Нормативный срок обучения - 4 года — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Нормативный срок обучения - 4 года

2017-11-28 645
Нормативный срок обучения - 4 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки

Начальное образование

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Нормативный срок обучения - 4 года

 

Москва


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра психологии образования

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ/ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

 

по дисциплине

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Направление подготовки – 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль - Начальное образование

Курс – 2, семестр – 4.

Распределение учебного времени:

Лекции – 12 час.

Самостоятельная работа – 60 час.

Зачет – 5 час.

Всего – 2 з.е.

 

 

Москва, 2015


1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Педагогическая психология»

Код контролируемой компетенции (или ее части) Содержание контролируемой компетенции Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза Наименование оценочного средства
ОПК-1 Знает: содержание, особенности и основы своей профессиональной деятельности; социальную значимость своей будущей профессии - определяет содержание и структуру педагогической деятельности; - перечисляет и объясняет основные функциональные обязанности профессиональной деятельности педагога; - дает оценку значимости своей профессии; -оценивает стили педагогической деятельности; - демонстрирует знания о психологическом климате в образовательном учреждении; - определяет механизмы и закономерности профессионального и личностного развития педагога; - классифицирует мотивы педагогической деятельности; объясняет модели профессионального развития педагога Доклад по теме с презентацией
Умеет: демонстрировать на практике ответственное отношение к своей профессиональной деятельности - демонстрирует умения реализовывать задачи в рамках своей профессиональной деятельности; - избирает формы и методы организации педагогической деятельности; - избирает стили педагогической деятельности; разрабатывает план профессионального саморазвития Реферат
Владеет: мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности - анализирует эффективность методов мотивации педагогического персонала; - обнаруживает интерес к разным сферам профессиональной деятельности; - фиксирует внимание на социально значимых функциях своей профессии; - проявляет личностную заинтересованность в осуществлении профессиональной деятельности; - осознает мотивы педагогической деятельности; осознает особенности ценностной позиции будущего педагога Конспектирование первоисточников
ОПК-4   Знает: основы государственной политики в области образования, цели своей педагогической деятельности - описывает основы государственной политики и нормативно-правового регулирования в области образования; - осознает ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования; - объясняет сущность образовательных процессов и их структурное содержание; - раскрывает взаимосвязи между человеком и природой; имеет представление об авторском праве Доклад по теме с презентацией
Умеет: объективно оценивать результаты своей профессиональной деятельности, добиваться поставленных целей - соотносит цель с результатом профессиональной деятельности; - оценивает действенность принятых решений в нестандартной ситуации; - использует теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования; - осуществляет самоанализ своей профессиональной деятельности; - определяет результативность своего педагогического труда; использует правила цитирования при создании документов, учебно-методических материалов Реферат
Владеет: способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности - осознает меру ответственности за принятые решения; - соотносит смысл организационно-управленческих решений с мерой ответственности за их принятие; обнаруживает и исправляет негативные результаты своей педагогической деятельности Конспектирование первоисточников
ПК-3   Знает: современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников - называет методики диагностики и их авторов; - соотносит методы диагностирования с целями проведения диагностики. Доклад по теме с презентацией
Умеет: применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников - осознает значимость современных методов диагностирования достижений обучающихся и воспитанников; - осуществляет диагностику достижений обучающихся и воспитанников; - анализирует результаты диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, делает прогноз на будущее. Конспектирование первоисточников
Владеет: способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии - демонстрирует приятие и уважение к профессиональному самоопределению обучающихся; - дает оценку диагностирования достижений обучающихся с точки зрения его значимости и пользы для социализации и профессионального самоопределения обучающихся; - высказывает суждение о значении сознательного выбора своей будущей профессии. - Фрагмент конспекта урока
ПК-7   Знает: основные методы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности - перечисляет правила ведения здорового образа жизни; - называет основные методы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. Доклад по теме с презентацией
Умеет: объяснять необходимость применять методы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности - объясняет необходимость и пользу ведения здорового образа жизни; - объясняет необходимость знания методов обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. Конспектирование первоисточников
Владеет: основными методами обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности - - применяет на практике основные методы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности Фрагмент конспекта урока

2. Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы.

Задания выполняются в соответствии с критериями задания.

Текущий контроль успеваемости студентов проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы.

Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.

Промежуточная аттестация студентов проводится в форме сдачи зачета.

Зачет сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период.

Балльно-рейтинговая система не используется.

 

3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины при балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения образовательной программы

Балльно-рейтинговая система не используется.

Реферат

В реферате излагается основное содержание самостоятельно изученного студентом научного материала по определенной теме или вопросу. В реферате студент может провести сравнительный анализ различных точек зрения на одну и ту же проблему; аналитически проследить логику развития взглядов по конкретному вопросу; критически проанализировать понятие, теорию, концепцию, подход и др. При написании реферата студент должен продемонстрировать навыки критического мышления. Критическое мышление предполагает авторскую интерпретацию утверждений, в том числе основанных на исследовании. Какие допущения или предположения стоят за этими утверждениями? Насколько они проверены? Каковы точные факты, на которых они базируются? Проведено ли данное исследование методически правильным образом и объективно, т.е. независимо от разного рода пристрастий. Реферат пишется своими словами, при цитировании указываются страницы источника. Реферат имеет четкую структуру. Объем реферата составляет не менее 20 тыс. знаков, шрифт 12 Times New Roman. Реферат сдается в электронном и печатном виде.

Требования к структуре реферата:

1. Титульный Лист.

2. Оглавление (план работы) с указанием страниц каждого пункта.

3. Введение.

4. Текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором: обзорная и аналитическая часть.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложение, которое состоит из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (желательно).

Темы сообщений и докладов

Раздел 1

1. Предмет и задачи педагогической психологии как дисциплины о возможностях развития личности ребенка в образовательном процессе.

2. Развитие личности ребенка как современный ориентир образовательного процесса.

3. Динамика представлений об основных задачах образования.

4. Место педагогической психологии в системе научного познания, ее роль в построении новых образовательных практик.

5. Структура педагогической психологии.

6. Основные категории педагогической психологии.

7. Проблемы современной педагогической психологии.

8. Методы педагогической психологии.

9. Концепции развития, обучения и воспитания в различных психологических школах.

10. Бихевиористская концепция учения.

11. Гуманистическая психология К. Роджерса и ее проекции в психологию образования.

12. Социально-когнитивная концепция учения А. Бандуры.

13. Методология культурно-исторической психологии.

14. Обучение и развитие как ключевые категории педагогической психологии.

Раздел 2

  1. Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.

3. Бихевиоральные теории научения (Э. Торндайк, Б. Скинер).

4. Психологическая сущность программированного обучения.

5. Концепция проблемного обучения Д.Б. Эльконина.

6. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова.

  1. Зарубежные инновационные модели обучения.
  2. Суггестопедическая концепция усвоения Д.Н. Узнадзе.
  3. Теория нейролингвистического программирования Р. Бэндлера, Дж. Гриндера.
  4. Гештальттеория усвоения (Г. Мюллер).

Раздел 3

1. Учебная деятельность как ведущая деятельность, формирующаяся в процессе обучения.

2. Понятие «учебная деятельность» (Ц.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, И.И.Ильясов и др.).

3. Содержание и структура учебной деятельности.

4. Основные требования, предъявляемые к ней.

5. Специфика учебной деятельности в младшем, среднем и старшем школьных возрастах.

6. Компоненты учебной деятельности.

7. Мотивы учения.

8. Учебная задача.

9. Таксономия учебных целей в когнитивной и аффективной областях (по Б. Блуму).

10. Учебные действия.

11. Контроль и оценка в учебной деятельности.

12. Современные представления о результатах образования, отраженные во ФГОС: предметные, метапредметные, личностные результаты.

 

Раздел 4

1. Структура педагогической деятельности.

2. Обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, консультационно-диагностическая деятельность педагога.

3. Уровни продуктивности педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина).

4. Предметное содержание педагогической деятельности: мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат.

5. Структурно-иерархическая модель личности педагога.

6. Проблемы профессиональной подготовки, профессионального мастерства и личностного развития педагога.

7. Индивидуальный стиль деятельности педагога (по А.К.Марковой).

8. Модели профессионального развития педагога (Л.М.Митина): адаптационная модель, модель профессионального развития.

Раздел 5

  1. Цели и задачи воспитания в современных условиях.
  2. Психологическая сущность процесса воспитания.
  3. Воспитание и обучение.
  4. Основные психологические теории воспитания.
  5. Основные институты воспитания.
  6. Классификация методов воспитания.
  7. Психологические основы воспитания на разных возрастных этапах.
  8. Психологические основы воспитания младенцев.
  9. Психология воспитания и социализации в дошкольном возрасте.
  10. Психологические основы воспитания младших школьников и подростков.
  11. Психологические основы формирования личности в юношеском возрасте.
  12. Психологические проблемы перевоспитания.
  13. Трудновоспитуемые дети, дети группы «риска».

Список литературы, подлежащей конспектированию

1. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения// Избранные психологические произведения: В 2-х т. – М., 1983. – Т.1

2. Эльконин Д.Б. Школьное обучение и его особенности. //Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 5-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 67 – 74.

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. //Там же

4. Сухомлинский В.А. Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в учении. //Там же

5. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка. //Там же

6. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. //Там же

7. Рубцов В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя. //основы социально-генетической психологии. – М.: Воронеж, 1996. – С.222-234

8. Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе. //Психология педагогической оценки //Избранные психол.труды – М., 1980. – С.133 – 161.

9. Божович Л.И. О мотивации учения. //Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 5-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 111 – 113.

10. Акимова М.К., Козлова В.Т. Природные особенности ребенка и трудности учения. //Там же

11. Выготский Л.С. Воспитание чувств. // Педагогическая психология. – М., 1991. – С. 138 – 144.

12. Рубинштейн С.Л. Способы воспитания новых привычек у детей. – М., 1996. – С. 17 – 28.

13. Захарова А.В. Особенности развития самооценки у второклассников (феномен вторых классов). //Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 5-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 195 – 197.

14. Липкина А.И. Как формировать и изменять самооценку. //Там же

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля:

Выделите структурные компоненты учебной деятельности. Дайте им краткую характеристику:

1) Учебная задача;

2).....

Какой тип мотивации может проявляться в учебной деятельности школьника?

1) Побуждения школьника, вызванные осознанием определенных
неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

2) Одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п.

3) Удовлетворение любознательности, приобретение определенных
знаний, расширение кругозора.

Ответ: а) узко-личностный мотив; б) мотивация, связанная с содержанием
учения; в) «отрицательный» мотив; г) мотивация, связанная с процессом
учебной деятельности.

Перечислите формы организации учебной деятельности.

Выделите основные этапы процесса усвоения знаний

Назовите виды педагогических способностей, соответствующих следующим характеристикам:

1) способности, позволяющие преподнести материал так,
чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, способность эффективно
строить учебно-воспитательный процесс;

2) способности образно и ярко выражать мысли с
помощью слова и невербальных средств;

3) способности, помогающие воспринять внутренний мир детей (учащихся), почувствовать их психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить отношение к занятиям, к педагогу;

4) способности, благодаря которым педагог легко вступает и
поддерживает контакты с другими людьми, прежде всего с воспитанниками (учащимися);

5) способности, заключающиеся в умении быстро завоевывать
уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на
воспитанников.

Ответ: а) коммуникативные; б) экспрессивные; в) авторитарные; г) дидактические; д) перцептивные.

Раскройте структурные компоненты педагогической деятельности.

Определите стиль педагогического общения (по Кан-Калику):

1. Это самый плодотворный стиль. В его основе - единство высокого
профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность
совместным с учащимися творческим поиском - результат не только
коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения
к педагогической деятельности в целом.

2. В известной мере он подготавливает выделенный выше стиль. Педагог
выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной
учебной деятельности.

3. Данный стиль относится к самым распространенным типам
педагогического общения. В этом случае прослеживается дистанция во всех сферах со ссылкой на авторитет и профессионализм, на жизненный опыт и возраст.

4. Негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. В сущности, оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее?

5. Характерен для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет. Появление этого стиля общения вызвано: а) непониманием педагогом стоящих перед ним педагогических задач; б) отсутствие навыков общения; в) боязнь общения с классом и одновременно желание наладить контакт с учениками.

Ответ: А) общение - дистанция; Б) общение на основе увлеченностью совместной творческой деятельностью; В) общение - устрашение; Г) общение на основе дружеского расположения; Д) общение - заигрывание.

Определите виды педагогических конфликтов:

1. Возникают по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности.

2. Возникают по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы.

3. Возникают в сфере эмоционально личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Ответ: а) конфликты деятельности; б) конфликты поведения; в) конфликты отношений.

 

Соотнесите следующие высказывания с теориями обучения.

1. Обучение происходит «снизу вверх», индуктивный способ обучения, обучение от конкретного, частного к абстрактному. Учащиеся знакомятся с конкретными фактами, а затем при помощи учителя приходят к научным понятиям, законам, которые выражают собой наиболее общее существенное, что содержится в этих фактах. Ведущие мыслительные операции: анализ и синтез.

2. Данная система не противостоит другим системам и методам обучения. Его специфика состоит в том, что эта система специально исследует особенности овладения тем учебным материалом, который может быть усвоен путем поиска нового знания в проблемной ситуации. Важная цель - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

3. Руководящей идеей данной системы является идея оптимального общего развития ребенка. Основными линиями общего психического развития ребенка является развитие наблюдения, мыслительной деятельности и практические действия.

4. Дедуктивный путь обучения, «сверху вниз», от абстрактного к конкретному. Путь формирования должен начинаться с какого-то целого, которое постепенно формирует свои части, разворачиваясь в систему. Утверждается необходимость развития у школьников теоретического мышления.

5. Данная теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. Каждый вид деятельности учения состоит из системы действий, объединенных единым мотивом и в совокупности обеспечивающих достижение цели деятельности, в состав которой они входят.

6. Самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью особых средств обучения обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения и научения в соответствии с некоторыми индивидуальными особенностями. Суть - передача части работы по восприятию и переработке психологической и обучающей информации специальным устройствам программированным учебникам и обучающим машинам.

Каким компонентам структуры учебной деятельности соответствуют следующие определения:

1. Задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно практических задач. Поставить учебную задачу -.значит ввести учащихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий.

2. Действия, состоящие из операций и составляющие способ выполнения или нахождения чего-либо.

3. Сличение, соотнесение выполняемых действий с образцом

4. Процесс оценивания ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления.

Ответ: а) действия по контролю за ходом усвоения; б) учебная задача; в) действия оценки степени усвоения; г) учебные действия.

Какие из причин неуспеваемости можно отнести к:

1) несформированности приемов учебной деятельности;

2) недостаткам развития психических процессов;

3) отсутствию учета в педагогическом процессе индивидуально-психологических особенностей, связанных с типологическими свойствами слабости и инертности нервной системы?

Ответ: а) слабость развития речи; б) невысокая работоспособность; в) неумение выделять существенное; г) неустойчивость к сверхсильным и посторонним раздражителям; д) формальное, внешнее усвоение учебных приемов; е) неумение соотносить с информацией, полученной ранее (шаблонность мышления); ж) трудности обобщения и абстрагирования; з) неумение выделять сходные и различительные признаки предметов и явлений; и) слабая эмоциональная устойчивость; к) неумение рассматривать предмет, явление, ситуацию с разных сторон, одновременно оперировать всеми необходимыми данными для решения задачи; л) выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих; м) замедленное протекание нервных процессов; н) медленный темп деятельности; о) неумение устанавливать все причинно-следственные связи; п) медленное извлечение информации из долговременной памяти и формулирование ответа на задаваемые в быстром темпе вопросы или при ограниченном времени, для ответа; р) недостатки контролирующей деятельности.

Каким системам обучения относятся следующие особенности:

1. Система обучения, в центре которой - умственное и личностное развитие детей. Развитие ведется по трем линиям – развитие деятельности наблюдения, мыслительной деятельности (главным образом мыслительных операций анализа, синтеза, обобщений и др.), практических действий. Основана на следующих дидактических принципах:

• обучение на высоком уровне трудности;

• отведение ведущей роли теоретическим знаниям;

• обеспечение осознания школьниками процесса учения;

• осуществления общего развития всех школьников (сильных и наиболее слабых) и др.

2. Обучение, которое строится на решении учащимися особого вида задач, возникающих в ситуации либо нового, неожиданного, неопределенного, либо, когда имеющиеся данные недостаточны для ее решения, либо когда имеется противоречие между знаниями и фактами или конфликт между тем, что дано субъекту и тем, что он должен достигнуть. Главной задачей организации обучения являет­ся поиск таких ситуаций, которые, находясь на достаточно высоком уровне трудности, порождают потребность и обеспечивают возмож­ность для получения подлинно нового знания, равноценного для са­мого учащегося новому открытию.

3. Обучение по принципу «от абстрактного к конкретному» или «от общего к частному», целью которого является развитие у школьников теоретического мышления, формирование понятий, абстракций, обобщений.

4. Обучение, построенное на следующих принципах: разделение учебного материала на некоторые порции, находящиеся в строгой логической последовательности; подкрепление правильности или неправильности выполнения заданий («да»-«нет», т.е. обратной связи); на индивидуальном темпе деятельности и др.

5. Обучение, при котором осуществляется контроль не только за результатом, но и за процессом формирования умственных действий и включающее пять этапов: а) ориентировочный этап (ознакомление с действием), б) этап материализованных действий, в) выражение умственного действия в плане внешней громкой речи, г) действие во внешней речи про себя; д) умственное действие в плане внутренней речи на уровне навыка.

Педагогическая психология — это наука...

а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;

б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;

в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;

г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.

Основной задачей образования является...

а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;

б) формирование умений и навыков;

в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;

г) овладение социокультурным опытом.

 

Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является...

а) принцип социального моделирования;

б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;

в) личностно-деятельностный принцип;

г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;

д) принцип упражняемости.

 

Самым глубинным и полным уровнем обученности является...

а) воспроизведение;

б) понимание;

в) узнавание;

г) усвоение.

 

Л. С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития...

а) отождествляя процессы обучения и развития;

б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;

в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.

 

В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова выступает...

а) организация обучения от частного к общему;

б) логика восхождения от абстрактного к конкретному;

в) овладение большой суммой знаний;

г) принцип усвоения логических форм.

 

Недостатком программированного обучения является...

а) отсутствие четких критериев контроля знаний;

б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;

в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;

г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.

 

Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе...

а) программированного обучения;

б) проблемного обучения;

в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;

г) традиционного обучения.

 

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на...

а) материальное действие;

б) создание ориентировочной основы действия;

в) речевую форму выполнения действия;

г) внутреннюю речь.

 

Понятие «обучаемость» определяется...

а) существующим уровнем знаний и умений учащегося;

б) способностью учителя научить ребенка;

в) психическими особенностями и возможностями учащегося в процессе обучения;

г) зоной актуального развития учащегося.

 

Учебное сотрудничество (с точки зрения Г. Цукерман) — это...

а) взаимодействие учащихся в процессе обучения;

б) процесс взаимодействия педагога с учеником;

в) процесс, в котором учащийся занимает активную позицию обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.

 

Основной функцией педагогической оценки является...

а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;

б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;

в) развитие мотивационной сферы учащегося.

 

Воспитанность характеризуется...

а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;

б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;

в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.

 

Педагогическая направленность — это...

а) любовь к детям;

б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая струк­туру мотивов личности учителя.

в) желание освоить профессию педагога.

 

Профессиональная активность учителя с целью решения задач
обучения и воспитания называется...

а) педагогической направленностью:

б) педагогической деятельностью;

в) педагогическим общением;

г) педагогической компетентностью.

 

Контрольные вопросы и задания для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины:

1. Изучить рекомендованную литературу и подготовить доклады, сообщения по темам курса.

2. Составить конспекты первоисточников.

3. Разработать конспект урока (фрагмента урока) для детей младшего школьного возраста.

4. Подготовить реферат.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

  1. Предмет и задачи педагогической психологии как дисциплины о возможностях развития личности ребенка в образовательном процессе.
  2. Структура педагогической психологии.
  3. Основные категории педагогической психологии.
  4. Проблемы современной педагогической психологии.
  5. Методы педагогической психологии.
  6. Концепции развития, обучения и воспитания в различных психологических школах.
  7. Гуманистическая психология К. Роджерса и ее проекции в психологию образования.
  8. Социально-когнитивная концепция учения А. Бандуры.
  9. Методология культурно-исторической психологии.
  10. Обучение и развитие как ключевые категории педагогической психологии.

11. Обучение и развитие. Уровни развития и «зона ближайшего развития» ребенка младшего школьного возраста.

  1. Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова.
  2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.
  3. Бихевиоральные теории научения (Э. Торндайк, Б. Скинер).
  4. Психологическая сущность программированного обучения.
  5. Концепция проблемного обучения Д.Б. Эльконина.
  6. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова.
  7. Зарубежные инновационные модели обучения.
  8. Суггестопедическая концепция усвоения Д.Н. Узнадзе.

 

Вопросы к зачету

  1. Предмет и задачи педагогической психологии как дисциплины о возможностях развития личности ребенка в образовательном процессе.
  2. Структура педагогической психологии.
  3. Основные категории педагогической психологии.
  4. Проблемы современной педагогической психологии.
  5. Методы педагогической психологии.
  6. Концепции развития, обучения и воспитания в различных психологических школах.
  7. Гуманистическая психология К. Роджерса и ее проекции в психологию образования.
  8. Социально-когнитивная концепция учения А. Бандуры.
  9. Методология культурно-исторической психологии.
  10. Обучение и развитие как ключевые категории педагогической психологии.

11. Обучение и развитие. Уровни развития и «зона ближайшего развития» ребенка младшего школьного возраста.

  1. Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова.
  2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.
  3. Бихевиоральные теории научения (Э. Торндайк, Б. Скинер).
  4. Психологическая сущность программированного обучения.
  5. Концепция проблемного обучения Д.Б. Эльконина.
  6. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова.
  7. Зарубежные инновационные модели обучения.
  8. Суггестопедическая концепция усвоения Д.Н. Узнадзе.
  9. Теория нейролингвистического программирования Р. Бэндлера, Дж. Гриндера.
  10. Гештальттеория усвоения (Г. Мюллер).

22. Особенности познавательной деятельности младшего школьника: развитие речи, восприятий и наблюдательности.

23. Развитие процессов памяти и способов запоминания и сохранения материала в младшем школьном возрасте.

24. Особенности общения младшего школьника со сверстниками.

25. Специфика общения младшего школьника с учителем.

26. Особенности учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста.

27. Когнитивное развитие ребенка: особенности мышления ребенка младшего школьного возраста.

28. Формирование мотивационной сферы младшего школьника.

29. Социальный интеллект и особенности его развития в младшем школьном возрасте.

30. Эмоциональный интеллект и особенности его развития в младшем школьном возрасте.

31. Учебная задача как компонент учебной деятельности младшего школьного возраста.

32. Учебные действия как компонент учебной деятельности младшего школьного возраста.

33. Действия контроля и оценки как компонент учебной деятельности младшего школьного возраста.

34. Роль оценки и отметки для познавательного развития младшего школьника.

35. Особенности развития творческого мышления младшего школьного возраста.

36. Гендерные различия в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.

37. Психологические причины школьной неуспеваемости и пути их преодоления.

38. Одаренный ребенок в начальной школе.

39. Диагностика познавательного развития младшего школьного возраста.

40. Диагностика мотивационной сферы детей младшего школьного возраста.

 


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.