек в системе ценностей индустриальной Западной цивилизации второй половины 19 в.

48. Ф.А.В. Дистервег. Педагогическая идея природосообразности и культуросообразности.

49. Педагогический традиционализм 20 в. и его представители: Эмиль Дюркгейм, Вильгельм Дильтей, Пауль Наторп, Эдвард Шпрангер.

50. Реформаторская педагогика (новое воспитание).

51. Экспериментальная педагогика (А. Лай, Э. Мейман, Э. Торндайк, У. Килпатрик и др.).

52. Идея сближения школы и жизни у Т. Мора и Ф.Бэкона.

53. Педагогика прагматизма Д. Дьюи.

54. Гуманистическая педагогика С. Френе.

55. Педагогика ненасилия и гуманизма на Западе в 20 в.(К. Роджерс, М.Маслоу, Р.Штейнер и др.).

56. М.Монтессори как первый теоретик дошкольного воспитания.

57. Я.Корчак и его концепция любви к детям.

58. Образ учителя в истории педагогики.

59. Образ ученика в сочинениях разных эпох.

60. Основные направления развития педагогической мысли современного Запада.

Контрольная работа.

Задание №1.

1. В чем сущность традиционной системы образования?

2. Как, по Коменскому, строится процесс традиционного обучения и его организация?

3. Дайте оценку традиционной системы обучения в советской школе 30-х – 60-х годов.

Задание №2.

1. Чем обосновывал необходимость развивающего обучения Песталоцци?

2. Выявите преимущества и недостатки формального и материального направлений в образовании.

3. Почему проблема развивающего обучения не нашла своего воплощения в советской школе 50-х – 60-х годов?

 

Задание №3

1.Докажите историческую обусловленность появления идеи свободного воспитания во взглядах Руссо и охарактеризуйте систему свободного воспитания.

2. Как идея свободного воспитания реализовалась в педагогическом опыте Толстого?

3.Что было внесено в реализацию принципа свободного воспитания Шацким и Вентцелем?

4.Какие последствия имело внедрение свободного воспитания в советской школе 20-х – начала 30-х годов?

 

Задание №4.

1. Охарактеризуйте понимание элитарного образования Локком.

2. Почему биологизаторские теории середины ХIХ века содействовали упрочению элитарного образования?

3. Как реализуется элитарность в современной школе Западной Европы и США?

Задание №5.

1.В чем сущность прагматизма Дьюи, и чем он обосновал необходимость организации прагматических школ?

2.Охарактеризуйте «метод проектов», его положительные и отрицательные стороны.

3.Проанализируйте прагматический подход к обучению в современной американской школе.

 

Задание №6

1.В чем видел значение трудового воспитания в школе Песталоцци?

2.Охарактеризуйте направления в трудовом воспитании.

3.Дайте оценку внедрения принципа трудового воспитания в советской школе 30-х -60-х годов.

 

 

Задание№7.

1. Чем обосновывал необходимость создания национальной школы Ушинский?

2. Какими путями, по Ушинскому, должна развиваться национальная школа?

3. Охарактеризуйте концепцию национальной школы Сороки-Росинского и дайте ее оценку.

4. Проанализируйте характерные черты русской национальной школы с позиции их реализации в современной школе.

 

Тест

 

1. Автор работы «Опыты»:

 

Аристотель Оуэн Монтень Вивес

2.Великий чешский педагог:

 

Кондорсе Коменский Бабеф Бердяев

3.Автор слов: «Что умеете хорошего, то не забываете… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится»:

 

Д.Заточник К. Туровский В.Мономах И.Златоуст

4. Серб, последователь Я.Коменского, один из организаторов народного просвещения в России:

Янкович Новиков Корф Лесгафт

5. Автор работы «О воспитании и наставлении детей», впервые в России употребил слово «педагогика»:

 

Жуковский Радищев Новиков Добролюбов

6.Крупнейший швейцарский педагог, теоретик народной школы:

 

Кондорсе Песталоцци Гербарт Оуэн

7.Организатор школы «Дом радости»:

 

Ратихий Фельтре Коменский Роттердамский

8. «Облака» написал:

 

Аристотель Квинтилиан Аристофан Цицерон

9. Э.Роттердамский написал:

 

«Похвала глупости» «Великая дидактика» «Опыты» «Материнская школа»

10.Где воспитание воинов было целью государственного воспитания?

 

В Афинах в Риме в Спарте в Египте

11.Где возникли Братские школы?

 

В Прибалтике в Германии в Белоруссии в Литве

12.Социалисты-утописты:

 

Рабле Мор Локк Кершенштейнер

13. В каком произведении король отдал своего сына ученым-схоластам, а потом - учителям гуманистам?

 

«Город Солнца» «Облака» «Гаргантюа и Пантагрюэль» «Эмиль, или О воспитании»

14.Где впервые в России появилось высшее учебное заведение?

 

В Киеве в Санкт-Петербурге в Москве во Львове

15. Кто призывал воспитывать джентльмена?

 

Руссо Энгельс Локк Ратихий

16.Книгу об уме написал:

 

Маркс Ратихий Гельвеций Вольтер

17. произведение «Эмиль, или О воспитании» написал:

 

Руссо Дидро Локк Дистервег

18.В чьем проекте народного образования высшим учебным заведением являлись лицее и их открывали на всю страну?

 

Гельвеция Кондорсе Руссо Лепелетье

19.Автор произведения «Как Гертруда учит своих детей»:

 

Кампанелла Песталоцци Спенсер Гербарт

20.Кто придумал звуковой метод обучения грамоте?

Гербарт Дистервег Песталоцци Коменский

21. Древнегреческий философ, сторонник общественного воспитания с младшего возраста, высказавший мысль о последовательной государственной системе воспитания:

 

Платон Аристотель Исократ Демокрит

22. Педагог, центром педагогической системы которого является теория элементарного образования:

 

Гельвеций Ушинский Песталоцци Толстой

23.Педагог, автор произведения, положившего начало науке о процессе обучения, написавший первое руководство по воспитанию детей дошкольного возраста:

 

Дистервег Коменский Вахтеров Лазурский

24.Педагог, одним из первых выдвинувший требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер и подчеркнувший необходимость установления связи между воспитанием и духовной жизнью общества:

 

Каптеров Розанов Дистервег Зеньковский

25.Общественный деятель, педагог, осуществлявший критику сословно-профессионального образования и проповедовавший идею общечеловеческого воспитания:

 

Пирогов Бецкой Ломоносов Радищев

26.Педагог, автор книги, посвященной опыту учебно-воспитательной деятельности школы, в ряде книг уделивший внимание вопросам формирования у школьников гражданской зрелости:

 

Радищев Сухомлинский Чернышевский Макаренко

27.Педагог, центральной идеей педагогической системы которого является воспитание в коллективе и через коллектив:

 

Макаренко Блонский Шацкий Пистрак

28. Философ, целью воспитания которого является познание самого себя, а не изучение природы вещей:

Демокрит Фихте Сократ Аристотель

29.Педагог, в основе педагогической системы которого лежит идея народности:

 

Герцен Ушинский Толстой Коменский

30.Организатор Первой опытной станции по народному образованию, в деятельности которой решались теоретические и практические вопросы строительства новой школы:

 

Крупская Добролюбов Шацкий Сухомлинский

Ответы на тест:

 

1. Монтень. 2 Коменский. 3 В.Мономах 4.Ф.Янкович 5.Н.Новиков 6.И. Песталоцци 7.Фельтре 8.Аристофан 9. «Похвала глупости» 10.Спарта 11.Белоруссия 12.Мор 13. «Гаргантюа и Пантагрюэль» 14.Киев 15. Локк 16.Гельвеций 17.Руссо 18.Кондорсе 19.Песталоцци 20. Песталоцци 21.Платон 22. Песталоцци 23.Коменский 24.Дистервег 25.Пирогов 26.Сухомлинский 27. Макаренко 28. Сократ 29.Ушинский

30. Шацкий

 

YI. Список литературы.

Основная литература:

1.Антология педагогической мысли. В 3 т. М., 1998.

2. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2002

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. - М.,1995

4. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000

5. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.,1993.

6. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М.,1992.

7. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М., 1998

8. История педагогики в России. Хрестоматия М., 200 / составитель С.Ф. Егоров

9. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. Таблицы. Схемы. Опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 224с.

10. Латышина Д.И. История педагогики. М., 2002.

11. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

12. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Белинский в.Г. Избранные пед. сочинения.- М., 1982.

2. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале ХХ века. - М.,1994

3. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. – М., 19902.

4. Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. - М., 1972 Гл.4-5

5. 5.Добролюбов Н.А. Избранные пед. сочинения. М., 1986

6. Джуринский А.Н. Школа Франции ХХ столетия.- М., 1989

7. Ефстафьев П.В. Начальные основания педагогики: Учебник для Институтов, Гимназий и Учительских Семинарий: Настольная книга для родителей и воспитателей.- СПб., 1880

8. Заиченко Г.А. Джон Локк. - М., 1988

9. Коменский Я.А. О развитии природных дарований: Речь, произнесенная 24 ноября 1650г.// Избр.пед. соч.-М., 1982.-Т.2.

10. Коменский Я.А. Великая дидактика //Избр. пед. соч.-М., 1982г.-Т.1.

11. Красновский А.А. Ян Амос Коменский: Его жизнь и педагогические сочинения (предисловие)//

12. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. - М., 1955

13. Локк Д. Педагогические сочинения.- М., 1939.

14. Локк Д. Мысли о воспитании. О воспитании разума. Опыт о человеческом разумении. Об управлении человеческим разумом // Соч.: В 3 т.-М., 1983-1988.

15. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / Под ред. К.И. Салимовой.-М., 1988.-ч.1.

16. Очерки истории школы и педагогики за рубежом.- М., 1989

 

17. Пирогов Н.И. Избранные пед. сочинения М., 1985

18. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. Рассуждение о науках и искусствах. О нравах. Юлия, или Новая Элоиза. Исповедь // Пед. соч.: В 2т.М., 1981.

19. Смирнов А.Ф. О педагогических взглядах А.И. Герцена и Н.П. Огарева. М., 19907.

20. Толстой л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989

21. Уш


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.361 с.