Занятие 2.4. Международная миграция рабочей силы — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Занятие 2.4. Международная миграция рабочей силы

2017-11-28 200
Занятие 2.4. Международная миграция рабочей силы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

(Аудиторная работа – 4 час.; самостоятельная работа – 6 час.)

При подготовке к лекции необходимообдумать ответы на следующие вопросы:

1. Чем международная миграция населения отличается от внутренней миграции?
2. Каковы особенности международной трудовой миграции рабочей силы? Чем она отличается от международной переселенческой миграции?
3. Какие вопросы экономического и организационного характера должен решить человек, намеревающийся выехать за границу?
4. Какие группы стран при оценке международной миграции рабочей силы можно отнести к реципиентам? А какие – к донорам?
5. Каковы причины допуска странами рабочей силы на национальный рынок труда?
6. При каких обстоятельствах возможна нелегальная иммиграция?
7. Какие категории работников (по уровню квалификации, по специальности, по возрасту, по семейному положению) обычно приглашают на работу в зарубежные страны?
8. Почему некоторые государства заинтересованы в приеме иностранных работников, даже при условии, что в стране существует безработица?
9. Каковы положительные и отрицательные последствия импорта рабочей силы для государства-донора?
10. Могут ли меры государственного регулирования в области валютного обращения, таможенных правил усиливать или ослаблять положительные экономические последствия импорта рабочей силы?
11. Какие цели ставит государство при регулировании процессов международной трудовой миграции? Будут ли эти цели различаться при регулировании иммиграции и при регулировании эмиграции?
12. Какими мерами страны-реципиенты решают проблему невозвращения работников на родину после окончания срока контракта?
13. Как можно охарактеризовать основные черты современного состояния экономики России, которые влияют на процессы международной миграции населения: как трудовой, так и переселенческой?
14. По отношению к каким странам Россия выступает в качестве донора рабочей силы, а по отношению к каким – в качестве реципиента? какие категории работников эмигрируют в Россию, а какие – иммигрируют из России?

 

 

Подготовка к семинарскому занятию предусматривает:

1. Изучение основной (см. конспект лекций, занятие 2.4) и дополнительной литературы, ответы на вопросы для самопроверки, приведенные в учебном пособии для практических и семинарских занятий по дисциплине «Мировая экономика», выполнение тестовых заданий, приведенных в конце лекции, подготовка теоретической базы к обсуждению вопросов на семинарских занятиях с преподавателем и для эффективного участия в обсуждении в группах (обсуждение вопросов в группе по 3-4 человека).

Вопросы к обсуждению

1. Международная миграция рабочей силы: сущность причины и основные формы.
2. Влияние миграции рабочей силы на экономику отдельной страны.
3. Основные центры международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве.

 

Обсуждения в группах

1. В течение 5 минут обсудите с однокурсниками, как влияют различные экономические и политические обстоятельства на интенсивность и направления международной трудовой миграции населения. При этом следует оценивать не только те условия, которые существуют в стране-доноре, но и те экономические и политические условия, на которых страна-реципиент осуществляет прием мигрантов из других стран. Причем для приезжающих на постоянное место жительства и для приезжающихна работу эти условия различаются. Как правило, в странах-реципиентах существуют жесткие правовые нормы, препятствующие тому, чтобы человек, въехавший по «рабочей» визе, остался в стране после окончания срока контракта и получил гражданство этой страны. Поэтому работник, оставшийся в стране после окончания срока контракта, нередко превращается в нелегального мигранта, а значит, не имеет никакой социальной защиты в иностранном государстве.

2. В течение 5 минут обсудите с однокурсниками, какие вопросы экономического и организационного характера должен решить человек, намеревающийся выехать на работу за границу.

 

Решение задач

Решение задач по мировой экономике отрабатывает навыки студентов, т.е. обеспечивает связь теоретического курса с общей мировой практикой. Для отработки навыков приложения теоретических знаний на практике на семинарских занятиях решаются типовые задачи по отдельным темам. Для того чтобы этот процесс был более эффективным рекомендуется студентам самостоятельно прорешать типовые примеры перед семинаром. В силу того, что не все темы дисциплины предусматривают решение задач, поэтому в данном УМКД задачник отсутствует и рекомендуется использовать следующие источники:

1. Фигурнова Н.П. Международная экономика. – М.: Омега-Л, 2005. – с. 207-209 задачи №№ 1, 2, 3.

 

 

2. Написание рефератов и подготовка докладов по темам из списка.

 

Примерная тематика рефератов и докладов

1. Международная миграция рабочей силы как фактор развития национальной экономики.
2. Особенности международной миграции рабочей силы в Европе.
3. Особенности международной миграции рабочей силы в США и Канаде.
4. Особенности международной организации труда.
5. Особенности международной миграции рабочей силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
6. Особенности международной миграции рабочей силы на Ближнем Востоке.
7. Порядок регулирования международной трудовой миграции в Российской Федерации.
8. Участие России в международных трудовых миграционных потоках.

 

Литература

1. Зинченко Н.Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования: монография. М.: Внешторгиздат, 2003.
2. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция: учеб. пособие. М.: Экон. факультет МГУ: ТЕИС, 2005.
3. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова, проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Магистр, 2008. – Гл. 21.
4. Народонаселение мира в 2006 г. Нью-Йорк: Фонд ООН по народонаселению, 2006
5. Орешкин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов. //МЭМО. – 2004. – №3. – С. 34-40.
6. Смирнов Е.Н. Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран): учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008. – Гл. 2.
7. Соболева С.В., Чудаева О.В. Иностранные мигранты на российском рынке труда. // ЭКО. – 2003. – № 1. – С. 8-12.
8. Фигурнова Н.П. Международная экономика. – М.: Омега-Л, 2005. – Гл.5.
9. Цапенко Н. Роль иммиграции в экономике развитых стран. // МЭМО. – 2004. – №5. – С. 23-29.
10. Экономика России и других постсоветских стран / под ред. проф. А.С. Булатова. – М., 2005. – Гл. 15.
11. Global employment trends. N.Y.: UN, ILO. 206. Jan.
12. International Labour Review. 2006. Vol. 145. № 1–2.
13. State pf World Population 2005. NY.: UN, UNFPA, 2006.
14. World Resources 2005. The Wealth of the Poor. Managing Ecosystems to Fight Poverty. Wash., DC.: World Resources Institute, 2006.

 

Интернет-ресурсы

http: //econ.worldbank.org/ibrd (сайт Всемирного банка)

http: //www.ILO.org (сайт МОТ)

http: //www.undp.org (Human Development Report)

http: //www.unfpa.org (фонд ООН по народонаселению)

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.