Основные признаки унитарного государства — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Основные признаки унитарного государства

2017-11-28 203
Основные признаки унитарного государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

САНАТОРИЙ

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
  • В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц[2].
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

ВИДЫ ФЕДЕРАЦИЙ ВИКИПЕДИЯ

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

  • Симметричные
  • Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

  • договорные
  • конституционные

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

степень централизации:

  • централизованные (Аргентина, Индия)
  • децентрализованные (Швейцария, США)

[править] «Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР)[5]. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада[ источник не указан 523 дня ] и Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Советских Социалистических Республик) также будет «мягкой федерацией».

И критериев его оценки

Образование является важнейшей сферой социальной жизни, во

многом определяющей интеллектуальное и культурное состояние обще-

ства. Научно-технический прогресс приводит к появлению новых тех-

нологий, использование которых обусловливает необходимость посто-

янного обучения и совершенствования профессиональных навыков. В

связи с этим все большую актуальность приобретает процесс непрерыв-

ного образования, ориентированный на получение новых знаний и их

1 См. более подробно: Cawley, Heckman, Lochner, Vytlacil (2000) и Heckman, Vytlacil (2001).

1. КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ…

применение в профессиональной деятельности. Эта логика находит

подтверждение и в Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020

года, утвержденной Распоряжением правительства Российской Федера-

ции от 17.11.2008 г. № 1662-р, где говорится о возрастании роли чело-

веческого капитала как основного фактора экономического развития:

«Уровень конкурентоспособности современной инновационной эконо-

мики в значительной степени определяется качеством профессиональ-

ных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не

сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за

счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования».

Наличие образования способствует повышению социального статуса

современного человека, а также означает более высокий уровень его

материального благосостояния и социальной мобильности. На рис. 1

представлены данные Росстата о средней заработной плате в зависимо-

сти от принадлежности к профессиональной группе. Приведенные дан-

ные показывают, что во всех группах профессиональной деятельности у

людей с высшим образованием заработная плата выше, чем у работаю-

щих с общим средним или среднем профессиональным образованием.

Даже в самой низкооплачиваемой группе, где не предъявляются требо-

вания к квалификации, рабочие с высшим образованием ценятся боль-

ше, и соответственно их заработная плата в 1,5 раза выше, чем у работ-

ников с общим образованием.

Также имеются данные о влиянии уровня образования на состояние

здоровья населения: в докладе ВОЗ отмечено увеличение продолжи-

тельности _____жизни на 10 лет и более у групп населения с высшим образо-

ванием по сравнению с теми, кто имеет только общее образование.

Кроме того, зафиксировано, что риски смертности выше у младенцев,

которые родились у матерей, не имеющих среднего общего образова-

ния1.

Уровень образования является одним из трех показателей Индекса

развития человеческого потенциала2, используемого ООН для межстра-

нового сравнения. Доступность и качество образования являются его

неотъемлемыми взаимодополняющими характеристиками.

1 «Ликвидировать разрыв в течение жизни одного поколения. Соблюдение принципа

справедливости в здравоохранении путем воздействия на социальные детерминанты здо-

ровья». Доклад ВОЗ. 2009 г. Идентификационный номер ВОЗ: WHO/IER/CSDH/08.1http: //

www.who.int/publications/list/WHO_IER_CSDH_08_1/ru/index.html

2 http://hdr.undp.org/

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

Под доступностью образования понимается совокупность обстоя-

тельств, влияющих на возможность получения образовательных услуг

конкретными физическими лицами. Такими обстоятельствами могут

быть ограниченные физические возможности обучаемого, социальное

положение, место жительства, располагаемые _____доходы и др. Доступность

обеспечивается конституционно закрепленными правами граждан РФ в

области образования. Демократические принципы государственного

устройства не только позволяют гражданину самому решать, какой уро-

вень образования ему необходим, кроме обязательного для всех общего

образования, но и дают право выбора форм образования и образова-

тельных учреждений.

 

Проблема оценки качества образования сегодня является одной из

самых актуальных для всей образовательной системы Российской Фе-

дерации. Понятие «качество образования» не имеет общепринятого оп-

ределения, так как все участники образовательного процесса и заинте-

ресованные лица вкладывают в него свой смысл:

Фактор Индикатор

Загруженность учите-

лей

• Отношение «учащиеся/преподаватели», рассчитываемое

как отношение количества зачисленных в общеобразователь-

ные учреждения учащихся к числу работающих преподавате-

лей, индекс

Опыт учите-

лей/квалификация

преподавательского

состава

• Доля квалифицированных (имеющих высшее образова-

ние и проходящих повышение квалификации) учителей в

системе начального образования, %

Мотивация учителей • Среднегодовая зарплата начинающих учителей в госу-

дарственных (муниципальных) общеобразовательных учреж-

дениях, долл., при конвертировании на основе ППС

Состояние материально-технической базы учебных заведений и фи-

нансовая обеспеченность

Поскольку получение бесплатного общего образования гарантирует-

ся государством, основным источником финансирования общеобразова-

тельных учреждений являются бюджетные средства. В России финан-

сирование расходов осуществляется за счет средств бюджета субъекта

РФ посредством выделения субвенций бюджетам муниципальных обра-

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

зований для реализации школами основных общеобразовательных про-

грамм в части финансирования расходов на оплату труда работников

общеобразовательных учреждений, на обеспечение учебно-

раздаточным материалом и техническими средствами обучения, на при-

обретение расходных материалов и прочие хозяйственные нужды (за

исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расхо-

дов).

Недостаток финансовых средств может оказать серьезное влияние на

уровень материально-технического состояния школ, который характе-

ризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих

образовательный процесс (здания, оборудование, библиотека и др.).

Техническое состояние школы должно обеспечить безопасность пребы-

вания там учеников, а материальная база, в том числе оборудование

классов и помещений для занятий, компьютерное обеспечение, наличие

и состояние учебников и наглядных пособий, – доступность, безопас-

ность и инновационность образования.

В качестве показателей, характеризующих состояние финансовой

обеспеченности и ее последующее влияние на материально-

техническую базу учебных заведений, нами использовались следую-

щие:

Фактор Индикатор

Расходы на финансирование

образовательных учрежде-

ний

• Объем расходов на учащегося общеобразователь-

ного учреждения, в долл., при конвертировании на осно-

ве ППС в реальных ценах 2000 г.

• Накопленные расходы на одного учащегося за весь

период обучения в школе, долл., при конвертировании на

основе ППС

Организация образовательного процесса

Факторы этой группы включают применяемые модели управления

учебными заведениями, в том числе отличия в организационно-

правовых формах и формах собственности, а также особенности орга-

низации процесса обучения в виде применения различных технологий и

методик преподавания, структуры и содержания учебных программ,

продолжительности обучения.

Программы и методики общего образования должны соответство-

вать требованиям образовательного стандарта и обеспечивать иннова-

ционность, адаптируемость и универсальность программ, а для ряда

дисциплин носить прикладной характер обучения. Режим учебы должен

1. КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ…

обеспечивать безопасность учеников, в том числе недопустимо отрица-

тельное воздействие образовательного процесса на здоровье учащихся

(перегрузка, переутомление, появление дефектов здоровья).

В качестве показателей, характеризующих уровень организации об-

разовательного процесса, нами использовались следующие:

Фактор Индикатор

Продолжительность обучения

(время нахождения в учебном

заведении)

• Ожидаемое количество лет обучения, лет

• Среднее число часов, проводимых на обязатель-

ных и факультативных занятиях в год 15-летними уча-

щимися, ч

Характеристика обучаемого

Очевидно, что на результат обучения оказывают влияние личность

ученика, его способности, социальная среда и др. Тем самым и эффек-

тивность затрат также будет зависеть от характеристик обучаемого, ко-

торые, в свою очередь, формируются под влиянием:

− уровня знаний, полученных ранее;

− уровня воспитания, т.е. совокупности социально значимых качеств,

в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к

миру, людям и самому себе;

− степени развитости личности, т.е. сформированности устойчивой

мотивации познания учащихся, развитой памяти и интеллекта, на-

блюдательности и ответственности и пр.;

− уровня доходов семьи, образования родителей, доступности ин-

формационных ресурсов и других факторов.

В качестве показателей, характеризующих различные аспекты ォка-

чества обучаемогоサ, нами использовались следующие:

Фактор Индикатор

Уровень охвата дошкольным

образованием

• Уровень охвата детей дошкольным образова-

нием, %

Качество семейного воспита-

ния

• Доля населения в возрасте 25–64 лет с высшим

образованием, % от общей численности населения

данной возрастной группы

Доступность интернета • Число граждан, имеющих доступ к интернету,

чел. на 100 чел. населения

Финансовая обеспеченность

населения

• Доходы на душу населения, долл. при конвер-

тировании на основе ППС

• Доля расходов населения на образование, % к

ВВП

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

1. 4. 2. Д е т е р м и н а н т ы, о к а з ы в а ю щ и е в л и я н и е

н а о б р а з о в а т е л ь н ы й п р о ц е с с

На эффективность функционирования системы общего образования

непосредственное влияние оказывают внешние факторы, характери-

зующие как общий уровень экономического и институционального раз-

вития общества в той или иной стране, так и эволюционно сформиро-

вавшиеся особенности населения в виде различной плотности его раз-

мещения на территории страны, уровня урбанизации, демографической

(языковой, конфессиональной, этнической) структуры населения, пред-

расположенности к вредным привычкам и пр.

В качестве показателей, характеризующих уровень институциональ-

ного развития и особенностей населения, нами использовались сле-

дующие:

Фактор Индикатор

Эволюционно сложившиеся

особенности населения

• Доля городского населения (уровень урбаниза-

ции), % от общей численности населения

• Плотность населения, чел. на 1 кв. км

• Этническая структура населения

• Языковая структура населения

• Конфессиональная структура населения

• Потребление алкоголя, л на душу населения (15+)

Качество институционального

развития

• ВВП на душу населения, долл. при конвертирова-

нии на основе ППС

• Индексы коррупции

Статистически значимые

Объясняющая результаты*

Переменная

Количество

Исследова-

Ний

Положи-

Тельное

влияние, %

Отрицатель-

Ное влияние,

%

Статистически

Незначимые

результаты, %

Реальные ресурсы

Отношение коли-

чества учителей к

количеству

школьников

276 14 14 72

Образование

учителей

170 9 5 86

Опыт учителей 206 29 5 66

Финансовые ресурсы

Зарплата учите-

лей

118 20 7 73

Расходы на одно-

го школьника

163 27 7 66

Другие ресурсы

Оборудование 91 9 5 86

Административ-

ные возможности

75 12 5 83

Оценки, полу-

ченные учителя-

ми при участии в

специальном

тестировании

41 37 10 53

* Значимость на уровне 5%.

Источник: Hanushek (1997).

Таким образом, в настоящее время, на наш взгляд, есть четыре ос-

новных пути повышения уровня среднего образования в России. Во-

первых, это повышение расходов на одного школьника, которые дос-

тигли среднемирового (для развитых стран) уровня в 24–25% от поду-

шевого ВВП и в дальнейшем, по-видимому, будут повышаться темпами,

соответствующими росту ВВП на душу населения (рост расходов на

среднюю школу более высокими темпами представляется маловероят-

ным). Во-вторых, сохранение достаточно высокого уровня образования

взрослого населения. В-третьих, оптимизация среднего размера класса

(соответствующего отношению числа школьников к числу учителей на

уровне 18–19) в системе среднего образования: в настоящее время в

некоторых городских школах классы явно перегружены – до 40 человек,

а в некоторых сельских школах количество учителей явно избыточно.

В-четвертых, повышение эффективности использования финансовых

ресурсов в системе среднего образования до уровня стран ОЭСР (что, в

принципе, имело место в первой половине 2000-х гг. – фактическое зна-

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

чение оценок PISA по математике находилось даже несколько выше

теоретического уровня, т.е. уровня, который имел бы место в странах

ОЭСР, если бы они при своей эффективности использования ресурсов

тратили на среднее образование в расчете на одного школьника столько

же средств, сколько тратилось в России).

Если в РФ снизится уровень образования взрослого поколения, то

уровень образования школьников также существенно снизится (оценки

PISA по математике упадут на 30–35 пунктов). Если же не заимствовать

этот «опыт» стран ОЭСР, то за счет увеличения госрасходов и оптими-

зации среднего размера класса можно повысить оценки PISA на 65–70

пунктов (при условии достижения эффективности стран ОЭСР) и дос-

тичь уровня 535–540, соответствующего показателям Финляндии,

Швейцарии, Японии.

* * *

По итогам проведенного анализа влияния различных детерминантов

на качество школьного образования в странах ОЭСР и России можно

сделать следующие содержательные выводы.

1. Согласно результатам межвременных сопоставлений в кратко-

срочной перспективе (8–10 лет) повышение расходов на среднюю шко-

лу не оказывает заметного влияния на успеваемость учащихся. Другими

словами, за счет возросшего финансирования будут улучшены образо-

вательная инфраструктура и материально-техническая обеспеченность

школьников, повышен уровень оплаты труда учителей, но при этом ка-

чество образования учащихся принципиально не изменится.

2. В краткосрочной перспективе положительный эффект на качество

образования школьников может оказать процесс урбанизации. Резуль-

таты проведенного межвременного эмпирического анализа показывают,

что повышение уровня урбанизации действительно вызывает рост уров-

ня успеваемости школьников за счет получения доступа к более качест-

венному образованию при том же уровне затрат на одного учащегося.

При этом следует учитывать, что процесс урбанизации во многом эндо-

генен, а потому слабо управляем. В то же время программы переселения

людей в города из населенных пунктов, находящихся в состоянии эко-

номического упадка, помогут не только повысить уровень жизни этих

2. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ…

95людей, но и дать ощутимое улучшение успеваемости их детей школьно-

го возраста.

3. Как показывает межстрановой эмпирический анализ, в долгосроч-

ной перспективе (25–30 лет) положительное влияние на качество обра-

зования будут иметь, во-первых, увеличение финансирования школ,

объемы которого при пересчете на одного школьника росли в последние

годы опережающими темпами по сравнению с динамикой подушевого

ВВП1; во-вторых, снижение степени неравенства в распределении дохо-

дов, которое сильно коррелирует с подушевым ВВП, в связи с чем его

изменение в долгосрочной перспективе может быть достигнуто только

за счет экономического развития.

4. Для российского уровня экономического развития качество обра-

зования школьников находилось в последнее десятилетие на вполне

сопоставимом уровне. Во многом это обеспечивалось за счет высокого

уровня образования взрослого населения. Если учитывать еще и неоп-

тимальное значение среднего размера класса, то в 2000–2006 гг. уровень

школьного образования находился даже выше своего теоретического

уровня, соответствующего средней эффективности образовательной

системы по странам ОЭСР. Тем не менее к 2009 г. эффективность суще-

ственно снизилась: несмотря на дальнейшее наращивание расходов на

систему среднего образования, успеваемость школьников стала даже

ниже уровня 2000 г. Таким образом, дальнейшие перспективы повыше-

ния уровня образования школьников зависят от эффективности исполь-

зования системой среднего образования финансовых ресурсов: если эта

эффективность возрастет до уровня, соответствующего среднему по

ОЭСР (предпосылки к чему имели место в России в начале 2000-х гг.),

процент взрослого населения с высшим образованием сохранится на

текущем уровне и средний размер класса будет приведен в соответствие

с оптимальными значениями (18–19 школьников на одного учителя), то

можно ожидать повышения значений PISA на 65–70 единиц, что при-

близит нас к таким странам, как Япония и Финляндия. В то же время

1 Почти во всех развитых странах, по которым есть статистика, уровень расходов на одно-

го школьника сходится к уровню 20–25% ВВП на душу населения, и Россия в кон-

це 2000-х гг. вышла на этот уровень. Достижение уровня финансирования, соответст-

вующего текущему среднему значению для стран ОЭСР, может способствовать росту

показателей PISA в России на 6–7%.

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ__

если текущая неэффективность будет сохранена (т.е. разница между

фактическим уровнем успеваемости и уровнем, который имел бы место

в странах ОЭСР, если бы они обладали теми же значениями фундамен-

тальных факторов, определяющих уровень образования школьников,

что и Россия), то увеличение расходов, оптимизация соотношения меж-

ду числом школьников и числом учителей и сохранение уровня образо-

вания старшего поколения смогут обеспечить рост PISA на 30–50 пунк-

тов, т.е. приблизить Россию к показателям таких стран, как Словения и

Исландия. В случае же снижения доли лиц с высшим образованием при

сохранении текущей неэффективности даже повышение расходов до

уровня среднего по ОЭСР будет не в состоянии переломить тенденцию к ухудшению качества образования

В большинстве стран ОЭСР общеобразовательные учреждения име-

ют право самостоятельно производить отбор кандидатов на вакансии

школьных учителей. Пример процедуры отбора учителей в школах

Финляндии представлен схематично на рис. 22.

1 University of Hertfordshire. Teacher Training – information for applicants and FAQs:

http://www.herts.ac.uk/fms/documents/schools/education/Teacher_Training_Advice.pdf.

2 http://thescotsman.scotsman.com/news/Teacher-training--places-are.6053723.jp.

3 Barber M., Mourshed M. How the world’s best-performing school systems come out on top.

McKinsey report, September 2007.

4 Kim E., Kim J., Han Y. Secondary Teacher Policy Research in Asia: Secondary education and

teacher quality in the Republic of Korea. Bangkok: UNESCO Bangkok, 2009:

http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001864/186494e.pdf

5 Kárpáti A. Teacher training and professional development, Institute of Economics of the Hungarian

Academy of Sciences: http://www.mtakti.hu/file/download/greenbook/chapter8.pdf

6 McKenzie P. Teaching: Restoring its class, OECD Education Directorate, OECD Observer

No. 242, March 2004: http://www.oecdobserver.org/news/fullstory.php/aid/1216/Teaching:_

Restoring_its_class.html

3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО…

Источник: Barber M., Mourshed M. How the world’s best-performing school systems come out

on top. McKinsey report, September 2007.

Рис. 22. Процедура отбора учителей в школы Финляндии

Такое повышенное внимание к процессу отбора будущих учителей

обусловлено высоким статусом учителя: в Финляндии учителя прирав-

ниваются к государственным служащим.

В развитых странах учителя начинают свою педагогическую дея-

тельность либо после получения высшего педагогического образования

(3–4 года), либо после прохождения годового курса педагогической

подготовки после окончания университета по специальности, не связан-

ной непосредственно с образовательным процессом. Поэтому в целом

можно выделить две модели отбора будущих учителей1:

1) отбор происходит прежде, чем люди начнут курс педагогической

подготовки, и количество мест в учебных заведениях ограничивается

только отобранным количеством людей;

2) отбор будущих учителей происходит после завершения курса педа-

гогической подготовки из числа лучших дипломированных специалистов.

Большинство образовательных систем в мире являются сторонника-

ми второй модели, однако в некоторых странах – лидерах в области об-

разовательных услуг часто используются различные вариации первой

модели.

1 Barber M., Mourshed M. How the world’s best-performing school systems come out on top.

McKinsey report, September 2007.

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

3. 2. 2. А н а л и з д о с т а т о ч н о с т и к о л и ч е с т в а

ш к о л ь н ы х у ч и т е л е й

Основными характеристиками надлежащей организации образова-

тельного процесса в школе являются соотношение численности уча-

щихся на одного учителя и среднее количество учащихся в классе. Не-

смотря на то что явной зависимости между уровнем успеваемости

школьников и загруженностью учителя не выявлено (по результатам

отдельных исследований уменьшение количества учащихся в одном

классе средней школы не оказывает большого влияния на качество об-

разования и успеваемость учеников, а в некоторых случаях было зафик-

сировано даже отрицательное влияние1), тем не менее распространено

мнение, что классы небольшого размера позволяют учителям в большей

степени организовать индивидуальную работу с каждым учеником с

учетом его способностей и уровня развития, а также меньше учебного

времени тратить на решение организационных и дисциплинарных во-

просов.

Согласно международной статистике, в России обеспеченность

3.3. Особенности организации образовательного процесса

САНАТОРИЙ

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
  • В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц[2].
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

ВИДЫ ФЕДЕРАЦИЙ ВИКИПЕДИЯ

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

  • Симметричные
  • Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

  • договорные
  • конституционные

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

степень централизации:

  • централизованные (Аргентина, Индия)
  • децентрализованные (Швейцария, США)

[править] «Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР)[5]. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада[ источник не указан 523 дня ] и Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Советских Социалистических Республик) также будет «мягкой федерацией».

Основные признаки унитарного государства

  1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
  2. Единые для всей страны высшие органы власти;
  3. Единая система законодательства;
  4. Единое гражданство;
  5. Единая денежная единица;
  6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

  • характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
  • объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

  • государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),
  • государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
  • государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Конфедерация — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

  • науке XVIII—XX вв. к сложным формам государственного устройства относят конфедерацию.
    У конфедерации, как правило, нет собственной территории. Её территория складывается из территорий её субъектов, обычно соседствующих друг с другом. Конфедерация не имеет независимой налоговой системы: все налоги и сборы на её нужды поступают по так называемой одноканальной системе от субъектов конфедеративного союза. Соответственно классическая конфедерация представляет собой довольно «рыхлое» политическое образование, лишенное суверенитета, в то время как государства — субъекты конфедерации в полном объёме сохраняют свои суверенные права, включая собственное гражданство, денежную систему, законодательство, право на нуллификацию актов конфедеральных органов на своей территории, право свободного выхода из конфедерации (сецессия). Органы конфедерации не располагают необходимыми материальными ресурсами (собственные вооружённые силы, конфедеральные налоги), чтобы принуждать к выполнению своих решений.

Модель конфедерации была разработана в науке на примере США 1780-х годов, Швейцарии (до сер. XIX в.) и Германского Союза(1815—1866), которые затем превратились в федерации. Вместе с тем известны случаи превращения федераций в конфедеративные образования (например, образование Содружества Независимых Государств на территории бывшего СССР). Таким образом, конфедерация служит переходной формой сложного государственного устройства на пути к более тесному и сплоченному союзу либо наоборот.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.