Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-11-28 | 143 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Территориальная реорганизация местного самоуправления и закрепление новых полномочий органов местного самоуправления предполагают разрешение вопросов материального и финансового характера. Ключевой принцип, действительно обеспечивающий самостоятельность местного самоуправления, заключается именно в наделении муниципальных образований имуществом и финансовыми средствами, достаточными для решения вопросов местного значения. В противном случае местное самоуправление будет зависимо от органов государственной власти.
Экономическую основу местного самоуправления, согласно с ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ, составляют имущество, находящееся в муниципальной собственности, средства местных бюджетов и имущественные права муниципальных образований.
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для:
1) решения вопросов местного значения;
2) осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
3) осуществления факультативных полномочий;
4) обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Перечень объектов муниципальной собственности, предназначенных для решения вопросов местного значения, представлен, в отличие от ранее действовавшего законодательства, путем исчерпывающего перечисления объектов имущества. Причем для каждого вида муниципальных образований – отдельный перечень. Имущество, не предназначенное для осуществления переданных государственных полномочий, для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления или не включенное в перечень в соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ «подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению».
|
С одной стороны, точное перечисление объектов муниципальной собственности, наличие федерального закона, определяющего особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности и порядка учета муниципального имущества (ч. 6 ст. 50) выступают гарантией экономических основ местного самоуправления. С другой стороны, исчерпывающий перечень обязательно потребует изменений и дополнений. Поэтому перечень объектов муниципальной собственности, отнесение их к имуществу разных видов муниципальных образований, безусловно, необходимо корректировать и такая работа, как и работа по уточнению вопросов местного значения, продолжается.
Теперь также предусмотрено, что муниципальное имущество подлежит учету в Реестре муниципального имущества, порядок ведения которого устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти[37].
В то же время процесс разграничения собственности между органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ пока далек от завершения. В соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ сроки безвозмездной передачи имущества органами власти в соответствии с предметами ведения, для обеспечения исполнения которых оно используется, либо приватизация, отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности и не переданного в федеральную собственность, собственность субъекта РФ продлены до 1 января 2012 г. (Приложение 4).
Часть 1 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ обязывает каждое муниципальное образование иметь собственный бюджет (местный бюджет), что потребовало определить в законе основные требования к стадиям муниципального бюджетного процесса (ст. 52, 62), расходам местных бюджетов (ст. 53, 54[38]), доходам местных бюджетов, включая средства на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и средства финансовой помощи муниципальным образованиям (ст. 55–64).
|
Виды источников доходов местных бюджетов, предусмотренные Федеральным законом № 131-ФЗ, как и роль местных бюджетов в системе межбюджетных отношений в современных условиях, к сожалению, не могут обеспечить соблюдения принципа соответствия и достаточности материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления. Если кардинальных изменений в части экономических основ не последует, то, несомненно, реформа местного самоуправления не оправдает возлагавшихся на нее надежд.
6. Расширен, по сравнению с ранее действовавшим законом, перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления и общих требований к ним (Приложение 13). В Федеральный закон № 131-ФЗ включены большая часть положений ранее действовавшего закона, обобщен опыт применения наиболее действенных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, которые хорошо зарекомендовали себя в последнее десятилетие и получили широкое распространение, не остались без внимания также рекомендации специалистов[39] в данной области знаний и практики.
Правовая основа участия населения в осуществлении местного самоуправления включает нормативные правовые акты разной юридической силы (Приложение 14) и непрерывно совершенствуется.
7. Установлены единая для всех муниципальных образований структура органов местного самоуправления, общие требования к каждому из входящих в нее органов, а также федеральные гарантии статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ составляют:
представительный орган муниципального образования;
глава муниципального образования;
местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
|
контрольный орган муниципального образования;
иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Избирательная комиссия муниципального образования в соответствии с ч. 2 ст. 39[40] Федерального закона № 131-ФЗ теперь «является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления». Предусмотрен особый порядок формирования избирательных комиссий, они имеют особые полномочия[41].
Ранее в качестве обязательного в муниципальном образовании предусматривался только представительный орган местного самоуправления, должность главы муниципального образования и другие органы местного самоуправления «могли быть предусмотрены уставом муниципального образования». Это пример пробела в праве – ситуация, при которой общественные отношения нуждаются в нормативном урегулировании, но необходимой правовой нормы нет. В результате практически в каждом муниципальном образовании сложились уникальные модели местного самоуправления, различающиеся по количеству и видам, наименованиям и объему полномочий органов местного самоуправления, формам их взаимодействия и соподчиненности. Такие модели иногда принимали причудливые формы[42], оказались не только не стабильными (реорганизация органов местного самоуправления – обязательный пункт предвыборной программы практически всех кандидатов на выборные муниципальные должности, который при избрании (переизбрании) непременно реализовывается), но и стали источником напряженности, постоянных конфликтов между органами местного самоуправления.
Теперь структура органов местного самоуправления, общие требования к каждому из входящих в нее органов (Приложение 15), федеральные гарантии статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (Приложение 16) закреплены нормативно. Тем более, что в Федеральном законе № 131-ФЗ закреплены те модели, которые апробированы в России и которые доказали свою жизнеспособность за рубежом.
|
8. Изменена правовая основа муниципальной службы. 2 марта 2007 г. Президентом России были подписаны федеральные законы № 24-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы»[43] и № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»[44].
Статей 17 первого из названных законов введены дополнительные ограничения для глав местных администраций и выборных должностных лиц местного самоуправления. Во-первых, осуществляемая ими «преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства». Во-вторых, они «не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений».
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» заменил с 1 июня 2007 г. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»[45], ранее регулировавший данные правоотношения. При этом изменения в полной мере отражены в названии документов (опущено слово «основы»), федеральный законодатель предложил системное, согласованное с законодательством о государственной гражданской службе «видение» института муниципальной службы:
предложены определения понятий «муниципальная служба», «муниципальная должность», «муниципальный служащий», «конфликт интересов», «личная заинтересованность муниципального служащего» и др.;
сформулированы основные принципы муниципальной службы;
названы должности муниципальной службы, приведена их классификация, предложены требования для их замещения и предусмотрена возможность присвоения муниципальным служащим классных чинов[46];
закреплено правовое положение (статус) муниципальных служащих, в том числе раскрыты основные права и обязанности, ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, юридически закреплен механизм разрешения конфликта интересов на муниципальной службе[47];
установлены особенности прохождения муниципальной службы, включая этапы, рабочее время, общие принципы оплаты труда муниципального служащего, предоставляемые им гарантии, стаж муниципальной службы, вопросы поощрения и дисциплинарной ответственности муниципальных служащих;
определены требования к кадровой работе в муниципальном образовании.
|
В дальнейшем законодательство о муниципальной службе будет корректироваться, но сформированная правовая основа муниципальной службы существенно упрощает эту задачу. Например, реализация мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции Национального плана противодействия коррупции[48], выразившаяся в принятии так называемого «антикоррупционного пакета» законов, потребовала лишь незначительных поправок в Федеральный закон № 131-ФЗ[49] и Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе»[50].
Стремление федерального законодателя унифицировать структуру органов местного самоуправления, муниципальную службу часто воспринимается не иначе как попытка ввести местное самоуправление в строгие рамки, без учета местных особенностей и традиций, как ограничение права местного самоуправления, а не введение его «общих принципов». Такая позиция не лишена оснований[51], но, считаем, что некоторая категоричность формулировок закона не может оказать негативного влияния на качество работы органов местного самоуправления. Дополнительные трудности возникли в переходный этап реформы и только в тех муниципальных образованиях, в которых сложившиеся модели органов местного самоуправления по тем или иным причинам «не уложились» в рамки, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ, и в них потребовалось внести соответствующие коррективы.
Нововведения повлекли объективные проблемы нехватки квалифицированных кадров, разрешить которые к 1 января 2009 г. не удалось. Дефицит кадров осложняется увеличением количества муниципальных образований, расширением структуры органов местного самоуправления. Во вновь образованных муниципальных образованиях необходимо решить вопросы материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Потребуется время для «настройки» механизма работы органов местного самоуправления в связи с изменением вопросов местного значения, перераспределением полномочий между органами отдельных муниципальных образований, формирования баз данных, налаживания взаимодействия и др.
9. Глава 7 «Муниципальные правовые акты» Федерального закона № 131-ФЗ задала единые параметры формирования системы муниципальных правовых актов: закреплены иерархия муниципальных правовых актов, субъекты муниципального нормотворчества, требования к уставу муниципального образования и основы нормотворчества муниципальных образований. Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ установил правила, в соответствии с которыми в каждом муниципальном образовании должна быть сформирована муниципальная часть нормативной базы местного самоуправления.
Федеральный закон № 131-ФЗ как акт, в котором кодифицированы нормы муниципального права, изобилует отсылочными нормами. Мы провели достаточно трудоемкое исследование[52] этих норм, самые общие итоги которого приведены в Приложении 17.
Система муниципальных правовых актов в соответствии со ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ состоит из трех групп документов, которые по юридической силе, в свою очередь, могут быть разбиты на подгруппы:
1) правовые акты, обладающие высшей юридической силой на территории муниципального образования[53]:
устав муниципального образования;
правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты:
главы муниципального образования;
местной администрации[54];
иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Уставу муниципального образования уделено особое внимание: требования к его содержанию (заметим, что они закреплены не только в ст. 44, но и в других статьях Федерального закона № 131-ФЗ (Приложение 18)), порядку обсуждения и принятия проекта устава и муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав, государственной регистрации[55] и к их опубликованию. Статьи 46-48 Федерального закона № 131-ФЗ затрагивают наиболее важные элементы нормотворчества муниципальных образований: виды субъектов нормотворческой инициативы, порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, порядок вступления в силу муниципальных правовых актов, их опубликования (обнародования), отмены и приостановления действия.
Предусмотрены две основные формы систематизации муниципальных нормативных правовых актов:
а) государственный реестр уставов муниципальных образований[56], который имеет региональный, окружной и федеральный уровни. В данном реестре содержатся следующие сведения:
государственные регистрационные номера уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы;
регистрационные номера и данные муниципальных образований РФ;
реквизиты уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы;
тексты уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы;
дополнительные сведения в полнотекстовом виде и без текстов документов;
б) федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов[57], состоящий из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации[58].
Нововведения позволяют решить комплекс вопросов:
установленная иерархия муниципальных правовых актов позволяет избежать между ними противоречий и иных дефектов права;
систематизация нормативного регулирования на местном уровне содействует защите интересов жителей, хозяйствующих и иных субъектов;
местному населению гарантируется участие в разработке муниципальных правовых актов;
упорядочены формы нормотворческой деятельности органов местного самоуправления.
Кроме того, в Федеральном законе № 131-ФЗ предусмотрены возможность контроля органов государственной власти за соответствием муниципальных правовых актов действующему законодательству[59] и формы реагирования на нарушения законности:
обязательные для исполнения письменные предписания уполномоченных государственных органов по устранению нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ч. 3 ст. 21);
отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в случае противоречия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации (п. 1 ч. 6 ст. 44);
отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия судом (ч. 1 ст. 48);
отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия уполномоченным государственным органом в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 48);
роспуск представительного органа муниципального образования (ч. 1 ст. 73);
отрешение от должности главы муниципального образования или главы местной администрации (п. 1 ч. 1 ст. 74).
10. Расширены права муниципальных образований в области межмуниципального сотрудничества.
Межмуниципальное сотрудничество (Приложение 19) осуществляется в целях обмена положительным опытом, координации действий с российскими и зарубежными муниципальными образованиями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, оказания правовой, информационной, организационно-методической и иной помощи, совместного решения муниципальными образованиями вопросов местного значения. Для этого в главе 9 Федерального закона № 131-ФЗ:
перечислены формы межмуниципального сотрудничества: международное (представительство в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы[60]), общероссийское (единое общероссийское объединение муниципальных образований), в субъектах Российской Федерации (советы муниципальных образований субъекта Российской Федерации) и иные;
предусмотрена обязательность образования совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации и полномочия его съезда (собрания членов);
снят запрет на межмуниципальное сотрудничество для совместного решения вопросов местного значения и предложены его формы: межмуниципальные организации (закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью), некоммерческие организации муниципальных образований (автономные некоммерческие организации и фонды);
закреплено, что право определять порядок участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества (п. 7 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ) и принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ и некоммерческих организаций муниципальных образований (ч. 1 ст. 68 и ч. 1 ст. 69 Федерального закона № 131-ФЗ) принадлежит представительным органам муниципальных образований.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!