В. История развития теории и практики профессионального обучения. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

В. История развития теории и практики профессионального обучения.

2017-11-28 449
В. История развития теории и практики профессионального обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Становление отечественного профессионального образования

На Руси «учение рукомеслу» также восходит к «седой древности». Зародившись в старину,ремесленное ученичество оставалось основной формой профессиональной подготовкимолодежи вплоть до XVIII в.

Сподвижники Петра I B.H. Татаринцев (1686-1750) и В.И. Геннин (1676-1750) создалисистему государственных горнозаводских школ и разработали первые «регламенты» -документы по организации и методике обучения искусствам и ремеслам и воспитаниюбудущих рабочих. Видный деятель екатерининской эпохи И.И. Бецкой (1704-1795)предложил систему сословных учреждений. В написанном им совместно с профессоромМосковского университета А.А. Барсовым (1730-1791) «Генеральном плане Московскоговоспитательного дома» изложена программа подготовки для государства искусныхмастеровых, обладающих высокой нравственностью и практической выучкой.Представитель либерально-буржуазной педагогики Н.И. Пирогов (1810-1881) обосновалидею общественного воспитания, на котором должно основываться профессиональноеобразование, лишенное узкого «специализма».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1870) в статьях «Ученики ремесленные вПетербурге», «Воскресные школы», «Необходимость ремесленных школ в столицах» далкритику существовавшей системы ремесленного ученичества и обосновал следующиефункции ремесленного образования нового типа:

экономические - приведение ремесла в соответствие с требования науки и техники;

социальные — подготовка отечественных специалистов;

нравственные - ликвидация ученичества как формы эксплуатации труда детей;

педагогические - обоснование системы профессиональных школ, установление связиобучения с трудом, создание методики профессионального обучения, отвечающей

требованиям психологии и педагогики.

Общественно-педагогическое движение в России 60-80 гг. XIX в. было направлено надемократизацию и расширение образования народных масс и включало в себяреволюционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский), либерально-буржуазное (Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов) иреакционное (Министерство народного просвещения) направления. Царское правительствовынуждено было осуществлять ряд мер по реформированию начального, среднего и высшегообразования в России.

В 60-е гг. XIX в. в России началось становление теории и методики профессиональногообразования как самостоятельной отрасли научного знания. Это было обусловленоразвитием производства и капиталистических отношений, реформами школьногообразования, расширением сети профессиональных учебных заведений, началомобщественно-педагогического движения в России. Во многом этому способствоваладеятельность научных и технических обществ:Русского технического общества;Вольного экономического общества;Московского общества распространения технических знаний.

Большую роль в становлении теории и методики профессионального образования сыгралжурнал «Техническое образование» (1892-1917). В 1862 году была создана Постояннаякомиссия по техническому образованию Русского технического общества, руководителямикоторой были видные деятели профессионального образования России Е.Н. Андреев (1868-1889) и А.Г. Неболсин (1889-1917).

Определенной вехой в становлении профессиональной педагогики стал разработанныйученым-механиком и Министром финансов И.А. Вышегорским (1831-1895) проект «Общегонормального плана промышленного образования в России» (1884), заложивший основыгосударственной системы профессионального образования.

Русские ученые и инженеры-педагоги (Д.И. Менделеев, В.К. Делл-Вос, В.И. Гриневецкий,

И.А. Стебут, А.И. Гурнов, Д.К. Советкин, С.А. Владимирский, М.В. Лысковский и др.)

сформировали следующие требования к профессиональному образованию:соответствие потребностям развивающейся экономики;конкурентоспособность подготавливаемых кадров;развитие профессионального образования на базе общего образования;разнотипный и разноуровневый характер профшколы в зависимости от исходного общегообразования;сочетание общего и специального компонентов в содержании профессиональногообразования;практическая направленность обучения и четкая социализация;постепенная замена ученичества ремесленными школами;соединение обучения с производственным трудом.

Развитие теории и практики отечественного профессионального образования в концеXIX - первой половине XX в.

В 60-х гг. XIX в. в России начала развиваться дидактика профессионального обучения.Ведущую роль в этом процессе сыграло Московское техническое училище, возникшее набазе Воспитательного дома и имевшее давние традиции в деле обучения ремесленников. Вучебных мастерских этого училища под руководством учебного мастера Д.К. Советкина(1838-1912) была разработана первая в мировой практике дидактически обоснованнаясистема производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечномуремеслу.

В условиях массового вовлечения детей и подростков в производство актуализировалисьсоциальные вопросы защиты и охраны детского труда и реорганизации ученичества.Особенно активно они ставились в промышленных документах политических партий.В канун революционных событий в России стала очевидна необходимость реформированияобразования, приведения его в соответствие с социально-экономическими требованиямижизни. Были предприняты попытки демократизации образования, которые не получилиподдержки со стороны царского правительства.

В 20-е - 30-е годы XX в. шел процесс интенсивного становления отечественнойпрофессиональной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания. Особенностьэтого периода состояла в том, что на первый план выступали идеологические, социально-политические факторы развития профессионального образования. Резкая, далеко не всегдаоправданная критика дореволюционной системы подготовки кадров сочеталась с поискомновых путей образования рабочего класса как оплота революции.

Наиболее сложной была проблема обоснования социально-экономических и теоретико-методических путей развития советских систем народного образования. Особенно остройбыла дискуссия по проблеме о том, какой быть советской школе: монотехнической илиполитехнической. «Монотехнисты» считали, что обучение должно вестись вокругконкретной профессии, что в условиях индустриализации основой системы образования вРСФСР должны стать профессионально-технические школы, направленные на подготовкуузкого ремесленника.«Политехнисты» (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская и др.) отстаивали идею

политехнического образования, знакомящего обучающихся с научными основамисовременного производства и вооружающего их общими трудовыми умениями и навыками.Эту идею поддерживал В.И. Ленин. 16 октября 1918 года были опубликованы «Основныепринципы единой трудовой школы» и «Положение об единой трудовой школе», в которыхпровозглашались принципы связи обучения с производительным трудом.

В программе РКП(б) (1919 г.) было записано требование бесплатного и обязательногообщего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет.Предусматривалось широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими и политехническими знаниями.

Становление профессионального образования за рубежом

Подготовка подрастающих поколений к трудовой деятельности является одной изважнейших социально-педагогических задач. На всех этапах своей истории человечество по-разному решало эту задачу.

В первобытном обществе подготовка детей к труду осуществляется непосредственно втрудовой деятельности. С разделением труда (появлением земледелия, скотоводства иремесла) молодых людей подготавливали к труду в «домах молодежи» и семьях.

В эпоху рабовладельчества произошло отделение умственного труда от физического:физический труд стал уделом рабов, дети рабовладельцев посещали школы жрецов и писцови они освобождались от физического труда, который свободными людьми считалсяунизительным и презренным.

В эпоху Средневековья профессия рассматривалась как пожизненное призвание, как видслужения, установленного божьей волей. Ремесло отождествлялось с искусством, с нимсвязывалась мистическая традиция мудрости и секрета. Такое отношение к ремеслусоставляло стержень трудовой морали феодального общества.Основной формой обучения детей ремесленников и кузнецов было цеховое и гильдейскоеученичество. Средневековый мастер или кузнец передавал своему ученику из уст в уста, изрук в руки профессиональные знания и умения и свой индивидуальный стиль работы.

В XI в. появились первые педагогические сочинения, раскрывающие роль «механическихискусств». Так, в сочинении «Дидаскалон» организатор парижской школы Гуго Сен-Викторский (1096-1141) назвал механику искусством, которое необходимо при изготовлениивещей, и выделил семь искусств: сукноделие, производство инструментов и оружия,навигацию, агрокультуру, охоту, медицину, театральное искусство. Однако он, как имыслители античности, считал механические искусства уделом «плебеев, детейнеблагородных родителей».

В произведениях «Утопия» Т. Мора (1478-1535) и «Город солнца» Т. Кампанеллы (1568-1639) высказаны идеи о необходимости всеобщего участия в труде и соединении обучениямолодежи с производительным трудом. Демократический взгляд на роль ремесла ипрофессии в жизни общества высказал Я.А. Коменский (1592-1670). Он считал необходимымготовить детей к трудовой деятельности. В его учебнике «Мир чувственных вещей вкартинах» много внимания уделяется ознакомлению детей с различными ремеслами,орудиями труда и технологиями производства.

Трактат «Предложения об учреждении производственного содружества» английскогоэкономиста и педагога Дж. Беллерса (1634-1725) явился одним из первых проектовпрофессионального образования. В нем ставилась социально-педагогическая задачаизбавления от бедности путем приобщения молодежи к профессии и соединения обучения спроизводительным трудом.

На пороге Нового времени английский философ и педагог Д. Локк (1632-1704) разработал

систему воспитания «джентльмена» (делового человека), в которой особая роль отводилась

обучению деловых людей какому-либо ремеслу. В «Записке о рабочих школах» Д. Локк

предлагал правительству для детей из бедных семей создать сеть рабочих школ - приютов,

построенных на самоокупаемости, где бы дети обучались какому-либо ремеслу.

Р.Оуэн (1771-1858). Английский социалист-утопист и видный деятель образования. Создалсистему обучения и воспитания детей рабочих, впервые на практике соединил обучение спроизводительным индустриальным трудом, изгнал религию из школы, выдвинул задачувоспитания в духе коллективизма, вплотную подошел к диалектико-материалистическомуразрешению вопроса о развитии личности

Общественный деятель Франции К.А. Корбон (1808-1881) в книге «О профессиональномобразовании» впервые дал анализ состояния образования детей рабочих и системыученичества, подчеркнул значение свободного выбора профессии для личности и общества,показал необходимость всеобщей профессиональной подготовки и созданияпрофессиональных школ, сочетания общего и профессионального образования, взаимосвязиумственного и физического труда. Он выступил против ранней профессионализации детей,подверг критике ремесленное ученичество за низкое качество обучения и умственноеотупление детей.

К. Маркс (1818-1883) техническое обучение, которое «знакомит с основными принципамивсех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыкиобращения с простейшими орудиями всех производств», включил в системукоммунистического воспитания. Был поставлен вопрос о соединении обучения спроизводительным трудом, рациональной организации и защите детского труда, о заменесистемы ученичества техническими школами. Эти идеи получили широкий отклик впедагогических кругах социал-демократов конца XIX - начала XX вв.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.