Занятия 20,21. Тема: Государственное устройство и социальная структура — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Занятия 20,21. Тема: Государственное устройство и социальная структура

2017-11-28 236
Занятия 20,21. Тема: Государственное устройство и социальная структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Древней Спарты.

Занятие проводится в форме коллоквиума; в начале занятия проводится словарный диктант по теме

Обсуждаемые вопросы:

Государственное устройство спартанского полиса: народное собрание, герусия, коллегия эфоров, царская власть. Жизнь Ликурга в описании Плутарха. Права и обязанности спартиатов, спартанская «община равных». Воспитание спартиатов. Периэки и илоты, их место в спартанском обществе. Отличие илотов от афинских рабов.

 

Рекомендуемая литература

1. Хрестоматия по истории Древней Греции / С. Лурье [и др.]; под ред. Д.П. Каллистова. – М.: Мысль, 1964. – С. 118-137.

2. Хрестоматия по истории древней Греции; Сост. Ф.И. Куликов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009.

3. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель; пер. с древнегреч. С.А. Жебелева. – Мн.: Литература, 1998. – Кн.II.VI.13-23,

4. Плутарх. Ликург // Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2т. Т.1/ Плутарх; пер. с древнегр.; cост. М. Томашевской. – М.: Правда, 1986.- С. 91-124.

5. Андреев, Ю.В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит) /Ю.В. Андреев. – СПб.: Алетейя, 2004. – С.184-214.

6. Античная Греция. Проблема развития полиса: в 2т. Т.1; ред кол. Е.С. Голубцова [и др.]. – М.: Наука, 1983. – С.194-216.

7. Гаспаров, М.Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре / М. Гаспаров. – М.: «Новое литературное обозрение», 1996. – С.18-25.

8. Древняя Греция. История, быт, культура. Из книг современных ученых; сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997. – С.84-101.

9. Новиков, С.В. Древняя Греция; Уч. пособие для вузов /С.В. Новиков, Л.Л. Селиванова, А.В. Стрелков. – М.:Астрель, 2006. – С.180-185, 293-296.

10. Печатнова, Л.Г. История Спарты. Период архаики и классики / Л.Г. Печатнова. – СПб., 2002. – 510 с.

11. Печатнова, Л.Г. Противостояние Клеомена и Демарата (К вопросу о соотношении властных структур в Спарте) / Л.Г. Печатнова // Вестник древней истории. – 2006. - № 4.

12. Штоль, Г.В. Герои Греции в войне и мире. История Греции в биографиях / Г. Штоль. – М.: Алетейа, 2000. – С. 11-23.

 

Методические рекомендации

Цель семинарского занятия – изучить особенности социальной градации и политического устройства спартанского полиса. Основными источниками по данной проблеме служат написанная Плутархом биография Ликурга, сочинения Ксенофонта «Лакедемонская полития» и Аристотеля «Политика», элегии Тиртея. Отдельные интересные данные можно почерпнуть в «Географии» Страбона и «Истории» Фукидида.

Подробные сведения о государственном устройстве Спарты содержатся у Плутарха, Аристотеля и Ксенофонта, его глубокий анализ можно найти в монографии Л.Г. Печатновой. Последовательно рассмотрите полномочия народного собрания (апеллы), совета геронтов (герусии) и коллегии эфоров. Выясните, кто, с какого возраста и на какой срок мог быть представлен в этих органах. Определите, каковы были условия и процедуры избрания на различные должности. Сравните спартанскую апеллу с афинским народным собранием, подумайте, чем объясняются более узкие полномочия апеллы. При анализе герусии и эфората обратите внимание на критику Аристотеля; подумайте, чем она была вызвана и насколько, на Ваш взгляд, оправданна. В Спарте одновременно правили два царя, принадлежавшие к двум царствующим династиям. Выясните объем их полномочий, характер отношений с коллегией эфоров и объясните, почему при наличии царской власти мы, тем не менее, говорим о существовании в Спарте аристократической республики. Каждое из выдвинутых положений следует подкреплять адресной ссылкой на источник либо на монографию.

О воспитании, правах и обязанностях спартиатов подробно написано у Плутарха, Ксенофонта, Аристотеля и Исократа. Отдельные сведения о спартанском воспитании и кодексе поведения спартанского воина содержатся в элегиях Тиртея. Выясните, прежде всего, кого из живших в Лаконии мы можем отнести к спартиатам. Социально-политическая организация спартанского государства в том виде, каким его знали греки V в. до н.э, связана с деятельностью царя и реформатора Ликург а. Законотворческая деятельность Ликурга стала центральным событием спартанской истории периода архаики. Выясните причины проведения ликурговых реформ и выделите те из них, которые привели к образованию в Спарте «общины равных». Подберите материал, указывающий на существование жесткой государственной регламентации личной и общественной жизни спартиатов. Отдельно остановитесь на совместных трапезах (сисситиях), определив состав участников, общие для них правила и общественную значимость подобных объединений. Подумайте, какое значение для существование спартанского государства имело поддержание в стабильности «общины равных».

Об илотах и периэках рассказывается в сочинениях Плутарха, Страбона и Фукидида. Обстоятельный анализ их положения можно найти в работах Л.Г. Печатновой и Ю.В. Андреева. Выясните, как античные авторы и современные исследователи объясняли и объясняют происхождение этих категорий населения. Подбирая материал по илотам, определите их статус и перечень занятий в спартанском государстве. Связь илотов с государством проявлялась в целом ряде правовых актов, обеспечивающих государственный контроль над илотами. Выясните, в чем выражалось их зависимое положение от спартанских общин и что позволяет говорить об определенной экономической свободе илотов. В сочинениях Плутарха и Аристотеля найдите сведения о криптиях; подумайте, чем можно объяснить эту практику и почему она не встречалась в других греческих государствах. Подводя итоги, выделите сходства и отличия спартанских илотов от рабов классического типа. В социальной структуре спартанского общества периэки занимали промежуточное положение между спартиатами и илотами. Опираясь на размещенные в хрестоматии источники и на работы Л.Г. Печатновой и Ю.В. Андреева, выясните этническую принадлежность периэков, область их профессиональной деятельности и формы зависимости от спартанского государства. Подводя итоги, определите место периэков в спартанском государстве, их правовые отличия от илотов и спартиатов.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.