Тема 13. Аксиология. Ценности и смысл человеческой жизни — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 13. Аксиология. Ценности и смысл человеческой жизни

2017-11-28 167
Тема 13. Аксиология. Ценности и смысл человеческой жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Аксиология как сфера философского знания. Основные понятия аксиологии.

2. Понимание ценностей в различных сферах социальной жизни.

3. Ценности и смысл жизни человека. Свобода и ответственность.

 

Литература

 

1. Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии.- 2002. - № 3. – С. 139-146.

2. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. – 1999. - № 8. – С. 10-12.

3. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития. // Социально-политический журнал. – 1995. - №6. – с. 61-73; 1996. - № 1. – с. 86-99.

4. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: ИПЛ, 1986. – С. 12-214, 74-109, 159-212.

5. Киселев Г. С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии. – 2006. - № 4.

6. Кравченко И. И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. – 2005. - № 2.

7. Сидоренков А. В. Христианские ценности и предпочтения молодежи в современной России // Вопросы психологии. – 2002. - № 5. – С. 48-56.

8. Тульчинский Г. Л. О природе свободы // Вопросы философии. – 2006.- № 4.

9. Федотова В. Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России. // Вопросы философии. – 2005. - № 11.

10. Шохин В. К. «Проект» националистической антропологии и философия ценностей // Вопросы философии. – 2002. - № 6.- С.112 -118.

Тема 14. Глобальные проблемы и будущее человечества (2часа)

 

1. Понятие глобальных проблем, время и причины их возникновения. Типология глобальных проблем.

2. Современная цивилизация в общечеловеческом понимании, ее состояние и проблемы.

3. Футурология как наука о будущем. Возможные сценарии будущего.

 

Литература

1. Бутенко А. П. Глобализация: сущность и современные проблемы // Социально-гуманитарные знания. – 2000. № 3. – С.3-19.

2. Дробот Г. А. Политико-экономические аспекты глобализации // Вестник МГУ. – Сер. 18. Экономика. – 2000. - № 1. – С.37-51.

3. Ермалавичюс Ю. Ю. Заглядывая в будущее: Футурологические суждения. – М.: Корина-офсет, 2009. – 527с.

4. Ивин А. А. Основы социальной философии: учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2005.

5. Крапивенский С. Э. Социальная философия: учебник для вузов. – 4-е изд., испр. – М.: ВЛАДОС, 1998. – С. 327-334, 372-376.

6. Назарчук А. В. Социально-философское осмысление глобализации: Учебно-методическое пособие. – М.: Директ-медиа Паблишинг, 2007. – 55с.

7. Садовничий В. А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире // Вестник МГУ. – Сер. 7. Философия. – 2006. - № 4. – С. 3-17.

Примерные вопросы к зачету

1. Дискуссионный характер понимания предмета философии.

2. Основные философские проблемы.

3. Специфика философского осмысления мира.

4. Функции философии.

5. Зарождение античной философии. Первые греческие философские школы. Диалектика Гераклита.

6. Социальные и культурные предпосылки возникновения философии. Мифология как предфилософия.

7. Античный атомизм.

8. Философия Сократа.

9. Объективный идеализм Платона.

10. Философия Аристотеля.

11. Проблематика европейской философии XVII-XVIII веков. Проблема субстанции.

12. Проблема метода познания в философии Нового времени: эмпиризм, сенсуализм, рационализм.

13. Французское Просвещение и французский материализм.

14. Философские идеи И. Канта.

15. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и система.

16. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

17. Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения философии марксизма.

18. Отличительные черты и особенности философии марксизма.

19. Сущность материалистического понимания истории.

20. Иррационалистическая философия второй половины XIX века.

21. Позитивизм, неопозитивизм и аналитическая философия.

22. Философия и психология бессознательного, З. Фрейд.

23. Экзистенциализм.

24. Основные черты, особенности русской философской мысли.

25. Философия Русского Просвещения.

26. Западники и славянофилы.

27. Русская философия второй половины XIX века.

 

Примерные вопросы к экзамену

1. Предмет философии: дискуссионность понимания.

2. Основные проблемы философии.

3. Специфика философского осмысления мира.

4. Функции философии.

5. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии. Роль мифологии в становлении Философии.

6. Зарождение античной философии. Первые греческие философские школы: милетская, элейская. Диалектика Гераклита.

7. Античный атомизм.

8. Философия Сократа.

9. Объективный идеализм Платона.

10. Философия Аристотеля.

11. Основные черты и проблематика философии Нового времени. Проблема субстанции.

12. Проблема метода познания в философии Нового времени: эмпиризм, сенсуализм, рационализм.

13. Французское Просвещение и французский материализм XVIII века.

14. Философия И. Канта.

15. Абсолютный идеализм и диалектика Г.В.Ф. Гегеля.

16. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

17. Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения философии марксизма.

18. Отличительные черты и особенности философии марксизма, Соединение материализма с диалектикой.

19. Сущность материалистического понимания истории.

20. Иррационалистическая философия второй половины XIX века. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

21. Исторические формы позитивизма. Аналитическая философия.

22. Философия и психология бессознательного.

23. Экзистенциализм.

24. Основные черты и особенности русской философской мысли.

25. Философия Русского Просвещения. XVIII век.

26. Западники и славянофилы.

27. Русская философская мысль второй половины XIX века.

28. Диалектическое миропонимание, Система диалектики.

29. Философское понимание бытия. Материя и Дух как предельно общие субстанции.

30. Философское понимание материи.

31. Философское понимание движения.

32. Пространство и время, Философские концепции пространства и времени.

33. Современные теории строения и структуры материи.

34. Тема человека в философии. Философская антропология как учение о человеке. Природа и сущность человека.

35. Концепции антропосоциогенеза.

36. Человеческая деятельность: сущность, структура, особенности

37. Проблема идеального в истории философии.

38. Материалистическое решение проблемы сознания. Отражение и его формы.

39. Сущность и особенности сознания.

40. Проблема познаваемости мира в философии. Основные подходы к познаваемости мира.

41. Чувственное и рациональное в познании. Иррационализм.

42. Понятие науки. Многообразие определений науки.

43. Специфика научного знания и познания. Роль науки в развитии общества. Оценка роли науки.

44. Возникновение науки. Время и причины.

45. Философское понимание истины. Концепции истины. Виды истины. Истина и идеология.

46. Общество как исторический процесс, понятие и сущность философии истории.

47. Модели исторического процесса: формационная и цивилизационная.

48. Философское понимание общества, Основные концепции общества.

49. Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания.

50. Аксиология как сфера философского знания. Понятие и природа ценностей. Ценности и смысл жизни человека.

51. Современная цивилизация, ее состояние и перспективы. Сценарии будущего человечества.

52. Понятие глобальных проблем, время и причины их возникновения.

53. Метод и методология. Методы научного познания, их классификация.

54. Современные представления о формах движения материи. Движение и развитие, движение и покой.

 

Методические рекомендации студентам

Возможность получения рейтинговой оценки и подсчет рейтинговых баллов в течение года будет определяться исходя из следующих показателей:

Первый семестр – первая контрольная точка.

1. Участие в семинарских занятиях – в зависимости от оценки на семинаре.

2. Участие в заочной олимпиаде университета по философии (3-4 семестры) – на добровольной основе. Количество баллов – по условиям конкурса.

 

Вторая контрольная точка.

1. Участие в работе семинаров

2. Тест по истории философии.

 

Второй семестр – первая контрольная точка

1-я к.т. выставляется по результатам работы на семинарах и за количество баллов, полученных в первом семестре с коэффициентом 0,5 (без учета компенсационных и зачетных баллов).

Предоставление краткого философского учебного словаря из 40-50 статей объемом не более 6-7 строк. В статье могут быть рассмотрены понятия, категории, персоналии с объяснением их сути, либо вклада философа в мировую философскую мысль. Статьи должны быть связаны с учебной программой. Максимальное количество баллов – 15.

Вторая контрольная точка

1. Итоговый тест по философии.

2. Участие в студенческой научной конференции по секциям кафедры философии (на добровольной основе), Тематика выступлений определяется самостоятельно по согласованию с преподавателем.

Сроки:

Согласования – конец февраля. Предоставление текста выступления – март.

Количество баллов – в зависимости от занятого места или участия в конференции.

1-е место в секции – 20 баллов;

2-е место в секции - 18 баллов;

3-е место в секции – 15 баллов.

Участие без занятия призового места – 10 баллов

 

Требования к ответам на семинарских занятиях

В связи с все более ухудшающимся качеством знаний по философии, неумением самостоятельно мыслить, обращаю внимание на необходимость серьезного отношения к подготовке к семинарам. Для этого прошу учесть:

1. Доклад (сообщение) по вопросу семинара должно быть продолжительностью не более 7-8 минут и носить аналитический характер. Для этого необходимо выделить основные пункты рассматриваемого вопроса, раскрыть понятия и категории, связанные с темой, проанализировать основные положения вопроса и сделать выводы.

2. Чтение текста по ксерокопии учебника или распечатке из учебника категорически не допускается, прерываю немедленно с выставлением отрицательной оценки. Сплошное чтение текста другого письменного источника без соответствующего анализа проблемных вопросов, предварительной переработки материала, отсутствия выводов приводит к резкому снижению оценки.

 

Время проведения консультаций во втором семестре – вторник, 15 часов, ауд. № 915. В случае необходимости консультация может быть проведена по договоренности в другое время.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.