Алгоритм «Правописание НЕ с различными частями речи» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Алгоритм «Правописание НЕ с различными частями речи»

2017-11-28 519
Алгоритм «Правописание НЕ с различными частями речи» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приложение 1 к теме № 4

Образец составления таблицы «Правописание сложных имён существительных»

Теоретическое обоснование Слитно Примечание
1.Сложные существительные с первой частью авиа-, агро- … Авиасъёмка, агротехника … радио- и телеателье
2.    
3.    
  С дефисом  
1.Сложные существительные, обозначающие политические партии, их членов. Социал-демократия, радикал-социалист …  
2.    
3.    
4.    

 

Приложение 2 к теме № 4

Образец составления таблицы «Правописание сложных имён прилагательных»

 

Теоретическое обоснование Слитно Примечание
1.Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Паровозный (паровоз), электромоторный (электромотор) …  
    Диаметрально противоположный, детски наивный…
  С дефисом  
1.Образованные от имён существительных, пишущихся с дефисом. Дизель-моторный, северо-западный …  
2.    
3.    
4.    
    Народно-освободительное движение (народное освободительное)
5.    

Приложение 3 к теме № 4

Образец составления таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий»

Теоретическое обоснование Дефис пишется: Примечание
1.В наречиях с суффиксами –и, -ому (-ему) и приставкой по-. По-товарищески, по-немецки, по-прежнему, по- пустому… Попросту, поровну…
2.    
3.    
4.    
  Слитно пишутся:  
1.Наречия, образованные соединением предлогов с наречиями. Доныне, извне…  
2.    
3.    
4.    
5.    
  Раздельно пишутся (смотрите примечания):  
1.Словосочетания, имеющие значения обстоятельств и состоящие из двух существительных с одним или двумя предлогами. В конце концов, точка в точку, бок о бок  
2.    
3.    
4.    
5.    

 

Приложение 1 к занятию № 5

 

Алгоритм «Правописание НЕ с различными частями речи»

Не – частица – пишите раздельно.

Не - - приставка – пишите слитно.

Чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово с не:

1. Выясните, употребляется ли слово без не.

Употребляется Не употребляется

↓ ▼

Пишите слитно:

неряха (сущ.)

нелепый (прил.)

ненавидеть (глаг.)

нечаянно (нареч.)

недоумевающий (прич.)

негодуя (дееприч.)

2. Определите, какая это часть речи.

I. Чтобы узнать, слитно или раздельно пишется существительное, прилагательное и наречие на – о, - е с не:

1. Выясните, есть ли противопоставление однородных членов

Нет Есть

▼ ▼

Пишите раздельно:

не п равда, а ложь

не б ыстро, а медленно

2. Определите, есть ли слова вовсе, далеко, отнюдь, совсем (꞊ отнюдь); отрицательные местоимения; наречия ничуть, нисколько, никому, ничем… и т.д.

 

Нет Есть

▼ ▼

Пишите слитно: Пишите раздельно:

Шли небыстро. Шли вовсе не быстро.

Дело нетрудное. Она отнюдь не красавица.

Он мне совсем не приятель.

Дело ничуть не трудное.

Проверка: замените синонимом.

Шли небыстро (медленно). Шли отнюдь не быстро.

Шли отнюдь медленно – нельзя.

Дело нетрудное (лёгкое). Дело ничуть не трудное.

Дело ничуть лёгкое – нельзя.

 

 

Отличайте слова вовсе, отнюдь и др. от пояснитель­ных слов — наречий степени: очень, почти, абсолютно, весьма, крайне, настолько. Эти слова в раздельном на­писании нероли не играют: дело абсолютно нетрудное (легкое).

 

3. С наречиями не на - о, - е пишите не раздельно: не срази, не вдруг, не впустую, не вглубь, не по-товарищески.

Запомните: неподалеку, невдалеке, невдомек, немножечко, ненароком.

 

 

II. Правописание не с числительными

Частица не с числительными всегда пишется раздельно:

не пять не первый

не двое не обе

Приложение 2 к занятию № 5

Алгоритм «Правописание ни со словами разных частей речи»

 

1. Чтобы написать слитно или раздельно со словом ни, определите, какой части речи является это слово.

Отрицательное местоимение Другая часть речи

▼ ▼

2. Посмотрите, есть ли предлог, отделяющий наречие

местоимение от ни. ▼

▼ ▼ пишите слитно: ничуть нисколько

Нет. Есть. никогда

▼ ▼

Пишите слитно: Пишите раздельно:

никакой ни у кого

никому ни к кому

никого ни с кем

 

Приложение 3 к занятию № 5

«Итоговый тест по теме «Орфография»».

 

1. В каком ряду во всех словах есть проверяемые безударные гласные в корне?

1) Укр..шение, темн…та, пров…лился, док…зать.

2) Т..желый, выгл…деть, вып…тить, выт..нул.

3) Встр..чал, высв…тить, т…ория, согр…вать.

4) Скр…петь, перел…вать, опт…мист, переж…вать.

 

2. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) Обн..вление, в…лнистый, изб…роздить, всп…хать.

2) Сп…сатель, м…лотить, ист…пник, пог..стить.

3) П..стреет, т…нистый, ст..клянный, см…ниться.

4) В…днелся, ч…слительное, ст…хотворение, пос…лилось.

 

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) Отр..сль, сокр..щать, р..скошный.

2) Предв..рительный, ск… кать, военная к…мпания.

3) Благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ.

4) Предпол…жительно, прор…стать, п..норама.

 

4. В каком ряду во всех словах следует писать букву О?

1) Выск…чить, предпол…жение, к..снуться, пл…вучий.

2) Тво…рение, вск…чить, заг…релый, з…рница.

3) Оз…ренный, накл…нение, ур…вень, р…сла.

4) Вым…кнуть, р…стовщик, уг…реть, пл…вчиха.

 

5. В каком ряду во всех словах следует писать букву Е?

1) уб…ру, заст…лить, соч…тать, зап…реть.

2) уб…раю, отп…реть, выч…сть, зам…реть.

3) бл…стеть, выб…решь, прост…ралось, оп…реться.

4) заб…ремся, ст…лилось, уп…раться, ум…р.

 

6. В каком ряду (или рядах) во всех словах следует писать букву И?

1) выч..т, взб…раться, отт….рать, переб…рать.

2) оп…раться, разж…гать, бл…стательный, перест…лать.

3) соб…ратель, уд…рая, вым…рать, зап…ртый.

4) прин…мать, нач…нать, сн…мать, сж…мать.

 

7. В каком ряду во всех словах следует писать букву О:

1) Понч…, расч…сывать, ж..г, реш…тка

2) Печ…нка, пч…лы, ш…лковый, чащ…ба

3) Щ…лка, ч…рствый, ж…нглер, уч…ба

4) Ш…колад, обж..ра, ш…ры, ч…порный.

 

8. В каком ряду во всех словах следует писать букву Ё:

1) Ш…тландка, капюш…н, сч…т, маж…рный

2) Ш…рты, пощ…чина, обж…ра, Печ…ра

3) Крыж..вник. ш…к, ш…пот, ш…фер

4) Ож…г (руку), веч…рка, ж…лудь, ж..сткий.

 

9. Отметьте ряд, где все слова пишутся с буквой Е?

1) Ш…мпол, изж…га, ч…лн, стаж…р

2) Ч…рт, ж…лтый, ж…рнов, чеч…тка

3) Дириж…р, ш…ссе, кош..лка, уч…ный

4) Пш…нная (каша), Мещ…ра, ш…винизм, дж…нка.

 

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ц…трус, ц ….тата, ц…..тра, ц….корий

2) ц…вилизация, отц…, жрец…., позиц…..я

3) певц…м, жрец…м, птиц…й, наглец…м

4) львиц…й, водиц…й, сестриц…й, песц…м

 

11. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) р..зрастаться, р…сстановка, р..зрыв, р..ссказ

2) …тозвать, в…зглавить, д..поздна, пр..матерь

3) пр..звание, пр..годиться, пр..способить, пр…датель

4) пр…знание, пр..образовать, пр..людия, пр…личный

 

12. В каком ряду во всех словах пишется Ъ?

1) об..емный, пред..явитель, п..еса, раз…яснение

2) ад..ютант, раз..яренный, раз..езд, двух…ярусный

3) в..южная, пред…обеденная, кан…он, с…язвить

4) бур..ян, из…ятие, бел…этаж, суб…ективный

 

13. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска – Ь?

1) красный кирпич…, песок сыпуч…

2) выйти замуж…, уйти проч…

3) серая мыш…, пробить бреш…

4) решить пять задач…, карп свеж…

 

14. В каком примере в глаголе на месте пропуска пишется Ь?

1) Повесть о разорении Рязани Батыем заканчивает…ся похвалой защитникам России.

2) Скотинины ничему не могут научит…ся и тем гордятся.

3) Недаром говорит…ся, что дело мастера боит…ся.

4) Хочет…ся в рай, да грехи не пускают.

 

15. Отметьте ряд, где в каждом слове пишется буква О.

1) молодож…н, туш…нка, затуш…вывать, свеж…

2) нож…вка, друж…к, меш…чек, увлеч..нный

3) старич..к, сач…к, холщ..вый, испеч..нный

4) алыч…вый, парч…вый, кумач…вый, толч…к

 

16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

А) ож…говый Б) ноч…вка В) перч…ный Г) волч..нок

1) А, В, Г 2) А, В 3) А, Г 4) Б, Г

 

17. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) беше…ый

2) указа…ый

3) асфальтирова…ый

4) дорога асфальтирова…а

 

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

По приказу дивизио(1)го командира войска были сосредоточе(2)ы на левом фланге и искусно замаскирова(3)ы.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

 

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

Здесь есть хорошая гости(1)ица, особе(2)о знаменитая своими цыплятами, туше(3)ыми в пря(4)остях.

1) 1, 2, 3 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 4

 

20. В каком словосочетании в обоих словах пропущена буква Е?

1) о дальн…м путешеств…

2) на бушующ…м простор…

3) в бодрящ..йся свежест…

4) к ранн…й оттепел…

 

21. Укажите причастие с окончанием –ИМ (ЫМ)

1) с приехавш…м товарищем

2) запущенн…м саду

3) в обезлюдевш…й деревне

4) о расстилающ…мся растении

 

22. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

1) листья трепещ..т, травы стел…тся

2) голоса слыш…тся, звуки чуд…тся

3) волны плещ…тся, собаки ла..т

4) кусты кол…тся, кузнечики стрекоч…т

 

23. В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?

1) сто…щий (дешевле), (они) высп…тся, раста…л

2) та…щий (снег), (они) встрет…т, ла…ть

3) закле…ный, (они) езд…т, раска…лся

4) вер….щий, (они) выраст…т (урожай), измер…нный

 

24. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У (Ю)?

1. учителя исправ…т, ошибки, гон…щийся за славой

2. потоки воздуха колыш…т травы, та…щий снег

3. кол…щий дрова, друзья невзначай обид…т

4. портные скро…т недостатки фигуры, терп…щий невзгоды

 

25. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Я держал в руках синий, отнюдь (не) большого формата конверт.

2) Театральная толпа, покорная звону (не)видимых колокольчиков, стала снова заполнять зрительный зал.

3) В (не)занавешенные окна вливался холодный свет луны.

4) Судьба этих рукописей (не)известна.

 

26. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Из ее груди вырвался (не)человеческий вопль.

2) В городской думе поговаривали о метро, но как-то (не)уверенно.

3) Ему снился огромный луг, поросший никогда (не)виданными им цветами.

4) Свой дорогу найдет, а чужому (не)зачем сюда соваться.

 

27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?

Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чем, кроме мести, н(5) мог и думать.

1) 1, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 5 4) 4

 

28. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (по) французски, (как) будто, (пол) листа

2) (контр) удар, (в) шестых, (струнно) духовой

3) (какой) нибудь, (по) птичьи, (юго) восточный

4) (по) проще, (экс) чемпион, (светло) волосый

 

29. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (ракета) носитель, (равномерно) окрашенный, (город) герой

2) (горько) сладкий, (пьеса) сказка, (пол) ложки

3) (свинцово) медный, (угольно) металлургический, (полу) раздетый

4) (тренер) инструктор, (утомительно) долгий, (контр) атака

 

30. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (анти) пригарный, вряд (ли), (лесо) парковый

2) (пол) дороги, как (бы), электро (товары)

3) (по) пусту, (в)следствие дождя, нырнуть (в) глубь

4) (светло) коричневый, иметь (в)виду, (по)двое.

 

31. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

2) Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ частливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

3) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать –громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.

4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

 

32. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Тавтология ТАК(ЖЕ) является одной из логических уловок.

1) ТАКЖЕ – всегда пишется слитно.

2) ТАК ЖЕ – всегда пишется раздельно.

3) ТАКЖЕ – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

4) ТАК ЖЕ – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

 

33. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

В эту ночь, готовясь к завтрашнему походу, бойцы перекладывали свои вещи так, ЧТО(БЫ) сапоги были на самом верху.

1) ЧТОБЫ – всегда пишется слитно

2) ЧТОБЫ – здесь это подчинительный союз

3) ЧТО БЫ – всегда пишется раздельно

4) ЧТО БЫ – здесь это местоимение с частицей БЫ

 

34. Укажите правильный вариант:

1) семидесяти слов

2) в двухтысячах третьем году

3) шестисот пятидесяти второй ученик

4) девяноста пятый состав

 

35. Укажите правильный вариант:

1) в одной тысяче двадцать первом году

2) не хватает полтора метров

3) в пятьстах шагах

4) к семидесяти двум страницам

 

36. Отметьте ряд, где предлог пишется раздельно

1) (в)виду недостатка времени

2) вышел (на)встречу отряду

3) не спал (в)продолжение всей ночи

4) лодка попала (в)течение

 

37. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)ВИДУ отсутствия финансирования ремонт производится (ЗА)СЧЕТ средств предприятия.

2) Сверкнула молния, и (В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ грянул гром.

3) Имейте (В)ВИДУ, (ЗА)ТО, что вы опоздали, вам будет объявлен выговор.

4) (НЕ)СМОТРЯ на дождь, шар поднимался (В)ВЕРХ.

 

38. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Мы шли (НЕ)СМОТРЯ на карту и (ПО)ЭТОМУ заблудились.

2) Идите (НА)ПРАВО, (ЗА)ТЕМ прямо.

3) (В)ТЕЧЕНИЕ часа спасатели работали (В)СЛЕПУЮ.

4) (НЕ)РАЗ им приходилось все начинать (С)НАЧАЛА.

Приложение к занятию № 6

 

На ранней з…ре когда еще кричат петухи и (по)черному дымятся избы расп…хнешь, бывало, окно в прохладный сад наполне(н,нн)ый лиловатым туманом, сквозь который ярко бл…стит (кое)где утреннее солнце, и не утерп…шь — велишь поскорее заседл…вать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся обл…тела с пр…брежных лозин и сучья сквозят на б…рюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная лед…ная и как будто тяж…лая. Она мгновенно прог…няет ночную лень, и умывшись и позавтракав в людской с работниками горячими картошками и ч…рным хлебом с крупной сырой солью с насл…ждением чу(?)ствуешь под собой скользкую кожу седла проезжая по Выселкам на охоту.

 

Приложение к занятию № 7

Задание 1. Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке:

а) с однородными членами, выражающими соединительные (перечислительные) значения;

б) с однородными членами, выражающими разделительные (взаимоисключение, чередование) значения;

в) с однородными членами, выражающими противительные (противопоставление, сопоставление) значения.

1. [О, О, О].

2. [О, О и О].

3. [О, но О].

4. [О или О].

5. [Не только О, но и О].

6. [То О, то О].

7. [И О, и О, и О].

Задание 2. Составьте и запишите по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами.

1. [Ни О, ни О, ни О].

2. [О или О].

3. [О, О и О].

4. [О, а О].

5. [Не столько О, сколько О].

6. [О, О, О].

7.[Q: О, О, О].

8. [Q, а именно: О, О, О].

9. [О, О, О — Q].

10. [О, О, О — словом, Q].

11. [Q: O, O, O —...].

Задание 3. Составьте к схемам предложения с обособленными членами предложения.

1. Личн. мест.

Х, │̰ ̰̰̰̰̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ │, …

Личное мест.

2. │̰ ̰̰̰̰̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ │, Х …

3. Сущ.

Х, │̰ ̰̰̰̰̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ │, …

4. Причина

│̰ ̰̰̰̰̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ │, Х …

5. Глагол

Х, │-∙-∙-∙-∙-∙│, ….

Глагол

6. │-∙-∙-∙-∙-∙│, ….

Где? где именно?

7. -∙-∙-∙-∙-∙, -∙-∙-∙-∙-∙

Когда? когда именно?

8. -∙-∙-∙-∙-∙, -∙-∙-∙-∙-∙,

Приложение 1 к занятию № 8 «Подготовка к практической работе по теме «Синтаксис и пунктуация сложного предложения»».

 

Информация о тексте

Основные проблемы: 1) проблема выбора жизненного пути (как рождается выбор жизненного пути?); 2) проблема влияния социальной среды на человека (как среда влияет на выбор человеком жизненного пути? Что мешает человеку сохранить верность своей мечте?); 3) роль мечты в жизни человека (помогает ли мечта сделать жизнь человека интереснее, радостнее?).
Авторская позиция: 1) иногда мечта рождается из желания необычного в жизни, из стремления построить свою жизнь иначе, чем принято; 2)влияние житейских традиций, привычек часто заставляет человека изменять своей мечте, не позволяет реализовать свои способности до конца; герой рассказа не смог преодолеть чувство страха перед новым, он предал свою мечту и стал как все; 3)человек должен не просто чего-то хотеть, а стремиться к осуществлению своей мечты, и тогда реализовавшаяся мечта сделает жизнь человека полнокровнее, интереснее.

 

Приложение 1 к самостоятельной работе № 11 «Подготовка к конкурсу «Без любви к родному языку не может быть истинной любви к своей стране».

 

Николай Заболоцкий

Любопытно, забавно и тонко:

Стих, почти непохожий на стих.

Бормотанье сверчка и ребенка

В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи

Изощренность известная есть.

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

<1948>

Константин Бальмонт

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

 

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

 

Журчание подземного ключа.

Весенний луч, играющий по дверце.

В нем Та, что приняла не взмах меча,

А семь мечей в провидящее сердце.

 

И снова ровный гул широких вод.

Кукушка. У колодца молодицы.

Зеленый луг. Веселый хоровод.

Канун на небе. В черном - бег зарницы.

 

Костер бродяг за лесом, на горе,

Про Соловья-разбойника былины.

"Ау!" в лесу. Светляк в ночной поре.

В саду осеннем красный грозд рябины.

 

Соха и серп с звенящею косой.

Сто зим в зиме. Проворные салазки.

Бежит савраска смирною рысцой.

Летит рысак конем крылатой сказки.

 

Пастуший рог. Жалейка до зари.

Родимый дом. Тоска острее стали.

Здесь хорошо. А там - смотри, смотри.

Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

 

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.

Ярит борзых и гончих доезжачий.

Баю-баю. Мой милый. Ты уснул?

Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

 

Я снаряжу тебя в далекий путь.

Из тесноты идут вразброд дороги.

Как хорошо в чужих краях вздохнуть

О нем - там, в синем - о родном пороге.

 

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.

В размах грозы сцепляются зарницы.

К Царь-граду не ходил ли наш Олег?

Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

 

И ты пойдешь дорогой Ермака,

Пред недругом вскричишь: "Теснее, други!"

Тебя потопит льдяная река,

Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

 

Поняв, что речь речного серебра

Не удержать в окованном вертепе,

Пойдешь ты в путь дорогою Петра,

Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.

 

Гремучим сновиденьем наяву

Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,

Венчая полноводную Неву

С Янтарным морем в вечном договоре.

 

Ты клад найдешь, которого искал,

Зальешь и запоешь умы и страны.

Не твой ли он, колдующий Байкал,

Где в озере под дном не спят вулканы?

 

Добросил ты свой гулкий табор-стан,

Свой говор златозвонкий, среброкрылый,

До той черты, где Тихий океан

Заворожил подсолнечные силы.

 

Ты вскликнул: "Пушкин!" Вот он, светлый бог,

Как радуга над нашим водоемом.

Ты в черный час вместишься в малый вздох.

Но Завтра - встанет! С молнией и громом!

Валерий Брюсов

 

Мой верный друг! мой враг коварный!

Мой царь! мой раб! родной язык!

Мои стихи - как дым алтарный!

Как вызов яростный - мой крик!

 

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил,

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

 

Как часто в тайне звуков странных

И в потаенном смысле слов

Я обретал напев - нежданных,

Овладевавших мной стихов!

 

Но часто, радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей - отзвук твой!

 

Ты ждешь, подобен великану.

Я пред тобой склонен лицом.

И всё ж бороться не устану

Я, как Израиль с божеством!

 

Нет грани моему упорству,

Ты - в вечности, я - в кратких днях,

Но всё ж, как магу, мне покорствуй,

Иль обрати безумца в прах!

 

Твои богатства, по наследству,

Я, дерзкий, требую себе.

Призыв бросаю, - ты ответствуй,

Иду, - ты будь готов к борьбе!

 

Но, побежден иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты - Мститель мой, ты - мой Спаситель,

Твой мир - навек моя обитель,

Твой голос - небо надо мной!

<31 декабря 1911>

 

Леонид Корнилов

 

Мне последнего слова не надо.

И когда хлынет кровь под кадык.

Из меня, как чеку из гранаты,

Время выдернет русский язык.

 

И сорвёт оглушительной силой

Свет со звёзд, словно пламя со свеч.

Над воронкой, размером с Россию,

В космос вздыбится русская речь.

 

Немота перейдёт все границы.

И полмира забудет слова.

И минута молчанья продлится

Может, год, может, век, может, два.

 

Но когда кошельками моллюсков

Мир себя до отвала набьет,

Он очнется и вспомнит про русских,

Про бессребреник – русский народ,

 

Раздаривший Аляску и правду,

И поднявшийся к Богу впритык.

Мне последнего слова не надо.

Говорить будет русский язык.

 

Он из наших - последний великий

Прикрывает надежно отход.

Не иконы, а книги, как лики,

Остаются на полках высот.

 

Что хотите вы мне говорите…

Как в пространстве царит высота,

Так числом русских букв в алфавите

Измеряется возраст Христа.

 

Древним словом мы с будущим слиты.

Человечество – наш ученик.

Наш круг чтенья – земная орбита.

Наша Родина – русский язык.

 

Анна Ахматова

 

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

 

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

 

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Приложение 2 к самостоятельной работе № 11 «Подготовка к конкурсу «Без любви к родному языку не может быть истинной любви к своей стране»».

 

- Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку Мягкому промолвил

Твердый знак.

- Слова и буквы ты всегда

Смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил,

Но ты б уж помолчал!-

Знак Мягкий Твердому

На это отвечал.

- Ты тверд и груб,

Как суковатый дуб.

Давным-давно пора,

Как букву ять,

Тебя из азбуки изъять!

- Друзья! Ваш разговор –

Никчемные слова, -

Услыша этот спор,

Сказала буква А, -

- Вы оба хороши,

Достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте!

 

(Басня П. Матвиенко «Мягкий знак и твердый знак»)

 

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их зналют назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

- В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

 

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит

- Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

- Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец, простительный!

«Ленительный падеж» Г. Граубина (в книге Григоряна «Язык мой – друг мой»)

 

 

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллыы
I Содержание сочинения  
К1 Формулировка проблем исходного текста  
  Обучаемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет  
Обучаемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.  
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста  
  Сформулированная обучаемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет  
Сформулированная обучаемым проблема исходного текста прокомментирована, но без опоры на исходный текст, или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста  
Сформулированная обучаемым проблема не проком­мен­ти­ро­вана, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная обучаемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста  

 

К3 Отражение позиции автора исходного текста  
  Обучаемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет  
Позиция автора исходного текста обучаемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована  
К4 Аргументация обучаемого собственного мнения по проблеме  
  Обучаемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)  
  Обучаемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы  
Обучаемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт  
Обучаемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение обучаемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение обучаемого вообще не отражено в работе  
II Речевое оформление сочинения  
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения  
  Работа обучаемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста  
  Работа обучаемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста  
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста  
К6 Точность и выразительность речи  
  Работа обучаемого характеризуется точностью выраже­ния мысли, разнообразием грамматического строя речи.   *Высший балл по этому критерию обучаемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10  
Работа обучаемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа обучаемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли  
Работа обучаемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи  
III Грамотность  
К7 Соблюдение орфографических норм  
  орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)  
допущено не более 2-х ошибок  
допущено 3–4 ошибки  
  допущено более 4-х ошибок  
К8 Соблюдение пунктуационных норм  
  пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)  
допущено 1–3 ошибки  
допущено 4–5 ошибок  
допущено более 5-и ошибок  
К9 Соблюдение языковых норм  
  грамматических ошибок нет  
допущено 1–2 ошибки  
допущено более 2-х ошибок  
К10 Соблюдение речевых норм  
  допущено не более 1 речевой ошибки  
допущено 2–3 ошибки  
допущено более 3-х ошибок  
К11 Соблюдение этических норм  
  этические ошибки в работе отсутствуют  
  допущены этические ошибки (1 и более)  
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале  
  фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют  
  допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале  
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12)  

 

 

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов[1].

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);

К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более 2-х ошибок;

К8 – допущено 1–3 ошибки;

К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до
150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулём баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста обучаемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит обучаемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

 

Оценка «5» ставится за работу, которая выполнена на 95% -100 % (22-23 балла).

Оценка «4» ставится за работу, которая выполнена на 75% - 94 % (18-21 балл).

Оценка «3» ставится за работу, которая выполнена на 50% - 74 % (12-17 баллов).

Оценка «2» ставится за работу, которая выполнена на 0% - 49 % (0-11


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.39 с.