Педагогические игры и их роль в обучении — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Педагогические игры и их роль в обучении

2017-11-21 306
Педагогические игры и их роль в обучении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время в рамках учебно-воспитательного процесса все больше внимания уделяется активизации познавательной деятельности учащихся с це­лью повышения их мотивации к учебе. По различным предметам проводятся олимпиады, соревнования, конкурсы, тематические мероприятия, что приводит к активизации и интенсификации деятельности учащихся. Под целенаправлен­ным педагогическим воздействием при грамотной организации педагогической среды и выборе верных педагогических технологий такая работа приводит к до­статочно высоким результатам. Педагогические игры и игровые технологии спо­собствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, по­вышая уровень их мотивации.

Феномен игры в педагогической науке - это компонент педагогической культуры, который является способом организации обучения, воспитания и по­вышения мотивации учащихся.

Игровые педагогические технологии - широкое понятие, включающее в себя комплекс методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые характеризуются учебно-позна­вательной направленностью, четко сформулированной целью обучения и направленностью на определенный педагогический результат.

Значение педагогических технологий и игр феноменально: поскольку они являются не только и не столько развлекательно-рекреативным видом деятель­ности, но и моделью, используемой в обучении, творческой деятельности, по­строении человеческих взаимоотношений и проявлений в труде, в то же время способствуют эмоциональной разрядке и заряжают новой позитивной энергией [1].

Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, диагностическую, коррекции, самореализации, социализации, межнациональной коммуникации (интеграционную), игротерапевтическую.

С.А. Шмаков считал, что большинству игр присущи следующие черты: сво­бодная развивающая деятельность, творческий характер, эмоциональная при­поднятость деятельности, наличие прямых или косвенных правил.

Педагогические игры можно классифицировать: по характеру педагогиче­ского процесса, по виду деятельности, по характеру игровой методики, по игро­вой среде.

Игровые технологии можно использовать на всех этапах обучения по раз­личным предметам в качестве элемента или целого урока с целью введения темы, объяснения, закрепления или контроля ключевых понятий по теме; при плани­ровании внеклассной работы или самостоятельной технологии при освоении темы или раздела.

Педагогическая игра характеризуется учебно-познавательной ориентацией, поэтому у нее должны быть цели, направленные на определенный педагогиче­ский результат.

Как связать реализацию игровых приемов, выполнение дидактического за­дания с успешным результатом в рамках урочной формы занятий? Для выполне­ния поставленной задачи следует помнить, что учебная деятельность подчиня­ется правилам игры, а учебный материал- ее средство. Дидактическая цель заня­тия дается учащимся в игровой форме, в учебную деятельность при этом следует ввести элемент соревнования (индивидуального или командного), - таким обра­зом, дидактическая задача перейдет в игровую, а успешно выполненное игровое задание будет напрямую связано с дидактическим заданием и положительным результатом.

Игра является важнейшим средством воспитания и обучения школьников. При применении педагогических игр и игровых технологий на уроках следует делать их доступными для восприятия учащимися того возраста, для которого они предназначены; не забывая о традиционной форме урока, вносить элементы новизны с целью активизации познавательной деятельности учащихся, таким об­разом, чтобы при этом учебно-воспитательные цели урока были реализованы в полном объеме.

Анализ научной и психолого-педагогической литературы позволил понять, что: по мнению Е Борисовой О.М., игра - это основной источник знаний для ребенка, она выполняет две главные функции: во-первых, через игру ребенок познает мир и развивает умственные способности; во-вторых, во время игры находят выход энергия и эмоции ребенка[2]. В исследованиях Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько утверждается, что возраст 6-7 лет идеально подходит для сюжетно-ролевых индивидуальных и коллективных игр.

Спортивные игры развивают психомоторные способности ребенка [3]. Разгадывая ребусы, загадки и кроссворды, дети развивают внимательность память, расширяя свой словарный запас. Мозаика и конструкторы развивают аналитические способности ума и моторику пальцев. Мастеря игрушки, дети развивают воображение и творческие способности.

К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры». Далее он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова утверждала, что: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность» [4].

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Можно согласиться с Л.С.Выготским, который считал, что в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. По его мнению, она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде.

Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно.

Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. А дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той
деятельности, которую он должен выполнить в школе. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе.

Таким образом, роль игры в обучении младших школьников заключается в том, что она служит средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. Так же формируется устойчивый интерес к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму. Анализ показал, что ребенок в процессе игры овладевает общеучебными умениями, навыками учебной и самостоятельной работы, также формируются адекватные взаимоотношения и освоение социальных ролей, то есть особое отношение личности.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.