Заочный и межбиблиотечный абонемент — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Заочный и межбиблиотечный абонемент

2017-11-28 1006
Заочный и межбиблиотечный абонемент 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В России заочный абонемент (ЗА) появился в конце XIX в., когда публичные библиотеки посылали по почте заказанные книги жителям сел, в которых не было библиотек. Чаще всего по заочному абонементу обслуживались студенты-заочникии читатели с ограниченными возможностями, например, инвалиды по зрению. В наши дни данный вид библиотечного обслуживания применяется редко, так как с внедрением электронных технологий появились современные виды услуг.

Межбиблиотечный абонемент (МБА) – это абонемент, основанный на использовании документов из фондов других библиотек при их отсутствии в данном фонде. Согласно «Положению о национальной системе межбиблиотечного абонемента и доставки документов Российской Федерации» на МБА осуществляется «комплекс форм библиотечного обслуживания удаленных коллективных пользователей, основанный на взаимном использовании фондов документов путем предоставления документов(или их фрагментов) по запросам в любой форме и на любом носителе во временное или постоянное пользование»12. МБА предоставляет возможность выдачи документов из библиотеки в библиотеку или другое учреждение для временного пользования.

Система МБА в России строится по территориально-отраслевомупринципу. Это означает, что запрос сначала проверяется на наличие документа на данной территории, а в случае его отсутствия заказ пересылается в вышестоящий центр МБА.

МБА как форма межбиблиотечной выдачи / получения изданий на время была впервые применена в Германии в1892 г. [109]. В России развитие МБА началось с ростом издательской продукции, тогда – в первой половине XIX в. – возникла необходимость отказа от исчерпывающего комплектования универсальных библиотек. Одновременно с этим налаживались отношения между универсальными и новыми специализированными, университетскими библиотеками, что привело к координации их работы и более сложной форме взаимодействия– кооперации. При этом главная роль принадлежала Государственной научной библиотеке (ГНБ), которая внедрила территориально-отраслевой принцип обслуживания, организовала коллективный абонемент для выдачи книг организациям, не имеющим своих библиотек. Развитие науки и техники неизбежно приводило к появлению новых способов передачи информации и доставки документов по МБА. Использовались различные виды связи (почтовая, телеграфная, телефонная, факсимильная), транспорта, копировальных аппаратов и др.

В 1996 г. в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН разработали информационную технологию, позволившую обеспечивать информационные потребности пользователей электронными копиями статей из отечественных и зарубежных изданий. Появилась технология электронной доставки документов (ЭДД), которую постепенно освоили многие библиотеки России[112]. Позднее была создана распределенная корпоративная система ЭДД «Сигла», объединившая региональные корпоративные библиотечные системы, выполняющие заказы по ЭДД с учетом условий авторских прав, заложенных в законодательных актах Российской Федерации13.

Международный межбиблиотечный абонемент (ММБА) существует в крупных библиотеках разных стран, их деятельность регламентируется Сводом правил международного межбиблиотечного абонемента, разработанного ИФЛА.

Организация библиотечного обслуживания в читальных залах

Родовая функция библиотеки – обслуживание читателей – изначально реализовывалась в читальном зале, существует и сейчас. Классический вид читального зала (просторный, светлый, с высокими потолками, оформленный бюстами философов и поэтов) сохранялся долгое время. Такие залы были распространены во многих известных библиотеках: Библиотеке Конгресса (США), Российской государственной библиотеке, Российской национальной библиотеке, Библиотеке Академии наук и многих других.

Читальный зал – это специально оборудованное помещение, в котором осуществляется наиболее полное библиотечное обслуживание пользователей. Для читателей созданы комфортные условия, особая атмосфера, при которой возникает психологический «эффект заражения», способствующий продуктивной работе читателя.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.