безударные гласные в корне слова — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

безударные гласные в корне слова

2017-11-21 217
безударные гласные в корне слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ц е л ь: развивать умение правильно писать слова с безударными гласными в корне слова.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

По гороховым полям, овладел родным языком, угощала подруг, полосатенький бочок, сонливого не добудишься, стирать белье, показались село и река, в утренней тишине.

II. «Главная» корневая орфограмма.

– На какие две группы делятся гласные звуки по силе их произношения в слове?

– Когда обозначение гласных звуков на письме следует проверять?

– В каких частях слова могут быть гласные орфограммы?

– Назовите различные приемы проверки гласных орфограмм в различных частях слова.

III. Практикум.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 58 на с. 158 устно.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 59 на с. 159 коллективно.

3. Работа по вариантам:

в а р и а н т I – выполнение упражнения 60;

в а р и а н т II – выполнение упражнения 61.

В з а и м о п р о в е р к а.

4. Исправьте ошибки в тексте.

Стаят сильные марозы. На диревьях лижат сниговые шабки. Дятел на сасне стучит своим кребким клювом. Марос затенул прут литком. Мяхкий белый кавер покрыл халодную землю.

(В тексте допущено 17 ошибок.)

IV. Проверочная работа.

Вставьте пропущенные буквы.

В а р и а н т I

М..няться, изм..рение, пом..ститься, ук..ренить, укр..шение, кр..щенский, зал..жаться, м..тать, м..тровый, м..фический, н..винка, м..гущество, заш..гать, подск..зать, н..мерок, об..стрить, перем..нить, м..рить.

 

В а р и а н т II

М..дельный, пром..кать, м..лва, м..литва, ск..кун, зах..теть, м..стить, перел..стать, см..ниться,..вчарня, подн..бесный, н..стись, сн..жение, объ..вление, об..бщить, п..терка, пр..вительство, пр..стой.

V. Итог урока.

– Почему гласные звуки называют «главной» корневой орфограммой?

– Над чем вы работали на уроке сегодня?

Домашнее задание: упражнение 62, с. 160.

 

Урок 163

Безударные гласные в окончаниях

Ц е л ь: развивать умение правильно выбирать гласную в окончании.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Ходишь и сводишь, с красивой березки, к седому дедушке, под сплетением ползучих ветвей, у ближнего сугроба, понравился бабушке.

Выделите окончания в словах, докажите их правописание.

II. Повторяем то, что знаем.

– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях?

– Приведите примеры разных частей речи с безударными гласными в окончании, укажите приемы проверки.

Составление алгоритма:

 

 

III. Практикум.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 64 на доске и в тетрадях.

2. Д и к т а н т по упражнению 65.

IV. Тест.

1. Укажите существительные с окончанием - е:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремн.. (1),

С цифрой пять на медной бляшк.. (2),

В синей форменной фуражк.. (3).

 

Вместо шапк.. (4) на ходу

Он надел сковороду.

Выдали дам.. (5) на станции

Четыре зелёных квитанци.. (6).

 

2. Укажите глаголы, у которых в окончании пишется - е:

1) дар..шь 9) верт..шь

2) свет..шь 10) тороп..шься

3) став..шь 11) отдыха..шь

4) помога..шь 12) игра..шь

5) понима..шь 13) барабан..шь

6) утеша..шь 14) ход..шь

7) танцу..шь 15) выбира..шь

8) вообража..шь 16) расчесыва..шь

 

3. Найдите прилагательные, у которых в окончании пишется - о:

1) добр..й (день)

2) звонк..я (песня)

3) лесн..е (озеро)

4) радостн..я (весть)

5) деревянн..й (дом)

6) бел..е (платье)

7) интересн..й (человек)

8) просторн..я (комната)

9) тепл..е (лето)

10) январск..е (утро)

 

К л ю ч: 1 (1, 2, 3, 5); 2 (4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 16); 3 (3, 6, 9, 10).

V. Итог урока.

– Что повторили на уроке?

Домашнее задание: упражнение 84, с. 169.

 

Урок 164

Парные согласные. повторение

Ц е л ь: развивать умение правильно писать слова с парными согласными в слабой позиции.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Лопатка, неловкий, людской, мягкость, заметка, жемчуг, грудка, голубцы, обувка, выставка, спешка, супчик, укладка.

– На какое правило представлены слова? Докажите правописание этих слов.

II. Оглушение согласных.

1. Б е с е д а по вопросам упражнений 66 и 68 на с. 162.

2. Устное в ы п о л н е н и е упражнения 69.

3. О п р о с по заданиям в упражнениях 71 и 72.

III. Практикум.

– Выпишите из текста слова с парными согласными, напишите проверочные слова.

Н а д о с к е:

Солнце стояло низко. Его лучи играли на верхушке березки. Легкий ветерок качал гибкий тростник. Чудесная песенка щегла доносилась из близкого леса. Но вот солнце село. Заснул сад. Затих лес.

IV. Итог урока.

– Что повторили на уроке?

Домашнее задание: придумайте рассказ с данными словами. Подчеркните слова с парными согласными.

Лето, деревня, огород, грядки, морковь, петрушка, репка, укроп, салат, сад, сладкие ягоды, яблоки, груши, город.

 

Урок 165

Морфемы. повторение

Ц е л и: повторить определения морфем; уметь анализировать их роль в словообразовании; развивать умение выделять морфемы в словах.

Х о д у р о к а

I. Введение в тему.

Распределить слова в два столбика.

Н а д о с к е:

Дождь, дождливый, дождливую, дождевой, дожде, дождевик, дождя, дождичек, дождем, дождик.

– По какому принципу разделили слова?

– Чем могут различаться по составу однокоренные слова?

– Чем различаются разные формы одного и того же слова? Что в них общего?

II. Морфемы.

– Какие морфемы знаете?

Дайте определение каждой морфеме.

1. Расскажите порядок морфемного разбора (ÿ, , Ç, Ù, Ø).

2. Подберите слова к схемам в упражнении 78.

3. В ы п о л н е н и е упражнений 79, 80 под руководством учителя.

III. Суффиксальное словообразование.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 81, с. 167.

2. М и н и - т е с т.

Рассчитан на выполнение в течение 3 минут.

Найдите прилагательные, образованные от основ существительных с помощью суффикса - ск-.

1) морской 6) детский

2) ветвистый 7) сельский

3) горный 8) чистый

4) ночной 9) юношеский

5) пятнистый 10) городской

К л ю ч: 1, 6, 7, 9, 10.

IV. Приставочное словообразование.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 82, с. 168.

2. Б л и ц т е с т.

Найдите неправильно написанные слова.

1) зоменить 6) набежать

2) замесить 7) новарить

3) надписать 8) зобирать

4) нобирать 9) задержать

5) нодломить 10) надкусить

К л ю ч: 1, 4, 5, 7, 8.

V. Итог урока.

– Когда вам может помочь умение быстро и правильно видеть морфемы в словах? Докажите на примерах.

 

Урок 166

ДИКТАНТ (итоговый)

Ц е л ь: проверить знания по материалу повторения.

Весеннее расписание

Весной наши птицы возвращаются на родину из жарких стран. Открывает птичье весеннее расписание март. В полях лежит снег, но уже показались первые проталины. Важно по проталинке прохаживается грач. Треснул на речке лед. Прилетела трясогузка. В шутку говорят, что она разбила лед своим длинным хвостом. Река освободилась от ледяного плена. Лебеди, гуси, утки возвращаются домой. А в мае лес развешивает зеленые флажки. Он встречает соловья. Ночью прилетает перепел. Только звезды освещают его посадочную площадку. (75 слов.)

 

Урок 167

Работа над ошибками

Отрабатываются навыки самостоятельной работы над ошибками, допущенными в диктанте, умения их анализировать и подтверждать аналогичными примерами (своими или из различных текстов). (См. памятку в Приложении.)

 

Урок 168

Контрольный тест

Ц е л ь: проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 4 классе.

1. В слове снегирь:

а) 1 непарный звонкий согласный звук;

б) 2 непарных звонких согласных звука;

в) 3 непарных звонких согласных звука;

г) 4 непарных звонких согласных звука;

д) 5 непарных звонких согласных звуков.

2. Зачеркните слова, в которых допущены ошибки:

а) заъехали;

б) подъпрыгнул;

в) подъехали;

г) помощь;

д) товарищь.

3. Зачеркните слова, которые неправильно перенесены:

а) прос-нул-ся;

б) у-га-дал;

в) осе-нний;

г) ве-сен-ний;

д) за-сме-ял-ся.

4. Подчеркните слова, однокоренные для слова рисовать:

а) рисовая;

б) рисунок;

в) зарисовка;

г) рис.

5. Подчеркните слова с непроверяемой безударной гласной о:

а) кв..ртира;

б) г..ризонт;

в) п..льто;

г) п..ссажир;

д) комн..та.

6. Вставьте окончания, подчеркните имена существительные 3-го склонения:

а) К нашей радост.., этой осенью стояла прекрасная погода.

б) В сырост.. и слякот.. наступал март.

в) Конь быстро скакал по дорог.. к пристан...

7. Зачеркните неправильные высказывания:

а) имена прилагательные изменяются по родам;

б) имена прилагательные не изменяются по падежам;

в) имена прилагательные имеют три лица;

г) имена прилагательные согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже.

8. Вставьте окончания, подчеркните глаголы будущего времени:

а) Скоро птицы улетят на юг.

б) Зимой солнце светит.., но не гре...

в) Подруга напиш.. тебе письмо.

9. Разберите только те предложения, в которых есть однородные сказуемые:

а) Скоро буйно зацветет сирень, черемуха, яблони.

б) Сильные дожди, холодный ветер или заморозок в разгар цветения наносят урожаю большой урон.

в) Страшный буран свистел, стонал, ревел и распугал лесных животных.

10. Припишите подходящие названия животных:

а) голоден, как …;

б) хитер, как …;

в) труслив, как …;

г) неповоротлив, как …;

д) нем, как …;

е) надут, как ….

 

Урок 169

Урок-олимпиада

Ц е л ь: вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка и формировать увлеченность предметом.

Х о д у р о к а

Класс разбить на группы-команды по 3 человека. Это участники одного вида соревнования. После разыгрывания медалей определяется победитель.

З а д а н и е 1 (первая тройка)

Образуйте множественное число от данных имен существительных: профессор, пастбище, доктор, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофер, стакан, полотенце.

З а д а н и е 2 (вторая тройка)

Поставьте знак ударения в слова: статуя, магазин, ненависть, инструмент, щавель, цемент, звонит, правы, торты, кулинария.

З а д а н и е 3 (третья тройка)

Запишите данные слова в родительном падеже множественного числа: носок, туфля, чулок, яблоня, весло, капля, знамя, ботинок, шляпа.

З а д а н и е 4 (четвертая тройка)

Распределить имена существительные по родам: мозоль, какао, фланель, толь, шоссе, полынь, туннель, ферзь, тюль, кофе.

З а д а н и е 5 (пятая тройка)

Вставьте нужную букву в начале слова – с или з:

..дание,..делать,..жать,..десь,..давать,..гиб,..дешний,..бить,..говориться,..беречь.

З а д а н и е 6 (шестая тройка)

Замените заимствованные слова русскими: антракт, индустрия, лозунг, пролог, финал.

З а д а н и е 7 (седьмая тройка)

Есть слово из шести букв, смысл которого можно передать одной буквой, поставив после нее знак препинания. Что это за слово? (Уточка.)

 

Урок 170

Итоговый диктант

Ц е л ь: проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 4 классе.

Летняя прогулка

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенек у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов.)

З а д а н и е.

1. Сделайте морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола, местоимения.

2. Разберите по членам предложения любое предложение.

3. Разберите по составу (по частям слова) любое существительное, прилагательное, глагол, наречие.

4. Выполните фонетический разбор слов: солнце, мягкого, деревья.

 

 

Литература

1. Александрова, Г. В. Занимательный русский язык [Текст] / Г. В. Александрова. – СПб., 1997.

2. Бондаренко, А. А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников [Текст] / А. А. Бондаренко. – М., 1990.

3. Бетенькова, Н. И. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка [Текст] / Н. И. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М.: АСТ: Астрель, 2004.

4. Волошина, О. И. Тесты. Русский язык 1–4 классы [Текст] / О. И. Волошина. – М.: Дрофа, 2001.

5. Матвеева, А. Н. Русский язык. Контрольные работы в начальной школе [Текст] / А. Н. Матвеева. – М.: Дрофа, 1995.

6. Нарушевич, А. Тесты по русскому языку [Текст] / А. Нарушевич, Е. Попова. – М.: АСТ-Пресс, 1998.

7. Нефедова, Е. А. Диктанты по русскому языку [Текст] / Е. А. Нефедова. – М.: Дрофа, 2002.

8. Статьи из журнала «Начальная школа» (2000–2002 гг.).

9. Тарабарина, Т. И. И учеба, и игра [Текст] / Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1997.

10. Тикунова, Л. И. Русский язык [Текст] / Л. И. Тикунова, Ю. В. Новикова. – М.: Дрофа, 2001.

11. Узорова, О. В. Словарные слова [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2002.

12. Узорова, О. В. Русский язык. Правила и упражнения [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2003.

13. Ундзенкова, А. В. Русский с увлечением [Текст] / А. В. Ундзенкова. – Екатеринбург, 1997.

14. Шклярова, Т. В. Сборник упражнений [Текст] / Т. В. Шклярова. – М., 2003.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.