Методология оценки реализации проектного подхода в высшей школе — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Методология оценки реализации проектного подхода в высшей школе

2017-11-28 171
Методология оценки реализации проектного подхода в высшей школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определение содержательного потенциала качества образования.

Качество образования как целевой ориентир проектного подхода требует раскрытия его сущностных позиций. В педагогической науке существует определенный тренд развития данного понятия, который выражается в том, что число исследователей, работающих над данной проблемой, вносят постоянные коррективы в трактовку этой категории (табл. 3.1), связанные с модификацией стандартов образования и развитием новых подходов к образованию.

Таблица 3.1

Трактовка содержательного потенциала качества образования

(последние исследования в рамках компетентностного подхода)

Содержательный потенциал качества образования Источник
Качество образования – это осознание профессионализма, распознавание и реализация индивидуальных способностей и особенностей, трудоустройство, карьера и зарплата, овладение методологией самообразования, знанием, практическими навыками Чупахина И.А. Критерии качества рабочей программы учебного курса. - Интернет-ресурс: mf.mgpu.ru/main/content\vestnik\vestnik6\84.doc  
Качество образования – это востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения Организация системы управления качеством на кафедре (методические рекомендации для заведующих кафедрами). Сост.: Абрамовских Н.В., Паклина А.В. Шадринск, 2008.С. 8. - Интернет-ресурс: http://shgpi.edu.ru/docs/med_rec.doc
Качество образования - это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям общества, государства и личности Вартумян А.А. Качество образовательного процесса: концептуальные подходы и системные характеристики // Электронный журнал «Синергетика образования». - Интернет-ресурс: http://www.sinobr.ru/artcls/a11_37.html

 

С нашей точки зрения, все рассмотренные категории как социальные новообразования отличает направленность на постобразовательную востребованность и социальную адаптацию, носящих достаточно общий характер, и которые требуют с позиций измерения результатов деятельности образовательного учреждения разработки критериев оценки качества.

Следует также отметить, что представленный в данном исследовании анализ функций образования и спектр потребителей образовательных услуг (клиентских групп) демонстрирует значительное многообразие тех и других. Данный фактор предопределяет при оценке результативности образовательных услуг, выражаемой в качестве образования, рассматривать под качеством образования различные доминанты, определяемые этим многообразием. Агрегируем это многообразие и представим его как требования к качеству различных клиентских групп (табл.3.2).

Таблица 3.2

Система требований субъектов образовательного процесса к качеству образования

Субъекты образовательного процесса Требования субъектов образовательного процесса к качеству образования
Государство как носитель государственного задания и основной поставщик финансовых ресурсов для образования Качество означает достижение целей повышения конкурентоспособности страны на мировом экономическом пространстве. Макроэкономический показатель – конкурентоспособность национальной экономики, имеющий ряд критериев измерения
Работодатели (рынок труда) как опосредованные потребители образовательных услуг и потенциальные поставщики финансовых ресурсов (софинансирование образования) Качество означает систему подготовки квалифицированных кадров, обладающих современными академическими и прикладными знаниями, а также способностью быстро адаптироваться к потребностям экономики и изменению технологий. Показатель качественной результативности – профессиональная подготовка и креативность мышления (инновационность и адаптируемость)
Университеты, образовательные учреждения, несущие ответственность за рост качества образования и непосредственно обеспечивающие его в рамках режима институциональной автономии Качество означает соответствие образовательной подготовки социальным и профессиональным компетенциям, уровень квалификации ППС, наличие исследовательской деятельности, диверсификацию материально-технической базы университета. Показатели качественной результативности – рост квалификации ППС (повышение квалификации); уровень развития исследовательской деятельности в образовательном процессе в практической деятельности студентов, наличие и развитие инновационных структур, имеющих фундаментальное и прикладное значение
Родители и студенты как прямые потребители образовательных услуг и потенциальные поставщики финансовых ресурсов Качество означает приобретение определенного социального статуса, подтвержденного ростом доходов (эффект диплома). Показатели качественной результативности – постобразовательные, социальный статус и доходы выпускников

Приведенные разнообразные критерии определения качества, выдвигаемые различными клиентскими группами - субъектами образовательного процесса, требуют комплексной оценки качества. В то же время комплексная оценка качества предполагает оценку собственно образовательного процесса и оценку его постбазовых результатов, что вполне обоснованно, поскольку образование имеет отложенный эффект собственного проявления, проявляемый в практической и профессиональной деятельности.

Образовательный процесс реализуется путем предоставления образовательных услуг. Качество образовательного процесса непосредственно связано:

· с применяемыми образовательными технологиями и методиками;

· с системой контроля за промежуточными и конечными результатами обучения;

· с уровнем мотивации преподавательского состава и эффективности педагогической работы;

· с отношением студентов к образованию;

· с организацией управления образованием;

· прочими факторами.

Многообразие факторов влияния на качество образования требует разработки его рейтинговой оценки.

 

для государства качество образования означает достижение целей

повышения конкурентоспособности страны в мировой экономике;

для работодателей смысл качества образования связан с наличием

действующей системы подготовки квалифицированных специали-

стов, обладающих современными академическими и прикладными

знаниями, а также способностью быстро адаптироваться к потреб-

ностям экономики и изменению технологий;

для образовательных учреждений, несущих основную ответствен-

ность за качество образования и заинтересованных в его повыше-

нии, оно воспринимается как соответствие образовательной подго-

товки государственным стандартам в отношении номенклатуры

специальностей и предметов, аудиторных и внеаудиторных часов,

квалификации преподавателей и т.д.;

для родителей и учащихся критериями качественного образования

могут быть определенный уровень знаний и навыков, предостав-

ройстве, соответствующий социальный статус и необходимый уро-

вень доходов.

Качество образования характеризует не только результат образова-

тельной деятельности в виде наличия у выпускника учебного заведения

соответствующего набора знаний, навыков и умений, но и качество об-

разовательного процесса. Тем самым комплексная оценка качества об-

разования возможна лишь через анализ двух взаимосвязанных между

собой элементов – образовательного и результата образования.

Образовательный процесс реализуется путем предоставления обра-

зовательных услуг. Качество образовательного процесса зависит от

применяемых технологий и методик образования, от контроля за про-

межуточными и конечными результатами обучения, от уровня мотива-

ции преподавательского состава и эффективности педагогической рабо-

ты, от отношения учеников к образованию, от интенсивности образова-

тельного процесса, от организации управления образованием и прочими

факторами.

На основании анализа работ ряда международных и российских ис-

следователей качества функционирования системы общего образования –

например, De Corte (1977), Dane, Schneider (1998), Haelermans (2010),

Ивановой (2006), – а также изучения отдельных программных докумен-

тов по реформе образования в России1 и за рубежом2 можно выделить

следующие качественные характеристики образовательного процесса.

1. Инновационность и адаптируемость – рассматриваются как спо-

собность образовательного процесса гибко и своевременно реагировать

на социальные и экономические изменения, происходящие в мире и

стране.

2. Целостность – рассматривается как преемственность и единство

образовательного процесса и образовательных программ на всех уров-

нях обучения. В результате обучения ученик должен получить ком-

плексные знания об окружающем мире, которые обеспечили бы состоя-

тельность его собственных представлений, понятий и суждений об ос-

новных явлениях, происходящих в мире.

3. Прикладной характер обучения. Современное качественное обра-

зование требует большего умения использовать знания и навыки в по-

вседневной жизни и профессиональной деятельности.

1 http://www.sci-innov.ru/gossovet/4924/

2 http://dsp-psd.pwgsc.gc.ca/Collection-R/LoPBdP/BP/bp319-e.htm

1. КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ…

4. Возможности самообучения. Самостоятельная работа учащихся –

одна из основных характеристик качественного образования, обеспечи-

вающих повышение объема знаний и компетенций, наиболее полезных

и имеющих практическое значение, с точки зрения ученика или его ро-

дителей.

5. Безопасность – это характеристика образовательного процесса,

включающая не только физическую безопасность ученика, но и соблю-

дение требований материально-технического обеспечения, экологиче-

ской безопасности, санитарно-гигиенических и эргономических норм.

Наряду с анализом качества организации образовательного процесса

важное место отводится оценке результативности функционирования

системы общего образования, и здесь также существуют два подхода.

Первый из них сводится к определению требований к объему сведе-

ний/информации, которые должны быть усвоены учащимися в рамках

образовательных программ по учебным дисциплинам. Очевидно, что

этим образовательный результат не исчерпывается, тем не менее пока

это единственный материал итоговой аттестации выпускников, и он во

многом перекочевал в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

Данный подход (некоторые авторы его также называют «традицион-

ным»1) оценивает качество образования в основном с позиции участни-

ков образовательного процесса – органов, осуществляющих государст-

венные полномочия в сфере образования, образовательных учреждений,

педагогического персонала и учеников. Под качеством образования в

традиционном подходе чаще всего понимают комплекс характеристик,

знаний и умений, которые выражают способность обучаемых осуществ-

лять профессиональную деятельность согласно требованиям современ-

ного этапа развития экономики.

Основным недостатком традиционного подхода является то, что ка-

чество образования не может оцениваться исключительно на основе

итоговой аттестации выпускников, в том числе и по результатам ЕГЭ и

соответствию программ/процессов обучения образовательным стандар-

там. Такое положение правомерно для оценки деятельности образова-

тельных учреждений, но не позволяет дать качественную характеристи-

ку образования, ориентированного на конечный результат.

1 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004.

№ 5. С. 3–12.

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

18ляющий обучаемому конкурентные преимущества при трудоуст

 

Второй подход, более отвечающий требованиям к качеству образо-

вания со стороны потребителей, получил название «компетентност-

ный»1. При этом компетентность понимается как способность использо-

вать полученные знания, навыки и умения в реальной жизни, т.е. спо-

собность результативного действия. Таким образом, если традиционный

подход оценивает наращивание знаний и навыков при переходе с более

низкой ступени/уровня образования к более высокой, т.е. определяет их

количественные показатели, то задачи компетентностного подхода сво-

дятся к формированию свойств обучаемого, позволяющих ему ориенти-

роваться в современном мире, развивать и реализовывать свои способ-

ности в профессиональной деятельности.

В рамках компетентностного подхода встречаются следующие опре-

деления качества образования:

− «осознание профессионализма, распознавание и реализация инди-

видуальных способностей и особенностей, трудоустройство, карье-

ра и зарплата, овладение методологией самообразования, знанием,

практическими навыками»2;

− «востребованность полученных знаний в конкретных условиях их

применения для достижения конкретной цели и повышения качест-

ва жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью,

глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения»3;

− «социальная категория, определяющая состояние и результатив-

ность процесса образования, его соответствие потребностям обще-

ства, государства и личности»4.

1 См.: Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании

стандартов высшего профессионального образования. Методологический семинар «Рос-

сия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» http://technical.

bmstu.ru/istoch/komp/tatur_ll.pdf; Абакумова Н.Н. Диагностика информационных компе-

тентностей на разных уровнях образования. region.edu.ru/attach.asp?a_no=4868; Лебе-

дев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.

С. 3–12.

2 Чупахина И.А. Критерии качества рабочей программы учебного курса.

mf.mgpu.ru/main/content\vestnik\vestnik6\84.doc

3 Организация системы управления качеством на кафедре (методические рекомендации

для заведующих кафедрами). Сост.: Абрамовских Н.В., Паклина А.В. Шадринск, 2008.

С. 8. http://shgpi.edu.ru/docs/med_rec.doc

4 Вартумян А.А. Качество образовательного процесса: концептуальные подходы и сис-

темные характеристики // Электронный журнал «Синергетика образования».

http://www.sinobr.ru/artcls/a11_37.html

1. КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ…

Требование к компетенции предъявляются в первую очередь работо-

дателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, свя-

занных с профессиональной деятельностью. Качественные свойства

компетенций представлены ниже1.

1. Компетенции, основанные на знаниях. Качество полученных зна-

ний определяется их фундаментальностью, глубиной и возможностью

их использования в жизнедеятельности. Качественные свойства этой

группы обеспечиваются качеством образовательного процесса в целом.

2. Компетенции, основанные на умении. В данную группу включены

приобретенные способности – умение читать и понимать текст, грамот-

ность, владение иностранными языками, компьютером. Навыки чтения

играют центральную роль в образовательном процессе, поскольку уме-

ние читать и понимать текст является фундаментом освоения всех ком-

петенций, актуальность которых сохраняется и после окончания школы.

Умение читать и понимать написанное важно не только для процесса

образования, но и практически для всех областей жизнедеятельности.

Качество оценивается как по результатам аттестаций, так и на осно-

ве субъективных суждений работодателей, учителей, родителей и само-

го ученика. Качественные свойства этой группы обеспечиваются за счет

усиления прикладного характера обучения и возможности самообучения.

3. Компетенции, основанные на навыках. Эта группа включает выра-

ботанные воспитанием или образованием наклонности – желание

учиться, дисциплинированность, настойчивость, работоспособность,

наблюдательность, планирование карьеры, ориентирование на реализа-

цию способностей и знаний, воспитанность. Приобретенные навыки

обеспечивают приспособляемость личности к жизни в обществе и тру-

довой деятельности. Качество оценивается на основе субъективных су-

ждений работодателей, учителей и родителей или в виде балльной шка-

лы, где каждому баллу соответствует определенный уровень качества.

Качественные свойства этой группы обеспечиваются за счет воспи-

тательного процесса как неотъемлемой составляющей обучения. Роди-

тели являются полноценными участниками образовательного процесса,

они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллек-

туального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

1 http://hr-portal.ru/article/pokazateli-kachestva-obrazovaniya

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

4. Компетенции, основанные на личностных качествах ученика.

Личностные качества человека становятся компетентностями, посколь-

ку государство, общество и родители ожидают, что учащийся будет от-

вечать их ожиданиям в части морально-нравственных норм, культурно-

го уровня, этнического и патриотического воспитания и др. Группа

включает качества, присущие конкретному физическому лицу, которые

даны от природы или получены в результате воспитания, – интеллект,

социокультурные потребности, морально-этические нормы, талант и

одаренность, память.

Образование должно ориентироваться на совершенствование лично-

стных характеристик обучаемого. Система общего образования должна

стать одним из инструментов социального выравнивания и должна быть

ориентирована на формирование новых моделей воспроизводства соци-

альных групп, на снижение неблагоприятных последствий социального

расслоения.

Таким образом, качество образования можно рассматривать как мно-

гомерное понятие. В целях дальнейшего исследования под качеством

образования мы будем понимать совокупность характеристик образо-

вательного процесса, обеспечивающих тот уровень знаний и компетен-

ций обучаемого, который позволяет ему осуществлять дальнейшую

образовательную или профессиональную деятельность согласно тре-

бованиям современного этапа развития экономики.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.